Житие равноапостольных царя константина и матери его царицы елены. Равноапостольные царь константин и матерь его царица елена

Флавия Юлия Елена Августа, равноапостольная царица Елена, святая Елена – всё это имена матери римского императора Константина I, которая вошла в историю благодаря своей деятельности по распространению христианства и обретению Гроба Господня и Животворящего Креста в ходе раскопок в Иерусалиме. 21 мая (3 июня) по юлианскому календарю совершается празднование царя Константина I и матери его царицы Елены.

Приблизительные годы жизни Елены - 250-337 гг. н. э. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана, недалеко от Константинополя. Позже её сын, император Константин Великий, переименовал его в Еленополис (сегодня Херсек). В начале 270-х годов Елена стала женой будущего цезаря Констанция Хлора.

27 февраля 272 года Елена родила сына - Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. В 305 году Константин был поставлен отцом-императором западной части Римской империи, а в 330 году официально перенёс столицу Римской империи в Византию и нарёк его Новым Римом.

В 324 году сын Елены провозгласил её «августой»: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою Елену и позволил ей, как царице, чеканить свою монету» и распоряжаться царской казной. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina («благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг.

В 312 году Константин вступил в борьбу за власть с узурпатором Максенцием. Накануне решающей битвы Константину во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска греческие буквы ХР - и тогда он одержит победу («и сим победиши»). А на следующий день Константину было видение креста в небе. Так и вышло, Константин стал императором западной части Римской империи. Полностью объединить земли ему удалось в 321 году.

Сделавшись полновластным правителем западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трёхсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенёс свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убеждён, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и сам Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретён в 326 году. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста.

Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм во славу Воскресения Христова.

Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) пишут, что за время пребывания на Святой Земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий:
. на Голгофе - храм Гроба Господня;
. в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
. на Елеонской горе - церковь над местом Вознесения Христа.

Житие святой Елены, описанное позднее в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо перечисленных, входят:
. в Гефсимании - церковь Святого Семейства;
. в Вифании - церковь над гробницей Лазаря;
. в Хевроне - церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
. у Тивериадского озера - храм Двенадцати Апостолов;
. на месте вознесения Илии - храм во имя этого пророка;
. на горе Фавор - храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна;
. у подножия горы Синай, возле Неопалимой купины, - церковь, посвящённая Богородице, и башня для монахов

Согласно описанию Сократа Схоластика, царица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй - в уздечку).

В 326 году, когда царица Елена возвращалась из Палестины в Константинополь, шторм заставил царицу Елену укрыться в бухте на Кипре. Существует много преданий о посещении царицей Еленой острова святых, но фактом остаётся то, что ею были основаны несколько христианских обителей, которым царица даровала частицы Животворящего Креста, обретённого на Святой Земле. Это монастырь Ставровуни, монастырь Святого Креста (деревня Омодос). А также монастырь Агия Фекла.

Святые Константин и Елена глубоко почитаются на Кипре. В их честь построено множество храмов, в том числе:
● монастырь Константина и Елены, XII в. (Куклия);
● монастырь Миртового Креста, XV век (Тсада);
● храм Честного Креста (Платанистас);
● церковь Святого Креста (Айя Ирини);
● церковь Святого Креста (Пелендри).

Святая царица Елена возвратилась в Константинополь после путешествия по Кипру, где вскоре скончалась в 327 году. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется «равноапостольной».

Равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребён в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

С именами святых равноапостольных императора Константина и его матери царицы Елены связано открытие Императорского Православного Палестинского Общества и деятельность Общества на Святой Земле.

Императорское Православное Палестинское Общество создано Указом Императора Александра III и общественной инициативой выдающихся русских людей.

8 мая 1882 года был утверждён Устав Общества, а 21 мая (3 июня по григорианскому календарю) того же года в Санкт-Петербурге состоялось его торжественное открытие, приуроченное к празднованию дня памяти святых равноапостольных Константина и Елены, распространявших христианство, воздвигших первые христианские храмы в Святой Земле и обретших Животворящий Крест Господень. С именами этих святых связаны древнейшие храмы Иерусалима и Вифлеема, а также сам принцип покровительства Святой Земли со стороны православных императоров.

Публикацию подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов

и матерь его царица Елена (†327)

С вятой равноапостольный царь Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлилей и Британией), и святой равноапостольной Елены. К принятию христианства он был расположен своей матерью-христианкой. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя, что они - верные слуги и честные граждане. Во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклетиана, его соправителя Максимиана Галерия - на Востоке, и императора Максимиана Геркула - на Западе.

П о желанию императора Диоклетиана в юных годах (18 лет) Константин был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Придворная жизнь в столице олицетворяла собою тогда в малом виде все то нравственное и религиозное растление, до какого только может дойти человечество, порабощаемое нечистыми, страстными похотями - суетная пышность и роскошь, пьянство и объядение, необузданный разврат мысли и жизни, интриги и крамолы, озлобление против истинного богопочитания и лицемерное, лживое почтение к мнимым богам. С другой стороны Константин видел совсем другую жизнь христианской общины, где старцы и старицы, юноши и девы, простецы и ученые мудрецы, даже дети доказывали истину своей веры, чистоту и высоту ее содержания не только словами, а и своими делами, страданием за нее даже до смерти. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: "Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов".

П осле смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн и с помощью Божией, разбил всех своих противников.

О н молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться. В 312-м году во время войны с кесарем Максентием, незадолго до решительной битвы, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим побеждай» (по-гречески: NIKA). Это зрелище привело в ужас как самого царя, так и войско, бывшее с ним, ибо крест, как позорное орудие казни, считался у язычников дурным предзнаменованием. Константин пребывал в недоумении. Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. Встав от сна, Константин позвал опытных мастеров и приказал устроить, по подобию образа креста, хоругвь из золота и драгоценных камней; воинам же своим он приказал изобразить Крест на щитах и шлемах.

Константинов крест

К омбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы Константина, составлена из двух первых букв слова ХРистос — «Хи» и «Ро».

П ораженный дивным видением Константин решился не почитать никаких других богов, кроме явившегося ему Христа. С того времени он начал усердно заниматься чтением священного Писания и постоянно имел при себе иереев, хотя и не принимал еще святого крещения.

С делавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

К онстантин прекратил языческие игры; освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов; отменил казнь через распятие; дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей (очень затруднительных в гражданских судах); запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому; повелел по всей империи праздновать воскресный день; в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущество по завещаниям; допустил христиан к занятию высших государственных должностей; приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них, по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения.

Б олее всего Константин встречал себе противодействия в Риме, где было сильно язычество. Он решил основать новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем . Обширные дворцы, водопроводы, бани, театры украсили столицу; она наполнилась сокровищами искусства, свезенными из Греции, Италии и Азии. Но уже не строились в ней храмы, посвященные языческим богам, и вместо Колизея, где происходили бои гладиаторов, был устроен цирк для конских состязаний. Главным украшением нового города стали храмы, посвященные истинному Богу.

Константинополь времен расцвета Византийской империи

К онстантин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве.

Г лубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Там святая Елена не облачалась в свойственные ее сану одеяния, ходила в самой скромной одежде среди народной толпы и, стараясь быть неузнанной, раздавала щедрую милостыню.

В Палестине все места, освященные евангельскими событиями, уже давно подверглись опустошению. Пещера гроба Господня - была засыпана мусором, а на холме, насыпанном поверх святой пещеры, построено было капище “сладострастному демону любви” - Венере. По указаниям Елены идольские капища, поставленные на священных для христиан местах, были разрушены и вместо них сооружены святые храмы. На средства царицы были построены церкви в Вифлееме, над пещерой Рождества Христова; на горе Елеонской - месте Вознесения Господня; в Гефсимании - месте успения Пресвятой Богородицы; у дуба Мамврийского - в месте явления св.Троицы Аврааму.

П осле долгих и усиленных поисков Креста Господня было, наконец, указано его местонахождение неким Иудою, евреем, старцем преклонных лет, сыном иудейского учителя - под языческим капищем, построенным на холме, покрывавшем пещеру Гроба Господня.


Пещера Гроба Господня Место обретения Креста Господня

П ещера Гроба Господня была найдена и очищена; около нее, на восточной стороне, обретены были три креста, а рядом с ними доска с надписью и честные гвозди. Но как было узнать, который из трех крестов был Крестом Спасителя? Случилось, что мимо этого места в то время проносили для погребения мертвеца; святитель Макарий велел похоронной процессии остановиться; стали полагать, по совету епископа, найденные кресты по одному на умершего, и, когда возложен был Крест Христов, мертвый воскрес.

В се, видя это чудо, возрадовались и прославили силу животворящего Креста Господня. И чтобы можно было бы хотя бы издали видеть святыню, святитель Макарий благоговейно подняв ее и став на возвышенном месте, сотворил воздвижение Креста Господня пред взором множества верных, которые в то время велегласно восклицали: "Господи, помилуй!" Это было первое Воздвижение Честного и Животворящего Креста ; совершилось оно в 326 году . Православная Церковь празднует это событие ежегодно 14 сентября.

С вятой Крест, положенный потом в серебряный ковчег для сохранения, многих из язычников и иудеев тогда обратил ко Христу; в том числе и Иуду, который указал место его хранения. Частицу живоносного Древа святая Елена, покидая Иерусалим, взяла с собою в дар сыну Константину.

Скончалась Елена на 80-м году жизни — по разным предположениям, около 327-330 гг. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной .

Н ад пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова, который был бы "великолепнее всех храмов, где-либо существующих".

М ирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее . 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Бесповоротно осудив арианство, отцы Собора решили дать верующим точное исповедание православного учения - Символ веры. Константин предложил внести в Символ термин, слышанный им в прениях Собора, «Единосущный Отцу». Слово, сказанное царем, единодушно было принято Собором и послужило определительною основою учения о Лице Господа Иисуса, центрального христианского догмата.

К онстантин жил после того еще более 10 лет, с неизменною верностью держась Никейского исповедания веры, и ревностно старался утверждать дух христианского благочестия в своем царстве, являя достойный пример в себе самом. Еще задолго до смерти Константин начал готовиться к ней. В новой своей столице он построил храм во имя святых Апостолов, в котором устроил гробницу себя.

В 337 году Константин в последний раз торжественно отпраздновал в Константинополе Пасху и вскоре занемог. Но он еще не был крещен. Свое крещение благочестивый царь отлагал по смиренному сознанию своей греховности, желая подвигом целой жизни приготовить себя для этого. Притом же в душе его хранилось искреннее желание креститься в водах реки Иордана. Чувствуя крайний упадок телесных сил, Константин созвал епископов, просил их удостоить его святого крещения, сказав при этом: «Я думал сделать это в водах реки Иордана, где, в образ нам, принял крещение Сам Спаситель; но Бог, ведающий Полезное, удостаивает меня этого здесь». Облеченный при крещении в белую одежду, он не снимал ее уже до смерти. Багряницы же - этого царского отличия - "раб Божий" уже не восхотел и касаться.

В еликий и равноапостольной Константин скончался, завещав царство трем своим сыновьям, в день Пятидесятницы в 337 году, на тридцать втором году своего царствования.

Тропарь, глас 8

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3

Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Рожденный в 274 году от благочестивых родителей, хотя и не христиан, Константин с детства чуждался языческих суеверий и желал приблизиться ко Христу, истинному Богу. Годы юности Константин должен был проводить не родной семье, а при дворе Диоклитиана в Никомидии, куда он взят был в качестве заложника, хотя и почетного, для обеспечения верности его отца Констанция старшему императору Диоклетиану.

Историки с удивительной точностью описывают внешность юного Константина: «величественная и красивая осанка Константина при его высоком росте и выдающейся физической силе, привлекала к нему взоры народа и располагала в его пользу все войско». Это ставало основной причиной зависти царя и многих придворных.

После смерти своего отца, тридцатидвухлетний Константин провозглашается императором Галлии и Британии. Под впечатлением виденных гонений христиан на Востоке, Константин первым делом объявил в своих областях свободу исповедания христианства

На то время Римская империя представляла собой раздробленное междоусобицами государство, в котором царствовали сразу шесть императоров, и все они враждовали между собою. В мире и благоденствии прибывали только области подчиненные Константину. В его стране христиане проявляли себя усердные и верные подданные, тем самым еще раз доказывая, что христианство есть великая сила, способная преобразить мир.

Через шесть лет своего царствования, в 312 году Константину доносят о готовящемся нападении Римского императора Максенция. Услышав об этом, Константин решился предпринять военный поход и опередить врага. Он хотел освободить Рим от злого тирана. Все же отважному полководцу Константину стоило трудностей заставить солдат войти с мечом в великий Рим, священный для языческих народов того времени, к тому же было известно, что войско его противника многочисленнее войска Константина.

Размышляя над организацией похода, Константин начал возносить молитву к христианскому Богу, чтобы Он подал ему мужество и простер ему десницу помощи в предстоящем деле. И эта молитва была услышана.

Однажды после полудня Константин собственными глазами наблюдал ведение на солнце - знамение креста с надписью: «СИМ ПОБЕЖДАЙ». Это зрелище привело в ужас как самого царя, так и войско, бывшее с ним, ибо крест, как позорное орудие казни, считался у язычников дурным предзнаменованием. Однако, во сне явился ему Христос и повелел сделать знамя, подобное виденному на небе, и использовать его для зашиты при нападении врагов. Встав от сна, Константин позвал к себе опытных мастеров и приказал устроить хоругвь из золота и драгоценных камней. А всему войску было велено изобразить Крест на щитах и шлемах.

Константиново войско, покрываемое спасительным знамением Креста, после трех столкновений с противником, подступил к Риму и здесь нанес Максенцию решительное поражение. Максенций, спасаясь бегством через реку Тибр, погиб при разрушении моста. Победитель с торжеством вступил в Рим и встречен был народом как повелитель всей западной половины Римской империи. Константин первый из цезарей указом от 314 года предписал полную веротерпимость: христианам разрешал свободно поклоняться Единому истинному Богу. За этим указом последовал целый ряд указов: запрещена была казнь на кресте, отменены были кровавые игрища в цирке, прекращены языческие жертвоприношения, установлено празднование воскресного дня, этот день становился днем отдыха как для свободных граждан, так и для рабов; сироты и дети, брошенные родителями, бедные и убогие, приняты были под царское покровительство. Он освободил священнослужителей от всяких посторонних должностей и от податей, дабы они могли совершенно посвятить себя служению Богу. Нося на своем шлеме, монограмму «Христос», Константин дал своим воинам молитву, которую они должны были читать в воскресные дня и которая, располагала всех признавать Единого всемогущего Подателя благ и Его помощи искать во всех делах.

Через 10 лет такого счастливого царствования, Константин почувствовал угрозу со стороны восточного императора Ликиний, который вступал в открытую борьбу. В 323 году возгорелась жестокая война, которая должна была окончательно решить судьбу христианства в Римской империи. Казалось, что одряхлевшее язычество ополчилось против христианства, явившегося в мир обновить человечество.

После той войны, Константин сделался единодержавным государем всей Римской империи. Эта победа над Ликинием еще раз наглядно убедила Константина в том, что земные блага и успехи даруются служителям истинного Бога. Император поспешил распространить христианство на всех завоеванных землях. «Кто потерял имущество, - писал он в одном указе, - проходя неустрашимо поприще мученичества, или сделавшись исповедником и стяжав себе вечные надежды, и утратил все имущество и положение, потому что не соглашался уступать гонителям, требовавшим предательства веры, - имения всех таковых повелеваем отдать». Так он стал защитником бедняков, гонителей и обездоленных.

Константин, как явный покровитель христиан был мало любим в Риме, где оставалось еще много языческих обычаев. Недовольство и ропот горожан, даже заговоры были причиной того, что в уме Константина созрела мысль создать новую столицу, город христианский, который бы никак не был связан с язычеством. Новой столицей становиться Византия, древний небольшой городок на берегах Босфора. Новая христианская столица, получившая название «град царя Константина», Константинополь, врученная покровительству Божией Матери, быстро расцвела и затмила славу и величие не только пышной Никомидии, но и самого великого Рима.

Благоговея пред знамением Креста, Константин пожелал прославить само «живоносное Древо, на нем же распялся Царь и Господь». Благочестивое намерение императора привела в исполнение его мать, царица Елена, которую он отправил в Иерусалим, снабдив полномочиями и богатыми дарами. В стране священной, где все напоминает о «великой Тайне благочестия - явлении Бога во плоти», наглядно проявилось величие смиренной души царственной старицы. Там святая Елена, ходила в самой скромной одежде среди народной толпы и, стараясь быть неузнанной, раздавала щедрую милостыню.

В те времена, в Палестине все места, освященные евангельскими событиями, уже давно подверглись опустошению. По указаниям Елены идольские капища были разрушены и вместо них сооружены святые храмы. Прекрасные церкви построены были по желанию и на средства царицы в Вифлееме, над пещерой Рождества Христова, и на горе Елеонской - месте Вознесения Господня; храмами украшены были Гефсимания - место успения Пресвятой Богородицы и место явления Бога Аврааму у дуба Мамврийского. Но главнейшей заботой царственной старицы было исполнение желания ее великого сына - отыскать то самое Древо, на котором был распят Спаситель мира.

После долгих розысков, место нахождения Креста было указано под языческим капищем, покрывавшем пещеру Гроба Господня. По приказанию царицы капище было разрушено; святитель иерусалимский Макарий совершил молитву на поруганном месте; после чего приступили к расчистке возвышенности.

Пещера Гроба Господня была найдена и очищена; около нее, на восточной стороне, обретены были три креста и подле них доска с надписью и честные гвозди. Но как было узнать, который из трех крестов был Крестом Спасителя? Случилось, что мимо этого места в то время проносили для погребения мертвеца, было решено найденные кресты по одному возлагать на умершего. Когда возложен был Крест Христов, мертвый воскрес. Все, видя это чудо, возрадовались и прославили дивную силу животворящего Креста Господня. А так как многочисленной толпе невозможно было хотя бы издали видеть святыню, то священники благоговейно подняв Крест и став на возвышенном месте, сотворил воздвижение Креста Господня пред взором множества верных, которые в то время велегласно восклицали: «Господи, помилуй!» Это было первое Воздвижение Честного и Животворящего Креста; совершилось оно в 326 году. Православная Церковь празднует это событие ежегодно 14 сентября.

Получив от матери, блаженной Елены, бесценное сокровище - частицу Святого Креста, - Константин решил украсить пещеру гроба Господня и подле нее построить такой храм, который был бы «великолепнее всех храмов, где-либо существующих». Константин сам придумал украсить храм двенадцатью - по числу апостолов - колоннами, наверху которых находились вылитые из серебра вазы.

В те времена Церковь Христова, была потрясаема внутренними раздорами, зародившимися и созревшими еще в тяжкую годину гонений. Кругом торжествовала ересь Ария. Тогда Константин решил созвать Вселенский Собор, который, оставался единственным средством к умиротворению Церкви. «Бог помог мне, - говорил он, - низложить нечестивую власть гонителей, но несравненно пагубнее всякой войны, всякой битвы внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией». Бесповоротно осудив арианство, отцы Собора решили дать верующим точное исповедание православного учения - Символ веры.

За царствование Константина Римская империя стала величайшей и могущественной державой. Но при своем величии император оставался смиренным рабом Божьим. На льстивые речи духовных лиц, выражающие, что он в сей жизни удостоился самодержавного над всеми владычества, и в будущей станет управлять вместе с Сыном Божиим, Константин отвечал ласкателям: «Ты лучше помолись о царе, чтобы и он в будущей жизни удостоился быть рабом Божиим».

А вот как описывают правление Константина его современники: «нищих и нуждающихся он снабжал и деньгами, и пищей, и приличной одеждой; о детях осиротевших он заботился вместо отца; дев, лишившихся родителей, выдавал замуж, снабжая их приданым из своей казны. Особенно много делал он благотворений в день Пасхи».

В 337 году Константин в последний раз торжественно отпраздновал в Константинополе Пасху и вскоре занемог. Но император до сих пор еще не был крещен. Для нас это может казаться весьма странным, но в те времена многие принимали крещение в зрелых летах или даже в старости. Константин, откладывал свое крещение по смиренному сознанию своей греховности, желая подвигом целой жизни приготовить себя для этого. Перед крещением умирающий царь произнес такую речь: «Пришло желанное время, которого я давно жажду и о котором молюсь как о времени спасения. Пора принять печать бессмертной жизни».

Великий и равноапостольный Константин скончался, завещав царство трем своим сыновьям, в день Пятидесятницы 337 года, на тридцать втором году своего царствования, будучи шестидесяти пяти лет от рождения. Тело его с великим торжеством перенесено было в созданный им град Константинополь и положено, согласно его завету, в церкви святых Апостолов, в гробнице, им самим уготованной. Ныне же он живет бесконечной жизнью в вечном Царстве Христа Бога нашего, Которому со Отцом и Святым Духом честь и слава во веки веков. Аминь.

Память святых равноапостольных царя Константина и его матери царицы Елены празднует Православная Церковь в воскресенье 3 июня 2018 года.

Святой император Константин был сыном цезаря Констанция Хлора , правившего странами Галлией и Британией.

Материал по теме

3 июня - день памяти святых царя Константина и его матери царицы Елены. В Православной Церкви великие мать и сын прославлены как равноапостольные - столь значим их подвиг проповеди Евангелия и обращения в веру народов. Константин родился в сербском городе Ниш, в 272 году. Елена - в Дрепане (Малая Азия), впоследствии переименованном в честь нее в Еленополис. Год рождения самой Елены точно не установлен...

Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей-помощников, одним из которых в Западной части и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой.

Отец Константина не преследовал христиан в управляемых им странах, хотя во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям.

После смерти Констанция Хлора его сын Константин, сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости. А в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на Восточную часть империи.

После трехсот лет гонений христиане получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа . Отказавшись от язычества, император перенес свою столицу на восток, в город Византий, который был переименован в Константинополь.

Константин всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил храмы, заботился о духовенстве.

Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и тот самый Крест, на котором был распят Иисус Христос. На поиски этой святыни в Палестину отправилась мать императора, царица Елена. Крест был чудесным образом обретен ею в 326 году.

Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов римского язычества и распорядилась построить там христианские церкви.

А над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм во славу Воскресения Христова. За свои великие труды на благо Церкви император Константин и его мать царица Елена именуются равноапостольными.

Откуда мы обычно черпаем сведения о жизни святых? Конечно же, из информационных источников церковного, богословского характера. Это могут быть православные журналы, газеты, книги , специфические сайты и просветительские ресурсы Интернета, а также христианские фильмы и передачи. Однако в том случае, если подвижник являлся одновременно государственным деятелем и/или прославившим страну полководцем, основные вехи его земного существования и характеристики личности непременно содержатся в исторических материалах. Это касается, к примеру, князя Владимира, крестившего Русь, княгини Ольги, князя Димитрия Донского. В сонм святых попали и правители Рима : царь Константин и его мать, царица Елена. День памяти их установлен церковью 3 июня.


Сведения о праведнике и правителе римском Константине:

Святой Константин родился в III столетии н.э., конкретнее - в 274-м году. Избранник Божий имел знатное происхождение, поскольку появился на свет в семье Констанция Хлора, соправителя Римской империи, и его супруги, царицы Елены. Отец будущего святого владел двумя областями великой державы: Галлией и Британией. Официально семья эта считалась языческой, однако на деле единственный сын цезаря Констанция Хлора и Елены рос истинным христианином, воспитываясь своими родителями в обстановке доброты и любви к Богу. В отличие от других соправителей Римской империи Диоклитиана, Максимиана Геркула и Максимиана Галерия отец святого Константина не учинял гонений на христиан во ввереных ему вотчинах.

Будущий правитель Рима отличался многочисленными добродетелями, среди которых особенно выделились спокойный нрав и скромность. Внешне святой Константин тоже располагал к себе окружающих, поскольку был высок, физически развит, силен и красив. Об этом свидетельствует описание облика императора, найденное в исторических источниках и составленное на основе археологических данных. Удивительное сочетание выдающихся душевных, личностных и физических качеств избранника Божия стало в годы правления святого Римом предметом черной зависти и злобы царедворцев. Заклятым врагом Константина по данной причине стал цезарь Галерия.

Годы юности святого прошли не в отчем доме. Отрок был взят в заложники и содержался при дворе тирана Диоклитиана в Никомидии. С ним хорошо обращались, но общения с семьей святого по большей части лишили. Таким образом соправитель Констанция Хлора желал обеспечить себе верность отца Константина.

Информация о святой царице Елене:

Что известно о личности правительницы Елены? Достаточно, чтобы составить законченное представление об этой женщине. Святая Елена не относилась к знатному роду, как ее супруг: избранница Божия родилась в семье владельца гостиницы. Замуж будущая царица вышла вопреки канонам того времени, не по расчету и не по сговору, а по взаимной любви. Со своим супругом, цезарем Констанцием Хлором Елена прожила в счастливом браке 18 лет. А после союз разрушился в одночасье: муж царицы получил от императора Диоклитиана назначение стать правителем сразу трех областей: Галлии, Британии и Испании. При этом тиран выдвинул Констанцию Хлору требование развода с Еленой и женитьбы соправителя на своей падчерице Феодоре. Тогда же Константин по воле императора Диоклитиана отправился в Никомидию.

Царице Елене на тот момент было немного больше сорока лет. Оказавшись в столь сложной ситуации, еще молодая женщина всю свою любовь сосредоточила на сыне - историки уверены, что с супругом она больше никогда не виделась. Святая Елена обрела кров недалеко от области, где находился Константин. Там они смогли иногда видеться и общаться. С христианством царица познакомилась в Дрепануме, который позже в честь матери Константина Великого (именно так впоследствии стали называть добродетельного правителя римского) переименовали в Еленополис. Крещение женщина прошла в местной церкви. На протяжении последующих тридцати лет Елена жила в беспрестанной молитве, культивируя в себе добродетели, занимаясь очищением собственной души от прежних грехов. Результатом проделанной работы стало приобретение святой почетного религиозного звания «равноапостольная».

Государственная деятельность избранника Божия Константина:

В 306-м году скончался Констанций Хлор, отец Константина Великого. Сразу же после этого скорбного события войско провозгласило последнего императором Галлии и Британии вместо прежнего правителя. Молодому мужчине в ту пору было 32 года - самый расцвет молодости. Константин принял бразды правления указанными областями в свои руки и объявил свободу вероисповедания христианства на вверенных ему землях.

Прошло 5 лет. В 311-м году западная часть империи попала в управление к Максенцию, отличавшемуся жестокостью и быстро из-за этого прослывшему тираном. Новый император задумал устранить святого Константина, дабы не иметь конкурента. На это сын царицы Елены принял решение организовать военный поход, цель которого видел в избавлении Рима от напасти в лице самодура Максенция. Сказано - сделано. Однако, Константину и его войску пришлось столкнуться с непреодолимыми трудностями: враг превосходил их численно, к тому же жестокий тиран прибег к помощи черной магии, дабы одержать во что бы то ни стало победу над защитником христиан. Сын Елены и Констанция Хлора несмотря на молодость был очень мудрым человеком. Он быстро оценил сложившуюся ситуацию и пришел к выводу, что поддержки ждать надобно лишь от Бога. Константин стал искренне и пылко молиться Творцу о ниспослании помощи. Господь услышал его и явил чудесное знамение в виде креста из света вблизи солнца с надписью «сим побеждай». Это случилось перед важной битвой с врагом, свидетелями чуда стали также и воины императора. А ночью царю привиделся сам Иисус с хоругвем, на котором был снова изображен крест. Христос объяснил Константину, что тот лишь с помощью креста одолеет тирана Максенция, и дал совет обзавестись таким же точно хоругвем. Послушавшись самого Бога, Константин одержал победу над недругом и завладел половиной Римской империи.

Великий правитель великой державы делал все на благо христиан. Он принял последних под свое особое покровительство, хотя никогда не притеснял и народы, исповедующие другие религии. Единственные, к кому Константин был нетерпим, так это к язычникам. Святому даже пришлось вступить в бой с правителем восточной части Рима Ликинием, который пошел на сына царицы Елены войной. Но все закончилось благополучно: с Божьей помощью Константин Великий разгромил вражеское войско и стал единовластным императором державы. Разумеется, он тут же объявил христианство главной религией империи.

Святые Константин и Елена многое сделали для распространения и укрепления христианства. В частности, царица отыскала в Иерусалиме Крест Христов, зарытый в землю противниками истинной веры в Бога. Часть святыни она привезла в Рим своему сыну. Елена скончалась в 327 году. Ее мощи находятся в итальянской столице. Константин же умер десятью годами позже, оставив царствовать в Риме трех своих сыновей.

Величаем вас, / святеи благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, / и чтим святую память вашу, / вы бо святым Крестом / всю вселенную просветили есте.

Молитва равноапостольным царю Константину и царице Елене:

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.



Похожие публикации