Путешествие по каталонии на автомобиле. Покатушки по каталонии Каталония на машине

Путешествие по Каталонии в поисках атмосферы Средневековья. Программа и маршрут поездки по провинциальным каталонским городкам: Бесалу, Кастельфольит-де-ла-Рока, Олот, Рупит, а также Барселона и Жирона.

Мое путешествие - это путешествие в Каталонию, а точнее, в Средневековую Испанию. И это будет не готический квартал Барселоны, я окунусь в загадочную средневековую атмосферу Испании, прогуливаясь по маленьким провинциальным городам Каталонии, которые по праву могут называться музеями под открытым небом. Население некоторых составляет около 400 человек. Крепости, старинные замки, церкви датируются 7-10 веками и мы можем любоваться ими, и в средневековых постройках до сих пор живут люди! Удивительно!

Хочу заметить, что это не первая моя поездка в Испанию, в Каталонию, а уже третья, и все must see я посетила, поэтому мой выбор пал на глубинку Каталонии.

В путешествиях обычно я загадываю желания в необычных красивых местах (уверена, это традиция всех путешественников!), например, бросаю монетку, завязываю ленту и т. п. И желания сбываются! Так вот, есть у меня три желания и три прекрасных старинных города в сердце Европы, где я загадаю их! И у желаний моих нет шансов не сбыться!

Перелет

Итак, путешествие трех желаний в сердце средневековой провинциальной Европы начнется с прилета в чудесную , билеты до которой будут забронированы, как обычно, через Skyscanner . Прямым рейсом Москва - Барселона - Москва. Да, есть билеты дешевле, с пересадками, но мне еще нужно долететь до Москвы из родной Уфы, одной пересадки в Москве мне будет более чем достаточно. К тому же перелет Уфа - Барселона - Уфа не укладывается в бюджет 30000 рублей.

Сайт выдает наиболее дешевый вариант испанского лоукостера Vueling. Но когда начинаю бронировать, появляется несколько "но", на то он и лоукостер: во-первых, багаж у меня более 10 кг, мне придется доплатить; во-вторых, берется комиссия за то, что оплачивать билет буду с карты VISA. В итоге получается не так уж и дешево. Ниже мы видим результаты авиакомпании IBERIA, билеты которой дороже примерно на 2000 рублей, начинаем бронировать билет, цена не меняется и не зависит от того, какой картой оплачиваешь, и багаж до 23 кг включен в цену билета, и у меня есть накопительная карта IBERIA, пусть несущественная, но скидка у меня будет, и рейс выполняется тем же самым Vueling. В итоге экономлю примерно 3000 рублей (информация и цены на дату 16.05.2017).

Жилье

Из я уеду в город Йорет-де-Мар (по-русски чаще можно встретить Ллорет-де-Мар), меня заберет мой знакомый испанец, зовут его Виктор, живет он там же и остановлюсь я у него. Виктор любезно согласился принять меня, он, как путешественник с большим стажем, с удовольствием принимает гостей со всего мира у себя дома, также как и сам путешествует, останавливаясь в домах своих многочисленных интернациональных друзей по всему миру. Вопрос жилья бюджетно снят.

План трипа

  1. Бесалу - Кастельфольит-де-ла-Рока - Олот - Рупит. Все эти города объедем на машине за один день. Выедем рано, насладимся видами горных пейзажей этих городков в утренних лучах. Загадаю три моих желания. А вот Рупит, город ведьм, оставим напоследок, и постараемся застать его в сумерках…
  2. В один из понедельников ( по понедельникам) поеду в Барселону на пешую прогулку на один день. Очень люблю гору Тибидабо, первым делом загляну туда. Потом, конечно, классика: Рамбла, Готический квартал, Бокерия. И маленькое гастрономическое путешествие.
  3. И отдельного внимания заслуживает загадочная и мистическая Жирона. Посмотрю собор с гаргульей-ведьмой, прогуляюсь по старым улочкам в поисках "летучих мышей", съем вкуснейший бургер на главной площади.

Бесалу, Кастельфольит-де-ла-Рока, Олот, Рупит

Все эти старинные средневековые города находятся на вулканах, говорят, что они до сих пор активны и в любой момент может случиться извержение. На самих вулканах или у подножий были построены церкви, люди верили, что это предостерегает от извержений.

Бесалу. Средневековый город, попасть в который можно через старинный живописный мост. Мост, по которому когда-то в город заезжали правители со свитой верхом на лошадях, которые звонко цокали копытами по этой самой брусчатке. Здесь и будет загадано мое первое желание. Этот мост мелькает однажды в кадрах фильма "Парфюмер" - и это третье место из этого фильма, которое я увижу; первым было олимпийская деревня в Барселоне, где снималась последняя эротическая сцена фильма, вторым - квартал в Жироне с разноцветными домами. Сам город - серого каменного цвета, точь-в-точь как в фильмах о средневековье. Музей под открытым небом.

Здесь мы побродим по узким улочкам, посетим музей миниатюры, полюбуемся на церкви и здания, на знаменитые "венецианские стулья", которые находятся на стенах домов, отдохнем в тени апельсиновых деревьев на Площади Свободы.

Кастельфольит-де-ла-Рока - это город на скале. Дома стоят прямо на обрыве скалы! И, на минуту, на действующем вулкане! Местные жители превзошли жителей Неаполя! Что там у подножия, прямо на действующем вулкане на обрыве скалы!

Мы поднимемся на скалу, которая образованна застывшей лавой вулкана, полюбуемся видами с самой высокой точки.

Олот. Его называют городом вулканов. И самый известный здесь вулкан - вулкан Монтсакопа с ярко выраженным кратером. Мы поднимемся на него и спустимся в кратер. Здесь будет загадано мое второе желание. На вершине или в кратере, я пока не знаю.

В самом городе очень много музеев для любителей истории, старины. Мне хочется посетить только один - Музей вулканов, где представлены все горы и вулканы окрестности. Погуляем по улицам, заглянем в антикварные лавки, полюбуемся старинными зданиями.

Рупит. И вот из города вулканов мы переместились в город ведьм. Так его назвали потому, что ведьмы переезжали сюда, скрываясь от инквизиции. Город скрывается в тумане, издалека он неприметен, и подъехать к нему непросто. Ходят легенды, что, когда опускалась ночь, из труб вылетали метла, на которых сидели ведьмы, летали они в соседние поселения и потом опять возвращались. Но великая инквизиция все-таки добралась до этих мест (не будь она инквизицией) и навела порядок. По другой легенде, ведьм привозили сюда на казнь, верили, что в этом месте любая нечисть теряет свою силу. Однозначно это мистический город, окутанный тайнами и легендами, гулять по которому хотелось бы в сумерках, чтобы прочувствовать мрачность города ведьм. И здесь же и будет загадано мое третье желание.

Старинные средневековые древние города завораживают своими городскими колоритными пейзажами: узкими улицами, церквями, постройками, сооружениями, крепостями, замками, мостами. Фотографии должны получиться как открытки, которые можно смело печатать и дарить как сувенир из путешествия в средневековую Каталонию. И конечно, в таких удивительных местах нужно загадывать свои желания, и они обязательно сбудутся!

Жирона

Обязательно один день посвящу Жироне, каталонской столице тайн и загадок. Также как и в Барселоне, я буду здесь в третий раз, и каждый раз я узнаю интересные факты о городе и хочу их проверить. Например, окаменевшая ведьма - водосток - горгулья на стенах главного собора. Легенда гласит, что жила одна старуха, она была против возведения храма и во время строительства собора кидала в него камни, за что в наказание была обращена в камень. По другой легенде ведьма окаменела с рассветом солнца, не успев укрыться.

Ходят также легенды, что Жирона - город вампиров. Да-да, именно Жирона, где, согласно легендам, жили целые династии вампиров. На некоторых домах можно увидеть старинные гербы, на которых изображены летучие мыши - символы вампиров. Интересно было бы узнать по этим гербам на домах, какой процент населения занимали вампиры…

Там же в Жироне есть металлический мост, который сконструировал Эйфель, в стиле одноименной башни в Париже. Выглядит мост не особо красиво, я бы сказала, очень обыкновенно. Металлические ограждения рыжего цвета, ничего особенного. Тем не менее это Эйфель. Мост - место загадывания желаний и фотографирования влюбленных (подобие парижской темы фото парочек).

На главной площади в Жироне есть отличный ресторан с вкуснейшими бургерами. Там мы поужинаем. Мой знакомый испанец иногда специально ездит из Йорет-де-Мар в Жирону именно в этот ресторан на ужин. Ресторан - не из дешевых, но бургеры, которые здесь подаются, божественны.

После ужина мы, скорее всего, заглянем в какой-нибудь бар, потом в другой, потом в третий - в лучших испанских традициях проводить барные ночи, не задерживаясь в одном баре более чем на один напиток.

Барселона

Повторюсь, это третья моя поездка, многие места я уже увидела, в некоторые вернусь. Например, очень люблю виды горы Тибидабо, самой высокой точки Барселоны, весь город как на ладони. Красивый Храм Святого Сердца. Прочитала, что на некоторых изображениях там присутствуют люди в современной одежде, надо будет проверить. Сюда приеду с утра пораньше, чтобы насладиться панорамой, пока нет толп туристов.

Затем я поеду в , на улицу Рамбла. Здесь начнется моя . Первым будет заведение, где продают самые вкусные тапас 100 montaditos. Они там разнообразные, на любой вкус и цвет, запиваются обычно пивом.

Следующая остановка будет заведение Bobo Pulpin в Готическом квартале. Отличает это место то, что здесь подают блюда, так или иначе связанные с осьминогами. Я, например, хочу попробовать бутерброд из хлеба с чернилами осьминога черного цвета. Именно черного цвета! Не такого черного, как, например, наш бородинский хлеб, а черного, как уголь.

Далее я последую на рынок Бокерия, открывать для себя новые гастрономические эмоции. Каждый раз, приходя сюда, нахожу что-то новое. Обязательно поем ягод, фруктов, сыров и хамона. Некоторые продавцы могут дать что-нибудь попробовать бесплатно, главное, улыбаться и быть приветливым. В любом случае голодной из Барселоны я не вернусь.

Заключение

Я описала основные моменты моего путешествия. Выбирала места, не протоптанные туристами, в очень популярном направлении среди туристов - Каталонии. Выбирала для себя наиболее необычные места для загадывания желаний. И желания мои, как всегда, - это вернуться в живописную Испанию, и возвращаться сюда снова и снова и открывать ее для себя каждый раз по-новому!

Пробыв 4 дня в Салоу, из которых 3 в основном ушли на парк развлечений Порт Авентура , мы двинулись обратно в Барселону. Там мы собирались взять в прокат автомобиль и самостоятельно изучить часть Каталонии.

В качестве транспорта для переезда в Барселону снова был выбран автобус Bus Plana. Именно на нем мы прибыли в Салоу после прилета в Барселону, об этом я пишу в отзыве о Салоу .

Остановка автобуса находится на площади Placa Europa, в пяти минутах ходьбы от апартаментов, где мы жили – Les Dalies Apartamentos . Офис компании Bus Plana с русскоязычным менеджером находится на той же площади. Можно заранее к ним зайти и задать все вопросы по поводу расписания, точного места остановки и т.д.

Europcar в аэропорту Барселоны

Выехав из Салоу на автобусе 11 июня буквально с рассветом, в районе 8.30 утра мы были в аэропорту Барселоны, где нам нужно было найти офис проката автомобилей компании Europcar. Там я еще в России по интернету забронировал автомобиль.

Кстати, как я уже писал ранее, офис Europcar есть и в Салоу, но выбор машин там довольно ограничен. С учетом того, что возвращать машину по плану нам нужно было в любом случае в Барселоне, цена аренды в Салоу оказывалась значительно выше. Поэтому и было решено добираться до Барселоны и брать машину там.

Пунктов проката автомобилей Europcar в столице Каталонии множество, но с точки зрения логистики, простоты выезда из города, большего выбора машины и режима работы пункт проката в аэропорту выглядел гораздо более привлекательней чем в других местах.

Офис Europcar в аэропорту найти довольно легко. Я его заприметил, еще когда мы прилетели в Барселону.

Оформление происходит в офисе в аэропорту, после чего идешь с ключами и документами на стоянку забирать машину. Стоянка находится в помещении, а не на улице.

Мы забрали автомобиль без участия сотрудников Europcar. Чтобы найти машину на стоянке, пришлось минут 15 поплутать – парк машин у всей совокупности прокатных компаний в аэропорту Барселоны довольно большой.

Скажу сразу, что это был мой первый опыт проката автомобиля. Поэтому подготовка к этому «событию» была довольно серьезной.

Международные водительские права

Изначально встал вопрос по водительским правам. На форумах много пишут о том, что сотрудники прокатных и страховых компаний, а также полиция в Европе не признают обычные российские права, и лучше специально оформить международный документ, что я и сделал. Сама процедура получения прав не особо затратная с точки зрения времени и денег.

Пригодились ли мне международные права в Испании по факту?

Сотруднице Europcar в аэропорту Барселоны на их наличие у меня было совершенно наплевать. Многие пишут, что тут работает человеческий фактор: может попасться менеджер, который не согласится оформить машину без наличия международных прав. Изначально при оформлении я показал свои обычные права, и лишь в конце процедуры, уже получив ключи, специально задал представительнице Europcar вопрос — пригодятся ли мне международные права. Получил ответ, что в случае взаимодействия с полицией или страховыми компаниями они могут потребоваться, а может и нет. Видимо и в этом случае будет зависеть от человеческого фактора.

Многие мои друзья брали в Европе автомобили в прокат, не имея международных прав, и все у них проходило благополучно… Но мне кажется, что все-таки лучше перестраховаться.


Выбор прокатной компании

Прокатных компаний тьма: есть крупные конторы, работающие по всей Европе (те же Europcar, Hertz), а есть и мелкие компании с ценами несколько ниже, но со своими нюансами. Т.к. это был мой первый раз, я предпочел более надежный вариант в лице Europcar. Сначала собирался забронировать машину непосредственно у них на сайте (и почти сделал это), но в последний момент натолкнулся на рекламу промо предложения Europcar, которое действовало на официальном сайте Аэрофлота. По нему цена получилась действительно ниже, чем я и воспользовался.

Хочу заметить, что недавно (февраль 2016) я снова решил проверить, есть ли спецпредложение Europcar через Аэрофлот (интересовал прокат в Италии). Его не было, а сами цены Europcar меня неприятно удивили.

В поисках подходящей прокатной автокомпании набрел на поисковик Renatlcars (это проект популярного сервиса Booking.com), и через него смог найти более менее адекватный по цене вариант (от небольшой местной прокатной фирмы). Так что, чтобы увидеть большую часть предложений на рынке, а не только от пары известных вам компаний, рекомендую воспользоваться этим сайтом.

Выбор машины

А в тот раз в Europcar был выбран автомобиль Fiat Linea с кондиционером, ручной коробкой передач и возможностью неограниченного пробега. Для большей уверенности на дороге я бы конечно предпочел автомат (дома езжу на нем). Однако стоимость проката автомобилей с автоматической коробкой в Европе значительно выше машин с «ручкой». Так что из соображений экономии пришлось выбрать ручную коробку.

В итоге: один водитель, допущенный к управлению, Theft Waiver (страховка от угона, франшиза 834 евро), Collision Damage Waiver (CDW, аналог нашего КАСКО, франшиза 834 евро). Сумма франшизы подразумевает, что ущерб СВЫШЕ указанной суммы оплачивает страховая компания, т.е. вы в случае чего рискуете на сумму не выше суммы франшизы. Я думал, что сумма франшизы в полном объеме будет заблокирована на моей карте. Специально зарезервировал там соответствующий остаток. Однако реально блок составил что-то в районе 250 евро. Их разблокировали недели через две после того, как мы вернули машину – это обычная практика.

Машину мы арендовалали на срок с утра 11 июня до вечера 15 июня, т.е. примерно 4,5 суток. Стоимость проката составила 156 евро.

Общепринятая практика — если у компании не окажется в наличии выбранной вами машины, они имеют право заменить ее на другую, с повышением класса и сохранением цены. Так у нас и произошло. Мы получили вместо забронированного Фиата автомобиль Seat Altea.

Машина была по внешнему виду довольно свежей, пробег в районе 20 000 км. Места в салоне для четверых более чем достаточно. Думаю, что комплектация машины была близка к максимальной. Seat Altea понравился всем членам нашей семьи. Я был рад, что произошла такая замена.

Расходы на топливо

Машина предоставляется с полным баком и должна быть возвращена с полным баком. Соответственно, к указанным 156 евро прибавились расходы на топливо. Нам, к счастью попался автомобиль с дизелем. Заправились в самом конце поездки, и то неполный бак. Сейчас по памяти я боюсь ошибиться, но вроде бы затраты на солярку были в районе 60-70 евро.

Я волновался на предмет того, чтобы финальная заправка состоялась как можно ближе к аэропорту, чтобы не успеть с ее момента сжечь настолько много топлива, что это будет расценено, как неполный бак. АЗС попалась на шоссе, ведущем в аэропорт, минут за 15 езды до него. Претензий на недостаточно полный бак при приемке не возникло.

Процедура заправки полного бака такая: оставляете у оператора в залог купюры на сумму, заведомо покрывающую заправку (я вроде бы 100 евро оставлял) и идете заправляться. Потом приходите снова и расплачиваетесь по факту, можно картой, получив свой залог обратно.

Еще одним прогнозировавшимся расходом при прокате машины была оплата проезда по платным дорогам. Я задавал в навигаторе опцию прокладывания маршрута с минимизацией платных шоссе, но предвидел, что полностью миновать их не удастся. Однако ошибся – мы так и не попали ни на одно из них.

Сдача автомобиля

И еще по поводу процедуры сдачи автомобиля: производилась она без посещения офиса компании. Был специальный человек на стоянке, который произвел осмотр и забрал у меня ключи. Перед сдачей я довольно сильно волновался. Причины волнения:

  • Я слышал, что машина при сдаче должна быть чистая, но мы ее не мыли. Т.к. езда была не только по шоссе, состояние автомобиля было далеко не идеальным. Ну и двое детей в салоне чистоты интерьеру не прибавляли. Хотя и откровенно грязной я бы машину не назвал. В итоге приемщика это нисколько не смутило, претензий никаких не было.
  • Во-вторых, как ни старался я тщательно осмотреть машину, когда ее забирал, не смог обнаружить на стоянке несколько довольно заметных на дневном свету царапин кузова, а также то, что щетка заднего дворника была отломана от рычага и просто примотана к нему черной изолентой. Были страхи, что все это могут повесить на меня. Опять же, зря – приемка прошла за 2 минуты, и никто ничего мне не предъявил.

Маршрут, расстояние

Изначально маршрут поездки я строил дома с помощью сервиса http://www.viamichelin.com/ . Сервис англоязычный, в сети существуют и другие аналоги, но мне было недосуг перебирать множество вариантов, чтобы найти оптимальный. Я остановился на первом же из тех, что рекомендовали люди в форумах. Не могу сказать, чтобы я остался им страшно доволен, может есть варианты и лучше. А может мне надо было потратить больше времени на изучение его возможностей.

В результате я составил следующий почти пятидневный маршрут:

  • День 1: аэропорт El Prat (Барселона) – остановка для длительной экскурсии в природном парке Sant Miquel del Fai – город Берга . Итого 147 км, из которых 71 км – по автомагистралям. Ночуем в Берге. На скриншоте карта маршрута первого дня:


– аэропорт Барселоны . Итого 127 км, из которых 29 км – по автомагистралям. Сдаем машину.

Как видно, общее расстояние путешествия составило 450 км. Казалось бы, совсем немного, тем более за 5 дней. Но надо учесть, что из этой дистанции лишь 100 км было пройдено по автомагистралям, а остальное – по проселочным дорогам, частично – по крайне необычному для меня узкому горному серпантину. В таких местах иногда скорость падала до 30 км/час.

Для справки: высота над уровнем моря самой высокой точки нашего пути (и в то же время самой северной) – деревни Castellar de n’Hug, составляет 1 400 метров; высота Барселоны – около ноля.

Опять же, задачи преодолеть максимальное расстояние у нас не было. Был график, и мы его придерживались. Основную часть времени уделяли экскурсиям, а не езде на машине. Реальное следование графику показало, что составлен он был оптимально, позволяя не спешить и насладиться местами, которые мы посетили.

Навигация

Для навигации на месте я пользовался установленной на смартфон программой iGO. Остался ей доволен. Карты Навител для Испании, хоть они и существуют, показались мне недостаточно детализированными.

На всякий случай в качестве резерва устанавливал на Андроид еще и навигатор Tom Tom, который достаточно часто рекомендуют для поездок по Западной Европе, но прибегать к его помощи необходимости не возникло.

По Каталонии на автомобиле: куда поехать, что посмотреть

Новый год в Европе - пора сказочных рождественских путешествий, подарков и горнолыжных эмоций. Для большинства россиян новогодние каникулы превращаются в сплошную гонку за впечатлениями, спрессованными в одну-единственную неделю. Куда можно поехать, чтобы обогнать время? В Каталонию!

текст: Владимир Маккавеев / фото: автора и Catalan Tourist Board / 08.01.2018

В преддверии нового 2018 года в погоне за впечатлениями мы отправились в Барселону, чтобы попытаться за рулем обычного прокатного автомобиля установить новый рекорд зимних каникул и одновременно проложить идеальный рождественский маршрут, который будет интересен и новичкам, и самым искушенным путешественникам, уже не раз бывавшим в Каталонии. Условие одно: за неделю, включая дни перелета, нужно познакомиться как минимум с дюжиной самых нетривиальных мест и при этом постараться максимально разнообразить спектр эмоций и впечатлений. Море, горы, лыжи, устрицы, кава и футбол... Поехали!

При условии раннего, но более или менее комфортного вылета из Москвы рейсом «Аэрофлота» в 7:50, уже в половине одиннадцатого по европейскому времени вы сойдете на землю Каталонии. Зона прилета аэропорта «Эль Прат» - одна из самых удобных и логистически понятных в Европе. Большинство компаний по прокату автомобилей располагаются тут же, в здании терминала: неделя аренды автомобиля вроде нашего Audi A3 обойдется в 220–240 евро. Формальности по оформлению аренды займут минут двадцать, еще полчаса уйдет на дорогу в центр Барселоны, так что уже к полудню вы гарантированно окажетесь в самом сердце каталонской столицы. Парковки, особенно в центре, в Барселоне дорогие. Если экономия - не приоритет, можно припарковаться прямо под площадью Каталонии либо озадачиться и поискать спецпредложения на сайте parclick.com, работающем на манер отельного booking.com: если повезет, можно запарковаться в центре всего за 5–10 евро в сутки.

Добравшись до «устья Рамблы», мы готовы начать охоту за новогодним настроением. Стартовать, естественно, лучше всего с «каталонского Арбата» и готического квартала. Барселона - город Антонио Гауди и футбола! С этих двух акцентов и начнем.

№ 1: Дворец Гуэль. Если вы уже бывали в Барселоне, то скорее всего успели познакомиться и с легендарным каталонским долгостроем - Храмом Святого Семейства, и с парком Гуэль, и с домами Гауди на Пасео де Грасия, а вот во дворце, построенном Гауди для все того же каталонского промышленника и мецената Эусеби Гуэля всего в двух шагах от Рамблы, наверняка еще не были... Дворец Гуэль достаточно долго был на реставрации и не так давно вновь открылся для публики, к тому же он в значительной мере отличается от других творений Гауди. Билеты с определенным временем посещения нужно покупать заранее на сайте дворца (www.palauguell.cat/en , от 5 до 12 евро). Нагуляв аппетит после часовой экскурсии по дворцу, тут же, на Рамбле, можно перекусить хамоном и фидуа (каталонский аналог паэльи с вермишелью) на самом знаменитом рынке планеты «Бокерия» где обедают сами мишленовские повара, приходящие сюда выбирать свежие продукты.

№ 2: Рождественский рынок. Если по нашему примеру вы окажетесь в Барселоне в период с 24 ноября по 23 декабря, обязательно посетите рождественский рынок Санта-Люсия (www.firadesantallucia.cat ) на Соборной площади. Здесь как нигде можно зарядиться рождественским настроением и познакомиться с местными рождественскими традициями и символами вроде каганеров и кага-тио. Впрочем, даже в Рождество путешествие по Барселоне будет неполноценным, если не прикоснуться к еще одной святыне каталонской столицы, не менее знаковой для нее сегодня, чем творения Антонио Гауди, - легендарному футбольному клубу «Барселона».

№ 3: «Барса». Даже если в день вашего приезда в Барселону здесь не будет футбола, всегда можно отправиться в увлекательный FCB Experience (www.fcbarcelona.com/tour/buy-tickets , 20–25 евро), во время которого вы не только осмотрите музей «Барсы» - самый посещаемый музей Каталонии последних лет, но и окунетесь во внутренний мир клуба: побываете в раздевалке, на зеленом газоне Camp Nou и даже в крошечной часовне под трибунами, где Месси и Ко каждый раз перед выходом на поле просят Всевышнего даровать «Барсе» победу!

№ 4: Библейская история. Прикоснувшись ненадолго к футбольным святыням «Барсы», под вечер можно еще раз окунуться в рождественскую сказку. Для этого, правда, придется проехать 20 км к северо-западу от Барселоны в деревушку Кобрера-де-Льобрегат, где с начала декабря по середину января в выходные и праздничные дни проходят самые колоритные рождественские представления Каталонии Pessebre viviente (www.pessebrecorbera.cat , 8,5–13 евро) - воссозданные местными жителями в деталях живые библейские фрагменты Рождества Христова. Более того, Кобрера-де-Льобрегат наутро следующего дня станет прекрасной стартовой площадкой для поездки на север - в горы.

№ 5: Кава и туррон. Первая остановка по пути к Пиренеям: городок Сан-Садурни-д’Aнойя: тут можно познакомиться с секретами производства и попробовать самую знаменитую каву планеты Freixenet ( , тур - 8,5–12 евро). Далее наш путь лежит в Аграмунт, где располагается старейшая в Испании фабрика по производству туррона - традиционного рождественского лакомства каталонцев. На фабрике Vicens туррон производят с 1775 года! За симводическую плату в 1 евро здесь можно продегустировать разные сорта туррона и шоколада, а заодно познакомиться с секретами их производства и местным музеем (www.vicens.com/museo-del-turron-y-el-chocolate ). Вдоволь насладившись «каталонской халвой», отправляемся дальше на север - в снежную долину д’Аран (Долину долин).

№ 6: Королевский курорт. В Каталонии есть несколько отличных горнолыжных комплексов. Но лишь один из них способен по-настоящему конкурировать с элитными альпийскими курортами: «Бакейра-Берет» (www.baqueira.es ) в долине д’Аран.

Из Барселоны до Бакейры ехать более четырех часов, около 300 км. От Мадрида - и вовсе 570 км. Но, несмотря на удаленность от столиц, курорты Долины долин считаются самыми престижными в Пиренеях. Кататься сюда ездит сам король! В долине три горнолыжных станции: Бакейра, Берет и Бонайгуа и 71 трасса общей протяженностью 120 км. Перепад высот - 1039 м: 2,51–1,47 км. Дневной ски-пасс стоит 51,5 евро. Прямо у подножия склонов есть несколько дорогих 5‑звездочных отелей. Но можно поселиться и попроще - в апартаметах и небольших гостиницах в хуторах. Либо уехать жить в Велью - столицу Долины долин. До подъемников придется мотаться минут по 20–30, зато по вечерам будет куда веселее.

№ 7: «Икорные» термы д’Арана. Помимо магазинов и ресторанов, в Велье есть ледовый дворец с искусcтвенным льдом. Из прочих развлечений Валь-д’Арана можно порекомендовать катание на собачьих упряжках, экскурсию по национальному парку Айгуастортес-и-Лаго-де-Сан-Мауриси (www.aiguestortes.info ) и, конечно же, термальные источники «Термас Барония де Лес» с их целебными минеральными бассейнами (курс от 21 евро), спа-процедурами и всемирно знаменитой косметикой из икры осетров долины Аран (www.termasbaroniadeles.com ).

№ 8: Лерида. Проведя два дня в долине д’Аран - покатавшись на лыжах и собачьих упряжках, понежившись в термальных бассейнах, через Вельский тунель выбираемся из Пиреней обратно на равнину и отправляемся в сторону волшебного Приората. Первая остановка в пути - древняя каталонская «столица предгорий» Лерида. Заглянуть сюда стоит хотя бы ради того, чтобы увидеть уникальную театрализованную экскурсию по замку тамплиеров и романскому Старопрестольному собору, c 13 века возвышающемуся на холме в историческом центре Лериды. Более величественного и одухотворенного сооружения не сыскать во всех Пиренеях!

№ 9: Вина. Переночевав в Лериде и вкусив яств пиренейской кухни Каталонии, в погоне за впечатлениями отправляемся дальше на юго-запад - в Приорат (www.turismepriorat.org ) - удивительную и неповторимую «винодельческую Мекку Каталонии», где производят большую часть элитных вин. Стекая с отрогов Пиренеев к Золотому побережью, виноградники Приората круглый год нежатся под лучами горячего средиземноморского солнца, насыщая местные вина неповторимым фруктовым ароматом. Вдоль дорог Приората разбросаны десятки винодельческих хозяйств, практически в каждом есть свой дегустационный зал. Лучший выбор - заехать в Merum Priorati в деревушке Поррера (www.merumpriorati.com ).

№ 10: Оливки. Кстати, вы вполне можете рассчитывать на дегустацию, даже будучи за рулем... Ведь Приорат - это не только виноградники, но и лучшие оливковые плантации Каталонии. Главный каталонский сорт - арбекина отличается рекордно низкой кислотностью, что очень важно для использования в приготовлении блюд. Оливки и производство масла из них - отдельная культура, знакомиться с которой лучше в одном из самых знаменитых хозяйств региона Priordei (www.priordei.com , экскурсия с дегустацией - 20 евро).

№ 11: Сиурана. Уникальный природный ландшафт горного Приората уже сам по себе делает его идеальным регионом для автомобильных путешествий. Но есть в этом асфальтовом ожерелье Каталонских Пиреней главная жемчужина, увидеть которую обязан каждый, кто отправляется в Приорат. Имя ей - Сиурана, или «самая фотогеничная деревня Испании». Это крохотное поселение приютилось на вершине скалы вдали от больших дорог и суеты в обрамлении фантастических пейзажей неземной красоты. С руин старой мавританской крепости открывается необыкновенный вид на окрестности Сиураны. Каждая фотография, сделанная отсюда, может считаться шедевром, вне зависимости от квалификации фотографа! Впрочем, в плане фотогеничности и наша следующая локация немногим уступит Сиуране...

№ 12: Дельта Эбре. К югу от скал Приората треугольным полуостровом вдается в море территория заповедника дельты реки Эбро (www.ebre.com/es/parque-natural-del-delta-del-ebro/ ), природа и пейзажи которого полны ни с чем не сравнимого очарования. Чего тут только нет: овощные и рисовые плантации, где не только выращивают рис, но и ловят жирных каталонских угрей, мидиево-устричное хозяйство, солончаки, песчаные дюны, огромные лагуны с пышной растительностью и сотнями розовых фламинго. В устрично-мидиевом хозяйстве «Мусклариум» (musclarium.com , тур с дегустацией - 25 евро) можно узнать, как выращивают мидий и устриц, и здесь же на живописной террасе посреди моря вкусить свежайших морепродуктов. Сторонники же более плотной трапезы могут пообедать в ресторанчике l’Estany Casa de Fusta (restaurantcasadefusta.com ): познакомиться с местными традициям рисоводства и отведать экзотические дары реки и моря - типичную для этих мест паэлью с угрем и уткой или морские анемоны...

После такого восхительного обеда оставшиеся 170 км до аэропорта «Эль Прат» по скоростной автостраде вдоль Золотого побережья покажутся считанными мгновениями. А дальше - самолет в холодную новогоднюю Россию и ностальгия по нашей «каталонской дюжине», поместившейся в эту восхитительную неделю в Каталонии.

Калькулятор путешествия

Авиаперелет, р. от 13 200
Отель/апартаменты (2-меcтный номер), € от 80
Средний счет в ресторане, 30
Виза, 35
Автомобиль Audi А3 (недельная аренда), € от 220
Общее время в пути, ч 13:16
Протяженность маршрута, км 896
Платные дороги, 21,6
Средний расход топлива, л/100 км 12,2
Cтоимость топлива (95/ДТ), €/л 1,23/1,13
Макс. разрешенная скорость, км/ч 120
Макс. допустимый уровень алкоголя, промилле до 0,5

Лететь на Коста-Брава в первой половине мая решили (две сестры, Ольга и Татьяна) спонтанно, хотя намерение побывать в Испании «вообще» к тому времени было уже неоспоримым. Более всего влекла возможность знакомства с Барселоной как своеобразной, легендарной столицей модернизма и культурой Каталонии. Оформив путевки через «Натали-тур» (Fortuna, 3*, Мальград де Мар, майские праздники), погрузились в Интернет и различные путеводители. Городок был выбран вполне осознанно по причине своего серединного местоположения, позволявшего и Барселоной насладиться (час с четвертью на комфортабельной электричке), и по остальной Каталонии пройтись, заглядывая даже в махонькие деревушки и отыскивая (как потом оказалось) не указанные в справочниках, но настолько насыщенные местным колоритом места и местечки, здания и мосты, что к концу поездки стало ясно:
самостоятельность как принципиальное условие дает настолько неоспоримые преимущества в познаниях и ощущениях, насколько, допустим, терпкий, пахучий сыр cabrales отличен от полусинтетических сырков со шведского стола типичного 3*звездочного каталанского отеля.
Из сайтов можно порекомендовать «100 дорог», «Spain.ru», - подробно и аккуратно расписанные маршруты, отели, телефоны и пр. Кроме профессиональной информации, скачали и изучили рассказы отдохнувших. Итогом явилась свобода от услуг гидов с их экскурсионным, зачастую весьма банальным и усредненным багажом, в коей – свободе то бишь - нам ни разу не пришлось разочароваться. На месте столкнулись с высокими ценами на аренду машин. Располагай мы кредиткой, забронировали бы через Интернет. Все-таки взяли Оpel corsa и лишь позже, поговорив с агентом «Оlimpia», обаятельным чехом Романом, узнали, что через сайты таких местных агенств можно заказывать машины без кредитки, просто указывая свои координаты (когда, куда, через какую турфирму). Цены при этом существенно ниже, нежели предлагаемые на месте. Среди последних, например:
Класс А
3дня - 104 евро
7 дней – более 210 евро (без учета стоимости бензина, разумеется. Цена 1 литра – не менее 0,8евро).
А через Интернет эта картинка весьма кокетливо преображалась: за день выходило евро 20, за неделю – не более 140.
Адрес сайта местного агентства «Olimpia»: http://www.olimpiarent.com.
Кстати, дороги неплохие, даже очень местного значения. Хотите увидеть Каталонию – пользуйтесь бесплатными. На них ограничения скорости до 80 –100 км., на деле же выходило 120-140, причем мы были отнюдь не лидерами, просто подстраивались под большинство. На платных автобанах окрестностями не полюбуешься. С указателями пришлось поначалу помучиться, но привыкаешь быстро. Чуть зазеваешься – и уже вляпался, в другую кривую. Кроме того, приходилось часто спрашивать,- как, допустим, выбраться из Канетт де Мар при условии, что почти все улочки с односторонним движением. Обращаешься к ним по-испански, по-английски, в ответ же слышишь почти исключительно речь каталанскую. В итоге частенько разговор происходил на пальцах.
Парковка – отдельная тема. Разумеется, есть подземные, платные. Но когда часто выходишь из машины, этот вариант отпадает. Для туристического люда подходят лишь с синими полосками (платные), белыми (бесплатные) либо без опознавательных знаков вообще, а это уже, собственно, и не парковка.
Желтая разметка запрещает оставлять машину, за нарушение могут оштрафовать евро эдак на 75. Хотя мы легкомысленно и безнаказанно игнорировали порой запрещающие знаки, лучше, наверное, не рисковать. Более или менее крупные города лучше объезжать (если, разумеется, это не ваш пункт назначения), так как на входе и выходе образуются, как правило, чудовищные пробки. А в Барселоне, как говорят люди знающие, на своем авто надо ездить разве что мазохистам.
В Фигейрасе, например, вас спасет стоянка у ж/д станции или неподалеку, у супермаркета. Имейте лишь в виду, что, если магазин закрывается даже на обед (этот работает без перерыва, что, однако, не исключает разных внезапных обстоятельств), ваша машина будет отбуксирована. А музей Дали стоит посетить хотя бы ради великолепных рисунков,- столько озорного темперамента и юмора в его чудиках-гномах, глубокого национального колорита и грубоватой жажды жизни, и при том при всем ни одного рисунка в книжках или на открытках, которые можно купить! Страшно были этим огорчены. А еще запомнились рождественские открытки Дали – светлые, мягкие, порой изысканные. Всего в музее 22 зала, и нескольких часов может хватить. Очень хорош также музей каталанского искусства, билеты в который в нагрузку получите в музее Дали. Встретили небольшой дворик с песочно-земляным покрытием в густой тени. Дети исследуют мир, мамаши толкуют о наболевшем, туристы (мы, то есть) зрим красоту обыденного. Все-таки пышная и низкая крона у деревьев сразу придает очарование даже совсем невыразительным фрагментам города, которые воспринимаешь уже по-иному.
На пути из Олота в Бесалу были поражены видом рукодельного дома-храма, весьма искусно сплетенного из толстых веток, видимо, местными хиппи. Будто макет для фильма. Внутри – ходы, этажи.
Рядышком – свой сад камней. Такое диво дивное пропустить уж точно не могли. Машину бросили на обочине и пошли щелкать затвором. Минут через пять услышали хлопок закрывающейся дверцы и душевного покоя ради не спеша последовали обратно. Оказалось, вовремя последовали, потому что девица на стреме издала резкий звук, и через секунды машина оставила нам лишь смутные в пыли очертания. Наш новенький Opel пытались зверски вскрыть. В итоге лишь сломали замок. Урок: расслабляться нежелательно, оставлять что-либо в салоне недопустимо, а доброжелательность и открытость требуют сочетания с осторожностью и вниманием, как минимум.
В Монтсеррат можно смело ехать на машине до конца, благо серпантин совсем не крут и уж никак не сравним с захватывающими дух спиралями где-нибудь на о-ве Корфу, где и колышков-то зачастую по краю дороги нет, а край дороги – начало обрыва. Днем до начала сиесты место даже на платной стоянке (3 евро за 1 час) найти сложно, и многие, помыкавшись, паркуются за пределами ее, на обочинах, что, как нам показалось (мы тоже были из таких), довольно безопасно. И не стоит изнывать в очереди к Мадонне,- после хора мальчиков (по воскресеньям - в 12:00) народ растекается, очередь постепенно сохнет, и вы насладитесь ее видом совершенно беспрепятственно, без спешки и толкотни. Каменные пальчики, утопающие в зелени, - пейзаж напоминает знаменитые Метеоры в северной Греции, усеянные монастырями. Но там нет такого насквозь коммерческого духа, вольно витающего здесь. Забыть о нем можно, попытавшись пройти вверх по Крестному пути или затерявшись в укромных уголках, если отыщете таковые.
Возвращаясь, заехали в Марторель ради т.н.Чертова моста (вероятно, века 14-го), который вместе с двумя гораздо более поздними мостами образует весьма любопытную триаду. А еще там есть площадь Вина с забавной композицией из бочек, и люди – смешливые и отзывчивые. Когда Оля зашла в местное кафе с просьбой указать дорогу, причастными оказались почти все, начали спорить друг с другом, чуть было не забыв про туриста. Кстати, это весьма часто встречается в Каталонии, особенно среди «простого» народа. Видя, что вы – иностранец и не владеете местным языком, они все равно забросают вас кучей слов, совершенно бесполезных в данном случае, и лишь изредка мы встречали тех, кто скупо и четко показывал и разъяснял направление так, чтобы было понятно прежде всего спрашивающему.
Кусочек побережья от уединенного Тамариу до вечно бодрствующего Лоретт де Мар подарит вам виды, опять же серпантин и изумительный, целебный воздух с густым ароматом сосны, таким плотным – будто режь. Скалы обрываются в море густого зелено-бирюзового цвета. У дороги нередки смотровые площадки, и вообще этот серпантин показался удивительно комфортным.
Не игнорируйте городки, в которых, по словам гидов, и нет-то ничего. Занимательные детали и наблюдения подстерегают повсюду, и лишь впоследствии вы их оцените как незабываемое.
Такие местечки как Айгуаблава, Льяфранк, крохотная деревушка Са Риера, Тамариу, Калелья де ла Палафружель, Тосса де Мар и др. живописны и могут очаровать любителей романтического отдыха. Озеро Banyolis (уникальный для Испании пейзаж, напоминающий вполне русские очертания) с одноименным городком, заповедник Montseny, горные средневековые деревни с крепостями и извилистыми улочками, наконец, Кадакес, Порт Боу, Розес, Кастельо де Эмпурьес; города Вик, Олот (можно прогуляться к потухшим вулканам Гароччи с их кратерами, которые опознать как таковые уже затруднительно,- все заросло), Пучсерда… Монастыри Санта-Мария-де-Поблет, Сан-Пере-де-Родес…
Курорт Эмпуриабрава («испанская Венеция»), выстроенный в 70-х для владельцев яхт фешенебельными белыми коттеджами, весь изрезанный круговыми и прямыми каналами, ныне обретает черты все более демократические в виде множества вырастающих многоэтажек – будущих отелей для безъяхтенных приезжих…
Неподалеку - Кастелла-д Эмпуриас, собор ХIII века. Многофигурный, изощренной работы алтарь, замечательно сохранившаяся купель для крещения, капелла ХI века, почему-то оставшаяся среди подруг из века ХIII, очень немудреная на их фоне, с плоским верхним перекрытием в отличие от куполообразного в более поздних образцах. Посмотреть в глубине капеллы на рельеф либо статую, либо репродукцию (!) картины на дереве стоит 1 евро – за подсветку.
Риполь: бенедиктинский монастырь Санта-Мария и церковь Сан-Пере (ХII век) оставили впечатление нетронутости. Внутри сыро, гулко, темно. Через радиодатчики звучит приглушенный хор. Отделки никакой.
Тяжесть веков ощущается почти буквально. Впали даже в некое состояние завороженности, тем более что вокруг – никого. Интересный портал (около 1200г.) под прозрачным экраном, уютный внутренний дворик. Сан-Жоан-де-лас-Абадесас примечателен монастырем ХII века и церквушкой, а также мостом (Pont Vell) ХII века, и вообще очень симпатичен.
В Олоте прошлись путями модернизма (Монтанер, Аземар, Палузие) и заметили, что центральную улицу обрамляют деревья с зеленой и красной листвой, поочередно.
Бесалу. Старый город. Разбитые дороги. Ветхие дома. Крохотный исторический центр. Множество разных casa. Монастырь Сан-Пере и церковь Сант-Висенс (977г.). Прекрасный фортификационный ассиметричный мост ХI века, который служил платным въездом в город.
Едешь по Каталонии словно по картине Клода Моне – всюду красные маки по зеленому полю. И запах навоза, и такие живописные палевые композиции «из жизни коровьего стада», что лучше любой придуманной.
Несколько раз ходили за советом к девицам из «Натали-тур», благо ее офис располагался рядышком,- и, как всякий раз оказывалось позже, при столкновении с реалиями, напрасно мы это делали. Основная претензия- низкая информативность в вопросах, даже чуть выходящих за рамки стандартных услуг. Но, очень хочется думать, ко времени вашего приезда ситуация несколько улучшится,- все же мы были одними из первых в этом сезоне.
В любом, даже крохотном городишке есть своя информационная служба. Проспекты, карты, буклеты, анонсы – в большинстве своем бесплатны, хорошо изданы и противопоказаны разве что безнадежным. Если владеете хотя бы английским, проблем при общении с милыми девушками из «информасио» не будет. Бисбаль «показан» любителям керамики. Столица гончарного ремесла Каталонии. Лавчонки и «крупняк» – через каждые метров пятьдесят, наверное.
А вот Жирона привлекательна в равной степени как своей исторической частью с еврейским кварталом и архитектурой в романском и готическом стилях, так и более поздними районами с их холодноватой цивилизованностью. Тенистые, узорные, мощеные булыжником улицы, красивая Rambla. Не пропустите Музей кино. В приватной беседе с симпатичным его сотрудником (весь день дождило, посему всех посетителей в тот час было – я да любознательный малыш с папой) выяснилось, что музеев такого уровня в Европе всего три: здесь, в Германии и во Франции, и это утверждение ну совсем не выглядело преувеличением.
В день нашей Жироны открылся фестиваль флористики. Каталонцев – уйма. Большинство среди них – дамы за 40, энергичные, живые, любопытные и любезные. (Реплика в сторону. Внутренний туризм в Испании развит чрезвычайно. Группки что-то оживленно обсуждающих местных туристов – повсюду. Многим под 60-80 лет, но какая бодрость духа в глазах и живость в членах!) Площадками для экспозиций служил сам город. Композиции из цветов были на лестницах, в закутках еврейского квартала, в соборах и часовнях, парили на десятках нитей в пространствах внутренних двориков… Излишне, думаю, упоминать об изобретательности и тонком вкусе многих из художников. Это было таким нечаянным подарком. А еще подержите за задик, загадав желание, маленькую смешную львицу в Старом городе, прогуляйтесь по крепостной стене…Одна наша соотечественница призналась, что это тот город, в котором ей хотелось бы жить на закате жизни и умереть там же.
В небольших городах жизнь течет весьма умеренным темпом. Даже молодежь ходит словно при замедленной съемке. В Бланесе, например, спросили у юноши лет 16-ти, сколько времени займет пеший путь до нужной нам церквушки на вершине холма. «Минут двадцать минимум»,-услышали в ответ и через 10 минут неспешного шага были уже у цели.
И еще неоднократно сталкивались с тем, что местное население наслышано лишь о «голубых фишках» в арсенале каталанских достижений. Ради эксперимента пробовали искать один образчик модернизма в городке Палафругель опросным способом (времени уже не оставалось на «информасио»),- тщетно.
Первое впечатление от Испании, когда ехали автобусом из аэропорта Барселоны в Мальград де Мар, было попросту убийственным. Пригороды каталанской столицы выглядели жутким нагромождением штампованных красно-коричневых многоэтажек и коттеджей. Дома наезжают друг на друга, трубы, трубы, промышленность дымит, камень давит, зелень зачахла. Ощущение безысходного, зажатого в кулачок существования. Рабочие кварталы, что ж вы хотите. В Каталонии, кстати немалый процент арендных рабочих по причине более высоких зарплат в этой автономной области по сравнению с другой Испанией (хотя средняя з/п чуть более 700 евро). Надо же им где-то жить.
Наш городок оказался тихой гаванью, не без любопытностей, конечно, но заставить нас задержаться в нем могло лишь исключительное ненастье, в каковое мы и вписались (трехдневный шторм придал некоторым пляжам Коста-Брава статус не восстанавливаемых).
Местные старички, прогуливаясь, проходят близко-близко. Частая принадлежность дам в возрасте – забавные собачонки, девиц еще без возраста – крепко сбитые тела и командирские интонации, нежных молодых людей – мечтательность и, как нам показалось, полная подчиненность своим половинам. В Барселоне избрали исключительно пешеходный способ ознакомления. Конечно, к концу дня изрядно уставали, но такой подход позволил город не просто увидеть, но и, как нам показалось, все-таки почувствовать: его аромат, контрасты между былым величием готики, изяществом кружевного модернизма и весьма усредненным архитектурным настоящим, между пронзительным достоинством во взгляде пожилого господина (я всматриваюсь в это выразительное лицо напротив в вечерней забитой электричке и прямо-таки осязаю его связь с далекими грандами, строго и печально всматривающимися в нас с полотен великих испанцев) - и прохиндейской суетностью уличной молодежи, между ухоженностью Старого города (Barri Gotic, La Ribera), районов Eixample и Motjuic - и невыразительной неряшливостью отдаленных жилых кварталов, где нужно внимательно смотреть под ноги…
Мы игнорировали даже маршрут «bus-touristics», рассудив, что за один-два дня можно лишь посшибать верхушки. Сами наметили маршруты модернизма (в «информасио» за 0,3 евро за маршрут вам все подробно распишут) и готики и, обложившись ворохом разноцветных проспектов, каждый вечер планировали следующий марафон. Кстати, небольшой журнальчик «See Barcelona» (а у нас был №24 Spring 2002) вам окажется весьма полезен. Его сайт в Интернете – www.seebarcelona.com.
В Барселоне удивительно богатая и насыщенная музейная жизнь. Посетили изрядное количество постоянных и временных экспозиций, и подавляющее большинство было не просто грамотно и удобно для зрителя оборудовано и освещено, но и содержало массу дополнительной информации в виде толстенных каталогов на столах, компьютерных образовательных программ, экскурсионного гида «в ушках», видеофильмов, музыкального фона и пр. И за всем этим великолепием ощущалась постоянная, кропотливая и любовная работа. Право же, эта музейная часть поездки впечатлила едва ли не больше знаменитых «поющих» фонтанов и роскоши модернистских “casa”.
К тому же 2002 год объявлен годом Гауди в честь его 150-летия со дня рождения, и о стиле модерн, и о самом архитекторе можно при желании узнать, кажется, все. Очень неплоха экспозиция в La Pedrera, знакомящая со многими объектами Гауди. В пределах Sagrada Familia - реставрация и строительство с нулевой перспективой окончания, обширный музей, посвященный собору и его истории (правда, крипта с гробом Гауди была закрыта). Сам собор весьма компактный, а на открытках кажется просто грандиозным.
Palay de la Musica Catalana (Domenech i Montaner), квартал Дисгармонии, включающий Casa Battlo (Gaudi), Casa Amatller (Puig i Cadafalch), Casa Lleo Morera (Domenech i Montaner); Casa Camalat(Pupurull, которого приняли за «чистого» Gaudi), Casa Thomas (D. i Montaner), San Serra, Casa Quadras, Palau Montaner, Casa Punxes (Puig i Cadafalch), Palau Casades, Palau Robert, Casa Mila(«La Pedrera» Gaudi), Casa Visens (Gaudi), Casa Calvet, парк La-Ciutadella со скромным буйством хиппующего люда (все – на газонах- спят, едят, галдят, вот и мы присоединились к блаженствующей братии), Palau de la Virreina (стиль рококо, ХVIII век)… ох, все разве перечислишь? В иные дома, большинство из которых в частном владении, удавалось заглянуть (кое-где проводятся экскурсии) и услышать, насколько трепетнее и изысканнее звучит стиль модерн в своем интерьерном исполнении. В силу невероятного разнообразия каталонского модернизма, вобравшего в себя множество цитат и оранжировок романского, готического, арабского, классицистического и иных направлений, пресытиться им, кажется, затруднительно.
Но и помимо модернистского и готического маршрутов (они объемны, разумеется, каждый выбирает, что под силу, но, на наше счастье, первым пунктиком программы оказался дворец Гуэль и именно он оставил по себе нежнейшие и прямо-таки сладостные воспоминания. И как там можно было жить? Сплошные камень и железо, мрамор и чугун. Потолки с повергающей в изумление резьбой насаживаются на глаз своими шпилями. Гуляющие сквозняки. В Весьма аскетичных интерьерах чувствуется высокая требовательность аристократического ума. Она – в формах, обрамляющих твое личное пространство, в формах, в которые отлит воздух. Его словно можно ощупать руками. Не покидало ощущение одухотворенности жизни в этих стенах, столь не приспособленных для уютного быта. Красноречивое сочетание одержимости творца и его же трезвого расчета. Холодная высота и неистовость воображения, столь облагораживающие тяжелые камень и металл.) нашлось немало занимательного, как-то: Морской музей, Caixa Forum (огромный выставочный комплекс. Мы совпали с экспозицией 11 художников-модернистов из собрания парижского Orangerie Museum. Вход свободный.); Guinovart - исп.художник нашего времени в La Pedrera (именно у его картин меня пронзила отчетливо-зримая мысль о том, что так называемый дух нации наиболее осязаем именно через произведения искусства. Впечатление сильного, жилистого, яростного духа, будто вросшего в землю – не выдрать! Смешно, наверное, но у его «Испанской семьи» меня будто затянуло в водоворот трагически-прекрасного надлома, безысходной и такой цепкой нежности кряжистого сердца…); Музей Пикассо с выставкой «Париж-Барселона. 1888-1937» (собрание Пикассо небольшое, ранних периодов, но есть чудные вещи из «голубого» и «розового»); Фонд А.Тапиеса, Музей современного искусства Барселоны, Фонд Ж.Миро… В каждом культурном центре есть свои экспозиции. Темы - от археологии до современной фотографии, и национальный состав выставляющихся, разумеется, испанцами далеко не исчерпывается.
Кстати, о модернизме. Не поленитесь зайти в знаменитое кафе «4 Gats» (4 кошки). Несмотря на свой звездный статус бабушки «серебряного века» и память о культовых фигурах модернизма, эта гастрономическая реликвия не слишком дорога, и при известном усилии вполне воображается атмосфера рубежа веков, тем более что стены густо увешаны картинами и фотографиями тех, кто эти картины рисовал.
А извне насыщенно-модернистским выглядит кафе «Muy buenas» недалеко от сдержанной Placa Real.
И рынок, центральный, Boqueria, недавно отреставрированный после 150-летнего служения городу. Финики размером в небольшой огурец. Безудержный хвалебный гимн разнообразию вкусовых пристрастий. Чисто, просторно. Уйти без малой хотя бы покупочки почти нереально.
Будучи знакомы (довольно поверхностно) лишь с архитектурой Гауди, к завершению поездки мы уже без особых раздумий различали творения Гауди, Монтанера, Кадафальча… Из второго, помимо дворцов, порекомендовали бы прогуляться по территории Hospital de la Santa Creu I Sant Pau.
Удивительно элегантный в пропорциях, в локонах вьющихся вдоль центральной пешеходной части фонарей - Passeig de Gracia, вытекающий на Placa de Catalunya и переходящий в свое, якобы, подобие – Rambla, на котором (бульваре, то есть) ни следа уже той геометрической уравновешенности и соразмерности, той строгости линий и пиршества растительных узоров на решетках зданий и фонарей, того неистовства в отделке бесчисленных casa и терпкого привкуса избыточности,- одним словом, бульвар есть бульвар, со слоняющимися толпами, работягами- живыми фигурами (попробуйте полдня повисеть вниз головой, изображая аквалангиста, и получить грошики под вечер. Мы так и не поняли, что движет этими «подвижниками».), изворотливыми субъектами сомнительного вида… Право же, чего-либо остро национального мы на этом бульваре не обнаружили,- подобные формы городской жизни весьма характерны для европейских городов. Зато наблюдали весьма забавные для зевак и мучительные для участников попытки длиннющего трейлера вписаться в узенькие воротца театрального гаража или склада на Рамбле. Эти односторонние улочки по обеим сторонам пешеходной части бульвара и громада трейлера настолько вопиюще не стыковались; он перегородил движение и напряженно пыхтя, пятился задом, угрожая соседним фонарям, а потом, ничего не добившись, делал следующий заход и вновь терпеливо геройствовал… Требовалось быть просто виртуозом своего дела; тех же, кто умудрялся-таки попасть своим неповоротливым пестиком в крохотную тычинку сразу, следовало бы награждать, ну хотя бы за яркую мужскую доминанту в водительском профессионализме.
В выходные дни на площади перед Католическим собором устраивается народное гуляние- под звуки духового оркестрика каталанцы (преимущественно немолодые) танцуют сардану, взявшись за руки, по кругу. Много сосредоточенных, отрешенных лиц. Немудреная и красивая мелодия. Здесь нам позволили прикоснуться к чему-то не проговоренному.
Некоторые полезные сведения:
- стоимость Интернета в курортных городках - 1 евро за 15 минут, в Барселоне – от 0,9 евро за 1 час.
- стоимость ж/д билета на 10 поездок от Мальграда де Мар до Барселоны – почти 20 евро. Электричка идет 1,15 ч., опаздывает обычно на 5-10 минут.
- На любой ж/д станции выдают расписания региональных и прибрежных поездов. Там же указана стоимость проезда.
- www.Espana.ru – качественный русскоязычный сайт.
- www. Publintur.es. – туристический справочник по Каталонии.
- www.barcelonaturisme.com. - на английском, французском, испанском языках.
- www.tmb.net. - подробнейшая информация о транспорте в Барселоне.
- В Барселоне офисы «информасио» расположены на площади Каталонии, на центральном вокзале, в Palau Robert. Может, где-то еще.
- Фрукты из сухого пайка желательно мыть.
- Собираясь в «раскрученные» музеи, кварталы, деревушки, имейте в виду, что массовый наплыв наблюдается, как правило, в утренние часы, до начала сиесты, за счет экскурсионных групп.
- даже в 3*звездочных отелях вполне возможно заменить не устраивающий вас номер.
Следует лишь подать заявку. Нашу выполнили уже на третий день.
Разумеется, многое осталось не отраженным. Но стимулом для написания было, прежде всего, желание сообщить нечто небесполезное для читателей.
С пожеланиями насыщенного пребывания и успешной охоты за впачатлениями в Каталонии
Ольга и Татьяна.

Стоимость посещения: вход в монастырь свободный, билет в музей - €7, фуникулёр на гору Sant Jeroni - €12 в оба конца, фуникулёр к пещере Santa Cova - €5 в оба конца. Подняться на гору и спуститься к пещере от монастыря можно пешком, это бесплатно.

2. Кардона, Сольсона и Сады Артигас

О Садах Артигас, спроектированных Антонио Гауди, мало кто слышал за пределами страны (в отличие от собора Саграда Фамилия, другого творения гения), но гиды и влюблённые в Каталонию путешественники настоятельно рекомендуют тут побывать и называют их «скрытым шедевром» и «тайной жемчужиной». По пути из Барселоны предлагаем заглянуть в Кардону и Сольсону.

Чем заняться в Кардоне:

  1. посетить крепость, строительство которой началось ещё в IX веке - главную достопримечательность городка и один из красивейших замков Европы;
  2. спуститься в соляную шахту глубиной 86 метров. Экскурсия на английском проводится раз в день, но можно смело записываться в любую группу - вам бесплатно выдадут аудиогид;
  3. прогуляться по Старому городу, застройка которого велась в XI веке. Загляните в один из подъездов жилого дома, где ширина лестничного пролёта с трудом позволяет разойтись двоим взрослым.


Похожие публикации