Центр психологической поддержки бизнеса и семьи. Эмоциональная усталость

Более 50 лет назад в Америке впервые начали изучать разновидность , при возникновении которого обычная терапия не приносила результатов.

Пациенты жаловались на эмоциональный кризис, отвращение к своей работе, чувство угасания профессиональных навыков. При этом наблюдались разнообразные психосоматические расстройства и утрата социальных контактов.

Выделивший это явление в самостоятельную форму стресса американец Фрейденбергер, дал ему название «выгорание».

Сгореть на работе, как спичка — корнями в СССР

Советские люди не хуже американцев понимали, что это за напасть. По крайней мере, все знали, чем это заканчивается. «Ещё один сгорел на работе» — этот смертельный диагноз был почётным.

В рамках воинствующего коллективизма для общества это имело какую-то ценность, хотя для отдельно взятой личности, почившей с таким романтизмом, наверно, это было всё-таки трагично. Всем были известны 3 стадии явления трудоголизма:

  • «гореть на работе»;
  • «перегореть к чему-то»;
  • сгореть.

Гореть – это было по-нашему! Но сгореть можно было почётно – на работе и бесславно – от водки. Трудоголизм и алкоголизм на первый взгляд не имеют ничего общего. Но, приглядевшись внимательно, можно узнать в этих «чрезмерностях» похожие черты и симптомы. И общую последнюю стадию: скатывание личности в деградацию.

Американцам нечем похвастать: у нас тоже издавна горели, выгорали и сгорали. И даже считалось, что именно так и надо жить. Вспомните пламенного Сергея Есенина: «А мне, чем сгнивать на ветке, уж лучше сгореть на ветру». Сгорали раньше положенного земного срока поэты, писатели, актёры, врачи, общественники.

А задолго до Френдербергера его знаменитый соотечественник Джек Лондон дал исчерпывающее описание синдрому эмоционального выгорания на примере своего гения трудолюбия Мартина Идена в одноименном произведении.

Мартин, который работал по 15-20 часов в сутки, стремясь к своей цели, в конце концов, добился её. Но, увы, ему к тому времени уже не нужна была ни слава, ни деньги, ни возлюбленная. Он выгорел дотла. Тягостное состояние, при котором он уже ничего не чувствовал, не хотел и не мог. Добившись всего, о чём мечтал, банально покончил жизнь самоубийством. Ну вот, ещё один сгорел на работе… Точнее, от работы.

Опасности и механизм развития выгорания

Синдром эмоционального выгорания – это форма , при которой происходит истощение организма на всех трёх уровнях: эмоциональном, физическом и психическом.

Коротко говоря, выгорание – это отчаянная попытка организма защититься от чрезмерных нагрузок. Человек обрастает непробиваемым панцирем. Через этот панцирь к нему не может пробиться ни одна эмоция, ни одно чувство. В ответ на любой раздражитель автоматически срабатывает «охранная система» и блокирует ответную реакцию.

Для выживания индивида это полезно: он погружается в режим «экономии энергии». Но для окружающих его людей, партнёров, пациентов, родственников это плохо. Кому нужен «выключенный» из повседневности биоорганизм, который механически «тянет лямку» на работе, стремится уйти от любых форм общения и постепенно утрачивает профессиональные и коммуникативные навыки. Люди начинают сомневаться в своей компетентности и профессионализме.

Синдром опасен и для самой личности, и для окружающих. Представьте, что пилот самолёта, на котором вы куда-то собрались лететь, вдруг усомнился в том, что поднимет машину в воздух и доставит вас по месту назначения.

А хирург, у которого вы лежите на столе, не уверен, сможет ли он без ошибок провести операцию. Учитель внезапно осознаёт, что он больше не способен ничему никого научить.

А за что русский народ всегда с ненавистью относилась к работникам правоохранительных структур? То, что гражданам казалось хамством, цинизмом, бездушием в презренных «ментах», на самом деле было всё тем же «выгоранием».

Три стороны истощения и эмоциональной лабильности

Эмоциональное выгорание (burn-out) развивается исподволь, постепенно, может быть сильно растянуто во времени, а потому заметить его на начальных стадиях проблематично. В его развитии условно выделяют следующие 3 фактора:

  1. Личностный . Исследователи отмечают целый спектр взаимоисключающих черт характера личностей, подверженных «выгоранию».
    С одной стороны быстро «выгорают» гуманисты и идеалисты, готовые всегда придти на помощь, протянуть руку, подставить плечо. Фанатики – люди, одержимые сверхидеями, сверхцелями, сверхидеалами – тоже хорошее топливо для синдрома. Это люди «тёплого полюса». На другом полюсе – люди, эмоционально холодные, как в общении, так и в работе. Сильно расстраиваются только из-за собственных неудач: интенсивность переживаний и негатив просто зашкаливают.
  2. Ролевой . Неправильное распределение ролей. Допустим, предполагается, что коллектив работает в одной упряжке, и результат будет зависеть от чётко организованной командной работы сотрудников. Но никто чётко не прописал распределение нагрузки и уровень ответственности каждого. В результате один «пашет за троих», а другой «дурака валяет». Но и тот, кто «пашет», и тот, кто «волынит» имеют одинаковую зарплату. Трудяга, который не получает по заслугам, постепенно теряет мотивацию, развивается, так называемый синдром выгорания на работе.
  3. Организационный . С одной стороны – существование мощного психоэмоционального напряжения в слаженном коллективе. На его фоне идёт рабочий процесс: общение, получение и переработка информации, решение проблем. И всё это усугубляется тем, что сотрудники заряжаются и заражаются друг от друга чрезмерными эмоциями. С другой стороны – психотравмирующая атмосфера на работе. Конфликтные ситуации внутри коллектива, плохие отношения с начальством. Никудышная организация, плохое планирование трудового процесса, ненормированный рабочий день и ничтожная оплата за внушительные переработки.

Причины и постепенное развитие синдрома

Причины для появления эмоционального выгорания обычно возникают от того, что либо мы сами, либо что-то извне психологически давит на нас и не даёт времени на «тайм-аут»:

  1. Давление изнутри . Сильная эмоциональная нагрузка, будь она со знаком «плюс», или «минус», которая сильно растянута во времени, приводит к истощению эмоциональных ресурсов. Это область личного пространства, и причины истощения могут носить индивидуальные черты.
  2. Давление извне, или требования общественных норм . Перегрузки на работе, требования соблюдать общественные нормы. Стремление соответствовать модным тенденциям: стиль и уровень жизни, привычка отдыхать на дорогих курортах, одеваться «от кутюр».

Сидром развивается постепенно:

  1. Предупреждение и предостережение : погружённость в работу с головой, пренебрежение собственными потребностями и отказ от общения. Последствия этого – усталость, бессонница, рассеянность.
  2. Частичное самоустранение : нежелание делать своё дело, негативное, или безразличное отношение к людям, потеря жизненных ориентиров.
  3. Нарастание отрицательных эмоций : апатия, депрессия, агрессивность, конфликтность.
  4. Деструкция : понижение интеллекта, потеря мотивации, безразличие ко всему
  5. Нарушения в психосоматической сфере : бессонница, гипертония, сердцебиения, остеохондрозы, сбои в пищеварительной системе.
  6. Потеря смысла существования и иррациональные чувства .

Кто рискует больше других?

В наше время сгорают все, несмотря на принадлежность к профессии. Эмоциональное выгорание свойственно таким профессиям и группам граждан:

Врачи в группе риска

Не так давно считалось, что синдром эмоционального выгорания — это исключительная привилегия медицинских работников. Объяснялось это так:

  • профессия врача требуют от человека постоянного душевного участия и тепла, сопереживания, сострадания, симпатии к пациентам;
  • наряду с этим – сознание огромной ответственности за здоровье и жизнь пациентов;
  • вероятность совершения трагической ошибки во время операции, или постановки диагноза;
  • хроническое ;
  • трудный выбор, который приходится делать (разделять, или нет сиамских близнецов, рисковать, делая больному сложную операцию, или дать ему спокойно умереть на столе);
  • непомерные нагрузки во время эпидемий и массовых катастроф.

Легкое выгорание

Наиболее безобидно выглядит выгорание на уровне реакций, так называемое «легкое выгорание» Оно характерно тем, что имеет короткое время воздействия и проходит по мере того, как исчезают причины, которыми было вызвано.

По «лёгкому» выгорали, наверное, все хоть раз за свою жизнь. Такое эмоциональное истощение может быть вызвано такими причинами:

  • душевный, или материальный кризис;
  • внезапный «цейтнот» на работе, потребовавший отдачи всех эмоциональных и физических ресурсов;
  • уход за грудным младенцем, который заливается криком по 10 часов в сутки;
  • подготовка к экзамену, судьбоносному собеседованию, или работа над сложным проектом.

Природа рассчитала так, чтобы мы были готовы к таким испытаниям, при этом не должна происходить поломка в организме. Но она случается, если то, чем занимается человек, приводит к .

Казалось бы пора бы уже и отдохнуть, а ситуация, требующая нашего вмешательства, не разрешается, оставляя нас в постоянном ожидании, повышенной готовности и напряжении.

Тогда и обрушиваются все симптомы «выгорания», или, попросту говоря – . Но, наконец, проблема разрешена. Теперь можно вспомнить про себя: всласть отоспаться, сходить в бассейн, выбраться на природу, или вообще взять отпуск. Организм отдохнул, восстановился – симптомы «выгорания» исчезли без следа.

Вниз по ступеням выгорания

Согласно Фрейндебергеру, существует шкала выгорания, к которой человека последовательно ведут 12 ступенек:

Горим на закате, горим на рассвете…

Сгореть на стадии расстройства – это уже заработать хроническое состояние эмоционального выгорания. Совокупность всех трёх симптомов заставляет говорить о синдроме «выгорания». Звенья, из которых состоит синдром:

  1. Эмоциональное истощение : мучительное состояние, чем-то напоминающее симптомы шизофрении. Человек страдает от эмоционального бесчувствия. Все переживания утрачивают силу, окраску и значение. Если он ещё и способен на какие-то эмоции, то только на те, которые имеют отрицательный баланс.
  2. Циничность в отношении к людям . Негативные чувства и отвержение тех, к кому ещё вчера отношение имело любовно-заботливую окраску. На месте живого человека теперь видится просто докучливый объект, требующий внимания.
  3. Уверенность в собственной некомпетентности , в угасании профессиональных навыков, ощущение, что больше он ни на что не способен, и «нет света в конце тоннеля».

Диагностика СЭВ

При диагностировании синдрома эмоционального выгорания традиционно пользуются следующими методами и тестами:

  • биографический : с его помощью можно проследить весь путь по жизни, кризисные моменты, основные факторы формирования личности;
  • метод тестов и опросов : небольшой экзамен, позволяющий выявить наличие, или отсутствие синдрома;
  • метод наблюдения : испытуемый не подозревает о том, что за ним наблюдают, поэтому сохраняет привычный ритм жизни, на основании наблюдения делается заключение о тех, или иных симптомах стресса;
  • метод эксперимента : искусственно создаётся ситуация, способная спровоцировать у больного симптомы «выгорания»;
  • метод «Маслач — Джексон» : американская система определения степени выгорания в профессиональном плане, проводится с помощью опросника.

Метод Бойко

Методика Бойко – это опросник из 84 утверждений, на которые тестируемый может ответить только «да», или «нет», из этого можно заключить, на какой фазе эмоционального выгорания находится человек. Существует 3 фазы, для каждой из которых определены основные признаки эмоционального истощения.

Фаза «Напряжение»

Для неё ведущими симптомами выгорания являются:

  • многократное прокручивание в голове негативных мыслей;
  • недовольство собой и своими достижениями;
  • ощущение, что ты упёрся в тупик, загнан в ловушку;
  • чувство тревоги, паника и депрессия.

Фаза «Резистенция»

Её главные симптомы:

  • cильная реакция на слабый раздражитель;
  • потеря нравственных ориентиров;
  • скупость в выражении эмоций;
  • попытки сократить круг своих профессиональных обязанностей.

Фаза «Истощение»

Характерные проявления:

  • безэмоциональность;
  • попытки самоустраниться при любых проявлениях эмоций;
  • отстранённость от мира;
  • нарушения психосоматики и вегетативной нервной регуляции.

После прохождения теста специально разработанной системой подсчёта баллов можно определить:

  • степень выраженности симптома в фазе выгорания (несложившийся, складывающийся, сложившийся, доминирующий);
  • стадию формирования самой фазы (не сформирована, в процессе формирования, сформировавшаяся).

Несерьёзность СЭВ – только кажущаяся. На самом деле психоэмоциональное выгорание имеет грозные осложнения для физического и психического здоровья. Поскольку речь идёт о поломке в системе высшей нервной деятельности, которая « в ответе за всё», то синдром выгорания приводит к нарушениям во всех органах и системах.

Эмоциональный кризис и нервный сбой вызывает сбои в:

  • сердечнососудистой системе;
  • эндокринной;
  • иммунной;
  • вегетососудистой;
  • желудочно-кишечном тракте;
  • психоэмоциональной сфере.

Самые печальные случаи заканчиваются тяжёлыми депрессиями, смертельными заболеваниями. Нередко попытки избавиться от невыносимого состояния заканчиваются суицидом.

В процессе выполнения работы может развиться состояние пониженной работоспособности организма, которое объективно оценивается как утомление, а субъективно воспринимается в виде чувства усталости.

Утомление - снижение работоспособности, возникающее в результате выполнения труда большой тяжести, напряженности или продолжительности и выражающееся в количественном и качественном ухудшении его результатов.

В настоящее время наиболее популярной является теория утомления, согласно которой утомление в первую очередь возникает в центральной нервной системе. При длительном возбуждении определенных участков нервной системы наступает перевозбуждение и торможение условных рефлексов. Торможение является мерой предупреждения функционального истощения клеток, что позволяет клеткам не реагировать на поступающие импульсы.

Чрезвычайно высока биологическая роль утомления . Оно выполняет защитную функцию, предохраняя организм от истощения при слишком длительной или напряженной работе. Повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

В развитии утомления различают преодолеваемое утомление, при котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием. Это так называемое компенсированное утомление. Работоспособность в этом случае обеспечивается значительными энергозатратами. Чаще всего утомление и усталость развиваются параллельно, однако это происходит не всегда. Так, если человек занят любимым, важным для него делом, он может работать достаточно долго, не чувствуя усталости, хотя налицо признаки утомления.

Дальнейшее выполнение работы вызывает развитие некомпенсированного , явного утомления, главным признаком которого является снижение работоспособности. Проявляется утомление субъективным чувством усталости. Фаза декомпенсированного утомления характеризуется снижением общего уровня активности ЦНС (уменьшением скорости зрительно- и слухомоторной реакции, падением уровня внимания), рассогласованием активности различных областей коры большого мозга. Отмечается падение сократительной способности работающих мышц, дискоординация движений, замедление их темпа.

Необходимо так дозировать деятельность человека, чтобы возникающее в ее результате утомление исчезало за время отдыха. Если этого не происходит, то симптомы утомления накапливаются, что приводит к переутомлению.

Переутомление – это длительное и глубокое снижение работоспособности, сопровождающееся нарушением деятельности систем жизнеобеспечения и требующее для своего устранения длительного отдыха. Таким образом, переутомление – это патологическое состояние, которое не исчезает после обычного отдыха и требует специального лечения. Существует понятие синдром хронической усталости . Проведенные рядом ученых исследования показали, что хроническая усталость является основной причиной обращения к врачу около 24% взрослого населения.

Причин, приводящих к хронической усталости, множество и связаны они как с физическим состоянием человека, так и с состоянием его духа. Большинству пациентов лучше помогает комплексный подход к лечению с учетом психологических факторов. Выявление и корректировка проблем, волнующих человека, является важной частью в деле его исцеления. Среди конкретных рекомендаций преодоления состояния хронической усталости наиболее значимы следующие:

    Осознание факта, что самооценка оказывает значительное влияние на здоровье и возможности выздоровления.

    Выявление сторон жизни, вызывающих у человека стресс и поиск способов исключения стрессовых ситуаций.

    Постепенное восстановление активности: объема воспринимаемой информации, физической нагрузки, времени общения с людьми.

Физиологический механизм формирования нервного напряжения. Если ранее ученые преимущественно занимались вопросами, связанными с утомлением и переутомлением, то в настоящее время особую актуальность приобрели проблемы - напряжения и перенапряжения.

Труд не сводится лишь к физической и умственной деятельности. Он почти всегда связан с эмоциональным напряжением, достижением поставленной цели и преодолением затруднительных ситуаций, которые также могут способствовать развитию нервного перенапряжения. Кроме умственно-эмоционального перенапряжения в процессе труда могут возникнуть перенапряжения другого характера, например физическое. В рамках этой работы рассмотрим умственно-эмоциональное перенапряжение как самое распространенное пограничное состояние не только среди работников умственного труда, но и работников других современных профессий.

В сфере эмоций и умственной деятельности современного работника наблюдается значительная интенсификация, которая приводит к тому, что работающий не успевает адекватно и быстро реагировать на всю биологически значимую информацию. Накапливается все больше неотреагированных воздействий, нереализованных эмоций, нерешенных задач различного характера.

Образ жизни и трудовая деятельность за последние годы настолько изменилась, что приспособительно-компенсаторные механизмы, выработанные в процессе эволюции, с трудом справляются с новыми условиями действительности. Возникает дисгармония между психофизиологическими и трудовыми, социальными ритмами. Можно допустить, что темпы адаптации организма человека отстают от темпов возросших жизненных требований, т.е. от ускоренного социально-производственного развития. В связи с этим значительно повышается напряженность регуляторных механизмов ЦНС и гомеостатических констант организма. Чрезвычайно сильные раздражители все более вовлекают структуры коры и подкорки и формируют нервное напряжение. Напряженность нервных и приспособительно-компенсаторных механизмов резко возрастает, возбудительный процесс принимает застойный характер.

В отличие от переутомления, сущность которого в истощении компенсаторно-адаптивных механизмов, нервное перенапряжение - это состояние организма, когда процесс возбуждения при продолжительном воздействии какого-либо постоянного раздражителя или эмоционального комплекса достигает предельно высокого уровня, длительно сохраняющегося только благодаря постоянному включению дополнительных нервных механизмов и потенциальных ресурсов.

Умственно-эмоциональное перенапряжение - это состояние, вызванное психоэмоциональными раздражителями, воздействие которых определяется не их физическими параметрами, а информационно-вербальным содержанием и характеризуется условно-рефлекторным механизмом воздействия.

Умственно-эмоциональное перенапряжение расценивается как качественно новое состояние организма, находящееся между нормальными и патологическими реакциями. Новое физиологическое качество нервного перенапряжения заключается в том, что оно в определенных неблагоприятных условиях и на определенных этапах может смениться заболеванием.

Факторы риска возникновения нервного перенапряжения. Возникновение факторов риска в процессе умственной работы происходит из-за неумения планировать свое рабочее время, учебно-информационной перегрузки мозга, отсутствия навыков самостоятельной работы, дефицита сна, недостаточной физической нагрузки, курения, злоупотребления алкоголем, артериальной гипертонии и гипотонии, высокого уровня тревожности и неврозов, дискомфорта психоэмоциональной сферы, нарушения полового поведения.

Нервное перенапряжение возникает в результате суммарного воздействия различных факторов риска. Комплексное влияние на организм нескольких факторов риска сильнее, если они выступают одновременно и приобретают хронический характер.В зависимости от характера и специфики действия факторы риска условно можно разделить на две группы: биолого-психологической и социально-производственной природы.

Факторы биолого-психологической природы . Особую роль в развитии нервного перенапряжения играют наследственно-конституциональные факторы. Генетическая природа присуща всем психофизиологическим проявлениям организма. Без учета генотипа трудно объяснить разнонаправленные психофизиологические сдвиги под влиянием факторов риска и экстремальных ситуаций.

Развитие нервного перенапряжения в значительной степени определяется также наследственной отягощенностью эндокринно-гуморальной системы. При наличии у человека предрасположенности к какому-нибудь заболеванию возникновение его в результате стресса почти гарантировано.

Из психологических факторов имеет значение резкая выраженность тех или иных черт характера, которой отличаются так называемые акцентуированные личности. Формированию нервного перенапряжения могут способствовать следующие личностные особенности: мотивационные конфликты и конфликты интимно-личностного характера, усиление значения субъективного фактора в оценке тех или иных жизненных ситуаций, непонимание между близкими людьми, эмоционально насыщенная речь, напряженность мышц тела во время разговора, неуверенность в себе, агрессивность, нейротизм, хроническая тревожность и внутреннее напряжение. Индивидуумы с высоким уровнем тревожности более чувствительны к эмоциональному стрессу и с трудом выходят из эмоционально насыщенных ситуаций.

К факторам социально-производственной природы относятся: социальные перемены, значимые жизненные трудности (развод, смерть близких), длительное эмоциональное напряжение, значительное преобладание интеллектуального труда, постоянное ощущение недостатка времени и хроническая усталость, хроническое нарушение режима труда и отдыха, снижение интереса к работе, падение личного престижа, отсутствие элементов творчества в работе и чрезмерная трудовая нагрузка, хроническая гипокинезия, отсутствие трудовых навыков.

Некоторые авторы делают попытки разделить людей на предрасположенных (тип А) и непредрасположенных (тип Б) к заболеваниям в зависимости от типичных для них поведенческих актов и свойственных им психофизиологических особенностей.

Для лиц типа А характерны такие проявления, как торопливость, раздражительность, реактивность, нетерпение, тревожность, стремление к конкуренции, выраженное чувство долга. Лица типа А обычно способные люди, преуспевающие в делах, которые берутся за выполнение одновременно нескольких сложных дел. Они энергичны, стремятся к продвижению по работе, им всегда не хватает времени для отдыха, двигательной активности и сна. Эти характерные черты обостряются в стрессовых и экстремальных ситуациях, при жестком дефиците времени в условиях соревнований и информационной перегрузки. Лица относящиеся по поведенческим проявлениям к типу А, дают основание предполагать наличие у них хронически активной рабочей доминанты. В дальнейшем психологическое состояние торопливости и беспокойства может служить стержневым синдромом, отражающим длительное эмоциональное напряжение с повышенной реактивностью преимущественно симпатико-адреналовой системы.

Полную противоположность представляют собой люди типа Б. Они не перегружают себя работой, весьма равнодушны к ней, веселы, умеют наслаждаться жизнью, много отдыхают, неконфликтны, общительны. Знание личностных психофизиологических и социально-производственных особенностей каждого типа позволяет своевременно применить превентивные лечебно-оздоровительные мероприятия.

Благодаря хроническому характеру нервное переутомление и психоэмоциональное перенапряжение являются ведущими факторами развития сердечно-сосудистых, нервных и психических заболеваний. Статистически достоверно, что так называемые "болезни цивилизации" особенно часты у представителей профессий, связанных с малоподвижным напряженным умственным трудом и эмоциональными нагрузками.

Особенности развития нервного напряжения при монотонном труде. Монотонность труда - это однообразие трудовых операций и производственной обстановки. В настоящее время различные виды монотонных работ разделяются на две основные категории.

    Монотонность действия, при которой состояние монотонии возникает в связи с выполнением однообразных рабочих действий и частым их повторением.

    Монотонность обстановки, при которой состояние монотонии возникает в связи с воздействием однообразных факторов окружающей рабочей обстановки и дефицита поступающей информации ("сенсорный голод").

Термин "монотонность" в основном характеризует внешние объективные факторы трудовой деятельности, а термин "состояние монотонии" в большей степени относится к реакциям человека на монотонный труд. Состояние монотонии , - комплекс физиологических (объективных) и психологических (субъективных) изменений в организме человека, возникающих при монотонном труде.

К факторам, потенцирующим развитие состояния монотонии, относятся гипокинезия и гиподинамия, факторы окружающей обстановки: постоянный фоновый шум и вибрация, недостаточное освещение, некомфортный микроклимат, замкнутость и однообразное оформление интерьера производственных помещений.

К факторам влияющим на устойчивость человека к монотонии относятся: характер и условия работы, профессиональная и физическая подготовленность работников, функциональное состояние человека, отношение к работе, психофизиологические особенности личности.

Состояние монотонии включает широкий комплекс изменений в различных функциональных системах организма человека, характеризующихся снижением уровня их активности. Наиболее серьезным последствием продолжительного труда в монотонных условиях может являться формирование у работающих нервного напряжения и возможное развитие перенапряжения.

Разрабатываемые мероприятия по профилактике развития состояния монотонии должны быть направлены на повышение уровня активности ЦНС, увеличение эмоционального тонуса и мотивации; обеспечение оптимальной информационной и двигательной нагрузок; устранение объективных факторов монотонного труда. Все это достигается оптимизацией характера и условий трудовой деятельности.

Адаптационные процессы и экзаменационный стресс у студентов. Для поддержания взаимосвязи между высшими координирующими центрами и периферическими исполнительными органами существуют сложные отношения, которые обеспечивают взаимную регуляцию, ведущую к оптимальной согласованности функций различных систем и органов человека. Однако при резких изменениях внешней среды или внутреннего состояния организма может возникнуть рассоглассованность между различными системами и произойти нарушение гомеостаза.

W.Selye установил, что сильное воздействие стрессоров на организм приводит к возникновению особого состояния, названного им стрессом (напряжением). Состояние стресса он включил в понятие общего адаптационного синдрома . Во время стресса происходит нарушение приспособительно-компенсаторных и защитных механизмов организма и возникают изменения, не зависящие от природы действующего стрессора.

Выделено три стадии общего адаптационного синдрома: патологии, резистентности и истощения. Патологические сдвиги в организме могут возникнуть в начале воздействия стрессора. Они характеризуются реакцией тревоги и возникают только при воздействии очень сильных раздражителей. Стадию резистентности характеризует активизация физиологического состояния организма.

Период сдачи экзаменов, как правило, сопровождается эмоциональным стрессом у студентов. Подтверждением нарушения биологической саморегуляции организма у некоторых студентов во время экзаменов служат видимые (мимика, речь, жесты, двигательные акты) и невидимые (вегетативно-эндокринные изменения) эмоциональные эффекты. С видимыми проявлениями обычно человек может справиться, подключив волю, а с невидимыми справиться бывает трудно и неизбежно наступает "вегетативная буря". При воздействии соответствующих внешних или внутренних факторов нарушение гомеостаза происходит не пассивно, а с обострением и напряжением деятельности определенных функциональных систем организма.

Учебные стресс-факторы вызывают эмоциональные реакции, вредно действующие на организм и мешающие сдаче экзаменов. Такими учебными стресс-факторами у студентов являются: плохие оценки, конфликтные ситуации с преподавателями, недостаточная подготовка предмета, ожидание неудачи, постоянный страх быть отстраненным от учебы, дефицит времени, темп и скорость экзаменационного периода, необходимость подготовки к экзамену большого объема учебного материала, частые ночные работы, состояние неопределенности.

Стрессы, возникающие во время экзаменационной сессии, принимают хронический и комбинированный характер, их причиной следует считать одновременное действие нескольких экзаменационных стресс-факторов. Когда стрессовые воздействия неоднократны и продолжительны, у студентов возникают симптомы хронического эмоционального стресса, который может формировать у них предпатологическое состояние. Подобные эмоции затрудняют целенаправленную умственную работу студентов.

Многочисленные исследования показали, что под влиянием экзаменационного стресса повышаются или понижаются артериальное давление, ча­стота пульса, показатели ЭКГ, температура кожи, кровенаполне­ние сосудов мозга и нижних конечностей, уровень саха­ра, катехоламинов, липидов, форменных элементов в перифериче­ской крови.

Однократные функциональные сдви­ги в организме под влиянием стресса не представляют опасности и рассматриваются как биологически целесообразные реакции организма для преодоления затруднительных ситуаций. Но так как экзаменационные стресс-факторы действуют многократно, то вы­званные ими функциональные сдвиги после окончания экзаменов не восстанавливаются длительное время. Положительное или отрицательное действие стресса зависит от длительности его дей­ствия и от того, восстанавливаются ли нарушенные под влиянием стресса функции организма. Адаптационные резервы организ­ма не безграничны и использовать их следует постепенно.

Установлено, что эмоциональное напряжение начинается за 4-5 дней до начала экзаменационной сессии и сохраняется на всем протяжении экзаменов даже в те дни, когда студент экзаменов не сдает. Таким образом, студенты вузов два раза в год переживают дли­тельный экзаменационный эмоциональный стресс.

Психофизио­логические и биохимические изменения, происходящие под влиянием эмоционального стресса, в од­них случаях объясняются возникновением замкнутых “эмо­циональных кольцевых кругов” между корковыми и подкорковы­ми эмоциональными зонами, которые усиливают друг друга при каждом экзаменационном стресс-факторе. В других случаях экзаменационная перегрузка мозга не соответствую­щая интеллектуальным способностям и возможностям данного студента, вызывает невротические нарушения.

Проявление эмоционального стресса часто вызывает субъективные переживания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, тревожностью, которые являются источником помех и неудач на экзаменах.

Для предупреждения эмоционального стресса можно рекомен­довать умеренную и равномерную учебную нагрузку в течение семестра, что будет поддерживать жизненный тонус и положительные эмоции, препятствуя возникновению стресса. Целесообразно поддержание интереса к учебному процессу. Развитие интереса необходимо для поддержания здоровья и адаптационных резервов организма студентов. Снижение инте­реса способствует накоплению не усвоенного учебного материала, что в свою очередь вызывает эмоции страха и неуверенности, особенно перед экзаменами.

Утомление эмоциональное У., проявляющееся снижением эмоциональных реакций и эмоционального тонуса; вызывается воздействием сверхсильных или монотонных раздражителей.

Большой медицинский словарь . 2000 .

Смотреть что такое "утомление эмоциональное" в других словарях:

    Англ fatigue, emotional; нем. Erschlaffung, emotionale. Снижение эмоциональных реакций под воздействием сверхсильных или монотонных раздражителей. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    УТОМЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ - англ fatigue, emotional; нем. Erschlaffung, emotionale. Снижение эмоциональных реакций под воздействием сверхсильных или монотонных раздражителей … Толковый словарь по социологии

    Утомление - – 1. снижение способности выполнять работу в прежнем объёме и её качестве, наступающее в результате предшествующих длительных и/или напряжённых физических, умственных усилий либо эмоционального напряжения. Объективно выявляется относительно… …

    УТОМЛЕНИЕ - 1. Уменьшение способности выполнять работу, которое возникает в результате предшествовавших усилий. 2. Внутреннее состояние, которое следует после продолжительного усилия и лежит в основе этого уменьшения способности выполнять что то, чувство… … Толковый словарь по психологии

    Совокупность изменений в физическом и психическом состоянии человека и животного, развивающихся в результате деятельности и ведущих к временному снижению её эффективности. Субъективное ощущение У. называется усталостью. Динамика… … Большая советская энциклопедия

    Эмоциональное выгорание в педагогическом общении - состояние, к рое осознается и переживается как утомление, усталость от деятельности. Характеризует представителей профессии с высокой интеллектуальной и эмоциональной напряженностью, деятельность к рых постоянно требует большой коммуникативной… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    I Укачивание болезненное состояние, возникающее при длительных воздействиях прямолинейных ускорений, а также в результате частых вертикальных перемещений тела. Укачивание, или болезнь движения (морская, воздушная болезнь), возникает практически… … Медицинская энциклопедия

    - (морская болезнь, воздушная болезнь, транспортная болезнь, укачивание) особое состояние организма, которое может возникнуть при передвижении человека на современных видах транспорта (в том числе в летательных аппаратах, на морских и речных судах … Энциклопедия техники

    ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРА - (от грёч. diagnosis распознавание) отнесение текущего функционального состояния оператора к одному из заранее выбранных классов; одно из направлений психодиагностики в инженерной психологии. В простейшем случае Д. с. о. ведется по принципу «норма … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    болезнь движения - (морская болезнь, воздушная болезнь, транспортная болезнь, укачивание) — особое состояние организма, которое может возникнуть при передвижении человека на современных видах транспорта (в том числе в летательных аппаратах, на морских и речных … Энциклопедия «Авиация»

СЭВ - синдром эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания - это психологическая реакция человека на долгосрочное эмоциональное переутомление, проявляющееся в потере интереса к жизни. Такая реакция может «созревать» месяцами и даже годами. Американский психолог Херберт Фрюденбергер в 1974 г. дал определение СЭВ (по английски «burnout») как проблемы, «рожденной обществом и временем, в котором мы живем, постоянной борьбой за то, чтобы наполнить нашу жизнь смыслом. Это состояние не проходит, если его игнорировать».

СЭВ может наступить практически у любого человека, и развивается он по следующему сценарию (хотя человек не всегда проходит все ступени):

Стремление самоутвердиться;

Решение работать больше;

Пренебрежение своими потребностями;

Непонимание конфликта (человек не понимает корня проблемы своего плохого самочувствия);

Изменение ценностей (теряет друзей, семью, оставляет любимые занятия и т. д.);

Отрицание нависших проблем (цинизм, агрессия и разочарование становятся очевидными);

Социальная изоляция (при этом появляется почва для алкоголизма, наркомании и т. п.);

Заметные изменения в поведении;

Внутренняя пустота;

Депрессия;

СЭВ (мысли о самоубийстве, полное умственное и физическое истощение).

Причины возникновения СЭВ:

Причиной возникновения СЭВ является стресс , вызванный обычно слишком насыщенной жизнью: большим количеством встреч, заседаний, проектов, нереальными сроками выполнения обязательств, второстепенными и ненужными делами, отвлекающими от основной работы, а также многими другими факторами, влияющими на жизнь человека в нашем перенасыщенном информацией и технологиями мире. Стресс сам по себе обычно не вызывает больших проблем, но в отношении длительных и многочисленных стрессов каждый из нас имеет свои пределы устойчивости, и когда мы переходим их, то оказываемся на грани переутомления.

Как бороться с СЭВ или предупредить его:

1. Проанализируйте свои мотивы в жизни. Обычно учителя, врачи, менеджеры и представители других профессий, часто и много общающиеся с людьми (пациентами, учащимися, клиентами и т. д., которые не всегда ведут себя «хорошо»), вынуждены вести себя учтиво и вежливо по долгу службы, не испытывая настоящей любви к людям. Со временем стимул (зарплата, карьера и др.) «любить» людей ослабевает или исчезает, и человек дает волю своим настоящим чувствам. Если такое отношение не меняется, человек вынужден менять работу, надеясь, что когда-то он окажется в таком месте, где «любить» других нужно будет не так часто или попадутся такие люди, которых любить будет легко. Как же научиться по-настоящему любить людей?

2. Упростите свою жизнь. Телевидение, интернет, мобильные телефоны и другие средства массовой информации помогают нам в работе, но одновременно через них поступает масса бесполезной для нас информации. Это отвлекает нас от наших прямых обязанностей, занимает время и ум, и, в конечном счете, создается впечатление, что мы сильно перегружены.

3. Выделяйте время для отдыха. Отдавайте предпочтение полезному физическому труду, при котором разум отдыхает: работе в саду или огороде, разведению цветов, ремеслам, прогулкам в парке или лесу и т.п. Отдых на лоне природы оказывает восстанавливающее действие. Избегайте длительного просмотра телепередач или интернет-серфинга.

4. Придерживайтесь здоровых привычек в питании. Употребляйте в основном растительную пищу, избегайте стимуляторов: кофе, чая, алкоголя и острых специй. Важно ежедневно употреблять 6-8 стаканов воды.

5. Вырабатывайте привычки регулярности в жизни в отношении режима сна и употребления пищи.

6. Не ограничивайте себя во сне. В среднем человеку необходимо спать 7-8 часов в сутки.

7. Отдыхайте хотя бы один раз в неделю. Человеку необходимо время для восстановлении духа, души и тела.

8. Не давайте обещаний, которые вы не сможете сдержать. Перегружая себя, мы становимся раздражительными и агрессивными, потому что чувствуем давление невыполненных обязательств. Реально оценивайте свои силы



Похожие публикации