Архитектура триумфальной. Кутузовский. Поклонка. Триумфальная арка. Триумфальная арка в Барселоне

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте. Автор И.С. Буров. Москва. 1984 год Фото: Главное архивное управление города Москвы

Триумфальные ворота на площади Победы — одна из самых узнаваемых достопримечательностей столицы. А ещё это напоминание о важной странице российской истории — Отечественной войне 1812 года. И немного осталось старожилов, которые видели величественное сооружение совсем на другом месте…

Триумфальные ворота на Тверской заставе

Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка — она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе — его открыли в 1822 году.

Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях — немало подобных сооружений построено на пути русских воинов .

В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств — город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.

В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества .

Беспокойная судьба памятника

В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов .

В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.

Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…

Арки и ворота: взгляд в историю

Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.

Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.

Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.

Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).

Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря — вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII — начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок .

В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.

Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл

Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.

В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.

А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место — на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» .

Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы — на Мытищинском заводе художественного литья.

Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии . Это явно ключевой момент — спасителем Отечества признали народ, а не императора. Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.

Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года . А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.

Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко .

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Использованные источники

  1. Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
  2. Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91-96.
  3. Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
  4. Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2015. — Вып. 3 (19). — С. 102-119.

Понятие «триумфальная арка» возникло еще в Древнем Риме. Именно там для более торжественного приема победителей возводилось подобное сооружение.

Наиболее известными являются арки Тита, Траяна, Константина и т. д. Изображения некоторых из них во времена Нерона и Августа даже чеканились на медалях.

Париже, пожалуй, самая известная из них, была построена в честь победы Наполеона Бонапарта и его армии в битве под Аустерлицем в декабре 1805-го года. Проектов для воплощения было предложено очень много, все они были разные и оригинальные. Была даже версия представить ее в виде огромного слона из камня с музеем, расположенным внутри, чтобы каждый мог узнать обо всех победах императора. И тем не менее, Триумфальная арка, которую мы знаем сегодня, стала праобразом аналогичного сооружения в Риме, автором которого был Тит. И колонны, и проемы - все полностью скопировано с итальянского оригинала.

Это величественное строение поднимается ввысь на пятьдесят метров при почти такой же ширине. Однако такие сухие цифры не могут передать всю красоту и монументальность, которой обладает парижская Триумфальная арка. Проект сделан в античном стиле. Прекрасные крылатые девы, трубящие в фанфары, и славу императора. Их автором является швейцарский архитектор Жан Жак Прадье, удостоенный премии за свои не только скульптурные, но и художественные достижения.

Парижская Триумфальная арка, фото которой вместе с изображением Эйфелевой башни можно считать визитной карточкой города, является, по словам авторов, драгоценной наградой и его легиону. Столица Франции - не единственное место, где можно встретить подобное сооружение. Их по миру раскидано достаточно много, и о многих из них большинство из нас и не слышало. Однако парижская арка знакома любому.

Она украшена скульптурами, каждую из которых можно назвать отдельным шедевром. Например, «Марсельеза», символизирующая протест против русской армии, «Триумф», посвященный подписанию Венского мира, «Сопротивление» и «Мир», авторами которых является Этекс. К сожалению, этого архитектора в мире практически не знают, да и в самой Франции он известен только в узком кругу, хотя его творениями в некотором роде и знаменита Триумфальная арка.

Наполеону было не суждено увидеть, как выглядит построенный в его честь памятник во славу победы, силы и власти Франции. Сооружение было завершено в 1836-ом, когда в живых императора не было. И лишь раз, в 1810-м, он увидел макет проекта своей мечты: на каменном фундаменте была сооружена деревянная арка с обтяжкой из декорированного под будущий проект полотна.

В России подобные помпезные врата устраивались при входах в столицу и предназначались для торжественного въезда полководцев. Впервые они были устроены при Петре Первом в 1696-ом, когда он возвращался с победой из-под Азова.

А в 1703-м была сооружена не одна триумфальная арка, а целых три: в честь Репнина, Шереметьева и Брюса - сподвижников по войне против Ингерманландии. Они красовались у Мясницких и Ильинских ворот, а также рядом с Заикоспасским монастырем.

Помимо Парижа и Москвы, сегодня такие триумфальные врата стоят в городе на Неве, Новочеркасске, Потсдаме, Барселоне, Бухаресте, Берлине и даже Пхеньяне.

    Достопримечательность Московские Триумфальные ворота Московские Триумфальные ворота, сооружённые в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года … Википедия

    МОСКВА город (см. ГОРОД) в центре Европейской части России, столица Российской Федерации, город герой. Москва имеет статус города федерального значения, является субъектом Российской Федерации и вмессте с тем административным центром Московской… … Энциклопедический словарь

    1) река, лп Оки; Смоленская, Московская обл. Для объяснения гидронима Москва в XIX XX вв. предлагался ряд этимологии на основе фин. угор. языков: коровья река. Обе мотивировки вполне реалистичны: река и начинается в болоте (Москворецкая Лужа или … Географическая энциклопедия

    Бранденбургские ворота в Потсдаме Ворота проезд в стене или ограде, запираемый створами. Предназначены для проезда гужевого или автомобильного (реже иных видов) транспорта. Сами створы ворот также часто называют воротами. Обычно… … Википедия

    Москва. I. Общие сведения. Население М. столица СССР и РСФСР, центр Московской области. Крупнейший в стране и один из важнейших в мире политических, научных, промышленных и культурных центров, город герой. М. относится к крупнейшим по численности … Большая советская энциклопедия

    Москва (гостиница, Москва) Достопримечательность Гостиница «Москва» Гостиница «Москва» в нач … Википедия

    Столица СССР и РСФСР, крупнейший транспортный узел, порт, главный политический, научно культурный и промышленный центр СССР. Упоминается в летописях с 1147. Наиболее древняя часть Москвы ансамбль Кремля (см. Кремль Московский) с… … Художественная энциклопедия

    Москва - столица России. Расположена на одноим. реке (притоке Оки), от к рой получила свое имя. Среди многочисл. этимологий наиб. вероятно выведение из балт. и слав. языков со знач. сырой, мокрый, влажный. Впервые упоминается как село 28 марта 1147,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Столица Российской Федерации, город федерального значения, центр Московской области, город герой. Крупнейший политический, экономический, научный и культурный центр России. Расположен в Европейской части территории России, в… … Города России

Книги

  • Достопримечательности Москвы , Сборник. Сегодняшняя Москва – растущий, быстро изменяющийся город. Город, где переплелись Европа и Азия, архаическое и сверхсовременное, где перезвон мобильных телефонов сливается с гулом церковных…

Московские триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Сооружены в 1829 - 1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 году.

Описание Триумфальной арки

Московские триумфальные ворота представляют собой однопролетную арку с шестью парами 12-метровых чугунных колонн, расположенных вокруг двух арочных опор - пилонов. Сооружение обращено лицевой стороной к въезду в по старой традиции, согласно которой триумфальные ворота были главным фасадом к ведущей в город дороге.

Между парами колонн в нишах установлены литые фигуры воинов в древнерусских доспехах на высоких постаментах. В верхней части пилонов, над фигурами воинов, расположены горельефы: «Изгнание французов» (первоначальное название - «Изгнание галлов из Москвы») и «Освобожденная Москва». По периметру карниза - гербы административных районов , жители которых участвовали в борьбе с врагом. Над карнизом - аллегорические статуи богинь Побед в сидящей позе, с венками и скипетрами в руках, у ног которых сложены военные трофеи.

Арка увенчана колесницей Славы - шестеркой коней и колесницей с восстающей на ней крылатой богиней Победы с высоко поднятым в правой руке лавровым венком, венчающим победителей. На главном фасаде вмурованная чугунная плита с текстом закладной доски 1829 года (см. «История Триумфальной арки») .

Высота Триумфальной арки - 28 метров.

История Триумфальной арки

Триумфальная арка была сооружена в середине 1814 года к торжественной встрече русских войск, возвращавшихся из Западной Европы с победой. Первоначально арка была деревянной и была установлена у Тверской заставы (в районе нынешнего Белорусского вокзала). Деревянное сооружение было недолговечным и быстро ветшало, в 1826 году было принято решение о постройке каменной Триумфальной арки.

Новый проект был разработан и принят в апреле 1829 года. 17 августа 1829 года состоялась торжественная закладка каменной арки. Надпись на бронзовой доске, вмурованной в основание будущего памятника, гласила: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града , разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Строительство Триумфальных ворот продолжалось 5 лет и было закончено в 1834 году, 20 сентября 1834 года состоялось их торжественное открытие. Митрополит московский отказался освятить памятник из-за присутствия на нем скульптурных изображений мифологических богов.

В 1936 году было принято решение о реконструкции площади у Белорусского вокзала с целью расширения дороги от улицы Горького до Ленинградского шоссе. Триумфальные ворота были разобраны, скульптуры и убранство арки были переданы в Музей архитектуры имени А. В. Щусева на территории бывшего Донского монастыря.

Через тридцать лет в 1966 году Триумфальную арку было решено восстановить на новом месте - на Кутузовском проспекте. Проект был разработан 7-й мастерской «Моспроекта-3». Коллективу реставраторов под руководством В. Либсона по сохранившимся фотографиям и рисункам предстояло воссоздать первоначальный облик арки. Скульпторами-реставраторами Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР было подготовлено более 150 моделей - точных копий элементов декора, работы по отливке которых в металле были выполнены на Мытищинском заводе. 12 чугунных 12-метровых колонн (весом 16 тонн каждая) были отлиты на заводе «Станколит» по фрагментам единственной сохранившейся колонны. После утверждения проекта реконструкции въездной площади на Кутузовский проспект Исполкомом Моссовета, началось сооружение арки, которое велось силами 37-го строительного управления треста строительства набережных и мостов.


Триумфальная арка на Кутузовском проспекте

С древних времен триумфальные арки возводились в честь полководцев, одержавших великие победы. Эта традиция сохранялась на протяжении нескольких веков. Во многих странах победители, вернувшиеся из похода, входили в город через специально сооруженные по этому случаю триумфальные ворота.

Была такая традиция и в России. В 1814 к моменту возвращения из Европы русской армии, довершившей разгром наполеоновских войск, была сооружена деревянная Триумфальная арка у Тверской заставы. Однако деревянная арка недолговечна, и в 1826 году было принято решение о замене ее каменной. Проектирование новой Триумфальной арки было поручено разработать знаменитому архитектору Осипу Ивановичу Бове (по его проекту было построено здание Большого театра). Проект был готов в течение года, но перепланировка площади, на которой она должна была быть установлена, заставила архитектора пересмотреть его. В итоге окончательный проект был представлен в 1829 году.

Закладка мемориала состоялась в августе 1829 года. При этом в основании была замурована бронзовая пластина, надпись на которой гласила: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Строительство памятника затянулось на несколько лет. Причинами этому стали недостаток денежных средств и равнодушие властей города. В итоге, открытие мемориала состоялось лишь спустя пять лет в 1834 году.

Триумфальная арка стояла у Тверской заставы больше века, пока в 1936 году не было принято решение об очередной перепланировке площади. В результате арка была разобрана и помещена в филиал музея имени Щусева. Некоторые ее фрагменты: часть колонны и рельефные изображения воинских доспехов располагаются там и теперь.

30 лет спустя московские власти приняли решение о воссоздании памятника. Ее было решено установить на новом месте. Вопрос о месте размещения Триумфальной арки вызвал много споров. Некоторые предлагали установить ее на Ленинградском шоссе, другие на Поклонной горе. Кроме того, было решено не восстанавливать некоторые украшения и ограду, с тем, чтобы монумент не мешал оживленному движению.

Архитекторам пришлось немало поломать голову и над тем, как лучше разместить памятник. Первоначально арка располагалась в окружении невысоких домов, а на их фоне была величественным сооружением. Современные же дома превышали арку по высоте. В итоге, лучшим вариантом размещения была признана нынешняя площадь Победы на Кутузовском проспекте.

В основном вид и размер Триумфальной арки должен был остаться прежним. Для этого архитекторами и инженерами использовались сохранившиеся чертежи, рисунки и фотографии памятника. Скульпторы по тем же материалам воссоздавали рельефные изображения, некоторые из которых были утрачены, а другие использованы в оформлении музея-панорамы «Бородинская битва».

Наконец, 6 ноября 1968 года работы над воссозданием Триумфальной арки были завершены. Памятник расположился недалеко от Поклонной горы и образовал мемориальный комплекс с расположившимися поблизости музеем «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и еще несколькими памятниками. Лицевая сторона Триумфальной арки обращена к въезду в город.

Памятник состоит из однопролетной арки и 12 колонн, расположенных вокруг двух пилонов – арочных опор. Высота колонн -12 метров, вес каждой из них – 16 тонн. Между парами колонн на постаментах размещаются литые фигуры, экипировка которых повторяет снаряжение древнерусских воинов: длинные копья, кольчуги и остроконечные шлемы.

Над этими фигурами укреплены изящные горельефы, изображающие сцены боев, а также русского Императора Александра Iи героев древних мифов. На одном из них русские воины в античных доспехах атакуют отступающего врага. Этот горельеф имеет название «Изгнание французов». Мастерски сделанные горельефы создают видимость объемного изображения: фигуры переднего и заднего планов отличаются по величине.

Над Триумфальной аркой расположена скульптурная группа изображающая запряженную в шестерку коней древнюю колесницу. Колесницей управляет богиня победы Ника. В правой руке она держит лавровый венец, которыми во все времена награждали победителей. Кстати, при открытии арки в XIX веке из-за изображения древних богов сооружение даже отказался освятить московский митрополит.

По сторонам арки помещены мемориальные доски. На одной из них слова Кутузова: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем». На другой доске надпись, которая была на замурованной при закладке пластине, приведенная выше.

Под сводом арки закреплена чугунная мемориальная доска, на которой записана краткая история сооружения и воссоздания арки, а также имена людей принимавших в этом участие: «Московские Триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. сооружены в 1829–1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 г.».



Похожие публикации