Основы высшей нервной деятельности. Речь и язык. Предмет физиологии высшей нервной деятельности.

39. Высшая нервная деятельность. Определение. Функции значение.

Высшая нервная деятельность (ВНД) - это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде.

Зверобой используется для нервозности и депрессивного настроения. Валериан расслабляется, успокаивает и успокаивает. Корни используются в медицинских целях. Экстракты можно принимать как драже, таблетки, капли или чай. Хмель также обладает успокаивающим и слегка вялым эффектом. Для производства лекарств используются так называемые «початки», женские соцветия хмеля. Зверобой помогает с нервным беспокойством. Он также используется для тяжелых депрессивных расстройств легкой и средней тяжести. Однако они могут влиять на действие некоторых препаратов.

По мере формирования ВНД постепенно начинают включаться ее высшие отделы мозга в выполнении своей основной функции: 1) Осуществлять взаимосвязь организма с постоянно меняющимися условиями окружающей среды и обеспечивать адекватные (правильные и разумные) реакции на действие ее различных раздражителей (обстановка, ситуация и др.). 2) Кроме того, кора головного полушария, как известно, может менять деятельность многих внутренних органов, что является ее второй функцией. Под высшей нервной деятельностью следует понимать не только деятельность нервных клеток коры головного мозга, но и ближайших к коре подкорковых структур. И. П. Павлов изучал чисто физиологическую сторону высшей нервной деятельности (поведение). Как известно, функция корковых нейронов постепенно усложняется после рождения под влиянием окружающей среды, причем, с одной стороны, формируется сложная психическая деятельность, а с другой, приобретенные поведенческие реакции, в основе которых лежат многообразные условные рефлексы.

Принимайте это лекарство, если вы регулярно принимаете другие лекарства. Вы с удовольствием проконсультируетесь с вашей аптекой. Лимонный бальзам обладает успокаивающим эффектом, но он также может спазматировать. Для медицинских целей используются листья растения. В готовых продуктах для нервозности и беспокойства бальзам часто сочетается с валерианами. Он используется не только для беспокойства, но и для нервных желудочно-кишечных расстройств.

Цветок страсти похож на успокаивающий и успокаивающий. Трава используется для производства лекарств. Цветок страсти используется при нервных расстройствах предпочтительно в сочетании с другими растительными веществами. Обратитесь к врачу, если помимо нервозности возникает серьезный физический дискомфорт, такой как боль в спине или боль в животе. - Перегружать нервозность и беспокойство, или вызывать депрессию и беспокойство. - нарушения функции отдельных органов - вы страдаете от дисфункции щитовидной железы или гормонов щитовидной железы; Нервозность и беспокойство могут быть признаками сверхактивной щитовидной железы.

Под высшей нервной деятельностью И.П. Павлов понимал деятельность, обеспечивающую нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру. Им были выделены и изучены составные части высшей нервной деятельности, на основе которых строится любое, даже самое сложное поведение человека. Такими компонентами И.П. Павлов считал наследственные – безусловные рефлексы, и приобретенные в процессе жизни – условные рефлексы. И.П. Павлов показал, что мозг работает по принципу временных связей. Высшая нервная деятельность осуществляется высшим отделом нервной системы - большими полушариями головного мозга и ближайшими подкорковыми образованиями и состоит из нервных процессов, обусловливающих единство условных (приобретенных) и безусловных (врожденных) рефлексов головного мозга.

То, что вы должны учитывать взаимодействия со звероботом. Есть некоторые лекарства, чьи эффекты могут быть ослаблены звездой Святого Иоанна. Следующие лекарственные средства обладают только замедляющим эффектом в сочетании со зверобой. - сердце означает дигоксин - средство для лечения астмы теофиллин - средство для истончения крови, такое как фенпрокумон или варфарин. антидепрессанты, такие как амитриптилин или нортриптилин.

Если вы принимаете таблетку, ее эффективность может быть уменьшена, и может произойти кровотечение. Если одновременно принимать определенные химические антидепрессанты, эффект может быть усилен. Результатом являются тошнота, рвота, беспокойство и замешательство.

40. Условный рефлекс. Определение, принципы, механизмы, условия формирования, торможение рефлексов. Роль И. Павлова в изучении условно- рефлекторной деятельности.

Условный рефлекс – это ответная реакция организма, которая запускается не адекватным для неё безусловным раздражителем, а условным раздражителем, многократно совпадавшим во времени с этим биологически значимым безусловным раздражителем.

Невротическая депрессия - депрессивный невроз - дистимия - дистимия - у.а. Невротическая депрессия является одним из наиболее распространенных депрессивных состояний, даже если неизвестно точное число. Невроз, как говорят эксперты, является нарушением психического опыта, вызванного целыми или частичными угнетенными конфликтами. Взаимодействие невротической структуры личности и соответствующих факторов окружающей среды и / или триггера является решающим. При таком неврозе влияют аффективные чувства, то есть нарушения сознания в смысле депрессии, а нейродегенеративная депрессия или депрессивный невроз называют неврозом.

Механизм: Механизм образования условного рефлекса состоит в установлении временной связи (замыкания) между двумя очагами возбуждения в коре головного мозга. Рефлекторная дуга условного рефлекса образуется за счет формирования временной нервной связи между нервными центрами двух разных безусловных рефлексов, которые возбуждались одновременно или последовательно с коротким временным интервалом. Эта новая связь соединяет между собой 2 безусловно-рефлекторные дуги таким образом, что возбуждение, начавшееся в одной друге, заканчивается в другой

В отдельной главе. То же самое можно сказать о многочисленных вкладах в тему депрессии, особенно в серии из трех частей депрессии. Невротическая депрессия, если основываются старые психиатрические классификации, принадлежит к так называемой психогенной, таким образом, чисто психологически вызванным депрессиям.

Их также называли нервной, настойчивой, если не истерической депрессией, иногда депрессивным расстройством личности, депрессивной личностью, позднее невротической депрессией или депрессивным неврозом. В новых классификациях. Во-первых, несколько замечаний по предмету, из которых состоит диагноз «невротическая депрессия».

Условия формирования: Условный и безусловный раздражители должны совпадать во времени, Условный раздражитель должен несколько упреждать безусловный, Полушария головного мозга во время выработки условного рефлекса должны быть свободны от других видов деятельности, Сила безусловного раздражителя при выработке условного рефлекса должна быть большей, чем сила условного раздражителя,.

Что такое невроз, что такое депрессия? Невроз - это психологическое или психосоциальное расстройство здоровья без очевидной органической основы. Неврозы с так называемыми типичными симптомами описаны, например, как вынужденный невроз, невроз беспокойства, ипохондрический невроз и депрессивный невроз или невротическая депрессия. Более подробную информацию можно найти в соответствующей главе о неврозах, включая новые предложения по классификации.

Депрессия - это психическое расстройство. Он относится к самым страшным болезням. Ранние классификации, которые они разделяли в эндогенной, а также соматогенной депрессии. И психогенная, поэтому чисто психологически вызванная депрессия. Это включало реактивную депрессию, депрессивное развитие, Такие, как депрессия и выкорчевывание депрессии, а также невротическая депрессия или депрессивный невроз. Ниже приведен краткий обзор этого типа депрессивного состояния.

В зависимости от природы физиологического механизма, лежащего в основе тормозного эффекта на условно-рефлекторную деятельность организма, различают безусловное (внешнее и запредельное) и условное (внутреннее) торможение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов обеспечивает соответствие условных рефлексов условиям существования и одновременно задерживает условные рефлексы, не имеющие или потерявшие свое значение для жизни. Условные: то реакции, приобретаемые организмом в процессе индивидуального развития на основе "жизненного опыта", являются индивидуальными, непостоянны. Безусловные: это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма,являются видовыми. Внешнее торможение происходит в случае образования в коре больших полушарий мозга нового очага возбуждения под действием более сильного раздражителя, не связанного с данным условным рефлексом. Внутреннее торможение условного рефлекса развивается постепенно в случае многократного не подкрепления условного раздражителя безусловным. Метод И. П. Павлова и его труды по высшей нервной деятельности животных позволяют исследовать коренные, качественные особенности деятельности мозга человека и составляют одну из естественнонаучных основ диалектико-материалистического мировоззрения. Философия диалектического материализма неизменно опирается на них в идеологической борьбе с идеалистическими и метафизическими представлениями.

На кого влияет невротическая депрессия? Возраст: невротическая депрессия встречается в основном в средние годы жизни. Некоторые пациенты, однако, сопровождаются определенными недугами на протяжении всей их жизни, даже несмотря на то, что они не сильно нарушены.

Кажется, что женщины чаще представлены, чем мужчины. Начало: невротическая депрессия обычно начинается в раннем возрасте во взрослой жизни и занимает от нескольких месяцев до нескольких лет, иногда от жизни. В начале высшей жизни это нарушение часто происходит после определяемого депрессивного эпизода, после траура или другого напряжения.

41.Динамический стереотип. Понятие, роль в формировании поведенческих реакций.

Динамический стереотип – устойчивая система условных рефлексов, формируемая в центральной нервной системе в результате многократного повторения условных раздражителей самого разного порядка в заданной последовательности и через определенные промежутки времени.

Как невротическая депрессия? В большинстве случаев это сложный пучок, оказывающий взаимное влияние на растительные и экологические условия, которые в конечном итоге превращаются в не столь серьезное, но, как правило, стрессовое и, прежде всего, среднесрочное и долгосрочное страдание. И даже если речь идет о более легких травмах, особенно необычно длительный период времени, когда заинтересованный человек может уничтожить, даже если они имеют взаимосвязанные периоды дней или недель, в которых они лучше.

В соответствующей главе. В любом случае эта медиана к долговременному депрессивному синдрому также отражается в психосоциальных последствиях: партнерстве, семье, детях, родителях, друзьях, родственниках, знакомых, соседи, профессиональных коллегах. Последствия не такие экстремальные, как в тяжелой депрессии, но долгосрочные стрессовые - для всех. Прежде всего, заинтересованные лица должны тратить гораздо больше энергии, чем здоровые люди, чтобы обеспечить необходимую ежедневную работу, которая обычно также преуспевает, однако, только в трудных условиях.

Организм приспосабливается к стереотипно повторяющимся внешним воздействиям выработкой системы реакций. При регулярных воздействиях эта последовательность нервных процессов закрепляется, все ответы могут быть воспроизведены - с сохранением знака, интенсивности и последовательности. физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. Особенности динамических стереотипов: облегчают выполнение стандартных, повторяющихся действий (многократное повторение одних и тех же процессов в центральной нервной системе приводит к их максимальной дифференцированности, выраженности), обеспечивают длительное сохранение опыта действий в привычных условиях, вызывают по механизму временной связи повышение готовности к предстоящей деятельности, нередко направляют в течение некоторого времени многие мозговые процессы.

Что вызывают невротические депрессии? В качестве триггера невротической депрессии ситуации, связанные с вскрыши, осмотром или разочарованием, обычно включают смерть в семье, социальную или профессиональную угрозу с или без спуска, перемещение, изменение положения или занятия, но также и наоборот с повышенной ответственностью, потерей предыдущие подпрограммы или.

В случае сильного внутреннего чувства, это может быть даже праздничные поездки, в случае выхода на пенсию или выхода на пенсию пожилых людей, пока «шок на пенсии» или «банкротство». Следует также обратить внимание на биологические эпизоды, которые могут быть вовлечены в вспышку заболевания: половое созревание, беременность, недельную кровать, климактерический или регрессионный возраст и тому подобное.

42.Структурно-функциональные основы психической деятельности человека – 1, 2 сигнальные системы: характеристика, классификация.

Различают первую и вторую сигнальные системы. Первая сигнальная система имеется у человека и животных. Деятельность этой системы проявляется в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней среды (свет, звук, механическое раздражение и др.), за исключением слова. У человека, живущего в определенных социальных условиях, первая сигнальная система имеет социальную окраску. Условные рефлексы первой сигнальной системы образуются в результате деятельности клеток коры большого мозга, кроме лобной области и области мозгового отдела речедвигательного анализатора. Первая сигнальная система у животных и человека обеспечивает предметное конкретное мышление. Вторая сигнальная система, возникла и развилась в результате трудовой деятельности человека и появления речи. Труд и речь способствовали развитию рук, головного мозга и органов чувств. Деятельность второй сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Мы можем в данный момент не видеть какой-то предмет, но достаточно его словесного обозначения, чтобы мы ясно себе его представили. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде понятий, суждений, умозаключений. Вторая сигнальная система является высшим регулятором различных форм поведения человека в окружающей его природной и социальной среде. В зависимости от преобладания первой или второй сигнальной систем людей разделяют на типы: художественный – доминирует первая сигнальная система, образное мышление. мыслительный – преобладание второй сигнальной системы, словесное мышление, выраженная способность к абстрагированию. средний тип – характерна взаимная уравновешенность двух сигнальных систем и к которому относится большинство людей.

В любом случае жалоба тесно связана с причиной и причиной, но более глубокие связи остаются бессознательными и скрыты для соответствующего лица и не могут быть признаны вообще, особенно в случае долгосрочной или долгосрочной болезни или рецидива. Это будет задачей психотерапевтического лечения.

В чем причина невротической депрессии? Несмотря на то, что может произойти определенный перцептивный случай, фактическая причина обычно представляет собой сложный пучок взаимозависимых воздействий на окружающую среду и окружающую среду. Особое значение имеют два фактора: структура личности родителей и их стиль обучения, т.е. упрощенные выражения, с одной стороны, свойства, приобретенные в процессе обучения, с другой стороны.

43. Типы высшей деятельности.

Типы высшей нервной деятельности (ВНД) - совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма.

Типы высшей нервной деятельности:

На самом деле поиск психологического фона часто встречается с нарушенными отношениями между родителями и детьми. Они в основном являются родителями, особенно матерями, которые, как правило, потерпели поражение, подали в отставку или меланхоличны, тусклые и бессознательные, но негибкие, которые изображаются как скрытые или закрытые, и которые испытывают трудности или еще должны выражать свои эмоции - и что самообеспечение в основном отсутствует.

Например, следующие образовательные условия могут иметь депрессивный эффект. Он поощряет появление чувства вины, подавляет выражение естественной агрессии и подрывает уверенность в себе. Отсутствие упорства и безопасности или даже прямой отказ, вплоть до лишений и жестокости. Отсутствие понимания родителей для их детей, что в основном влияет на их самооценку и готовность к контакту. При этом, часто от псевдоподобных забот, все сексуальное исключается, перемещается, подавляется или наказывается как нечто «зло».

  • Образование основано на слишком строгих принципах.
  • Табу сексуальности.
Тем не менее, помимо тревожных, напряженных или агрессивных, семейных отношений, сверхчеловеческий уход за телом тоже болит.

Сильный уравновешенный подвижный - имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций.(сангвиник)

Сильный уравновешенный инертный - с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой.(флегматик)

Он подавляет потребность ребенка в самообеспечении. Это сужение может быть еще более серьезным, чем отсутствие любящей заботы в раннем детстве. Задержанные, серьезные и малообеспечивающие жизни родители и матери часто привязывают своих детей к себе, препятствуют их самореализации и иногда хранят своих взрослых дочерей и сыновей в течение длительного времени.

Есть ли характерная структура личности? Все это говорит о том, что, возможно, уже существует проблемная структура личности, чья «картина болезни в ожидании» ждет соответствующего сигнала тревоги. Но личность тех, кто пострадал, не обязательно должна показывать невротические тенденции. Однако при ближайшем рассмотрении можно обнаружить ряд так называемых мостиковых симптомов, которые как бы пронизывают почву от иногда далеко идущих событий до настоящего времени. К ним относятся психологические, психосоциальные и психосоматически интерпретируемые расстройства с раннего детства.

Сильный неуравновешенный - характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД.(холерик)

Слабый - характеризуется слабостью обоих нервных процессов - возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам.(меланхолик)

Примеры включают в себя: обманывание, ноздри, одышку, дисфункцию, клоун в горле, психическое сердце и проблемы с дыханием, беспокойство, дискомфорт, неуверенность, неспособность чувствовать. Позже затронутые люди часто страдают от низкой самооценки или отсутствия уверенности в себе, что, однако, связано с чрезмерной нагрузкой на самооценку и признание.

Их часто смущают добросовестность, перенапряжение компульсивного сознания, страх игнорировать социальные ориентиры, склонность к зависимости и уверенность в себе, а также склонность подавлять свою собственную агрессию и избегать всего, что может вызвать отвращение или враждебные импульсы в других.

44. Память, эмоции: определение, виды, механизмы формирования.

Эмоции – субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Виды положительных эмоций: Интерес – состояние, помогающее развитию умений, навыков и приобретению новых знаний. Радость – состояние, свидетельствующее о возможности наиболее полно удовлетворить одну из своих актуальных потребностей. И тем это ощущение ярче, чем меньше была вероятность получения желаемого. Порой радость может перерастать в восторг, эйфорию, ликование. Симпатия – может основываться на общих интересах и увлечении, сексуальной привлекательности. Это чувство при определенных обстоятельствах может развиться в восхищение, дружбу, любовь, уважение, доверие.

Виды отрицательных эмоций: Страдание – связано с получением информации о невозможности удовлетворения важных жизненных потребностей, часто протекает в форме стресса. Гнев – вызывается появлением неожиданных препятствий на пути удовлетворения потребности исключительно важной для человека. Обычно эта эмоция протекает в виде эффекта не особо длительного по времени. Отвращение – вызывается обстоятельствами, предметами, людьми соприкосновение с которыми вызывает резкое противоречие с нравственными, эстетическими, идеологическими принципами человека. При сочетании с гневом в межличностных отношениях может провоцировать агрессию. Презрение – порождается разногласием в жизненных установках человека с поведением и жизненной позицией другого человека. Страх – появляется при получении информации о возможной угрозе благосостоянию. Может вызываться не реальной опасностью, а воображаемой, этим и отличается от эмоции страдания. Стыд – появляется при осознании несоответствия своих поступков, помыслов нормам общепринятой морали или собственным установкам.

Механизм : нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями (а также остаточные возбуждения, лежащие в основе воспоминании), широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудо-двигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния.

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы.

Виды: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; по характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная;по продолжительности сохранения материала: долговременная, кратковременная, оперативная.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений. Эмоциональная память – это память на чувства. Образная память – это память на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Непроизвольной памятью называют запоминание и воспроизведение чего-либо, в котором отсутствует специальная цель – это запомнить. Сенсорная память – это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Кратковременная память начинает работать, если информация, переданная рецепторами привлекла внимание мозга.

Механизм: Образование памяти представляет собой ступенчатый процесс, начинающийся с поступления информации, закодированной и переработанной сенсорным системами. Новая информация в течение небольшого отрезка времени сохраняется в кратковременной памяти. Приблизительно 20-30 секунд мозг обрабатывает эту информацию, решая, насколько она важна и стоит ли сохранять ее в дальнейшем. Повторное поступление одной и той же информации повышает вероятность ее преобразования в долговременную память, емкость которой практически не ограничена, а длительность хранения информации может варьироваться от нескольких минут до десятилетий. Основой данного вида памяти являются кардинальные структурные изменения в нейронах, что и обеспечивает длительность хранения информации. Многократное повторяющееся действие раздражителей активирует одни и те же синапсы, что повышает эффективность их последующей деятельности.

45. Сон. Определение, виды, значение, биоритмы.

Сон - это состояние организма, которое характеризуется отсутствием сознания, а также впечатлений со стороны внешних органов чувств. сон имеет две разновидности: медленный (спокойный или ортодоксальный) и быстрый (активный или парадоксальный). При медленном сне наступает уменьшение частоты дыхания и ритма сердцебиений, расслабление мышц и замедление движений глаз. По мере углубления медленного сна общее количество движений спящего становится минимальным. В это время его трудно разбудить. Медленный сон обычно занимает 75 – 80%. При быстром сне физиологические функции, наоборот, активизируются: учащаются дыхание и ритм сердца, повышается двигательная активность спящего, движения глазных яблок становятся быстрыми.

Сон имеет важное значение для организма, способствуя восстановлению функции, в первую очередь нервной системы. Нервная система, так же как и другие органы и ткани, во время сна как бы вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого и здорового сна человек испытывает ощущение свежести и бодрости. Особо подчеркивается, что многие заболевания человека можно лечить с помощью сна.

Биоритм - это периодическое изменение состояния человека от некоторого минимального до максимального значения. Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические. Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления. Имеются данные о влиянии, например, магнитного поля Земли на период и амплитуду энцефалограммы человека. Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относятся суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым условиям существования. Так, некоторые цветки раскрываются незадолго до рассвета, как будто зная, что скоро взойдет солнце. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы.

46. Формы психической деятельности, их характеристика. Физиологические основы.

Психическая деятельность – это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Высшая нервная деятельность – совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей информации и индивидуальное приспособительное поведение организма в окружающей среде (в том числе и трудовая деятельность). Таким образом, психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД. Психическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознается, а ВНД – и в период сна как неосознаваемая переработка информации, и в период бодрствования как осознаваемая и подсознательная переработка.

Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля.

Ощущение – осознание действия на организм пороговых или сверхпороговых раздражителей. Физиологической основой ощущений являются процессы нервного возбуждения, совершающиеся в специальных нервных механизмах, называемых анализаторами. Функция анализаторов заключается в разложении на отдельные элементы сложных воздействий, исходящих от внешней или внутренней среды. С их помощью осуществляется «высший тончайший анализ» (Павлов), который необходим для дифференцированного приспособления организма к условиям среды.

Восприятие – формирование образов предметов или явлений, действующих на органы чувств в данный момент. Оно заключается в узнавании предмета, явления. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга.

Представление – формирование идеального образа предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств, извлекается из памяти. Физиологической основой представлений являются «следы», остающиеся в коре больших полушарий головного мозга от тех возбуждений, которые имели место при ощущениях и восприятиях. При восприятии какого-нибудь предмета соответствующие корковые центры головного мозга находятся в состоянии нервного возбуждения определенной степени интенсивности. Интенсивность этого возбуждения не снижается в течение всего процесса восприятия.

Мышление – процесс познания, накопления информации и навыков, а также и оперирование знанием, то есть закодированной с помощью механизмов памяти информацией. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора. Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.

Внимание – состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью к психической или физической деятельности и сопровождающее саму деятельность. В физиологическом плане в основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Важную роль в формировании внимания играет механизм доминанты.

Воля – степень выраженности стремления в достижении цели. Анатомо-физиологической основой воли, без которой ни одно живое существо не обладало бы ею, является большой мозг.

Эмоция – ярко выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия. Все эмоциональные переживания в очень большой степени обусловлены физиологическими процессами, протекающими в подкорке и в вегетативной нервной системе, которые являются нервными механизмами сложных безусловных рефлексов, называемых инстинктами.

1.Внутренняя среда организма – структура, механизмы взаимосвязи.

Внутренняя среда - совокупность жидкостей циркулирующих в организме человека.

Основной жидкостью является кровь, так как все остальные жидкости являются производными плазмы крови и в кровь возвращаются, обеспечив удовлетворение клеточных потребностей организма человека.

Живой организм представляет собой открытую систему. Открытой называют систему, для существования которой необходим постоянный обмен веществом, энергией и информацией с внешней средой. Взаимосвязи организма и внешней среды обеспечивают поступление во внутреннюю среду кислорода, воды и пищевых веществ, удаление из нее углекислоты и ненужных, а иногда и вредных, метаболитов. Внешняя среда оказывает не только полезные, но и вредные для жизнедеятельности организма влияния. Здоровый организм нормально функционирует, если воздействия среды не переходят границ допустимости. Такая зависимость жизнедеятельности организма от внешней среды с одной стороны, и относительная стабильность и независимость жизненных процессов от изменений в окружающей среде с другой стороны, обеспечивается свойством организма, получившим название гомеостаз.

2.Основы гемопоеза. Механизмы, особенности.

Гемопоез – процесс обновления крови(происходит интрамедуллярно-в красном костном мозге). Складывается из двух процессов кроветворения(гемопоез) и кроверазрушения(гемолиз). Гемолиз происходит в печени и селезёнке. Гемолизу подлежат клетки отжившие свой срок жизни. Процесс гемолиза эритроцитов сопровождается образованием гемоглобинных пигментов: Гемоглобин- гемосидерин(бурый)- ферритин(сине-зеленый)- билирубин(жёлтый)- желчь

Механизм: интрамедуллярный(красный костный мозг), экстрамедуллярный(в лимфоидных органах)

Особенности интрамедуллярного кроветворения:
1. Происходит вне кровяного русла, а в кровь поступают уже зрелые форменные элементы.
2. Осуществляется путём дифференцировки и созревания полипотентной недифференцированной стволовой клетки при воздействии специфических гормонов – поэтинов.
3. В процессе созревания и дифференцировки стволовой клетки в зрелые форменные элементы происходит потеря ядра и способности к делению.

Этапы: 1) .Формирование клеток предшественниц (эритро, лимфо и миелопоэза)Происходит под действием гормонов – поэтинов.2) Формирование бластных клеток(нормобласты, миелобласты, лимфобласты)3) Формирование цитарных клеток или юных(нормоциты, миелоциты, пролимфоциты) 4) Формирование зрелых клеток (эритроциты, тромбоциты, лимфоциты)

3.Кровь.Определение, функции, состав, свойства.

Кровь- основа внутренней среды организма

С физико-химической точки зрения кровь – это коллоидно-суспензионная жидкость красного цвета с терпким запахом, липкая, солёная на вкус.

С биологической точки зрения кровь – разновидность соединительной ткани с жидким межклеточным веществом, состоящая из плазмы и форменных элементов, циркулирующая по кругам кровообращения.

Количество от 5 до 6 литров.

Функции крови : защитная, иммунная, обменная, дыхательная, транспортная, выделительная, регуляторная, питательная.

Состав крови : Плазма и форменные элементы(эритроциты, тромбоциты, лейкоциты)

70%-циркулирующая, 30%- депонированная(кровь находится в паренхиматозных органах, не принимает участие в процессах гемодинамики)

Свойства крови : 1. физико – химические: коллоидные (обусловлены белками и характеризуются онкотическим давлением. Это давление регулирует выход плазмы крови в межклеточное вещество.), суспензионные (обеспечиваются форменными элементами. характеризуют вязкость и текучесть), электролитные (обусловлены минеральными веществами. Характеризуются осмотическим давлением. Обеспечивают осмос и диффузию)
2. Биологические (определяются свойствами и особенностями форменных элементов): фагоцитоз, транспорт газов и питательных веществ, антигенные (на поверхности эритроцитов создаются антигены, определяющие групповую принадлежность крови: резус-фактор, аглютиногены), секреторные (эритрины- антимикробное действие, защитное свойство), инкреторные, фиксировать и переносить газы, гемокоагуляция (свёртывание крови), агглютинация(склеивание).

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ЛЕКЦИЯ 7. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рубрика (тематическая категория) Медицина

1. И.М. Сеченов и И.П. Павлов основоположники учения о ВНД.

2. Безусловные рефлексы.

3. Условные рефлексы.

4. Механизм образования временной связи.

5. Торможение условных рефлексов.

6. Особенности ВНД человека.

7. Функциональная система поведенческого акта.

И.М. Сеченов и И.П. Павлов основоположники учения о ВНД. ВНД - это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающих наиболее совершенное приспособление высокоорганизованных животных и чело­века в окружающей среде.

Вопрос о рефлекторной деятельности коры впервые был представлен основоположником отечественной физиологии И.М. Сеченовым в книге "Рефлексы головного мозга" (1863 ᴦ.). Он полагал, что вся деятельность человека, в т.ч. и психическая (умственная), осуществляется реф­лекторным путем с участием головного мозга. Справедливость взглядов Сеченова в последующем была подтверждена экспериментальными ис­следованиями И. П. Павлова. Он открыл условные рефлексы - основу ВНД.

Все рефлекторные реакции организма на различные раздражители И.П. Павлов разделил на две группы: безусловные и условные.

Безусловные рефлексы - это рефлексы врожденные и передающиеся по наследству. Наиболее сложные из, них называют инстинктами (постройка сот пчелами, гнезд птицами). Безусловные рефлексы отличаются большим постоянством. К числу таких рефлексов относят­ся сосательный, глотательный, зрачковый и различные оборонитель­ные рефлексы. Οʜᴎ образуются на различные раздражители. Так, реф­лекс слюноотделœения возникает при раздражении пищей вкусовых сосочков языка. Возникшее возбуждение передается по чувствитель­ным нервам в продолговатый мозг, где находится центр слюноотделœе­ния, оттуда - по двигательным нервам проводится к слюнным желœе­зам, вызывая их секрецию. Нервные центры безусловных рефлексов лежат в разных отделах головного и спинного мозга. Для их осуществ­ления необязательно участие коры больших полушарий. На базе без­условных рефлексов осуществляется регуляция и согласование деятель­ности разных органов и систем, поддерживается само существование организма.

При этом при помощи безусловных рефлексов организм не может при­способиться к изменяющимся условиям окружающей среды. Сохране­ние жизнедеятельности и приспособление к условиям внешней среды осуществляется благодаря образованию в коре головного мозга услов­ных рефлексов.

Условные рефлексы. Это рефлексы, вырабатываемые в течение ин­дивидуальной жизни, благодаря образованию временных нервных свя­зей в высших отделах ЦНС (коре головного мозга).

Для образования условных рефлексов необходимы условия: 1) нали­чие двух раздражителœей - индифферентного, ᴛ.ᴇ. такого, который хотят сделать условным, и безусловного, вызывающего какую-либо деятель­ность организма, к примеру, отделœение слюны (пища); 2) индифферент­ный раздражитель (свет, звук и т.д.) должен предшествовать безуслов­ному (нужно, к примеру, вначале дать свет, а через две секунды пищу); 3) безусловный раздражитель должен быть сильнее условного (для сы­той собаки с низкой возбудимостью пищевого центра звонок не станет условным пищевым раздражителœем); 4) отсутствие отвлекающих, по­сторонних раздражителœей; 5) бодрое состояние коры.

Механизм образования временной связи. Согласно представлени­ям И.П. Павлова при действии безусловного раздражителя (пищи) и вследствие возбуждения пищевого центра коры и центра слюноотделœе­ния продолговатого мозга возникает слюноотделительная реакция. При действии зрительного раздражителя очаг возбуждения возникает в зри­тельной области коры. При совпадении во времени действия условного и безусловного раздражителœей между пищевым и зрительным центрами коры устанавливается временная связь.

При выработанном условном рефлексе возбуждение, возникшее в зрительном центре при действии светового раздражителя, распространя­ется до пищевого центра, а из пищевого центра по афферентным путям направляется в слюноотделительный центр и возникает слюноотдели­тельная реакция.

Рефлекторная дуга условного рефлекса содержит следующие отделы: рецептор, реагирующий на условный раздражитель; чувствительный нерв и соответствующий ему восходящий путь с подкорковыми образо­ваниями; участок коры, воспринимающий условный раздражитель (к примеру, зрительный центр); участок коры, связанный с центром без­условного рефлекса (пищевой центр); двигательный нерв; рабочий ор­ган.

Торможение условных рефлексов. Условные рефлексы не только вырабатываются, но и исчезают или ослабляются при изменении усло­вий существования в результате торможения. И.П. Павлов различал два вида торможения условных рефлексов: безусловное (внешнее) и условное (внутреннее). Безусловное торможение возникает в результате действия нового раздражителя достаточной силы. В коре Головного моз­га при этом возникает новый очаг возбуждения, который вызывает угне­тение существующего очага возбуждения. К примеру, сотрудник выра­ботал у собаки условный рефлекс на свет лампочки и хочет показать его на лекции. Опыт не удается - рефлекса нет. Шум многолюдной аудито­рии, новые сигналы полностью выключают условнорефлекторную дея­тельность/Условное торможение бывает четырех видов: 1) угасание; 2) дифференцировка; 3) запаздывание; 4) условный тормоз.

Угасательное торможение возникает тогда, когда условный раздра­житель не подкрепляется безусловным несколько раз (включают свет, а не подкрепляют пищей).

Дифференцировочное торможение вырабатывается в том случае, в случае если один сигнальный раздражитель, к примеру нота "до", подкрепляется без­условным раздражителœем, а нота "соль" не подкрепляется. После не­скольких повторений нота "до" будет вызывать положительный услов­ный рефлекс, а нота "соль" - тормозной.

Запаздывающее торможение возникает тогда, когда условный раз­дражитель подкрепляется безусловным спустя определœенное время. К примеру, включают свет, а подкрепляют пищей только через 3 мин. Отделœение слюны после того, как выработалось запаздывающее тормо­жение, начинается к концу третьей минуты.

Условный тормоз возникает в тех случаях, когда к условному раздра­жителю, на который был выработан условный рефлекс, добавляется ка­кой-то индифферентный раздражитель, и данный новый комплексный раз­дражитель не подкрепляется.

Особенности высшей нервной деятельности человека . Поведение любого животного проще, чем поведение человека. Особенностями высшей нервной деятельности человека являются высокоразвитая пси­хическая деятельность, сознание, речь, способность к абстрактно-логическому мышлению. Высшая нервная деятельность человека сфор­мировалась исторически в ходе трудовой деятельности и крайне важно сти, общения. Опираясь на особенности высшей нервной деятельности че­ловека и животных, И.П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах. Животные и человек получают сигналы из внешнего, мира через соответствующие органы чувств. Восприятие окружающего мира, связанное с анализом и синтезом непосредственных сигналов, которые приходят от зрительных, слуховых, обонятельных и других рецепторов, составляя первую сигнальную систему. Вторая сигнальная система возникла и развилась у человека в связи с появлением речи. Она отсутствует у жи­вотных. Сигнальное значение слова связанно не с простым звукосоче­танием, а с его смысловым содержанием. Первая и вторая сигнальные системы находятся у человека в тесном взаимодействии и взаимосвязи, так как возбуждение первой сигнальной системы передается во вторую сигнальную систему.

Эмоции. Эмоции представляют из себяреакции животных и человека на воздействие внешних и внутренних раздражителœей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску и охватывающих всœе виды чувстви­тельности. Различают положительные эмоции: радость, наслаждение, удовольствие, и отрицательные: грусть, печаль, неудовольствие. Разные виды эмоций сопровождаются различными физиологическими измене­ниями и психическими проявлениями в организме. К примеру, при печали, смущении, испуге понижается тонус скелœетной мускулатуры. Печаль характеризуется спазмом сосудов, испуг - расслаблением гладкой мускулатуры. Гнев, радость сопровождаются повышением тонуса скелœетной мускулатуры, при радости, кроме того, расширяются сосуды, при гневе расстраивается координация движений, увеличивается содержание саха­ра в крови. Эмоциональное возбуждение мобилизует всœе имеющиеся у организма резервы.

В процессе эволюции эмоции сформировались как механизм приспо­собления. Огромную роль в жизни человека играют положительные эмоции. Οʜᴎ важны для сохранения здоровья и работоспособности че­ловека.

Память. Накопление, хранение и обработка информации - важней­шее свойство нервной системы. Различают два вида памяти: кратковре­менную идолговременную. В корне кратковременной памяти лежит циркуляциянервных импульсов по замкнутым нейронным цепям. Материальной основой долговременной памяти являются различные струк­турные изменения в цепях нейронов, вызванные электрохимическими процессами возбуждения. Сегодня найдены пептиды, выраба­тываемые нервными клетками и влияющие на процесс памяти. В фор­мировании памяти участвуют нейроны коры больших полушарий, рети­кулярная формация ствола мозга, гипоталамическая область. Различают зрительную, слуховую, осязательную, двигательную и смешанную па­мять исходя из того, какой из анализаторов играет в данном про­цессе главную роль.

Сон и бодрствование. Чередование сна и бодрствования - необходи­мое условие жизни человека. Мозг поддерживается в бодрствующем состоянии за счёт импульсов, поступающих от рецепторов. В состоянии бодрствования человек активно взаимодействует с внешней средой. При прекращении или резком ограничении поступления импульсов в мозг развивается сон. Во время сна меняется физиологическая активность организма: расслабляется мускулатура, снижается кожная чувствитель­ность, зрение, слух, обоняние. Условные рефлексы заторможены, дыха­ние редкое, обмен веществ, величина кровяного давления, частота сер­дечных сокращений снижены.

По данным электроэнцефалографии (ЭЭГ), у человека во сне проис­ходит чередование двух базовых фаз сна: фазы медленноволнового сна - периода глубокого сна, во время которого можно зафиксировать на ЭЭГ медленную активность (дельта-волны), и фазы парадоксального, или быстроволнового, сна, во время которого на ЭЭГ фиксируются рит­мы, характерные для состояния бодрствования. В этой фазе наблюдают­ся быстрые движения глаз, увеличивается частота пульса и дыха­ния; человек видит сны. Возникает эта фаза примерно через каждые 80-90 мин, ее длительность составляет в среднем 20 мин.

Сон - это защитное приспособление организма, охраняющее его от чрезмерных раздражений и дающее возможность восстановить работо­способность. Во время сна в высших отделах головного мозга идет об­работка поступившей за период бодрствования информации. Соглас­но ретикулярной теории сна и бодрствования наступление сна связано с угнетением восходящих влияний ретикулярной формации, активирую­щих высшие отделы головного мозга. В регуляции цикла сон - бодрст­вование большую роль играют медиаторы - серотонин и норадреналин.

Функциональная система поведенческого акта. Функциональная система как интегративное образование мозга. Наиболее совершенная модель структуры поведения изложена в концепции функциональной системы П.К. Анохина. Функциональная система - ϶ᴛᴏ единица интегративной деятельности организма осуществляющая избирательное вовлечение и объединœение структур и процессов направленных на выполнение какого-либо поведенческого акта или функции организма.

Функциональная система отличается динамичностью, способностью к перестройке, избирательному вовлечению мозговых структур для осуществления поведенческих реакций. Выделяют два типа функциональных систем организма: 1. Функциональные системы гомеостатического уровня регуляции обеспечивают постоянство констант внутренней среды организма (температуры тела, давления крови и др.) ; 2. Функциональные системы поведенческого уровня регуляции обеспечивают приспособление организма через изменение поведения.

Стадии поведенческого акта. Согласно представлениям П.К. Анохина физиологическая архитектура поведенческого акта строится из последовательно сменяющих друг друга стадий: афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результатов действия, эфферентного синтеза (программы действия), формирования самого действия и оценки достигнутых результатов.

Афферентный синтез состоит в обработке и сопоставлении всœей информации, которая используется организмом для принятия решения и формирования наиболее адекватного приспособительного поведения. Возбуждение в ЦНС, вызванное внешним стимулом действует не изолированно. Оно вступает во взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими другой функциональный смысл. Головной мозг производит синтез всœех сигналов, поступающих по различным каналам. И только в результате этого создаются условия для осуществления целœенаправленного поведения. В свою очередь, афферентный синтез определяется влиянием нескольких факторов: мотивационного возбуждения, обстановочной афферентации, памяти и пусковой афферентации.

Мотивационное возбуждение возникает в ЦНС с появлением у человека и животных какой либо потребности, оно имеет доминирующий характер, ᴛ.ᴇ. подавляет остальные мотивации и направляет поведение организма на достижение полезного приспособительного результата. В корне доминирующей мотивации лежит механизм доминанты А.А. Ухтомского.

Обстановочная афферентация представляет собой интеграцию возбуждений при действии на организм окружающей обстановки. Она может способствовать либо, напротив, препятствовать реализации мотивации. К примеру, чувство голода возникшее дома вызывает действия направленные на его удовлетворение, а если это чувство возникает на лекции, то поведенческих реакций связанных с удовлетворением этой потребности не происходит.

Пусковая афферентация связана с действие сигнала, который является непосредственным стимулом для запуска какой-либо поведенческой реакции. Адекватная реакция может осуществляться только при взаимодействии обстановочной и пусковой афферентации, что создает предпусковую интеграцию нервных процессов .

Использование аппарата памяти происходит когда поступающая информация оценивается путем сопоставления со следами памяти, имеющими отношение к данной доминирующей мотивации. Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения.

Под принятием решения понимают избирательное вовлечение комплекса нейронов, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает возникновение единственной реакции, направленной на удовлетворение доминирующей потребности. Организм обладает множеством степеней свободы в выборе реакции. При принятии решения выбирается какая-то одна поведенческая реакция, всœе остальные степени свободы тормозятся. Стадия принятия решения реализуется через стадию формирования акцептора результатов действия.

Акцептор результатов действия – это нейронная модель предпологаемого результата. Он формируется в коре больших полушарий и подкорковых структурах за счёт вовлечения в активность нейронных и синаптических образований, определяя архитектуру распределœения возбуждений. Возбуждение попав в сеть вставочных нейронов с кольцевыми связями может долгое время в ней циркулировать, обеспечивание удержание цели поведения.

Затем развивается стадия программы действия(эфферентного синтеза). На этой стадии осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. Эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано как центральный процесс, но внешне оно не реализуется.

Стадия формирования результата действия характеризуется выполнением программы поведения. Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов и действие осуществляется. Благодяря акцептору результатов действия, в котором запрограмирована цель и способы поведения, организм может сравнивать их с афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия.

В случае если сигнализация о совершенном действии полностью соответствует запрограмированной информации, содержащейся в акцепторе результатов действия, то поисковое поведение завершается, потребность удовлетворяется, человек и животное успокаивается. В случае когда результаты действия не совпадают с акцептором действия и возникает их рассогласование, то перестраивается афферентный синтез, создается новый акцептор результатов действия, строится новая программа действий. Так происходит до тех пор, пока результаты поведения не совпадут с новым акцептором действия. Тогда поведенческий акт завершается.

ЛЕКЦИЯ 7. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЛЕКЦИЯ 7. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" 2014, 2015.



Похожие публикации