Ребёнок постоянно молчит: диагноз – селективный мутизм. Селективный мутизм - как вылечить ребенка

Мутизм у детей - обратимое отсутствие речи (от «мutus» - молчание), причины которого разнообразны (стресс, травма, заболевание). В любом детском коллективе можно встретить «странного» ребёнка замкнутого, молчаливого, почти «немого». Дома ребёнок ведёт себя уверенно, прекрасно общается, чувствует себя довольно комфортно, привязан к своим близким. Но стоит оказаться в иной обстановке, как поведение в корне меняется.

Малыш отказывается вступать в любые отношения с собеседником, уклоняется от разговоров, прикосновений, не желает играть с другими детьми. Подобная патология поведения называется «мутизм», что означает «временная немота».

  • последствия сильных стрессов (авария, смерть близкого человека, развод родителей);
  • неврологические расстройства, свойственные некоторым (истерия, );
  • наличие заболеваний, связанных с органическим поражением мозга (опухоли головного мозга, энцефалит, травма головы, гематома, последствия комы, острое нарушение мозгового кровообращения);
  • неправильное отношение родителей (гиперопека или непонимание).

Виды

Избирательный

Избирательный мутизм часто диагностируют у детей, которые упорно не желают разговаривать с посторонними людьми. Ребёнок способен слышать, понимать и анализировать чужую речь, но не может преодолеть собственный психологический барьер и участвовать в разговоре.

Элективный

Элективный (он же селективный) или психогенный мутизм является тревожным расстройством. Дети хорошо чувствуют себя и нормально разговаривают в условиях, комфортных для них (дом, семья, друзья).

Если же приходится менять привычную среду, дети перестают говорить и теряют навыки коммуникации. Ребёнок прямо-таки не может произнести ни слова (боязнь говорить), а не просто не хочет.

Элективный мутизм может сохраняться и во взрослом возрасте, проявляясь в виде различных социофобий.


Такое поведение чаще бывает у детей с лабильной нервной системой, особенностями характера в виде замкнутости, сопротивляемости, беспричинного беспокойства. Тревожные дети нуждаются в поддержке взрослых в экстремальных для них ситуациях.

Элективный мутизм встречается в семьях с некомфортным психологическим климатом. Ряд специалистов считают данный вид мутизма проявлением невротического расстройства.

У детей, кроме возникшей вдруг немоты, выражены симптомы депрессивных склонностей, ранимость, робость, впечатлительность. Особенно тяжело протекает заболевание в подростковом возрасте. Имеет свойство передаваться по роду.

Элективный мутизм у детей случается при наличии таких особенностей характера:

  • молчаливость;
  • склонность к изоляции от окружающих;
  • кажущееся равнодушие быстро перерастающее в агрессию;
  • тревога при обращении к нему лично;
  • задержка умственного развития;
  • нарушения или дефекты речевого развития;
  • острая реакция на смену обстановки, переезд, смену окружения.

Во взрослом возрасте при отсутствии лечения у таких больных могут быть сдвиги в поведении в виде:
  • отсутствия эмоциональных контактов с людьми;
  • погружённость « в себя»;
  • отсутствие потребности в общении;
  • упоминание о себе с использование вычурных слов, выражений, местоимений глаголов в неуместных формах (во втором или третьем лице).

Истерический

Истерическому мутизму характерно наличие острого пареза вербальных проявлений. Ребёнок сохраняет возможность общаться через жесты, мимику, письмо (артикуляционная функция).

Иногда малыш издает мычание или другие нечленораздельные звуки. Но даже говорить шёпотом он не может. Часто истерический мутизм у детей сочетается с другими невротическими заболеваниями ( , энурез).

Сурдомутизм

Сурдомутизм (или временное отсутствие слуха) может проявиться после стресса или травмы у ребёнка, однако поражение центральной нервной системы отсутствует.

Акинетический

Акинетический мутизм возникает при наличии изменений в тканях мозга (травма, опухоль). Симптомы указывают на наличие системного торможения психической активности ребёнка. Все просьбы выполняются с длительным промедлением, у ребёнка отсутствует речь и двигательная активность.

Апаллический

Апаллический синдром аналогичен акинетическому, но имеет более тяжёлые проявления и последствия. Апаллический вид мутизма называется «бодрствующая кома» и редко заканчивается полным выздоровлением.

Симптомы

Для всех видов мутизма характерны симптомы:

  • отсутствие речи при определённых обстоятельствах;
  • наличие ясного сознания и трезвой оценки происходящего;
  • сохранение эмоциональной окраски;
  • сохранение активных двигательных функций;
  • внешняя реакция на негативные моменты и болевые раздражители.

Лечение

Препараты

Медикаментозная терапия не является основной при мутизме. Назначать транквилизаторы без особой необходимости детям не рекомендуется. Если же препараты всё же применялись, то отменять их следует постепенно, предупреждая развитие зависимости у ребёнка.

Современная медицина разрабатывает применение новых методик (селективные ингибиторы серотонина), лечение которыми минимизирует побочные эффекты.

Психотерапия

Лечение мутизма проводится специалистами: психолог, психиатр, психотерапевт, логопед. Детям лечение мутизма назначается с использованием «мультимодального подхода», семейной, поведенческой и индивидуальной терапии.

Селективный мутизм лечится специалистами с учётом причины заболевания. Поражения центральной нервной системы при акинетическом мутизме лечатся сложно, а прогноз не всегда оптимистичный.

Лечение психологом при избирательном мутизме основывается на поведенческой методике путём налаживания общения со сверстниками и с незнакомыми людьми.

Часто проблема заболевания идёт со школы, поэтому школьному психологу важно использовать помощь учителей и одноклассников ребёнка. Ребёнка обучают элементарному поведению и умению говорить в больших группах людей (класс, компания друзей).


Если избирательный мутизм вызван психологической травмой, лечение состоит в помощи по осознанию истинности происходящего, психолог помогает принять и смириться с ситуацией, а иногда - поменять обстановку. Логопед может устранить проблемы артикуляции и восстановить нормальную речь ребёнка.

Прогноз

Прогноз при любой разновидности мутизма зависит от множества факторов: длительность заболевания, деформация личности ребёнка, его личностных качеств.

Если мутизм возник при поступлении ребёнка в школу, то недуг обычно имеет преходящий характер и проходит через 6-12 месяцев. Часто в средних классах это состояние проходит. Однако иногда имеются поведенческие отклонения у ребёнка и через много лет(5-10) после заболевания.

Важно начать лечение любого вида мутизма вовремя, ведь упущенное время может сослужить злую службу и привести к осложнениям, когда заболевание приобретает стойкий характер и чревато множеством отклонений во взрослом возрасте (социофобии, навязчивые состояния, психические расстройства).

  • Читайте также:

Профилактика

  • При возникновении молчаливости следует обратиться к специалисту не позднее двух месяцев от начала возникновения проблем.
  • Важно внимание учителя или воспитателя к поведению каждого ребёнка, умение установить индивидуальный контакт с каждым подопечным.
  • Найти индивидуальный поход к тревожному ребёнку родителям и учителям, сочетающий в себе доброжелательность и твёрдость.
  • Крайне важна правильная позиция родителей ребёнка. Они должны избегать конфликтов в семье, всячески поощрять попытки ребёнка преодолеть барьер общения и начать разговаривать.
Оцените статью:

Мутизм – это тяжелая психомоторная патология, при которой заболевший не может ответить на поставленные вопросы и давать понять знаками о своей возможности коммуницировать с окружающими его индивидуамами. В переводе с латинского языка мутизм означает безгласный, немой. В неврологии данная патология характеризуется нарушением речи, а в психиатрии это состояние рассматривается в рамках психических отклонений, при этом способность понимать речь и вести разговор у пациента сохраняется.

Мутизм необходимо отличать от афазии, которая также характеризуется утратой способности говорить и возникает она из-за повреждения мозга. Если больной способен писа́ть, однако при этом не способен говорить, то скорее всего у него мутизм, а не афазия. Тяжелое психомоторное состояние способно перетекать в логоневроз или логофобию.

Что такое мутизм

Данное состояние является симптомом психомоторного расстройства, которое способно проявляться после ушиба и сотрясения мозга, пожара, тяжёлой психической травмы, гибели близких, как одно из поздних выражений синдромокомплекса «СПИД-деменция» и прочее. Описываемая патология способна развиться также при неврологических заболеваниях, например при параличе голосовых связок, двустороннем поражении кортико-бульбарных трактов и выраженной спастике.

Выделяют следующие виды мутизма:

– кататонический, обусловленный немотивированным расстройством, не имеющий внешних причин, противодействующих к побуждению общаться. Отмечается при кататонической по причине ;

– психогенный мутизм (возникновение данного вида возможно в качестве острой реакции на психическую травму, или же в социальных определённых ситуациях, которые вызывают тревогу или );

– истерический мутизм (зачастую вызван подавленным и неосознаваемым желанием человека обратить на себя внимание окружающего социума утратой способности говорить), наблюдается при конверсионных (диссоциативных) расстройствах и истерическом ;

– акинетический мутизм или органический возникает при органических поражениях головного мозга, например при гемангиомах мезенцефальной локализации, огнестрельных ранах лобных отделов, опухоли в области III желудочка, тромбозе базилярной артерии;

– выделяют также избирательный (элективный) мутизм, когда пациент вступает в разговор с избранным кругом лиц при определённых ситуациях.

Мутизм у детей

Элективный мутизм у детей отмечается зачастую в возрасте 3-х лет или в начальной школе и проявляется только в общении с избранными индивидами, например, ребёнок контактирует со всеми членами семьи, кроме одного. Данный вид патологии у детей проходит после достижения десятилетнего возраста. Описываемое психомоторное состояние характеризуется пассивным протестом личности. Лечение включает в себя психотерапевтические сеансы успокоения.

Добровольный мутизм у детей отмечается отсутствием инициативы и активности, повышенной чувствительностью, упрямством, колебаниями настроения, . Такие дети противятся новой нагрузке, страшатся новой ситуации, пугаются перемены обстановки.

Пример мутизма у детей – это стрессы, перенесенные в военные годы. Данная патология возникает по причине неспособности детской личности устанавливать нужный контакт. Психомоторное состояние у детей сопровождается впечатлительностью, депрессивным настроением, тормозимостью, робостью. Данное психомоторное состояние относят к проявлению невроза, возникающего после психической травмы.

К признакам патологии у детей относят: тревожность, частые реакции протеста, нерешительность, нарушение сна и аппетита, пугливость, заторможенность.

Мутизм у детей классифицируют по различным признакам. Его подразделяют по интенсивности появления: кратковременный (ситуационный), постоянный (элективный) и тотальный.

По длительности течения выделяют мутизм транзиторный и континуальный. Специалисты психиатрии относят мутизм к острой психогенной реакции шокового, а также субшокового характера.

Провоцирующим фактором данной патологии у детей является психогенное воздействие, которое затрагивает функции речи. Между психогенным мутизмом у малышей и детей старшего возраста существует большая разница. Клиническая картина у детей старшего возраста является гораздо сложнее и разнообразнее. У девочек психомоторное состояние встречается чаще, чем у мальчиков. Оно возникает в семьях, где имеется отягощенность наследственными речевыми расстройствами. Больные психогенным мутизмом имеют задержки речевого развития, а также другие дефекты речевой функции. Такие дети растут в семьях среди отрицательного . Многие из детей имеют резидуальную церебральную патологию.

Детский невротический мутизм характеризуется:

– нарушением речи после определенного периода общения с окружающими, а также нарушениями моторики, мимики, поведения. Ребенок выражает свои желания жестом и взглядом;

– избирательностью характера заболевания, зависящего от определенного лица или ситуации;

– задержкой интеллектуального развития и возникновением дефектов речи.

Дети с проявлениями признаков психотического мутизма с раннего детства молчаливы, а их поведение отмечается изолированностью и оторванностью от всего окружающего мира. Ребенок производит впечатление равнодушного, однако способен проявить на себя или в адрес матери. Малыш может сильно тревожиться при обращении к нему.

Одной из причин возникновения элективного мутизма являются социо-культурные факторы. При переезде в новую страну дети иммигрантов испытывают большой психический стресс, им присуща тревога, враждебность к окружающим.

Диагностика мутизма

Процесс распознавания болезни включает анализ жалоб и анамнез заболевания, а именно:

– как давно пациент перестал говорить, отвечать на вопросы, двигаться;

– какое непосредственно событие повлияло на прекращение речи (сильное эмоциональное потрясение, черепно-мозговая травма).

Неврологический осмотр включает оценку наличия речи и рефлексов, открывания глаз, оценку дыхательного ритма, измерение артериального (кровяного) давления, а также поиск других признаков неврологической патологии, позволяющих найти причину мутизма (асимметрия лица, нарушение движений глазных яблок, косоглазие).

ЭЭГ (электроэнцефалография). Этот метод оценивает электрическую активность разных участков головного мозга.

МРТ (магнитно-резонансная томография) или КТ (компьютерная томография) головного мозга: данные методы послойно изучают строение головного мозга и выясняют причину нарушений функции головного мозга.

При необходимости назначают консультацию психиатра и логопеда.

Лечение мутизма

Отмечают множество эффективных способов и методов в лечении данного психомоторного состояния. Основной упор осуществляется на такие направления: логопедическое, психиатрическое, психологическое, неврологическое.

При психогенном мутизме применяют массивное психотерапевтическое лечение в сочетании с приемами нейролептиков и транквилизаторов.

Особенности ухода за пациентами, страдающими тяжелым психомоторным состоянием заключаются в том, что необходимо постоянно поддерживать общение, применяя письмо, мимику, жестикуляцию. Показаны беседы, в комплексе со средствами, которые стимулируют деятельность нервной системы, они очень полезны и полностью снимают немоту и глухоту.

Лечение психомоторной патологии по назначению врача включает в себя метод растормаживания. После инъекции 1 мл 10 % раствора кофеина спустя 5 минут пациенту медленно внутривенно (1 мл/мин) вводят раствор Амобарбитала до возникновения состояния лёгкого опьянения. Зачастую достаточно одной процедуры. Медсестра, завершая процедуру, в течение дня должна несколько раз заставлять пациента отвечать на вопросы и вступать с ним в беседу.

Эффективно использовать в лечении травы (валериана, пустырник), они способствуют успокоению нервной системы. Рекомендованы также в терапии соли Брома, Мебриум, Аминазин, Андоксин, Резерпин.

Запущенное состояние лечится гораздо дольше. Если терапия начата не вовремя, болезнь может принять стойкий характер.

Прогноз мутизма зависит напрямую от основного заболевания. Очень многое зависит от личностных качеств пациента, а также от того, насколько долго заболевание деформировало характер больного.

Иногда дети с нормальным физическим и психическим развитием не могут разговаривать, хотя физические дефекты и органические поражения у них не обнаруживаются. Таким детям неврологи ставят диагноз «детский мутизм». Эта болезнь-синдром изучена недостаточно и бывает редким явлением, распространенным среди маленьких детей и подростков.

Мутизм у детей часто принимают за шизофрению или умственную отсталость, или оценивают это состояние, как упрямство. При этом избираются неадекватные психологические, педагогические и лечебные подходы для лечения. Часто факт нарушения речевого контакта расценивают в разных социальных ситуациях как явление временное, что купируется самостоятельно. Однако настырный или хронический элективный мутизм при неправильном лечении или его отсутствии может привести к дезадаптации, как к школьной, так и социальной, включая и зрелый возраст человека. Чтобы назначить полноценное лечение важно своевременно установить точный диагноз.

Различают: селективный мутизм, избирательный мутизм у детей и парциальный, добровольный мутизм, ситуационно обусловленный и характерологический, речевую фобию, немоту при сохраненной слухе.

Причины детского мутизма

При постановке диагноза «мутизм», причины могут быть различными психологическими и рассматриваются индивидуально. Часто мутизм проявляется своеобразным и молчаливым протестом, направленным против всех и всего мира. Так ребенок выражает молчаливую агрессию, обусловленную неумением самовыразиться, рассказать всем о себе и изложить свои желания в устной форме. Такие дети порой просто не имеют пространства для того, чтобы выразить свою агрессию и другие сильные эмоции адекватно. Родители, воспитатели и няньки не позволяют детям словами демонстрировать эту агрессию. Поэтому, не имея подходящих слов для выражения, ребенок просто замыкается в себе и протестует молча.

Непонимание взрослых и недостаток внимания – весомые причины мутизма, так как ребенок не может правильно использовать свою речь, чтобы рассказать собеседнику о своем мироощущении и проблемах. Осознавая, что его не могут понять взрослые или сверстники, ребенок перестает делать попытки рассказывать о себе. Он выбирает позицию выжидания и изменения ситуации с надеждой, что его поймут. При этом ситуация усугубляется и приводит к погружению ребенка в свой собственный внутренний мир под названием детский мутизм.

Симптомы мутизма

Родителям сложно разобраться, что развивается мутизм у детей, симптомы могут проявляться:

  • Отказом разговаривать из-за гиперопеки родителей.
  • Молчанием в результате травмы: физической или эмоциональной, перенесенной в раннем возрасте.
  • Психическими расстройствами с задержкой начала речи или с проблемами артикуляции.
  • Появлением таких заболеваний, как энурез и энкопрез.
  • Частой сменой настроения, негативизмом и компульсивными чертами.
  • Нарушением поведения с агрессией в условиях дома, стеснительностью и молчаливостью вне дома.
  • Разговорчивостью с родственниками и друзьями и молчанием в школе или с незнакомыми. В результате этого дети плохо учатся, их обижают сверстники и не понимают взрослые, так как дети изъясняются жестами или междометиями: «хм», «угу», «ага».

Элективный мутизм - классификация

Элективный мутизм у детей бывает нескольких вариантов и зависит от этиологического фактора:

  • Элективный мутизм и негативное поведение по отношению к определенному человеку или месту, которое ребенок не любит. Это могут быть учителя, воспитатели, неродные родители, врачи, детские дошкольные учреждения, школы и поликлиники.
  • Мутизм элективный социофобический проявляется при обнаружении ребенком собственной речевой и интеллектуальной несостоятельности, либо он возникает у конституционно сверхчувствительных детей, плохо переносящих новую обстановку или непривычное окружение.
  • Элективный истерический мутизм основан на неосознанном стремлении добиться привлечения к себе внимания и скорейшего выполнения своих капризов и желаний, на желании освободиться от чрезмерно-тяжелых психических нагрузок.
  • Элективный депрессивный мутизм выражается снижением витального тонуса, заторможенностью сфер: моторной и идеаторной.

Механизмы элективного мутизма могут быть смешанными и иметь разную классификацию: постоянную, ситуационную, элективную и тотальную с транзиторной или континуальной длительностью.

Элективный мутизм констатируют в случае отсутствия речевого контакта в воспитательно-образовательных учреждениях в целом, либо только в помещении класса. Ребенок может не разговаривать со всеми или только с определенными учителями или детьми. Проверяют знания в таких случаях только письменно. Вместо вербального контакта дети применяют пантомимику и мимику, или могут замирать при определенных людях, «опускать» глаза и голову, втягивать ее в плечи, препятствовать физическому контакту. Часто мутизм распространяется только на родственников.

Если сравнивать с ранним детским аутизмом, при котором отсутствует речевой контакт с окружающими, элективный мутизм характерен нарушением речевой коммуникации после нормального речевого общения. Его характер будет избирательный, связанный с определенным лицом, помещением или ситуаций. При элективном мутизме будут отсутствовать симптомы, типичные для аутизма: стереотипия с играми и нелепыми сверхценными увлечениями, тотальными нарушениями поведения на фоне вычурных страхов, мимики и моторики с учетом к этому глубокой интровертированности и дисгармоничного психического развития.

Акинетический мутизм проявляется нарушениямиречевых и двигательных функций. Ребенок не будет разговаривать и отвечать на вопросы, вступать в контакт с окружающими при полном сознании. Это называют «бодрствующей комой». При этом он будет неподвижно лежать с открытыми глазами, устремленными в одну точку, но взгляд будет фиксироваться на предметах, что движутся. При резких раздражителях (болевых, световых или звуковых) произойдет ответная двигательная реакция. Этот вид мутизма возникает при поражении оральных отделов ствола мозга и лимбико-ретикулярной системы в активизирующих отделах. Причиной становятся черепно-мозговые травмы и опухолевый, воспалительный или сосудистый процессы.

Тотальный мутизм констатируют при полном молчанииребенка в любой обстановке, со всеми окружающими его людьми. Причиной являются шизофрения и органические заболевания мозга головы. Часто проявляется при кататоническом синдроме и развивается в виде реактивного состояния в связи с аффективно-шоковой реакцией и истерическими состояниями.

Выделяют элективный симбиотический мутизм с наличием симбиотической связи ребенка и определенного человека, и с подчиненно-манипулятивными отношениями ребенка с другими участниками социального окружения.

При речевом фобическом элективном мутизме ребенок боится услышать свой голос, что характеризуется ритуальным поведением. При реактивном элективном мутизме ребенок погружается в себя по причине реактивной депрессии. При использовании немоты, как психологическое оружие, развивается элективный пассивно-агрессивный мутизм.

Диагностика детского мутизма

Дифференциальную углубленную диагностику выполняют логопеды, педиатры, неврологи и психологи, психотерапевты, окулисты, отоларингологи и нейропсихологии, сурдологи и нейрохирурги. Проводят и исследуют: краниографию, ЭКГ, рентгенографию (скопию) органов грудной клетки, МРТ, ЭЭГ, ЭхоЭГ, РЭГ.

Лечение мутизма

Если у ребенка выявлен мутизм, лечение назначают амбулаторное, кроме случаев, требующих лабораторно-инструментальных исследований и наблюдения в психиатрическом стационаре. Здесь выявляют специфические различия между текущим органическим или эндогенным заболеванием и элективным мутизмом. Также отличают детей с наличием глубокой школьной дезадаптации. Им предоставляют щадящее обучение в полустационаре психиатрической больницы.

Лечением мутизма занимается психолог или психотерапевт с использованием сказок и игр, песочной и гипносуггестивной терапии для корректировки невроза, ставшего причиной патологии, исправления ситуации в семье и школе. Применяются поведенческие методики в группах. Предусмотрены поощрения ребенку при вступлении его в разговор. К лечению привлекают учителей и одноклассников после консультации педагогических психологов.

При нарушениях артикуляции применяют речевую терапию, направленную на уменьшение смущения ребенка и обучение свободному общению с другими.

Семейную терапию и тренинг навыков социальных включают в комплекс, который учит преодолевать проблемы социальных взаимоотношений. При наличии элективного мутизма и социальной фобии, используется для лечения СИОЗС (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина).

Лечение мутизма проводят с помощью:

  • Психотерапии: семейной, индивидуальной, интегравитивной (суггестивно-бихевиоральной, когнитивно-аналитической), тренингов общения, иглотерапии, арт-терапии.
  • Медикаментов с учетом клинической картины и глубины социальной и школьной адаптации: транквилизаторов (Диазепама, Хлордиазепоксида, Оксазепама и маленьких доз Феназепама).
  • Ноотропов: Пирацетама, кислот: Гопантеновой, Ацетилминоянтарной и Аминофенилмасляной, Пиритинола, полипептидов и иного.
  • Тимоакналептиков: Сульпирида или Алимемазина.
  • Мягких нейролептиков противотревожного действия, например, Тиоридазина.
  • Антидепрессантов: Амитриптилина, Пирлиндола, Пипофезина, Мапротилина, Имипрамина, Кломипрамина.

Препараты и дозировки назначаются индивидуально каждому больному.

Цель лечения

Лечение выполняют для того, чтобы купировать депрессивные и невротические расстройства, улучшить межличностные контакты, исключить общие расстройства развития: шизофрению со специфическими расстройствами развития речи, элективный транзиторный мутизм, связанный с тревожным расстройством из-за страха разлуки маленьких детей с родителями.

Если ребенок ведет себя тише воды и ниже травы, возможно, он просто слишком стесняется. Но может быть и так, что малыш страдает психическим расстройством. Ким О"Коннелл узнала, что у ее сына Деклана селективный мутизм (от латинского mutus — немой), когда тому было три года. Ребенок мог говорить, буквально захлебываясь, а потом надолго замолкать.

"В моем животе пленка, и все слова застряли там", — так сам Деклан, которому уже пять лет, описывает свой недуг. Говорит он быстро, и Ким так же быстро задает ему вопросы, чтобы понять, что именно чувствует мальчик: она боится, что если промедлит с вопросом хоть на секунду, сын снова замолчит.

Селективный мутизм (СМ) — довольно редкое расстройство и пока что плохо изученное. При одних обстоятельствах люди говорят совершенно свободно, при других — зажимаются и из них нельзя вытянуть ни слова. Для родителей такой диагноз у их ребенка означает разочарование и страх. "Я столько раз была в отчаянии, потому что не могла услышать своего сына, — рассказывает Ким. — Доходило до того, что мне хотелось открыть ему рот и самой вытащить оттуда хоть пару слов".

Дети с селективным мутизмом, как правило, не любят ходить в школу — завести друзей им сложно, отвечать у доски — практически невозможно, да и участие во всяких мероприятиях, типа школьного концерта или занятий в кружке, становится проблемой. Если не лечить СМ в детском возрасте, это закончится хронической депрессией уже у взрослого. В самых запущенных случаях этот диагноз приводит к тому, что человек становится маньяком.

СМ официально признан Американской психиатрической ассоциацией как психическое расстройство, которое часто сопутствует социофобии. А это, между прочим, третье по "популярности" нарушение психики среди американцев. Несмотря на это, большинство людей, в том числе и педагогов, склонны рассматривать СМ как простую застенчивость. "Он подрастет и перестанет стесняться", "Как он мило смущается", — вот обычная реакция непосвященных людей на ребенка, страдающего селективным мутизмом. В результате СМ диагностируется довольно редко, и, соответственно, так же редко его начинают лечить.

Доктор Элиза Шипон-Блюм, эксперт по вопросам СМ, говорит, что дети с этим расстройством в буквальном смысле страдают молча, тогда как большинство неправильно истолковывает их молчание.

"Такое отношение означает, что дети не получают необходимой им помощи. И даже должного сочувствия", — констатирует Шипон-Блюм.

Деклан всегда был довольно застенчивым — как тогда думала Ким. Он никогда не соглашался выступать перед посторонними в одиночку, не говорил первым "привет" и не махал рукой на прощание. Когда однажды Ким устроила детский клуб в одной из комнат своего дома, куда пришло множество посетителей, Деклан куда-то исчез. Ким нашла его в детской — он лежал, свернувшись калачиком, на полу. "Мне больше нравится быть одному", — признался он. Тогда у Ким промелькнула мысль о том, что ее сын интроверт, но она не придала этому особого значения.

Позже у Деклана начала "застревать" слова. Сначала он замолкал в присутствии учителей и одноклассников, потом — при няне и дальних родственниках, а в конце концов — и при маме с папой. Периоды мутизма каждый раз становились все более и более продолжительными, с одного часа до четырех, с восьми — до полутора суток. Однажды Деклан не проронил ни слова на протяжении двух недель, и Ким чуть не сошла с ума, пытаясь заставить сына заговорить.

В те редкие моменты,

когда на Деклана находила говорливость, он становился настоящим лириком: "Я чувствую, что слова находятся за закрытой дверью, но у меня нет ключа от нее", — объяснил он как-то раз. Когда же он молчал, то на вопрос Ким, где его слова, мальчик показывал себе на ноги. Если он указывал на живот, это считалось хорошим признаком. Однако никогда его слова не находились рядом со ртом.

Чтобы знать, с чем она имеет дело, Ким углубилась в изучение литературы о СМ и выяснила, что это расстройство обычно проявляется в дошкольные годы, когда дети впервые начинают сталкиваться с давлением со стороны. Ранее бытовало название "элективный мутизм" (от английского elect — "выбирать"), поскольку считалось, что ребенок сознательно замолкает в знак протеста, а не по какой другой причине. В 1994 году психиатры окончательно закрепили за расстройством название "селективный мутизм", чтобы отразить его суть: немота — это непроизвольная реакция. В то же время СМ не относится к аутистическим расстройствам, хотя эти недуги часто путают.

Однако больше всего Ким встревожила история Чо Сын Хи, печально известного "вирджинского стрелка",

убившего 32 и ранившего 25 человек в кампусе Вирджинского Политехнического института в апреле 2007 года. Как выяснилось, наряду с шизофренией и депрессией Чо страдал от селективного мутизма. Выходец из Южной Кореи проходил медикаментозную терапию, но так и не излечился. На стене своей комнаты в общежитии он написал строчку из песни Shine группы Collective Soul: "Научи меня говорить, научи меня делиться". В конце концов, он сделал так, чтобы все услышали его голос — выбрав самый ужасный из всех возможных способов.

Ким надеется, что ее ребенок сможет избежать такой участи. По крайней мере, она намерена сделать все для этого. Педиатр направил их к прекрасному психологу, который специализируется как раз на СМ. Благодаря терапии и коррекции стиля воспитания Деклана, ситуация улучшилась. Он снова начал разговаривать с мамой и папой, позже — с друзьями, а затем и с няней. Учителя, в свою очередь, приложили все усилия к тому, чтобы и на уроках мальчик чувствовал себя комфортно, хотя в школе он по-прежнему молчит.

Наталья Синица

www.medpulse.ru

– психическое расстройство, проявляющееся отказом говорить в определенных социальных ситуациях. Основной симптом – избирательная, психологически обусловленная немота. Дети имеют нормальный слух, способны понимать речь, разговаривать. Диагностика включает обследование психиатром, психологом, логопедом, неврологом, сурдологом. Лечение основано на когнитивно-поведенческой индивидуальной и групповой психотерапии, коррекционных логопедических занятиях. Дополнительно назначаются психофармакологические препараты.

Общие сведения

Сочетание «элективный мутизм» переводится как «избирательная, выборочная немота». Название расстройства отражает его суть – ребенок умеет говорить, но становится «немым» в отдельных ситуациях. Элективный мутизм называют также селективным, избирательным, парциальным, добровольным, психогенным, ситуационно обусловленным, характерологическим. Согласно МКБ-10, он является отдельной нозологической единицей. Распространенность составляет 1%. Наиболее подвержены данному расстройству дети, начинающие школьное обучение, иммигранты. Элективный мутизм встречается одинаково часто у детей обоих полов, различного социального уровня, географического пребывания.

Причины элективного мутизма у детей

Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:

  • Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность , застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
  • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР , дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
  • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами , нейроинфекциями, гематомами , опухолями).
  • Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке , тотальном контроле жизни ребенка.
  • Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.

Патогенез

Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации. Робость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом. Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых. В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

Классификация

По длительности течения элективный мутизм у детей подразделяется на транзиторный (проходящий) и континуальный (непрерывный, постоянный). Первая форма характерна для расстройства, спровоцированного психотравмирующей ситуацией. Вторая выявляется у психологически предрасположенных детей. Также психогенный мутизм классифицируется по особенностям течения:

  • Симбиотический. Ребенок имеет крепкую связь с определенным человеком (мамой, папой). С другими членами социального окружения отношения подчиненно-манипулятивные.
  • Речевой фобический. Психогенная немота дополняется страхом услышать свой голос, ритуальным поведением.
  • Реактивный. Развивается как осложнение депрессии , вызванной психотравмирующим событием.
  • Пассивно-агрессивный. Немота используется как психологическое оружие воздействия на окружающих.

Симптомы элективного мутизма у детей

Основным симптомом является избирательная немота – отсутствие речевого взаимодействия в конкретных ситуациях. Характерно появление мутизма в воспитательно-образовательных учреждениях – в школе, детском саду, интернате. Немота возникает в стенах здания либо ограничивается кабинетом, комнатой. Ребенок не разговаривает в присутствии любых людей или только учителей, определенного педагога (группы педагогов), нормально общаясь со сверстниками. Контроль уровня знаний ребенка проводится письменно. Крайне редки случаи, когда дети совсем не разговаривают дома, но охотно делают это в детском саду, школе, на улице.

Часто пациенты, не будучи способными установить вербальный контакт, используют для социального взаимодействия мимику, пантомимику. При тяжелом течении расстройства присутствие определенных лиц настолько напрягает, тревожит ребенка, что он полностью замирает, избегает тактильных контактов, не смотрит в глаза, старается спрятать голову, поджать ноги. Поведение становится необычным: формируются ритуальные действия, снижающие напряжение (раскладывание предметов, мытье рук). Школьная застенчивость, робость сменяется домашней агрессией, непослушанием, упрямством. Отмечается патологическая привязанность к матери, трудности сепарации. К избирательному мутизму добавляется задержка речевого развития , нарушения артикуляции, дизартрии , фобии , тики, депрессия, энурез , энкопрез .

Осложнения

Без адекватной терапии многолетний элективный мутизм у детей приводит к формированию вторичных психогенных расстройств. Критическое отношение к собственному состоянию провоцирует развитие депрессии (чаще апатической), искажает личностное развитие – подростки, взрослые имеют ярко выраженные шизоидные, тормозимые черты. Неуверенность, социальные страхи, неумение устанавливать контакты приводят к изоляции, проблемам трудовой социализации. Дефицит устной речевой активности негативно сказывается на интеллектуальном развитии, словесно-логическом мышлении. Появляются трудности усвоения школьной учебной программы, сдачи вступительных экзаменов профессиональных учебных заведений.

Диагностика

Диагноз элективный мутизм устанавливается врачом-психиатром на основе клинического обследования. Данные собираются в ходе опроса родителя, наблюдения за ребенком. Расстройство подтверждается при наличии следующих признаков:

  • Понимание обращенной речи. Ребенок способен выполнять просьбы, команды, кивком головы выражать согласие или отрицание.
  • Сформированность экспрессивной речи. Пациент может выражать свои мысли устно, обладает разговорной речью, достаточной для общения.
  • Применение речи. Существуют ситуации, где ребенок использует устную речь.

Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи. Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога , психолога , логопеда , окулиста , отоларинголога , сурдолога , дополнительных физикальных и инструментальных исследований. При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

  • Ранний детский аутизм . Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
  • Детская шизофрения . Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
  • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
  • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
  • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.

Лечение элективного мутизма у детей

Основой лечения является психотерапия , направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы:

  • Когнитивно-бихевиоральные . Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции. Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации.
  • Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия. Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение. Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием.
  • Семейное консультирование. Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком. Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний.

Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию дизартрии , артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения. Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.

Прогноз и профилактика

Прогноз элективного мутизма у детей зависит от длительности его течения. Расстройство удается полностью устранить при начале лечения в течение первых шести месяцев. Постепенное улучшение происходит при психотерапевтическом вмешательстве спустя 1-2 года после дебюта. Отсутствие улучшений либо незначительные сдвиги определяются у детей, лечение которых начато через 3-10 лет. Основная профилактическая мера – предоставление ребенку возможности выбора, выражения эмоций, собственного мнения. Важно уделять внимание его проблемам, переживаниям, обучать самостоятельности, умению принимать неудачи, строить планы. Детско-родительские отношения должны базироваться на принципах сотрудничества, а не тотального контроля и подчинения.



Похожие публикации