Теряет сознание и пропадает память в голове. Посттравматическая амнезия. Как развиваются нарушения при ЧМТ

Часто встречаемые патологии всегда находятся в центре внимания врачей и пациентов. Вокруг таких патологий создано много мифов, которые вводят в заблуждение пациентов.

Сотрясение головного мозга является частой неврологической патологией, которая сопровождает большинство травм головы. Сегодня пациенты нередко стремятся ставить диагнозы себе и своим близким, основываясь на популярных заблуждениях. Рассмотрим основные мифы касательно сотрясения головного мозга.

Основные заблуждения и мифы о сотрясении головного мозга

Миф 1 «Сотрясение головного мозга может быть тяжелой степени»

Сотрясение головного мозга не имеет разделений на степени тяжести, в отличие от ушибов головного мозга, потому что не существует определенных критериев их разделения. На самом деле любое сотрясение мозга уже является тяжелым.

Миф 2 «Сотрясение может быть с повреждением костей черепа»

Основным критерием диагностики сотрясения головного мозга является отсутствие повреждений костей черепа. Сотрясение головного мозга может сопровождаться ссадинами, ушибами и гематомами, но никак не нарушением целостности черепа. Поэтому в некоторых случаях пациенту стоит сделать рентгенографию черепа после травмы.

Сопровождается ли сотрясение головного мозга потерей сознания или потерей памяти?

Миф 3 «После сотрясения не бывает потери памяти, но бывает потеря сознания»

На самом деле потеря сознания и потеря памяти могут как присутствовать при сотрясении головного мозга, так и отсутствовать, но не являются обязательным симптомом. Потеря сознания при сотрясении головного мозга длится несколько секунд. Сознание восстанавливается, после чего развивается потеря памяти. Амнезия может проявляться в четырех вариантах - ретроградной, антероградной, антеретроградной и конградной.

Виды нарушения памяти при сотрясении головного мозга:

  • Конградная амнезия сопровождается выпадением воспоминаний о самом моменте получения травмы. Такой вид амнезии сложно назвать потерей памяти, так как выпадает фрагмент сознания.
  • Ретроградная амнезия - сопровождается потерей памяти о событиях, которые были накануне травмы. При этом долгосрочная память не нарушается - пациенты забывают самые последние минуты перед получением сотрясения головного мозга.
  • Антероградная амнезия - характеризуется выпадением из памяти событий, которые были до травмы, и происходящие после нее.

Диагностика, лечение и последствия сотрясения головного мозга

Миф 4 « Последствия и остаточные явления сотрясения остаются на всю жизнь»

Последствия сотрясения головного мозга остаются максимум на несколько недель, так как сотрясение является легкой формой проявления ЧМТ. Последствия остаются после сдавливания головного мозга, ушиба, гематом или диффузного аксонального повреждения.

Миф 5 «Сотрясение головного мозга всегда сопровождается рвотой»

Рвота часто сопровождает сотрясение головного мозга. Но мнение о том, что при отсутствии рвоты нет сотрясения - неверное. В некоторых случаях присутствует тошнота.

Миф 6 «Сотрясение головного мозга не требует лечения»

Является самым распространенным и опасным для жизни заблуждением. Лечение сотрясения головного мозга обязательное и включает соблюдение постельного режима, применение мочегонных средств, ноотропных средств, препаратов калия и седативных средств.

Миф 7 «Наличие изменений в мозгу»

Сотрясение отличается от других травм головного мозга именно отсутствием очаговых изменений ткани головного мозга. Поэтому наличие на рентгенографии или МРТ очагов кровоизлияния или других повреждений исключает диагноз сотрясения головного мозга.

Миф 8 «Чем больше методов диагностики - тем лучше»

Для установления диагноза требуются осмотр невропатолога и некоторые физикальные тесты. Остальные исследования не принесут никакой ценной информации, но ударят по бюджету. Единственное, что может понадобиться в случае спорных вопросов - это рентгенография костей черепа для исключения нарушения целостности костных структур.

Миф 9 «Лечение сотрясения головного мозга проводится нейрохирургами»

Как уже сказано выше, сотрясение головного мозга не сопровождается изменением мозговой ткани и нарушением костной целостности, поэтому лечением сотрясения занимаются невропатологи.

Сотрясение головного мозга – состояние, развивающееся под действием механической энергии на мозг. Сотрясение может быть получено и в бытовых условиях, и в условиях производства или при занятиях спортом. Это может быть удар твердым тупым предметом или ушиб головы при падении.

Такое состояние развивается вследствие воздействия двух сил: внешних (кинетическая) и внутренних (гидродинамическая). Внутри черепа после удара головы происходит перемещение ликвора в противоположную удару сторону внутри черепа. Следствие такого внутреннего удара — потеря сознания. Помимо этого, наблюдается отек мозга, связанный с расширением сосудов и нарушением их проницаемости.

После сотрясения мозга может быть потеря памяти, предшествующей травме или после нее

Симптомы сотрясения головного мозга

  • Нарушение сознания – может продолжаться от нескольких секунд (при этом ни больной, ни окружающие не заметят нарушения сознания пострадавшего) до получаса. При условии более длительной потери сознания сотрясение следует дифференцировать от ушиба. Может наблюдаться спутанность сознания – человек не понимает, где он находится, и кто его окружает.
  • Головная боль – интенсивность ее может колебаться от резкой и сильной до слабой. Головная боль встречается у всех больных сотрясением головного мозга. Сильная боль может сопровождаться рвотой, не приносящей облегчения. Длительность болей зависит от тяжести сотрясения и может продолжаться даже в течение нескольких месяцев после травмы.
  • Головокружение, сопровождающееся нарушением координации движений, продолжается несколько дней.
  • Снижение или увеличение артериального давления, бледность, холодный пот, тахикардия, одышка.
  • Амнезия – потеря памяти. При сотрясении она может быть как ретроградной, так и антероградной. Давайте далее разберемся, что означают эти термины.

Механизмы развития амнезии

Потеря памяти при сотрясении головного мозга развивается вследствие нарушения перемещения информации в долговременную память из кратковременной. Патология наблюдается при повреждении головного мозга, чаще при травмировании височной доли. При травме головного мозга находят повреждение анатомических структур, отвечающих за долговременное хранение информации: гиппокамп, сосцевидные тела. Повреждение свода черепа также способно привести к возникновению амнезии.

Симптомы амнезии при сотрясении головного мозга:

Потеря памяти проявляется потерей информации, предшествующей травме или после нее. Пострадавший может не помнить, что происходило с ним в момент получения сотрясения. В последующем больной может терять возможность обучения новым навыкам, запоминания, обработки полученной информации.

Амнезия после сотрясения мозга может выражаться в том, что человек не помнит самой травмы

При сотрясении чаще встречаются:

  • Антероградная амнезия – больной не помнит события, произошедшие с ним после травмы. Отсутствует и память на текущие события, больной не может обучаться навыкам или получать новые знания.
  • Ретроградная амнезия – человек с сотрясением головного мозга не помнит события до получения травмы, при этом, события, произошедшие сравнительно давно и события из детства больной помнит. На самом деле, информация в головном мозге откладывается, но воспроизвести ее мозг не в состоянии. Под действием гипноза удается получить информацию, которую пострадавший якобы не помнит. Страдающий этим видом амнезии человек заполняет пробелы вымышленными событиями, которые в дальнейшем сам не может отличить от реально происходивших. Ретроградная амнезия излечима. По истечении некоторого времени информация в памяти восстанавливается.
  • Конградная амнезия – пострадавший не помнит, что было с ним во время получения травмы, потери сознания.

По течению выделяют:

  • Прогрессирующая амнезия – пострадавший постепенно теряет возможность запоминать информацию, обучаться другим навыкам. Потеря информации прогрессирует от настоящего к прошлому.
  • Регрессирующая амнезия – память постепенно возвращается.
  • Стационарная амнезия – потерянная информация не возвращается, новых нарушений памяти не происходит.

Диагностика

Пациенты с сотрясением должны быть обследованы на электроэнцефалографе, магнитно-резонансном томографе, компьютерном томографе. Пострадавшие должны посетить врача-психиатра, невролога и, при необходимости, нейрохирурга. Для уточнения диагноза проводятся специальные тесты для изучения функций запоминания и воспроизведения информации.

Лечение

Лечение такой патологии, как амнезия, представляет определенную сложность. Потерянные воспоминания восстановить крайне тяжело.

  • лечение заболевания, вызвавшего потерю памяти;
  • нейропсихологическая реабилитация.

Медикаментозная терапия амнезии основана на применении ноотропов, нейропротекторов, витаминов группы B, препаратов на основе Гинкго Билоба.

К ноотропным препаратам и нейропротекторам относится Пирацетам. Его действие основано на улучшении кровообращения в головном мозге, улучшении усваивания глюкозы. Для лечения потери памяти рекомендуется доза 800-1200 миллиграмм 2-3 раза в сутки. Помимо пирацетама в качестве ноотропа и нейропротектора может быть использован Церебролизин. Применяется он внутривенно, по 10-20 мл. Энцефабол в дозе 300-600 мг в сутки также может быть применен в качестве ноотропного препарата.

В лечении потери памяти помогут препараты из группы антиоксидантов (Мексидол, Кверцетин, Глицин). Эти препараты улучшают мозговой кровоток, защищают клетки мозга от повреждений.

Врачи назначают антиоксиданты для лечения амнезии после сотрясения

Для лечения ретроградной амнезии используют препараты, содержащие витамины группы B.

Одним из вариантов лечения потери памяти является гипносуггестивная терапия – под действием гипноза пациент вспоминает забытые события. Для ускорения процессов вспоминания пациенту внутривенно могут вводиться барбитураты. Но такая терапия может не дать эффекта. При этом по окончании действия барбитуратов больной забывает вспомнившиеся события. Восстанавливают память и с помощью воздействия тока низкой частоты на головной мозг.

Цветотерапия – один из психотерапевтических методов лечения амнезии. Результаты лечения неоднозначны, однако иногда оно дает хороший эффект. Данный метод заключается в воздействии цветом либо на все тело больного, либо на глаза. Цвет выбирается в зависимости от конституционального типа. Пациентам с «холодной» конституцией подбирают теплые цвета, и наоборот.

Для восстановления утратившихся воспоминаний необходим здоровый образ жизни, правильное питание.

Запрещается употребление алкоголя в любых количествах. Курение запрещено. Питание должно быть полноценным и разнообразным. Рекомендуется употреблять яйца, говядину, рыбу, молочные продукты, каши. Из фруктов и ягод: черника, помидоры, груши, персики, яблоки, бананы.

Вместе с сотрясением головного мозга можно получить неприятные симптомы в виде нарушения сознания, головных болей, потери памяти, головокружения. Амнезия может грозить не только потерей информации об определенном жизненном отрезке, но и может нарушить процессы запоминания и анализа информации, способность приобретать новые знания и навыки. Чтобы этого избежать, пострадавшего после получения травмы следует доставить в больницу для осмотра неврологом.

Это зависит от степени тяжести ЧМТ. Потеря памяти после удара головой может переживаться больным мучительно. Иногда она проходит спонтанно, но нередко требует дополнительных лечебных мероприятий, направленных на скорейшее восстановление памяти.

Как развиваются нарушения при ЧМТ

Несмотря на многообразие форм черепно-мозговой травмы, можно сформулировать общие принципы, стереотипы, по которым происходят развитие, прогрессирование и регрессия нервно-психических нарушений, следующих за травмой, у пациента. Всегда есть начальный период черепно-мозговой травмы, в котором у пострадавшего наблюдаются наиболее интенсивные и яркие последствия удара. Если пациент не погибает вследствие тяжелой травматизации в первые же часы после получения травмы, то в последующее время течение его состояния становится регредиентным. Это означает, что симптомы, ставшие результатом травматизации, постепенно уходят, а больной либо восстанавливается полностью, либо имеет маловыраженные остаточные явления после травмы.

В медицинских дисциплинах принято выделять следующие периоды ЧМТ:

  1. Начальный: он же называется «хаотическим» (классификация Н. Н. Бурденко)
  2. Острый
  3. Поздний
  4. Отдаленный

Классические проявления начального периода ЧМТ

Как правило, в начальном периоде сознание больного помрачнено. Глубина этих нарушений напрямую зависит от силы удара и степени тяжести ЧМТ. Часто в «хаотическом» периоде у пациента нарушаются витальные (жизненно важные) функции организма: дыхание, работа системы кровообращения. Тогда пострадавший нуждается в экстренной медицинской помощи.

Классические проявления острого периода ЧМТ

Острый период характеризуется возвращением к пациенту ясного состояния сознания. Больной может впасть в состояние психоза: восприятие окружающей действительности им может нарушаться, а поведенческие реакции могут становиться некорректными и несоответствующими реальному положению вещей. Кроме того, в остром периоде дают о себе знать симптомы органического поражения мозговой ткани, если таковое имело место быть вследствие удара.

Классические проявления позднего периода ЧМТ

В позднем периоде черепно-мозговой травмы происходит постепенное угасание проявлений острого периода, поведение и восприятие действительности пациента сглаживаются, становятся адекватными. Органические расстройства (если они есть) также постепенно регрессируют. Для большинства пациентов, получивших ЧМТ, поздний её период становится реконвалесцентным и завершается полным выздоровлением. Однако, часть больных, ставших жертвами серьезной травматизации, всё ещё испытывает её последствия в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы.

Классические проявления отдаленного периода ЧМТ

Отдаленный период ЧМТ характеризуется наличием стойких остаточных явлений у пациента. Это могут быть неврологические симптомы, либо психические расстройства и нарушения. Также в отдаленном периоде могут значительно снижаться адаптационные способности больного.

Амнезия при ЧМТ

Утрату памяти в медицине принято называть амнезией. Амнезия может быть расклассифицирована на следующие виды утраты памяти:

  • Ретроградная амнезия: характеризуется выпадением из памяти пациента тех событий, которые непосредственно предшествовали травматизации и наступлению бессознательного состояния. Ни одного факта из последних событий больной воспроизвести не может. То время, на которое распространяется ретроградная амнезия, находится в зависимости от степени тяжести ЧМТ. Состояние может длиться как минуты или часы, так и дни или месяцы.
  • Антероградная амнезия: характеризуется выпадением из памяти пострадавшего тех событий, что следуют непосредственно за ударом головой и бессознательным состоянием. Антероградная амнезия также может продолжаться часы, дни или месяцы.
  • Антероретроградная амнезия: характеризуется сочетанием ретроградной и антероградной составляющих беспамятства. У пострадавшего выпадают из памяти как события, предшествовавшие утрате сознания, так и события, последовавшие за последней.

(NB) Несмотря на то, что больной не может вспомнить некоторые события собственной жизни, произошедшие до или после травмы, поведение его на момент обозначенных событий, как правило, остается адекватным и правильным, сообразным обстоятельствам.

Как помочь пациенту с амнезией восстановить память

Иногда больному после черепно-мозговой травмы требуется лечебная помощь для скорейшего восстановления функционального состояния его памяти.

Лечебные мероприятия для пациента с посттравматической потерей памяти предполагают следующие компоненты:

  1. Лечение основных последствий ЧМТ: включает в себя постельный режим, наблюдение за больным в неврологическом стационаре, хирургическое лечение в случае тяжелых черепно-мозговых травм с образованием внутричерепных гематом, а также борьба с проявлениями органического поражения мозговой ткани.
  2. Витаминотерапия: больному назначаются витамины В-группы.
  3. Антиоксидантная терапия: антиоксиданты препятствуют вредоносному перекисному окислению липидов с образованием разрушительных активных кислородных форм в человеческом организме и способствуют более стремительному восстановлению функциональной активности ткани головного мозга после травматического состояния. К группе антиоксидантов относятся такие препараты, как Мексидол, Кверцетин, Глицин и Ниацин.
  4. Мероприятия по психоневрологической реабилитации пациента после ЧМТ: методики лечебной физической культуры и постепенной и мягкой индукции физической активности пострадавшего, объединенные в понятии кинезиотерапии, физиотерапевтические мероприятия, а также психотерапевтические (в Российской Федерации это, как правило, групповые сеансы), направленные на ускорение адаптации больного к жизни и окружающей среде после черепно-мозговой травмы.
  5. Медикаментозная терапия: пострадавшему могут быть назначены нейрометаболические лекарственные средства, нейропротекторы, относящиеся к группе ноотропов. Это такие препараты, как Церебролизин, Пирацетам, Семакс. Данные средства способствуют восстановлению кровообращения в ткани головного мозга, а также ускоряют восстановление процессов мышления и памяти после полученной травмы.

Реабилитация после черепно-мозговой травмы

Реабилитация после черепно-мозговой травмы предполагает довольно сложный и продолжительный процесс. Зависимо от тяжести полученного повреждения она способна спровоцировать разнообразные повреждения тканей, клеток и органов, привести к нарушениям ЦНС и расстройствам важных функций в организме. Потому в процессе лечения данной травмы нужно устранить болевые ощущения и привести в норму самочувствие больного, а также надлежащим образом выбрать план реабилитации и восстановления.

Этапы восстановления

Реабилитация после ЧМТ осуществляется в несколько этапов. Каждый из них предполагает квалифицированное и своевременное оказание помощи пострадавшему:

Догоспитальный. На данной стадии необходимо зафиксировать шейный отдел позвоночника, транспортировать в медицинское учреждение в горизонтальной позиции на спине, обработать раны пострадавшему.

  1. Госпитальный. На этой стадии проводится основное, хирургическое и специальное лечение.
    1. Основное лечение. Предполагает наблюдение за основными показателями (АД, дыхание). Если возникает необходимость, подключают к аппаратам искусственного дыхания. Назначается дегидратационная терапия в целях снижения отечности в головном мозгу. Принимают анальгетики, жаропонижающие средства. Питание осуществляется посредством зонда либо внутривенно, когда пациент в коме.
    2. Хирургическая терапия. Предусматривает обработку повреждений, устранение гематом.
    3. Специальная терапия. После травмы в некоторых ситуациях возникают нарушения памяти, поведения, пациент утрачивает координацию, проявляются речевые расстройства. Основываясь на заключениях специалистов составляется в индивидуальном порядке план восстановления. Каждому пострадавшему после черепно-мозговой травмы необходима реабилитация потерянных навыков. В определенных ситуациях, если травма тяжелая, восстановление в полной мере либо частично не представляется возможным. Также используют фармакологические средства: анестетики, ноотропные и сосудистые вещества, комплексы витаминов.
  2. Интенсивный. Данная стадия начинается как стабилизируется состояние больного и будут освоены необходимые навыки. Под наблюдением специалиста проделывается комплекс упражнений, направленных на физическое развитие, укрепление мускулатуры, улучшение координации и равновесия. Физиотерапевт поможет сформировать схему терапии после черепно-мозговой травмы. Различные методики способствуют стимулированию процессов реабилитации и привыкания, снижают стресс, способствуют скорейшему восстановлению.
  3. Амбулаторный. Когда по максимуму восстановлены потерянные функции, в целях реабилитации после черепно-мозговой травмы, необходимо поддержать больного. Осложнения после травмы способны преследовать пациента на протяжении всей жизни: головная боль, кружится голова, когнитивные и эмоциональные нарушения. В подобных ситуациях нужно выбрать медикаментозные средства, чтобы снять неприятную симптоматику.

Методы лечения

Восстановление после черепно-мозговой травмы происходит посредством различных терапевтических методов, которые включают воздействие на двигательную активность, координацию, устранение речевых расстройств, психологическую и бытовую реабилитацию.

  1. Двигательная реабилитация. После травмы средней и тяжелой степеней способна проявиться частичная либо полная утрата пациентом двигательных функций. Фактически с самого начала после произошедшего нужно начинать меры по реабилитации, так как в подобных случаях нужно не терять времени. Кинезитерапия. Восстановление после ЧМТ не представляется возможным без данной методики. Терапия движением способствует возвращению утраченной трудоспособности рукам и ногам, улучшению координации. Лечение начинают незамедлительно после травмы. Изначально процедура длится не больше 20 минут в сутки. Когда самочувствие улучшается, нагрузки увеличиваются.
  2. Транскраниальная магнитная стимуляция. После ЧМТ восстановление может затянуться и больному назначаются вспомогательные процедуры. Суть данной манипуляции состоит в отправке в кору головного мозга неинвазивным способом коротких импульсов. Они способствуют активизации участков мозга, отвечающих за движение.
  3. Многоканальная электрическая стимуляция. Способствует на протяжении реабилитационного периода скорейшему восстановлению двигательных функций. К телу закрепляют электроды, сокращающие мышцы в порядке, который появляется во время ходьбы.
  4. Стабилотренинг. Проводится лишь в специальных реабилитационных центрах с применением особого оборудования квалифицированными специалистами.
  5. Космические технологии. Пациент облачается в рефлекторно-нагрузочный костюм, облегчающий движение. Он является наружным каркасом для тела, который позволяет оптимально распределять нагрузку. Способствует стимулированию работы мышц и суставов.
  6. Электростимуляция внутри клеток. Реабилитация функционирования глотки пройдет скорее, если использовать данный метод. Также способствует возвращению речевых навыков, стимулируя речевую мускулатуру.
  7. Восстановление бытовых навыков. Нередко пациент утрачивает бытовые навыки после травмы черепа. Реабилитация после ЧМТ в домашних условиях имеет важное значение при общем восстановлении пациента. Потому придется обучать больного всему сначала: удерживать ложку, чистить зубы и др.
  8. Речевая реабилитация. После полученной ЧМТ у части пострадавших наблюдаются речевые расстройства. Необходимо делать постоянные занятия, упражнения, которые нацелены на восстановление письма, чтения и речи совместно со специалистом.
    1. Курс терапии включает в себя несколько стадий. На предварительном этапе немало времени уделяют стимулированию навыков обучения. На следующей стадии происходит реабилитация обдуманного извлечения звуков и речи. Затем пациент учится составлять целые фразы. На последней стадии - ведение диалога.
    2. Тренинг речи длится не больше 20 минут в сутки. Когда заметны улучшения длительность повышают до 45 минут. Данная методика сопряжена с употреблением медикаментов и проведением физиотерапии в целях восстановления работы мозга.
  9. Психологическая и социальная адаптация. После перенесенной ЧМТ, помимо восстановления движения, важна социальная адаптация пациента. Этим должны заниматься психологи, а также близкие пострадавшего. Не следует изолировать пациента от его окружения. Ему необходимо привыкнуть к обществу, почувствовать себя внутри его. Необходимо преодолеть нежелание больного общаться. Когда не получается устранить депрессивное состояние посредством психологических тренингов, необходимо употреблять антидепрессанты. Важным будет создание благоприятного микроклимата внутри семьи.

Противодействие осложнениям

Реабилитация ЧМТ не может обойтись без систематического противодействия различным неблагоприятным последствиям:

  1. Терапия положением. После повреждения от чмт конечности часто занимают неестественные позы. Чтобы расслабить мышцы существует система уложения конечностей в различные позиции.
  2. Теплотерапия. Мышцы возможно расслаблять, осуществляя особые парафиновые аппликации.
  3. Миорелаксанты. Использование фармакологических средств, которые способствуют понижению тонуса мышц.
  4. Массаж. Расслабление зажатых мышц.

Во многих ситуациях новейшие методики лечения способствуют устранению неблагоприятных последствий, когда они своевременно обнаружены. После чмт возникают трудности, требующие консервативной и хирургической терапии. Необходимо не допустить нагноений и воспалений. В связи с этим необходим постоянный контроль со стороны врачей.

После перенесенной черепно-мозговой травмы реабилитационные процессы должны начинаться без промедлений. Крайне важно кроме физического восстановления уделять надлежащее внимание психологическому состоянию пострадавшего, а также не допустить изолирования и замкнутости. Эффективность проводимой терапии будет зависеть от различных обстоятельств, но во многом от профессионализма врачей, действенной методики реабилитации и благоприятного настроя непосредственно у пациента.

Особенности восстановления после черепно-мозговых травм

Реабилитация после перенесенной черепно-мозговой травмы является длительным и непростым, но крайне необходимым процессом. К сожалению, не всегда родные пострадавшего понимают, насколько важным является его восстановление после ЧМТ, и пренебрегают инструкциями лечащих врачей. А ведь полное их соблюдение может значительно сократить период реабилитации, тем самым подарив пациенту надежду на полное выздоровление.

Значение реабилитации

Любая перенесенная травма головы является показанием для проведения курса реабилитационной терапии. Вариантов восстановления после перенесенной ЧМТ существует огромное множество, и каждый из них направлен на улучшение той или иной функции человеческого организма. При отсутствии подобных мероприятий у пациента повышается риск до конца своей жизни остаться инвалидом.

Восстановление после мозговых травм подразумевает внедрение комплекса терапевтических процедур, направленных на:

  • полное восстановление когнитивных функций организма;
  • восстановление речи;
  • выполнение упражнений, направленных на разработку моторики;
  • устранение проблем с функционированием опорно-двигательного аппарата;
  • купирование болевого синдрома;
  • улучшение психологического состояния больного (психотерапия);
  • восстановление способности самообслуживания и занятия физическим трудом (эрготерапия).

Каждый из этих подходов к восстановлению после ЧМТ подбирается в зависимости от ее вида. Однако врачи-невропатологи и нейрохирурги склонны к единому мнению: перед назначением тех или иных восстановительных методик необходимо понаблюдать за пациентом на протяжении определенного периода времени. Только по его истечении доктор сможет судить о том, насколько благополучным является прогноз выздоровления. По этой причине очень важно заняться вопросом реабилитации еще задолго до выписки пациента из клиники.

Как видно, каждый человек, столкнувшийся с серьезным повреждением головного мозга или костей черепа, нуждается в квалифицированной медицинской помощи, направленной на его скорейшее восстановление после полученных травм. Мультидисциплинарный подход в этом случае обязателен, поскольку манипуляции, проводимые у больных при ушибе головного мозга, будут разительно отличаться от тех, которые будут назначены пациенту с сотрясением или сдавлением ГМ.

Когнитивное восстановление

Восстановить высшую нервную деятельность очень непросто, но это крайне необходимо, поскольку она является залогом полноценной жизни человека. Память, внимание, воображение – все это только часть тех функций, за которые отвечает нервная система человека, однако их полному восстановлению необходимо уделить максимум времени и сил. Как отмечают врачи, даже работа опорно-двигательной системы не так важна, как выполнение организмом когнитивных функций.

Зачастую такая программа восстановительных занятий проводится у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга. При таких обстоятельствах реабилитация возможна исключительно в стенах больницы, поскольку проводить такой курс терапии в домашних условиях невозможно по причине отсутствия надлежащих условий.

Целью когнитивного восстановительного курса является:

  • проведение занятий для восстановления памяти, внимания, зрения, речи (массаж языка, щек, проговаривание слов про себя и др.), воображения, а также ряда других функций, за которые отвечает ЦНС;
  • занятия с пациентом, направленные на переобучение его навыкам, которые были утрачены после тяжелой контузии;
  • проведение комплекса занятий, направленных на компенсацию внутреннего функционального дефицита (основные аспекты этого курса будут рассмотрены далее);
  • помощь пациенту в ориентации в пространстве (оставление указаний или подсказок, написанных на бумаге, на стенах).

Огромное значение во время прохождения пациентом курса реабилитации после ЧМТ имеет правильное питание. Оно не может содержать высококалорийных вредных продуктов, а должно быть легко усваиваемым и в то же время стимулировать работу мозга.

Одним из главных направлений работы с больным является компенсация функционального дефицита. Такая стратегия включает:

  • проведение аутотренингов;
  • саморелаксацию;
  • создание ассоциативных образов, направленных на улучшение запоминания;
  • акцентирование на поставленной задаче и ее решении и др.

Когнитивная реабилитация имеет свои принципы, которых всего существует 5. В умственном восстановлении огромную роль играют:

  • дозированность, то есть умеренная подача материала;
  • системность проведения занятий;
  • регулярность сеансов;
  • активность пациента во время проведения занятий;
  • индивидуальный подход врачей к каждому больному.

При восстановительном курсе терапии очень важно преодолевать различные трудности. Основными задачами когнитивной реабилитации являются:

  • преодоление стрессовых ситуаций;
  • выражение пациентом своих чувств в полной мере;
  • создание мотивов для дальнейшего проведения курса реабилитационной терапии;
  • полное осознание проблемы и основных признаков ее проявления;
  • оказание необходимой психологической поддержки на всех этапах реабилитации;
  • абсолютное переосмысление жизненных целей и ценностей;
  • формирование плана на будущее с учетом существующих психологических и физических ограничений.

Если кто-то из близких людей переживает посттравматический синдром, вызванный ЧМТ, нужно быть предельно внимательными! Многие пациенты страдают от проблем с памятью, и по возвращении домой они нередко забывают закрывать краны с водой или газом. Подобные случаи происходят довольно часто, поэтому нельзя об этом забывать.

Психотерапия

Что касается восстановления пациента в психологическом плане, то с этой целью сегодня создаются специальные школы, где проводятся сеансы психотерапии. Выбор техники психологической реабилитации после ЧМТ зависит от состояния пациента, его возраста, готовности к прохождению таких сеансов и других факторов. Психотерапия в посттравматический период может быть:

Рациональная. В данном случае психотерапевт должен постепенно и понемногу объяснять пациенту особенности его состояния и перенесенной им мозговой травмы.

Также немаловажным является правильный настрой, а именно, акцентировать, что положительная динамика от терапии уже проявилась, и останавливаться на достигнутом нельзя. Психологическая поддержка со стороны квалифицированного специалиста помогает больному преодолеть трудности, в том числе и касающиеся того, как окружающий мир его воспримет после перенесенной им травмы.

  • Телесно-ориентированная. В данном случае проводится целый комплекс психологических мероприятий, направленных на подготовку к физической реабилитации, а также к преодолению болевого синдрома.
  • Когнитивная. Ставит себе цель прямого воздействия на мировосприятие больного, в результате чего он может изменить свою жизнь в лучшую сторону.
  • Поведенческая. Такая психотерапия необходима для осваивания новых правил поведения в сложившейся ситуации (в данном случае – в условиях посттравматического состояния пациента).
  • Суггестивная. Говоря другими словами, это внушающая психотерапия. Она может проводиться под видом сеансов гипноза, призыва, обеспечения пациента новыми жизненными целями, лозунгами и кредо.
  • Аутогенная. Такая психотерапия основывается на методике самовнушения, когда пациент самостоятельно учится корректировать свои чувства, отношение к окружающему миру, манеру общения и т. д.
  • Релаксационная. Направлена на снятие мышечного, дыхательного, умственного напряжения.
  • Групповая. Для лиц, перенесших такое серьезное состояние, как ЧМТ, в специализированных психологических школах и клиниках создаются целые группы. Таким способом преодоление существующих трудностей и проблем, происходящее в коллективе, помогает поддерживать положительный настрой, а также предотвращает развитие депрессивного состояния.
  • Если психологическая помощь после ЧМТ может быть оказана больному только в стенах специализированного медицинского учреждения, то терапия, направленная на восстановление физических функций, вполне может проводиться в домашних условиях. Хотя, конечно, все зависит от того, насколько серьезным является состояние пациента, перенесшего черепно-мозговую травму.

    Физическое здоровье

    Чтобы максимально восстановить физические функции, реабилитацию после черепно-мозговой травмы необходимо начинать как можно раньше. Первые манипуляции будут проводиться в больничной палате или специальной комнате ЛФК.

    Первый подход к физическому восстановлению – так называемая постуральная гимнастика. Ее еще называют «лечение положением». В данном случае необходимо повременить с активными движениями головой, поскольку они могут вызвать интенсивные боли. Как только состояние пациента максимально стабилизируется, а организм немного укрепится, можно будет переходить ко второму этапу – пассивной гимнастике.

    Активная физкультура может проводиться в домашних условиях. Главное – выполнять все упражнения в точности с инструкцией лечащего врача. Физическая активность помогает полностью восстановить функционирование опорно-двигательного аппарата, снабдить организм кислородом, улучшить мозговую деятельность, а это – уже огромный шаг к полному выздоровлению после перенесенной тяжелой травмы головы.

    В отдельных случаях черепно-мозговая травма может еще долго напоминать о себе в виде резкой боли, справиться с которой поможет физиотерапия. В частности, это касается:

    • криотерапии, подразумевающей использование холода для «замораживания» очагов, где боль особенно интенсивна;
    • магнитотерапии;
    • сеансов массажа;
    • кинезотерапевтического аппарата Экзарта и др.

    Все эти методики направлены на купирование боли и дискомфорта, причем в большинстве случаев они оказывают более продолжительный и ярко выраженный эффект, нежели применение медикаментозных обезболивающих препаратов.

    Что касается эрготерапии, то вкратце объяснить ее суть можно следующим образом. Для того, чтобы понять, насколько пациент способен после выписки из больницы сам о себе позаботиться, его помещают в специальные комнаты, оборудованные под нужды людей с ограниченными физическими возможностями. Исходя из поведения пациента, врачи делают вывод, нуждается ли он в особых условиях проживания, либо в скором времени он сможет вернуться к привычной жизни.

    Полное восстановление всех жизненно важных функций после полученной черепно-мозговой травмы возможно! Многие люди вернулись к активному образу жизни за счет прохождения всех необходимых манипуляций в клинике и дома. Главное – это упорство и вера в то, что вам действительно помогут опытные специалисты, а также поддержка родных и близких, в которой нуждается каждый человек, перенесший черепно-мозговую травму.

    Почитайте лучше, что говорит Елена Малышева, по этому поводу. Почитайте лучше, что говорит Елена Малышева, по этому поводу. Несколько лет мучилась от последствий ИНСУЛЬТА – сильные головные боли, головокружение, учащенное сердцебиение, хроническая усталость, скачки давления, отдышка даже при малейшей физической нагрузке. Бесконечные анализы, походы к врачам, таблетки не решали мои проблемы. НО благодаря простому рецепту, головные боли ушли, исчезла одышка и проблемы с сердцем, нормализовалось давление, улучшилась память и зрение. Я чувствую себя здоровой, полной сил и энергии. Теперь мой лечащий врач удивляется как это так. Вот ссылка на статью. Вот ссылка на статью.

    6. Помощь по восстановлению речи, памяти, внимания, мышления

    6.1. Улучшение памяти

    Память в самом широком смысле – это хранилище человеческого опыта. Повреждение головного мозга в результате инсульта или черепно-мозговой травмы часто приводит к нарушениям памяти.

    При негрубых расстройствах памяти улучшить ее помогают специальные упражнения по тренировке памяти. Сложность и продолжительность таких упражнений необходимо дозировать, постепенно увеличивая трудность заданий по мере улучшения памяти.

    Очень важно заинтересовать больного в проведении таких занятий и помочь ему поверить в свою возможность улучшить память. Поговорите с больным и постарайтесь заменить его убеждения, мешающие успеху (отрицательные установки) на убеждения, помогающие работе (положительные установки).

    Примеры отрицательных и положительных установок:

    1. Отрицательная установка: У меня плохая память, потому что я стар. Положительная установка: Хотя моя память несколько ухудшилась, я могу работать и восстановить ее.
    2. Отрицательная установка Хорошая память мне уже не нужна. Положительная установка: Мой опыт и знания еще многим пригодятся.
    3. Отрицательная установка Я не в состоянии улучшить свою память. Положительная установка: Память можно улучшить в любом возрасте, если человек хочет этого. С небольшой посторонней помощью я смогу улучшить ее.
    4. Отрицательная установка: Я ожидал более заметного успеха. Весь период тренировок отнимет у меня слишком много время. Положительная установка: Я сделал небольшой шаг вперед, и буду продвигаться дальше. Для успеха необходимо время.

    Предложите рассматривать занятия как игру, а не как тяжелую обязанность. Рекомендуется заниматься часто и понемногу, избегая долгих непрерывных зубрежек.

    Получение удовольствия от занятий повышает их успешность. В то же время, пациенту напоминают и о необходимости приложения определенных усилий с его стороны.

    Для тренировок можно использовать следующие простые упражнения.

    1. Перед больным размещают карточки с изображениями предметов, фигур или словами. Затем карточки переворачивают лицевой стороной вниз, а больного просят указать, где находится то или иное изображение или слово.

    2. Больному демонстрируют комплект парных карточек с различными изображениями (животных, фруктов, предметов обихода). Все карточки перемешиваются и укладываются лицевой стороной вниз на стол перед пациентом. Больной открывает подряд две карточки, называет изображенные на них объекты и, если изображения совпадают, откладывает эту пару карточек в сторону. Если изображения не совпадают, карточки возвращаются на свое место лицевой стороной вниз. Затем пациент вновь открывает перед собой две карточки и сравнивает их. Упражнение завершается тогда, когда все карточки будут отложены в сторону.

    2. Пациента просят запомнить представленный ему набор предметов, изображений либо карточек со словами. Затем больной отворачивается, и в это время какой-либо из объектов убирают. После этого больному предлагают назвать исчезнувший объект.

    3. Больному дают для прослушивания или чтения текст, а затем просят ответить на различные вопросы по его содержанию.

    4. Больному показывают картинку с какой-либо сценой из жизни, затем ее убирают и задают вопросы по деталям изображения.

    5. Больному сообщают определенную информацию, которую просят передать другому лицу через несколько часов или в конце дня.

    6. Больного просят описать по памяти здание или пейзаж, придерживаясь следующей последовательности:

    Самые общие характеристики (размеры, пропорции, форма)

    Структура (вид, стиль, цвет)

    Особенности различных частей

    Пациенту предлагают сопровождать увиденное личными комментариями (что поразило меня?, Что именно мне нравится, а что не нравится).

    Больного с тяжелым нарушением памяти важно научить максимально использовать ее сохранившиеся возможности в повседневной жизни. Для этого могут оказаться полезными следующие советы.

    Советы больному с выраженными нарушениями памяти:

    1. Концентрируйте внимание на той информации, которую надо запомнить;
    2. Сосредотачивайтесь только на одном деле, уделяйте ему достаточно времени, избегай спешки и одновременного решения многих задач. Быстрота умственной деятельности в повседневной жизни не столь важна, поэтому полезно давать себе время на обдумывание собственных действий. Такие паузы позволяют концентрироваться на выполняемом деле и защищаться от посторонних помех;
    3. Время от времени подбадривайте свой мозг и делайте перерыв в умственной работе при появлении признаков ухудшения внимания. Во время перерыва можно подняться, размять ноги, подышать свежим воздухом, заняться физическими упражнениями.

    Для улучшения запоминания имеет смысл научить больного использовать приемы повторения информации.

    Так, при необходимости запомнить небольшую, но важную информацию (например, последовательность действий по постановке помещения на сигнализацию) порекомендуйте больному повторить ее вслух за другим человеком и затем записать. Рекомендуется также повторно многократно записывать информацию, требующую запоминания. Количество повторений индивидуально: некоторым людям достаточно 3-4, другимповторений.

    Можно также научить больного повторять эту информацию несколько раз устно (вслух или про себя), что требует меньше затрат времени и усилий. Для улучшения запоминания важно не только повторять полученную информацию, но и высказывать свое мнение по поводу ее смысла. С этой целью можно спросить себя: Правильно ли я понял это?, Насколько это для меня важно?, Как это согласуется с тем, что я уже знаю?. Значимая для человека информация усваивается и хранится лучше.

    Хорошие результаты дает также прерывистое повторение полученной информации, то есть ее повторение через определенные, постепенно увеличивающиеся интервалы времени. Научите больного повторять те сведения, которые необходимо запомнить, сразу, затем спустя несколько секунд, затем через несколько минут и так далее, с постепенным увеличением временного интервала между повторениями Лучше учить часто и понемногу, чем зубрить помногу и подолгу.

    Порекомендуйте больному использовать мысленное повторение действий или пройденного пути, если их надо запомнить. Мысленное повторение всех этапов выполненного уже действия помогает лучше сохранить его в памяти. Мысленное повторение этапов пройденного пути помогает вспомнить то место, где была оставлена потерянная затем вещь. Полезно время от времени напоминать себе: Остановись – подумай – вспомни свое действие.

    Для доведения до автоматизма тех действий (бытовых навыков),которые надо запомнить, можно использовать также способ реального повторения действий. Число повторений может варьировать от 2-3 дои более раз в день в зависимости от сложности действия и способностей больного.

    Помогите больному составлять письменные списки планируемых дел, разделяя их на две колонки для того, чтобы в правой из них делать отметки о выполнении.

    Составление пошаговых инструкций особенно полезно больным, забывающим завершить начатое дело или совершающим его с ошибками. Число этапов, на которое разбивается планируемое действие или расписание дня, подбирается индивидуально в зависимости от возможностей больного.

    Записи адресов, телефонов, маршрутов, поручений и домашних заданий также могут облегчить повседневную жизнь больных. Людей с выраженным нарушением памяти необходимо не только обучать способам использования записной книжки, но и периодические напоминать им о необходимости ее применения.

    Для больных с наиболее тяжелыми нарушениями памяти необходимо упорядочить окружающую их среду. Для этого используйте зрительные подсказки – опознавательные знаки, указатели, обозначения и схемы, облегчающие ориентировку в пространстве. Кроме того, расставьте все предметы в помещении строго по определенным, облегчающим их использование местам (подставка для ключей – у двери, лекарства – на прикроватной тумбочке, телефонная книжка – у телефонного аппарата и т.д. Даже больные с тяжелыми расстройствами памяти способны выучить типовой, стандартный порядок вещей в квартире. Такое упорядочивание внешней среды позволяет больному осуществлять свою повседневную деятельность с минимальными нагрузками на память, сохранять чувство самоконтроля и благополучия.

    6.2. Тренировки внимания

    Внимание – это способность человека постигать множество сторон оказываемых на него влияний в любой из моментов времени. У больных с инсультом или черепно-мозговой травмой внимание нарушается тем сильнее, чем более выражено повреждение головного мозга.

    Близкие люди могут помочь таким больным улучшить внимание, выполняя с ним несложные упражнения. Сложность упражнений и их темп увеличивают по мере улучшения состояния больного и при условии успешного выполнения им упражнений предыдущего уровня трудности.

    Для занятий с больными, имеющими выраженные повреждения головного мозга, могут быть использованы следующие упражнения.

    1. Больному предлагают соединить на бумаге точки с расположенными возле них числами в соответствии с возрастанием значений последних, либо в алфавитном порядке соединить буквы, беспорядочно разбросанные на странице.

    2. Больному демонстрируют изображения геометрических фигур и просят попарно сравнить их, указав различия в цвете, форме, размере. Вначале предъявляют фигуры, различающиеся только по одному признаку (например, зеленые треугольники разных размеров). Постепенно число признаков, отличающих фигуры, увеличивают.

    3. Больного просят показать называемый ему предмет, рисунок, букву или слово. Вначале предлагается искать соответствующие объекты среди двух-трех похожих на них, затем постепенно зону поиска расширяют. При распознавании букв или слов постепенно увеличивают площадь демонстрируемого текста и сходство соседних знаков.

    4. Больного просят выбрать среди нескольких картинок ту, содержание которой соответствует называемому помощником предложению. Начинают с выбора из двух картинок, затем число изображений постепенно увеличивается.

    По мере улучшения состояния больного ему предлагают самостоятельные тренировки, не требующие посторонней помощи. Для этого можно предложить больному следующие задания:

    Задания для самостоятельных тренировок внимания:

    1. Возьмите предмет (часы, ключ или какой либо другой); осмотрите его внимательно в течение 30 секунд, затем закройте глаза и воспроизведите его мысленно как можно точнее. Если некоторые детали четко не представляются, посмотрите на предмет снова, затем закройте глаза и повторно воспроизведите подробности его вида.
    2. Включите радио, затем постепенно уменьшите громкость до такого предела, когда еще можно разобрать слова, и начните слушать, что говорят. Выполнять упражнение 2- 3 минуты, не более.
    3. Закройте глаза и представьте себе цифру “1”. Когда вы увидели ее четко, мысленно сотрите ее и поставьте на место ее цифру “2”. Таким образом продолжайте до 10.
    4. Представьте лицо человека, которого вы видите часто. Вы отметите, что вы о нем имеете только общее представление, а детали исчезают. Дополните ваши наблюдения, когда увидите человека вновь, и начните упражнение снова, до того момента, пока вы не будете представлять его совершенно четко.
    5. Выберите стихотворение; читайте его медленно и внимательно, останавливая себя на каждом важном слове для точного отражения содержания в сознании. Не давайте себе переключаться на проблемы, не относящиеся к стихотворению.
    6. Остановитесь на 15 секунд перед витриной магазина. Продолжая путь, вспомните максимальное количество предметов на этой витрине.

    Во время таких тренировок внимания очень важно поддерживать и поощрять усилия больного.

    Для целенаправленных тренировок зрительно-пространственного внимания больному предлагают специальные упражнения, выполняемые под наблюдением помощника. Во время таких занятий больного просят:

    1. Обозначить на отрезке прямой линии ее середину.
    2. Разделить отрезок прямой линии на три равные части. Затем предлагают повторить упражнение, изменяя длину отрезка, его пространственное расположение (вертикальное, горизонтальное, по диагонали) и число частей, на которое его делят (три, четыре, пять).
    3. Обозначить центр нарисованного на бумаге круга. Повторяют упражнение для разных геометрических фигур (квадрат, треугольник) и фигур разных размеров.
    4. Разделить нарисованный квадрат на четыре равные части (на шесть, девять равных частей).
    5. Расставить стрелки на часах в соответствии с заданным временем (проводится после оживления в памяти больного стереотипных представлений о времени и обсуждения понятий минута, час, полдень, полночь, 5 минут и т.д.)
    6. Расставить стрелки и обозначить время на немом циферблате.
    7. Выбрать из всех рисунков только те, на которых один объект расположен над другим.
    8. Объяснить смысл слов, характеризующих положение объектов в пространстве (внизу, вверху, сбоку, далеко, близко, направо, налево).
    9. Обвести цветными карандашами контуры геометрических фигур, вначале простых, затем более сложных.
    10. Заштриховать контуры геометрических фигур.
    11. Воспроизвести контуры геометрических фигур по лишь нескольким их фрагментам или точкам.
    12. Скопировать геометрическую фигуру. Начинают с простых фигур, представленных на фоне координатной сетки, а затем переходят к копированию более сложных фигур, изображенных на чистом фоне.
    13. Нарисовать фигурку человечка и обозначить его правую и левую руку; правую и левую ногу.
    14. Повернуть игрушечную фигурку человека в заданном направлении, например, лицом или спиной к двери, окну и т.д. Затем просят повернуть фигурку к себе и от себя.
    15. Собрать ряд конструкций из кубиков (сначала простых и по трехмерному образцу, затем более сложных и по рисунку).

    В тех случаях, когда у больного после инсульта или черепно-мозговой травмы нарушается возможность узнавать видимые им объекты, могут быть полезными несколько иные упражнения, направленные на выделение существенных деталей предметов.

    Во время таких занятий больному предлагают:

    1. Выбрать из набора картинок всех изображений заданного объекта (например, чашки, птицы и т.д.) с указанием того признака, который для него характерен
    2. Нарисовать предмет по образцу (срисовывать предмет). Упражнение позволяет закрепить в памяти пациента общий образ и наиболее существенные детали предмета.
    3. Дорисовать недостающие части объектов.
    4. Составить изображение из частей разрезанной на кусочки картинки или собрать картинку из пазлов
    5. Классифицировать объекты, похожие друг на друга по форме, но различающиеся по своей сути (кошка-собака, стол – стул). Проводится анализ тех признаков, на основании которых эти объекты можно отнести к одной или же к разным категориям.
    6. Опознать предмет в группе наложенных друг на друга и перечеркнутых контурных изображений.
    7. Указать заданные цвета на разноцветных изображениях предметов и геометрических фигур;
    8. Расположить вырезанные из бумаги квадратики определенного цвета в порядке возрастания его насыщенности (от более светлых к более темным оттенкам)

    6.3. Улучшение возможностей сравнения, обобщения, абстрагирования

    После перенесенного инсульта или черепно-мозговой травмы нередко нарушается способность больного сравнивать различные объекты, находить между ними сходство и различия, выделять наиболее существенные признаки явлений, отвлекаться от прямого смысла и понимать переносный смысл слов. Нарушения такого рода могут существенно нарушать возможности выполнения больным ранее привычных ему повседневных дел. Для улучшения возможностей больного ему полезно вовлекать больного в выполнение следующих упражнений.

    1. Упражнения на сортировку объектов: пациента просят объединить в группы предметы или картинки с изображениями геометрические фигур, предметов, животных или обозначающих их слов. Одновременно требуется объяснить принципы категоризации и обосновать причисление каждого объекта к той или иной группе. Принципами объединения объектов в группы могут быть их хорошо различимые внешне признаки (цвет, форма, размеры, вес, расположение), их сущностные свойства, их функциональные свойства (возможность использования в той или иной сфере человеческой деятельности), а также присвоенное этим объектам значение (например, принадлежность к живой или неживой природе) и др. Начинают упражнение с сортировки небольшого числа геометрических фигур, различающихся лишь по одному признаку (например, сортируются равновеликие, но разноцветные треугольники). Постепенно вводят фигуры, различающиеся по двум (например, цвету и размеру), а затем – по трем (например, цвету, размеру и числу углов) признакам. Больным предлагается повторить сортировку несколько раз, используя различные принципы классификации. Сложность заданий со временем увеличивается. После геометрических фигур переходят к сортировке изображений предметов или животных. Все эти упражнения рекомендуется проводить в игровой форме.

    2. Упражнения на выделение общего признака: пациента просят вычленить из ряда объектов те, которые отличаются общим признаком. Например, больному предъявляют картинки с изображениями бутылки, кувшина, книги, стакана, чашки, вазы, стула, цветка, и предлагают объединить в группу предметы, в которых можно держать воду.

    3. Упражнение Нахождение сходств и различий: пациенту предоставляют парные карточки с изображениями предметов (например, стул – кресло), названиями природных явлений (например, осень-весна) или понятиями (например, радость-печаль). Для каждой пары картинок требуется найти сходство и различие соответствующих объектов, явлений или понятий.

    4. Установление предметов, необходимых для обеспечение деятельности: пациента просят назвать предметы, необходимые для осуществления какой-либо деятельности. Например, пациента просят назвать вещи, которые он возьмет с собой в магазин или на прогулку.

    5. Упражнение Исключение лишнего: пациента просят исключить из группы объектов предмет, не имеющий общего признака с остальными. Применительно к тренировкам навыков повседневной активности это задание видоизменяют. Например, больного просят назвать вещи, которые он не оденет для лыжной прогулки.

    6. Упражнение Анализ объектов: больного просят всесторонне охарактеризовать признаки и свойства называемого или показываемого ему предмета (к какой группе относится, из чего состоит, где хранится, как используется, на что похож). В усложненном задании предлагается провести анализ более абстрактных понятий.

    7. Упражнение Завершение незаконченных предложений: больному предлагается придумать завершение начатой фразе. Постепенно переходят от простых предложений (На ночном небе сияют яркие …) к выражениям с менее однозначной концовкой.

    8. Упражнения Объяснение очевидных фактов: больному предлагают объяснить очевидные на первый взгляд вещи (зачем человек берет с собой зонтик, выходя на улицу в непогоду, зачем он снимает обувь, идя купаться и т.д.).

    9. Упражнение Составление рассказа по сюжетным картинкам: пациенту предлагают сочинить рассказ, посмотрев на последовательный ряд передающих определенный сюжет картинок. Требуется указать причинно-следственные взаимосвязи изображенных событий и дать прогноз дальнейшему ходу событий.

    10. Упражнение Завершение незаконченного рассказа: пациента просят придумать финал пересказанной ему истории, исходя из логики повествования.

    11. Упражнение Объяснение основной идеи рассказа: пациенту предлагают дать объяснение основной мысли прочитанного ему рассказа или басни. Аналогичным образом просят растолковать смысл пословиц и поговорок.

    12. Упражнение Установление факта: пациента просят выяснить какой-либо факт, задавая собеседнику ряд закрытых вопросов (требующих ответов по типу да/нет). Например, предлагают установить, какой предмет спрятан в коробке. Пациента обучают не перечислять в своих собственных вопросах все возможные названия наугад, а планомерно выяснять принадлежность предмета сначала к общим, а затем к более мелким категориям.

    6.4. Восстановление речи

    Инсульт или черепно-мозговая травма нередко приводят к нарушениям речи. После острого поражения головного мозга больной может начать испытывать затруднения в выражении своих мыслей, а иногда и с трудом понимать речь других людей, хотя слух е него остается сохранным. В таких случаях чаще всего у больного устанавливают диагноз афазия. В других случаях речь больного становится невнятной, смазанной, однако больной правильно выражает свои мысли и строит предложения, полностью понимая обращенные к нему фразы. В таких случаях у больного нередко диагностируют дизартрию.

    Восстановление речевых функций после острых поражений головного мозга (инсульт, черепно-мозговая травма) наиболее быстрыми темпами происходит в течение первого года. Помощь по восстановлению речи у больных с афазиями, развившимися после острого поражения головного мозга, оказывает логопед. Существует несколько типов афазий, и для каждой из них – свои программы логопедической помощи.

    Вероятность восстановления речи выше у тех больных, которые после выписки из стационара продолжают заниматься с логопедом или членами своей семьи, консультирующимися у профессионала. Родственники пациента могут существенно помочь ему в восстановлении речи. Однако их активность должна контролироваться специалистом, поскольку некоторые задания при могут в ряде случаев вызвать ухудшения речевых функций вместо их улучшения.

    В тех случаях, когда консультация логопеда по каким-то причинам недоступна, рекомендуется выполнять с больным лишь самые несложные упражнения, способствующие восстановлению речи. В таких случаях целесообразно:

    1. Вовлекать больного в простые неречевые виды деятельности, например:

    1. конструирование из кубиков, складывание пазлов, срисовывание, рисование предметов, сюжетов и т.д.
    2. игра в лото, в домино, в карты
    3. раскладывание серийных картинок, сюжетов

    2. Давать задания, предполагающие понимание речи:

    1. показ частей тела
    2. показ предметов, действий на картинках
    3. выполнение простых инструкций

    3. Вовлекать больного в простые диалоги, требующие ответов одним-двумя словами, или жестом

    4. Стимулировать чтение и письмо, предлагая такие задания, как:

    1. раскладывание подписей под картинками
    2. чтение цифр, букв
    3. письмо под диктовку цифр, букв
    4. письмо и чтение привычных и простых слов, фраз

    Важно также научить больного самостоятельно регулировать объем и скорости поступления информации от окружающих его людей. Ограничивая поступление избыточных для него сведений, больной получает возможность лучше осмысливать важные для него сообщения и защищать себя от информационной перегрузки.

    Например, при затруднении в понимании обращенной речи пациенту рекомендуют тотчас же обратиться к собеседнику с просьбой такого рода:

    Пожалуйста, скажите это другими словами;

    Пожалуйста, говорите чуть медленнее;

    Пожалуйста, повторите это еще раз;

    Позвольте мне немного подумать об этом;

    Могли бы вы написать сказанное? и т.д.

    Больных учат выражать такие просьбы твердо и уверенно. Это позволяет пациентам компенсировать свой когнитивный дефицит и успешно перерабатывать поступающую информацию.

    При работе с письменными сообщениями больным рекомендуют при необходимости предоставлять себе больше времени на их чтение или повторный просмотр, выбирать тексты с крупными буквами, а при чтении водить указкой по строчкам для того, чтобы не сбиваться с нужного места.

    Советы родственникам больного, страдающего афазией

    1. Помните о том, что афазия не относится к психическим болезням, даже если речь пациента лишена смысла, а сам он не осознает своего дефекта. Кроме того, нередко больной с афазией хорошо понимает речь окружающих.
    2. В беседе с больным не стоит повышать голос. Важно отличать афазию от глухоты: громкая речь не улучшит общения с пациентом.
    3. Больной с афазией очень чувствителен к внешнему шуму. Нежелательно обращаться к нему нескольким людям одновременно, и разговаривать с ним при включенном радио или телевизоре.
    4. Больной с афазией хуже понимает длинную и быструю речь. Собеседнику лучше говорить медленно, использовать простые предложения, повторять свои фразы и прибегать к различным способам выражения мыслей (жестам, рисункам, письму), избегая, однако, детского языка и чрезмерной жестикуляции. Наряду с прочими, важно использовать такие вопросы, на которые пациент может ответить да или нет.
    5. Лучше не прерывать больного, если он говорит. Собеседник должен стараться понять, что хочет сказать больной, давая ему для этого время и обращая внимание на разные формы выражения им своих мыслей. Больному с афазией важно знать, что его невербальные навыки коммуникации сохраннее, чем речевые.
    6. Исправлять неточности речи пациента следует деликатно, подчеркивая, что его понимают, несмотря на ошибки. Хорошо, если после каждой беседы у больного остается ощущение некоторого успеха и прогресса на пути восстановления своей речи.
    7. Восстановление речи идет максимально быстрыми темпами в ближайшее время после заболевания или травмы головного мозга. Через несколько недель или месяцев оно замедляется, и у пациента может создаться впечатление о безнадежности его усилий. В этот момент надо поддержать больного, рассказать ему о том, что улучшение наблюдается как минимум в течение всего первого года после развития афазии, и убедить его в необходимости продолжения речевой терапии.
    8. Наиболее губительной для пациента с афазией является речевая изоляция, то есть ограничение общения с окружающими. Членам семьи важно чаще привлекать больного к участию в общих беседах, задавать ему больше конкретных простых вопросов и побуждать к собственным высказываниям. К пациенту также рекомендуется обращаться с простыми просьбами. При затруднении выполнения действия ему важно предоставить подсказку и повторно высказать просьбу. По мере успешного освоения простых действий круг заданий и просьб целесообразно постепенно расширять.

    Задача родственников сводится не только к тому, чтобы научить больного правильно произносить слова (особенно если эту помощь уже оказывает логопед), но и к тому, чтобы научить его как можно лучше общаться.

    Copyright ©aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

    Неврологические патологии сегодня широко распространены среди населения. Однако далеко не многие из нас знают, с какими симптомами нам стоит идти к врачу, и когда именно. Поводом для беспокойства и обращения к неврологу должны являться часто возникающие головокружения, повторяющиеся головные боли, которые плохо купируются анальгетиками, а также слабость. Стоит проконсультироваться у врача, если возникла боль в спине, чувство онемения или ползания мурашек, подводит память или резко снижается зрение. Обсудим 9 самых частых симптомов неврологических патологий.

    Обычно люди отправляются к врачу, когда терпеть симптомы уже нет сил, а привычные препараты уже не помогают. А это неправильно, ведь любое заболевание, особенно неврологического плана, гораздо легче устранить или существенно облегчить на начальной стадии. И важно знать, что неврологические патологии, в отличие от большинства болезней внутренних органов, не протекают без симптоматики. Хотя бы минимальные проявления обязательно есть, но человек может не обращать на них внимания, принимая за усталость или стресс. Для большинства обычных, далеких от медицины людей неврологические заболевания - это загадка. Если гастрит или дерматит - это патологии с определенными и хорошо известными людям симптомами, то что должно болеть или беспокоить при неврологических болезнях?

    1. Головная боль и ее опасность

    Практически каждый из людей иногда страдает от головной боли, которая возникает при простудах, сильном перенапряжении или усталости. Однако, если головная боль сильная, провоцирует тошноту с рвотой, локализована в одной половине головы, имеет ауру перед началом (зрительные, слуховые видения, ощущение нереальности), давит на лоб - причины могут быть в мигрени или объемных процессах головного мозга, повышении внутричерепного давления. Немедленно стоит обратиться к неврологу при частых или постоянных, либо резко начавшихся сильных и плохо поддающихся действию анальгетиков головных болях. Также следует срочно обратиться к врачу, если головная боль сопровождается онемением части тела (рука, нога), проблемами с речью или провалами памяти.

    2. Наличие хронической боли

    Если постоянно мучают боли в шее или спине, при этом они отдают в руку, ногу или нарушают движения тела, не стоит ждать, когда они сами пройдут. Особенно опасна боль с онемением частей тела. Поводом для посещения невролога должна стать боль в пояснице, грудном отделе позвоночника или шее, при которой возникает головокружение, прострелы, общее недомогание или сонливость. Также поводом для немедленной консультации является боль в области поясницы с нарушениями мочеиспускания или дефекации.

    Такой симптом как головокружение сложно описать, оно каждым человеком воспринимается субъективно. Но обычно это ощущение того, что предметы плывут, вращаются вокруг тела человека, либо само тело кружится, хотя при этом пациент стоит или сидит неподвижно. Приступы головокружений при поворотах головы, резкой смене положения тела или внезапные, с потерей ориентации и равновесия - повод для немедленного обращения к врачу. Они могут быть признаком как сосудистых проблем мозга, так и более серьезных и опасных патологий. Не менее опасно головокружение при поездках в транспорте, с тошнотой или рвотой, а также на фоне головной боли или при лежании на кровати.

    4. Появление ощущений покалывания и онемения частей тела

    Если в конечностях или на коже груди, живота или спины ощущается онемение, ползание мурашек или покалывание, особенно в сочетании со слабостью в мышцах и нарушением движения - это признаки серьезных проблем с периферическими нервами и даже позвоночником. Иногда при сочетании с головокружениями либо с головными болями это может быть признаком и более серьезных проблем, вплоть до инсультов или объемных процессов, кровоизлияний в области мозга.

    5. Сильная слабость в разное время суток

    Слабость - это специфическое состояние тела, когда даже отдохнувшему человеку трудно поднимать чашку, ложку, любые усилия даются с трудом. Проявление слабости может быть локализованным в одной группе мышц или части тела, либо иметь общий характер. Стоит особо забеспокоиться, если одна из конечностей стала явно слабее другой. Если такая слабость сочетается еще и с онемением, нарушением движения и только в одной половине тела, нужно немедленно вызывать врача.

    6. Нарушения двигательных актов, тремор

    Такие симптомы как дрожание (тремор) в руках и ногах, замедление действий и внезапно возникающая неловкость, неуклюжесть походки, затруднения при ходьбе и спотыкания на ровном месте игнорировать нельзя. Это признаки серьезных расстройств в структурах головного мозга, которые нельзя игнорировать. Также стоит обратиться к врачу, если страдает походка, возникла хромота на одну ногу, сложно поднимать стопу, ноги шаркают по полу.

    7. Расстройства зрения

    Конечно, с возрастом многие отмечают нарушение остроты зрения, и это вполне закономерные явления. Но если зрение нарушается практически мгновенно, резко, вплоть до полной слепоты, поля зрения резко сузились (человек видит как через бинокль), перед глазами мелькают вспышки, искорки, точки, черные мушки, круги или все предметы плывут, двоятся, если нарушена зрительная ориентация в пространстве - это симптом неврологических проблем и повод для немедленного посещения врача.

    Проблемы со сном - это одни из самых частых жалоб неврологу. Если сон страдает из-за головокружений, болезненных ощущений в шее, головной боли или тошноты, если страдает память и работоспособность - пора к неврологу. Также стоит поступить, если ночью долго не идет сон, а после засыпания он беспокойный с частыми пробуждениями, кошмарными сновидениями и ощущением разбитости на утро.

    9. Нарушения краткосрочной и долгосрочной памяти

    Если в привычных беседах человек стал терять нить разговора, часто подбирает слова, если происходят изменения личности, возникают слезливость, агрессия и раздражение, если стала ухудшаться память и забываются даже имена близких знакомых, пора к врачу. Стоит провериться и при постоянных потерях вещей в домашней обстановке, если подводит память на события прошлого или совсем недавние происшествия. Особенно важно немедленно пойти к врачу, если провалы в памяти возникли после травмы головы, потери сознания или после сильной головной боли.

    Важно вовремя распознать и начать лечение неврологических заболеваний - запущенная патология может привести к инсульту и параличам, расстройствам личности и нарушению сознания, атрофии мышц и инвалидности.

    Чем чаще встречается заболевание, тем больше оно обрастает разнообразными мифами. Сотрясение головного мозга в России ежегодно получает более 2 миллионов людей, причем эта цифра сильно занижена, поскольку далеко не все больные обращаются после получения травмы за медицинской помощью.

    Самые распространенные заблуждения

    Миф №1: «Тяжелое сотрясение»

    Сотрясение головного мозга не делят на степени тяжести (в отличие от ушиба мозга, например), поскольку как таковых критериев, по которым это можно было бы сделать, нет. Нельзя сказать «тяжелое сотрясение мозга», поскольку любое сотрясение априори имеет только один вариант.

    Миф №2: «Разбитая голова»

    Если после травмы присутствуют повреждения костей черепа, то диагноз сотрясения головного мозга отпадает автоматически. Скажем так: это один из критериев диагностики. Важно – ушибы, ссадины, даже глубокие, здесь не имеют значения. Речь идет исключительно о травмах костей, то есть трещинах, переломах, смещениях и т.д.
    «Разбитая голова»– пожалуйста. Но только в том случае, если кости остаются целыми.

    Миф №3: «После сотрясения бывает потеря сознания, но не бывает потери памяти»

    В этом вопросе все двояко. Потеря сознания может быть, а может и не быть. Равно как и потеря памяти – она, разумеется, встречается (причем не так редко, как могло бы показаться), но обязательным симптомом тоже не является.

    Потеря сознания при сотрясении обычно длится несколько минут, а чаще – секунд. Амнезия возникает после восстановления сознания, и она может проявляться в четырех вариантах: ретроградной, конградной, антероградной и антеретроградной.

    – это потеря памяти о событиях, которые предшествовали травме. Долгосрочная память не затрагивается: больные забывают только самые последние минуты перед ударом.
    Конградная амнезия – выпадение воспоминаний непосредственно о моменте получения травмы. Этот вид амнезии даже сложно назвать таковой, поскольку выпадающий в этом случае эпизод приходится на время потери сознания или его «затуманивания».

    Антероградная амнезия – это потеря воспоминаний о событиях, которые происходили после травмы (сразу после нее или после момента восстановления сознания – это зависит от особенностей клинической картины сотрясения у данного конкретного больного).

    Антеретроградная амнезия – как следует из названия, это «объединение» ретро- и антеградной амнезии, при котором из памяти выпадают события предшествовавшие травме и происходившие вскоре после нее.

    Миф №4: «Последствия сотрясения остаются на всю жизнь»

    Последствия остаются на две недели. Редко – на три. Все, что вы привыкли слышать об отдаленных осложнениях черепно-мозговой травмы, относится к ушибу, сдавлению головного мозга, диффузному аксональному повреждению или гематомам. Сотрясение мозга, повторимся – самая легкая форма ЧМТ. Поверьте, если бы этот вид травмы оставлял последствия на всю жизнь, в мире было бы в сотни раз больше хронических неврологических больных.

    Миф №5: «При сотрясении всегда бывает рвота»

    Рвота действительно бывает часто. Но мнение о том, что если у больного не было рвоты, значит, и сотрясения мозга у него тоже не было, в корне неверно. В ряде случаев травма сопровождается просто тошнотой, иногда – многократной рвотой, но у многих людей она вообще не вызывает никаких изменений в работе рвотного центра.

    Миф №6: «При сотрясении не нужно лечение»

    Без преувеличений – самый неприятный и опасный миф. Скажем сразу максимально четко: лечение при сотрясении мозга нужно. То, что это – легкая ЧМТ, вовсе не отменяет необходимости терапии.
    Лечение включает обязательный постельный режим (как минимум – до того момента, как пройдет тошнота, если она есть) и мочегонные средства, особенно влияющие на обмен ликвора, такие как диакарб. Также эффективны ноотропные препараты, калий и «седатики».

    Миф №7: «Изменения в мозгу»

    Сотрясение тем и отличается от всех прочих вариантов черепно-мозговой травмы, что при нем никогда не бывает структурных изменений в мозгу. Те микроперемены, которые все-таки присутствуют, можно заметить только под электронным микроскопом. Согласитесь – никто не станет этого делать.
    Этот миф тесно связан с другим – о последствиях сотрясения и распространенной фразой «сошел с ума после удара по голове». Такое возможно, но травма должна быть куда как серьезнее.

    Миф №8: «Диагностики должно быть много!»

    Любовь к избыточной диагностике – это беда как современных врачей, так и современных пациентов. Виной тому доступность самых разнообразных методов исследования, которые позволяют получить практически любую информацию о состоянии организма больного.

    И вот она правда: при сотрясении головного мозга не нужна никакая диагностика, помимо осмотра невропатолога и нескольких физикальных тестов. Не нужно ЭЭГ, не нужно ЭХО, и уж тем более, не нужно МРТ.

    Дело в том, что все эти исследования не дадут никакой ценной информации в данном случае. Единственное, что, возможно, придется сделать – это рентгенографию костей черепа. Она может понадобиться, если у врача останутся сомнения относительно того, действительно ли у больного сотрясение, а не более тяжелая травма (например, ушиб мозга).

    Миф № 9: «Сотрясение лечат нейрохирурги»

    Нейрохирургам нечего тут лечить. Мы говорили о том, что при этой травме не бывает ни повреждения костей черепа, ни структурных изменений в мозгу. Зашить рану на коже головы или обработать ссадину могут в приемном отделении, а вот лечением самого заболевания занимаются только невропатологи. Хирургия к сотрясению не имеет вообще никакого отношения.



    Похожие публикации