Зондовые манипуляции в сестринском деле алгоритм. "Зондовые манипуляции" (методическая разработка практического занятия). При промывании желудка зонд вводится на расстояние

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Зондовые процедуры

Диспепсия - расстройство пищеварения. Клинические признаки диспепсии: отрыжка, изжога, тошнота, рвота, дискомфорт в области живота. Рвота - сложный рефлекторный акт при возбуждении рвотного центра с последующим непроизвольным выбросом содержимого желудка через пищевод, глотку, иногда носовые ходы.

Рвота может быть центрального или периферического происхождения. Рвота периферического происхождения (отравления пищевые, химические, медикаментозные) приносит пациенту облегчение, а промывание желудка способствует детоксикации организма. В этом случае рвота - защитно-приспособительная реакция организма человека, вызванная раздражением слизистой оболочки желудка. Предвестником рвоты могут быть тошнота, чаще при заболеваниях желудка. У тяжелобольных и пациентов, находящихся в бессознательном состоянии, рвотные массы могут попасть в дыхательные пути, возможна угроза асфиксии и развитие воспаления легких.

Во время рвоты из желудка удаляются вредные для организма химические вещества или недоброкачественная пища, при этом человек испытывает облегчение. Рвотные массы содержат остатки не переваренной пищи, имеют кислый запах.

Рвота центрального происхождения (расстройство мозгового кровообращения) или рефлекторного характера (инфаркт миокарда) не облегчает состояния пациента.

Рвота цвета «кофейной гущи» - признак желудочного кровотечения. Клинические признаки острой кровопотери: слабость, головокружение, потемнение в газах, одышка, тошнота, жажда, обморок. У пациента отмечают бледность кожных покровов, конечности холодные, частый пульс, артериальное давление снижено. В этом случае сестра должна срочно вызвать врача. Независимые сестринские вмешательства: уложить пациента на спину, на область эпигастрия положить пузырь со льдом, исключить прием пищи и жидкости.

диспепсия рвота желудок зонд

Лечебные зондовые процедуры

Зависимое сестринское вмешательство при отравлении недоброкачественной пищей, лекарствами, химическими веществами - это промывание желудка. Процедуру в лечебном учреждении проводят с помощью зонда.

Зондировать - значит выяснять, получать сведения о наличии или об отсутствии чего-либо при помощи предмета ухода - зонда.

Дуоденальный зонд имеет оливу для преодоления привратника желудка при прохождении из желудка в 12-ти перстную кишку во время процедуры зондирования.

Различают зонды по

Зондирование (франц. исследовать) - инструментальное исследование полых и трубчатых органов, каналов, ран с помощью зондов.

Противопоказания:

1) пищеводные и желудочные кровотечения;

2) воспалительные заболевания с изъязвлениями слизистой оболочки пищеварительного тракта;

3) выраженная сердечно-сосудистая патология.

Промывание желудка - удаление остатков пищи, газов, слизи или ядовитых веществ. Показания определяет врач. Процедуру проводят зондовым и беззондовым способами.

Цели:

· лечебная - прекращение воздействия токсических веществ и их эвакуация из организма;

· диагностическая - обнаружение в промывных водах химических веществ, микроорганизмов и их токсинов.

Наиболее эффективен зондовый метод промывания по принципу сообщающихся сосудов (метод сифона). В желудок многократно дробными порциями вводят жидкость по системе двух сообщающихся сосудов: желудка и воронки, соединенных наружным концом зонда. Процедуру повторяют до «чистой воды», пока все содержимое желудка не будет выведено из него с водой. Клинический диагноз подтверждают лабораторными исследованиями промывных вод желудка.

Система для промывания желудка: воронка емкостью 0,5 - 1 л, два толстых желудочных зонда, соединенных стеклянным переходником. Промывание проводят водой комнатной температуры (теплая вода усиливает всасывание).

Глубину введения зонда пациенту определяют:

· измерением расстояния: мочка уха - резцы -мечевидный отросток

· или по формуле: рост в см. минус - 100.

При введении зонда пациент делает глотательные движения. При позыве на тошноту/рвоту следует пережать зонд зубами и делать глубокие вдохи для подавления рвотного рефлекса.

Особенности промывания желудка пациенту в бессознательном состоянии: сестра вводит пациенту назогастральный зонд после интубации трахеи, выполненной врачом, промывают полость желудка водой с помощью шприца Жане.

При затруднении введения зонда используют беззондовый способ промывания желудка.

Беззондовый способ промывания желудка

Вне стационара допустимо промывание желудка естественным способом, Готовят 2-3 литра воды. Пациенту предлагают выпить подряд 4-6 стаканов воды. Побуждают рвотный рефлекс, раздражая механическим путем (шпателем/пальцем) корень языка. Процедуру повторяют несколько раз до «чистых промывных вод». Это способствует детоксикации - прекращению воздействия токсических веществ и их удалению из организма.

При любом виде зондирования в условиях стационара сестра заранее информирует пациента о предстоящей манипуляции для создания благоприятного морально-психологического климата во время проведения процедуры. Нередко пациенты испытывают страх, плохо переносят введение зонда через рот. Внимательная, заботливая, ласковая медсестра в состоянии устранить или компенсировать опасения и тревогу пациента.

Литература

1. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова "Основы сестринского дела", Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 2. Т.П. Обуховец, О.В.Чернова "Основы сестринского дела", Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 3. С.А. Мухина, И.И. Тарновская "Теоретические основы сестринского дела" часть I, Москва 1996

4. В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников "Основы сестринского дела" "Медицина" Феникс, 2007 5. И.В. Яромич "Сестринское дело", Москва, ОНИКС, 2007

6. К.Е. Давлицарова, С.Н.Миронова Манипуляционная техника, Москва, Форум-ИНФРА, Москва, 2005

7.Никитин Ю.П., Машков Б.П. Всё по уходу за больными в больнице и дома. М., Москва, 1998

8. Басикина Г.С., Коноплева Е.Л. Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела для студентов. - М.: ВУНМЦ, 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные причины возникновения острой почечной недостаточности. Интенсивная терапия преренальной олигоурии. Методы коррекции метаболизма при ОПН. Механизм и особенности проведения гемодиализа, противопоказания для данной процедуры и возможные осложнения.

    презентация , добавлен 25.01.2014

    Теории происхождения и механизмов образования полипов в пищеварительных органах. Полипы желудка и толстого кишечника, их виды, причины возникновения. Симптомы заболеваний, возможные осложнения. Диагностика, профилактика, лечение и дальнейшее наблюдение.

    презентация , добавлен 28.12.2013

    Введение зонда в желудок через ротовую и носовую полости. Промывание желудка тонким зондом. Взятие желудочного содержимого. Обучение пациента методике "Ацидотест". Возможные затруднения при зондировании. Аспирационно-титрационный метод зондирования.

    презентация , добавлен 10.10.2013

    Устройство и функции фетоскопа, показания и противопоказания для проведения процедуры. Суть метода амниоскопии, дающего возможность диагностировать предлежание петель пуповины и низкое прикрепление плаценты. Методика проведения процедуры кольпоскопии.

    презентация , добавлен 13.04.2014

    Предрасполагающие факторы заболевания. Клинические проявления болезни. Возможные осложнения. Особенности диагностики рака желудка. Методы лечения и профилактика. Основные проблемы пациентов с синдромом новообразований. Особенности ухода за больными.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2015

    Кровавая рвота как симптом кровотечения из пищевого, желудка и двенадцатиперстной кишки, причины ее появления и порядок диагностирования заболевания. Анализы и процедуры при госпитализации. Помощь при кровотечении из почек и мочевыводящих путей.

    реферат , добавлен 23.07.2009

    Показания к местной анестезии и оценка ее главных преимуществ. Имеющиеся противопоказания. Виды местного обезболивания. Инфильтрационная анестезия по А.В. Вишневскому. Техники проведения данного вида анестезии, возможные осложнения и применение.

    презентация , добавлен 03.03.2014

    Противопоказания к ВТС-лобэктомии, техника ее проведения. Расположение торакопортов и операционной бригады при нижней лобэктомии слева. Поводы для сомнений торакальных хирургов. Возможные осложнения при проведении операции, действия врачей по устранению.

    презентация , добавлен 09.10.2014

    Изучение методов коррекции функциональной окклюзии путем сошлифовывания выявленных преждевременных контактов на естественных и искусственных зубах. Показания и противопоказания для проведения избирательного пришлифовывания зубов, возможные осложнения.

    презентация , добавлен 14.12.2017

    Характеристика синдромов отдаленных осложнений после операций резекции желудка, антрумэктомии, ваготомии. Их клинические проявления и диагностика. Этиология и патогенез рака желудка, его анатомо-гистологические формы, стадии протекания и лечение болезни.

Кяхтинский филиал

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Байкальский базовый медицинский колледж

Министерства здравоохранения Республики Бурятия»

Т. Д. Дансарунова

Учебное пособие по самоподготовке

для студентов

Профессиональный модуль 04. ПМ.04.Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.01. Технология оказания медицинских услуг, организация безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса

340201 Сестринское дело

Зондовые манипуляции

Утверждено на заседании ЦМК Утверждено метод. советом колледжа

Е.Л. Лысенок ____________ Е.Л. Лысенок

Пояснительная записка

Пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 340201 «Сестринское дело».

Профессиональный модуль 04. является фундаментом, необходимым для изучения клинических дисциплин, закладывает основу для всей будущей практической работы.

Учебная работа преподавателя специальных дисциплин должна носить профессионально-направленный характер. С целью повышения интереса к глубокому изучению профильных дисциплин, творческого развития личности, привития элементов исследовательской культуры наряду с традиционными формами необходимо активно применять дополнительные, самостоятельные формы обучения и воспитания студентов, поскольку в совершенствовании качества преподавания и системы подготовки высококвалифицированных медицинских специалистов они имеют большое значение.

Преподаватель, ведущий дисциплину, с первых дней обучения в учебном заведении должен научить студента рациональной последовательности в работе, его планированию.

В данном пособии предлагается разноуровневая методика контроля овладения материала. Методическое пособие включает в себя различные виды тестовых заданий: ситуационные задачи, таблицы, кроссворды и дает возможность студентам самостоятельно составить алгоритм манипуляций, решить и проанализировать ситуационную задачу.

Данное пособие имеет цель привить студентам навыки самостоятельной работы с книгой, умение находить и пользоваться необходимой информацией для выполнения конкретного задания. Задания способствуют развитию самостоятельной познавательной активности, самоконтролю, вырабатывает умение логически рассуждать и творчески мыслить.

Подготовка и проведение

промывания желудка

Общие компетенции:

    Цели и показания для промывания желудка

    Виды желудочных зондов

    Промывание желудка

    Особенности проведения манипуляции пациенту, находящемуся в

бессознательном состоянии

    Взятие промывных вод для исследования

    Дезинфекция использованного оборудования

    Уход при рвоте;

    Подготовку пациента;

    Подготовку зондов;

    Методики проведения манипуляций.

Профессиональные компетенции:

    Подготовить пациента;

    Приготовить необходимое оснащение для промывания желудка;

    Ввести зонд, выполнить зондирование;

    Произвести забор промывных вод для лабораторного исследования;

    Написать направление в лабораторию;

    Провести предстерилизационную обработку зондов.

Вопросы для самоподготовки

    Изучить анатомическое строение желудка;

    Цели, показания и противопоказания проведения зондовых манипуляций.

    Деонтологические аспекты для проведения манипуляции.

    Необходимое оснащение зондовых процедур.

5.Алгоритмы действий при промывании желудка.

6. Применение беззондовых методов, их положительные и отрицательные стороны.

7.Проведение промывания желудка в случае бессознательного состояния пациента;

8.Рвота и оказание помощи при рвоте.

9.Виды зондов.

10.Дезинфекция и предстерилизационная очистка зондов

Этико – деонтологическое обеспечение

Зондовые манипуляции – довольно непростая в психологическом отношении процедура для пациентов. Многие пациенты плохо переносят манипуляции, связанные с введением зонда. Во время процедуры у них появляются кашель, рвота, слюнотечение, что объясняется повышенной чувствительностью слизистой оболочки глотки и пищевода. Поэтому немаловажное значение имеет психологический настрой больного на такое исследование. Для устранения «боязни исследования» медицинской сестре следует объяснить пациенту цель исследования, его пользу, разговаривать с ним вежливо, спокойно, доброжелательно от начала до конца процедуры.

Хорошая подготовка пациента, правильное поведение во время процедуры позволят уменьшить неприятные ощущения.

Необходимо запомнить несколько простых правил предосторожности:

При появлении крови в материале, полученном в результате зондирования или промывания, следует его немедленно прекратить.

В том случае, если пациент начал задыхаться, кашлять, синеть, следует быстро извлечь зонд, так как он попал в дыхательные пути.

Следует дать возможность отдохнуть больному и через несколько минут повторить действие.

Провести примерный инструктаж пациента:

«Ваше самочувствие будет во многом зависеть от поведения во время зондирования. Самое главное - не делать резких движений. В противном случае может возникнуть тошнота и кашель. Вы должны расслабиться, дышать медленно и не глубоко. Руки нужно держать на коленях. Медленно и глубоко дышать. Сделав глубокий вдох, начинать делать глотательные движения. Если трудно дышать носом, можно через рот».

Правила техники безопасности

Запомните:

    Если в процессе любой зондовой манипуляции в полученном материале кровь – зондирование прекратить!

    Если при введении зонда пациент начинает кашлять, задыхаться, лицо его становится синюшным, следует немедленно извлечь зонд, так как он попал в гортань или в трахею, а не в пищевод.

    В случае повышенного рвотного рефлекса у пациента корень языка обработать аэрозолем 10% раствора лидокаина.

    Противопоказания для всех зондовых манипуляций: желудочное кровотечение, опухоли, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология.

Теоретическая часть.

Наименование манипуляции

Промывание желудка

Показания:

Отравления: пищевые, лекарственные, алкогольные и т.д.

Противопоказания:

Язвы, опухоли, кровотечения желудочно-кишечного тракта, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология.

Оснащение:

Стерильный толстый зонд, длиной 100-200 см, на слепом конце 2 боковых овальных отверстия на расстоянии 45, 55, 65 см от слепого конца метки.

Стерильная резиновая трубка, длиной 70 см и стерильная соединительная стеклянная трубка, диаметром 8 мм.

Стерильная воронка, емкостью 1 л.

Стерильное вазелиновое масло.

Таз для промывных вод.

Ведро чистой воды комнатной температуры на 10-12 литров и литровая кружка.

Резиновые перчатки, фартуки.

Алгоритм действия:

    Соберите систему для промывания: зонд, соединительная трубка, резиновая трубка, воронка.

    Наденьте на себя и пациента фартуки, усадите его.

    Наденьте перчатки.

    Зонд смочите стерильным вазелиновым маслом или теплой кипяченой водой.

    Положите на корень языка пациента слепой конец зонда, предложите делать глотательные движения, глубоко дыша через нос.

    Как только пациент сделает глотательное движение, продвигайте зонд в пищевод.

    Доведя зонд до нужной метки (длина введенного зонда: рост – 100см.), опустите воронку до уровня колен пациента.

    Держа воронку наклонно, влить на 30 см выше головы пациента.

    Медленно поднимите воронку на 30 см выше головы пациента.

10. Как только вода достигнет устья воронки, опустите ее ниже исходного положения.

    Выливайте содержимое в таз до тех пор, пока вода не пройдет через соединительную трубку, но останется в резиновой и на дне воронки.

    Начните наполнять воронку снова, повторяя все действия.

    Промывайте так до «чистых вод».

    Измерьте количество вводимой и выделенной жидкости.

    Часть промывных вод направьте в лабораторию.

    Зонд выньте.

    Проведите предстерилизационную очистку всей системы.

Наименование манипуляции

Помощь при рвоте

Рвота - это рефлекторный выброс содержимого желудка наружу через рот.

Оснащение:

Клеенка, полотенце, таз, стакан с водой, электроотсос или грушевидный баллон, клеенчатые фартуки, марлевые салфетки, перчатки резиновые

чистая сухая стеклянная банка, емкости с дезинфицирующим раствором

Алгоритм действий:

1. При положении пациента лежа, поверните его голову на бок. Если возможно – усадите его.

2. При положении лежа положите клеенку и почкообразный лоток под голову пациента; при положении сидя положите клеенку на грудь и колени пациента и поставьте таз возле него.

3. После рвоты дайте пациенту прополоскать рот или проведите орошение полости рта.

4. Уберите таз и клеенку.

5. Осмотрите рвотные массы и проведите их дезинфекцию.

Примечание:

Во время рвоты (особенно в положении пациента лежа) может произойти аспирация (попадание рвотных масс в дыхательные пути). С этой целью необходимо обязательно повернуть голову пациента на бок.

Рвотные массы при наличии в них крови будут иметь вид «кофейной гущи» - темно-коричневого цвета.

Дезинфекция рвотных масс: засыпаются дезинфектантом.

Предстерилизационная очистка и стерилизация зондов:

    Зонды поместить в дезинфектант.

    После экспозиции промыть под проточной водой.

    Высушить.

    Сдать в ЦСО (укладка – биксы)

Стерилизация:

В паровом стерилизаторе:

    давление - 1,1 атм,

    температура – 120 0 С,

    время - 45 мин.

Глоссарий

Желудочный зонд – резиновая трубка, диаметром 3-5 мм, с боковыми овальными отверстиями на слепом конце, на зонде через каждые 10 см имеются отметки.

Дуоденальный зонд – зонд по типу желудочного, но на конце с металлической оливой, имеющий несколько отверстий, через каждые 10 см отметки.

Дуоденальное зондирование – зондирование при котором исследуют желчь из 12–ти перстной кишки.

Фракционное зондирование - зондирование, при котором исследуют секреторную функцию желудка.

Рвота - Непроизвольное выбрасывание содержимого желудка через рот, вследствие спазматических сокращений мышц желудка, диафрагмы, брюшного пресса.

Икота - рефлекторные сокращения диафрагмы, вызывающие внезапные сильные вдохи с характерным звуком.

Изжога - о щущение жжения, преимущественно в нижнем отделе пищевода.

Тошнота - тягостное ощущение в подложечной области и глотке.

Метеоризм - скопление газов в пищеварительном тракте, с вздутием живота, с отрыжкой, схваткообразными болями.

Запор - длительная задержка стула или затруднение опорожнения, обусловленные расстройствами функции кишечника

Понос (диарея) - частые и жидкие испражнения, обусловленные расстройствами функции кишечника.

Боль - неприятное (порой нестерпимое) ощущение, возникающее при сильном раздражении чувствительных нервных окончаний, заложенных в органах и тканях.

Отрыжка - непроизвольное выбрасывание воздуха из желудка через рот.

Кровотечение - истечение крови из кровеносных сосудов из-за нарушения их целостности.

Стеноз пищевода - сужение просвета пищевода.

Перфорация желудка - прободение стенки желудка.

Асфиксия - нарушение проходимости дыхательных путей.

Задание на самоподготовку

Вопрос

Виды желудочных и дуоденальных зондов

Т.П. Обуховец «Общий уход за больными»;

Помощь пациенту при рвоте находящемуся в сознании и бессознательном состоянии

А.Г. Чиж «Манипуляции в сестринском деле»

Промывание желудка толстым желудочным зондом

Т.П.Обуховец «Общий уход за больными»;

А.Г. Чиж «Манипуляции в сестринском деле»

Помощь при желудочном кровотечении

С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Общий уход за больными»

Дезинфекция зондов

«Инфекционный контроль. Профилактика ВБИ». Приказ № 408, ОСТ 42-21-2-85

Задания по самоконтролю

    Терминологический диктант

Задание: дополнить предложения терминами.

    Непроизвольное выбрасывание содержимого желудка через рот из-за спазматических сокращений мышц желудка - это

    Рефлекторные сокращения диафрагмы, вызывающие внезапные сильные вдохи с характерным звуком - это...

    Ощущение жжения, преимущественно в нижнем отделе пищевода- это ...

    Неприятные ощущения в подложечной области и глотке- это ...

    Скопление газов с вздутием живота, с отрыжкой - это ...

    Длительная задержка стула из-за расстройства функции кишечника-это ...

    Частые и жидкие испражнения, обусловленные расстройствами функции кишечника - это...

    Неприятное ощущение, возникающее при сильном раздражении чувствительных нервных окончаний, заложенных в органах и тканях ...

    Непроизвольное выбрасывание воздуха из желудка через рот - это.. .

    Истечение крови из кровеносных сосудов из-за нарушения их целостности ...

    Тестовый контроль на выбор правильного ответа

Задание: выбрать один правильный ответ.

    Боли при заболеваниях желудка локализуются:

а) внизу живота

б) в эпигастральной области

в) в области правого подреберья

    Зондовые манипуляции проводят:

а) после завтрака

б) натощак

в) в любое время

а) тонкий резиновый зонд

б) зонд с металлической оливой

в) толстый желудочный зонд

    При промывании желудка зонд вводится на расстояние:

в) рост пациента минус 100 см

    Для промывания желудка необходимо приготовить:

а) 10 -12 литров воды

б) 1 – 1,5 литра воды

в) 5 литров воды

    При рвоте для профилактики асфиксии голову необходимо запрокинуть:

в) вперёд, поддерживая за лоб

    При появлении крови в промывных водах необходимо:

а) продолжить промывание

б) поставить пузырь со льдом на область эпигастрия

в) поставить грелку на область эпигастрия

    Полученный желудочный сок направляют:

а) в биохимическую лабораторию

б) в клиническую лабораторию

в) в бактериологическую лабораторию

    Резиновые зонды стерилизуют при режиме:

а) 180 в течение 60 минут

б) при 2,2 атм., Т 132 в течение 20 минут

в) при 1,1 атм., Т 120 в течение 45 минут

    Резиновые зонды стерилизуют:

а) в сухожаровых шкафах

б) в автоклавах

в) в 3% растворе хлорамина

Ситуационные задания

Инструктаж: в предложенных задачах необходимо оценить ситуацию и определить тактику медицинской сестры.

1. При введении толстого желудочного зонда, пациент начинает кашлять, задыхаться. Что случилось? Какова тактика медицинской сестры?

    Пациент находится на лечении в терапевтическом отделении. С целью суицида выпил большую дозу снотворных таблеток, находится без сознания. Ваши действия в данной ситуации.

    Пациентка поступила в приёмное отделение с отравлением уксусной кислотой. Каким методом необходимо промыть желудок?

    При промывании желудка через 10 минут в промывных водах появилась кровь. Какова тактика медицинской сестры?

    Вечером, после 18 часов, накануне дуоденального зондирования, пациент поел чёрного хлеба, картофельного пюре, свежих огурцов. Можно ли проводить исследование?

    К дежурной медицинской сестре обратился пациент с жалобами на боли в эпигастральной области, рвоту чёрной массой. Что с пациентом? Тактика медицинской сестры?

    При проведении дуоденального зондирования не поступает порция «В», содержимое желчного пузыря. Что случилось? Тактика медицинской сестры?

    Пациентка находится в хирургическом отделении для решения вопроса об операции по поводу опухоли желудка. У пациентки пищевое отравление. Можно ли делать промывание желудка зондовым методом?

    Тесты

Задание: дополнить предложение.

1. Стерилизацию резиновых зондов проводят в ……при режиме …………

    Для промывания желудка необходимо приготовить …………… воды.

    При появлении ……в процессе проведения зондовой процедуры, манипуляцию необходимо ……

    Резиновые зонды дезинфицируют в ………….% растворе ……………

    Для стимуляции при дуоденальном зондировании используют тёплый 33% раствор ………………………………

    Желудочный сок при ……………….зондировании извлекают через каждые ………….минут.

    Порция «С» - это содержимое ……………………

    Базальная секреция – это порции с …………….. по ………………..

    Для промывания желудка используют ………………. желудочный зонд.

    Предупредите пациента, что после введения гистамина у него может возникнуть ………………. кожи, головокружение, тошнота.

5.Задание

Задание: укажите № варианта с правильным ответом

ПРЕДСТЕРИЛИЗАЦИОННАЯ ОЧИСТКА

1 Вариант

2 Вариант

Стерилизация зондов:

(продолжи фразу)

Давление……………………

Температура……………….

Время………………………

6.Ситуационные задачи

Задание : в предложенных задачах необходимо оценить ситуацию и выполнить задания.

Задача № 1.

При проведении фракционного зондирования во время введения зонда пациент начал кашлять, задыхаться, лицо его стало синюшным.

Задача № 2.

При проведении фракционного зондирования пациенту был введен парентеральный раздражитель 0,1 гистамин. Вскоре пациент почувствовал головокружение, чувство жара, тошноту, затруднение дыхания, АД 90/50.

    О каком состоянии можно думать.

2. Выявите нарушенные потребности.

3. Выявите настоящие, приоритетные, потенциальные проблемы.

4. Тактика медицинской сестры.

Задача № 3.

Пациенту назначено дуоденальное зондирование. В беседе с медицинской сестрой выяснилось, что больной испытывает боязнь перед предстоящим исследованием.

    Тактика медицинской сестры.

Задача № 4.

При проведении дуоденального зондирования, в пробирку не поступает порция «А».

    Тактика медицинской сестры.

Задача № 5.

При проведении дуоденального зондирования, после введения раздражителя в пробирку не поступает порция «В».

1. О каком состоянии можно думать.

    Тактика медицинской сестры.

Эталон ответов

    Терминологического диктанта

1. Непроизвольное выбрасывание содержимого желудка через рот, вследствие спазматических сокращений мышц желудка, диафрагмы, брюшного пресса – рвота.

    Рефлекторные сокращения диафрагмы, вызывающие внезапные сильные вдохи с характерным звуком – икота.

3. Ощущение жжения, преимущественно в нижнем отделе пищевода – изжога.

    Тягостное ощущение в подложечной области и глотке – тошнота.

    Скопление газов в пищеварительном тракте, с вздутием живота, с отрыжкой, схваткообразными болями – метеоризм.

    Длительная задержка стула или затруднение опорожнения, обусловленные расстройствами функции кишечника – запор.

    Частые и жидкие испражнения, обусловленные расстройствами функции кишечника – понос (диарея).

    Неприятное (порой нестерпимое) ощущение, возникающее при сильном раздражении чувствительных нервных окончаний, заложенных в органах и тканях – боль.

    Непроизвольное выбрасывание воздуха из желудка через рот – отрыжка .

    Истечение крови из кровеносных сосудов из-за нарушения их целостности – кровотечение.

Эталон ответов

    Тестового контроля на выбор правильного ответа

Помощь пациенту при рвоте

Усадите пациента и наденьте на него клеёнчатый фартук; на себя фартук и перчатки

Успокойте пациента Успокойте пациента

Наденьте на Наденьте на себя фартук и перчатки

Во время рвоты придерживайте пациента за лоб

Рвотные массы соберите на исследование

Помогите пациенту лечь

Подставьте к ногам пациента таз

После рвоты дайте пациенту прополоскать рот

Отгородите пациента ширмой, если процедура выполняется в палате

Задание: расставьте в правильной последовательности цифры напротив алгоритма действий при рвоте

Промывание желудка

Усадите пациента

Объясните пациенту цель предстоящей манипуляции

Наденьте стерильные перчатки

Между ног пациента поставьте таз

Встаньте от пациента сбоку

Представьтесь пациенту

Медленно поднимите воронку вверх

К зонду присоедините воронку и опустите её до уровня колен пациента

Слепой конец зонда смажьте вазелином

Положите на корень языка пациента слепой конец зонда и медленно продвигайте зонд до нужной метки

Определите расстояние, на которое следует ввести зонд

Как только вода достигнет устья воронки, опустите её в исходное положение и вылейте содержимое в таз

Держа воронку на уровне колен пациента слегка наклонно, налейте воды

Повторите процедуру до чистых промывных вод

По окончании промывания отсоедините воронку, выведите зонд из желудка, уложите пациента в постель

Наденьте на себя и на пациента клеёнчатый фартук

Эталон ответа на ситуационные задания

    Это означает, что зонд попал не в пищевод, а в гортань или трахею. Следует немедленно извлечь зонд, успокоить пациента и ввести его снова.

    Промывание желудка, если пациент без сознания, проводят в положении головы на боку, роторасширителем открывают рот, языкодержателем фиксируют язык. Введение зонда проводят под контролем до нужной метки, после чего начинают промывание.

    Промывание в данном случае проводят только зондовым методом.

    Прекратить промывание. Вызвать врача.

    Проводить дуоденальное зондирование в этом случае нельзя, так как эти продукты вызывают вздутие живота. Результат исследования может быть недостоверным. Сообщить врачу, отложить зондирование на 1 – 2 дня.

    Зонд может завернуться. Потянуть медленно зонд, а лучше это делать в рентгеновском кабинете.

    Уложить пациента в положение Фаулера, немедленно вызвать врача, приготовить лекарственные препараты (димедрол, пипольфен, кордиамин и т.д.)

    Успокоить пациента, уложить в постель, пригласить врача.

    Не открылся сфинктер Одди. Приготовить 0,1% раствор атропина, пригласить врача, по назначению врача ввести 1 мл атропина подкожно. Если через 15 – 20 минут не пойдёт порция «В», зондирование прекратить.

    Промывание желудка при опухолях желудка противопоказано. Вызвать врача, выполнить назначения врача.

    Тесты

1. Цель дуоденального зондирования – получение желчи для исследования.

    Для проведения дуоденального зондирования необходимо приготовить тонкий желудочный зонд с металлической оливой на конце.

    Стерилизацию резиновых зондов проводят в автоклаве при режиме 1,1 атм, 120 0 С, 45 мин.

    Желудочный сок для исследования получают с помощью фракционного зондирования.

5. Порция «А» при дуоденальном зондировании – это содержимое 12 – ти перстной кишки

    Цель фракционного желудочного зондирования – получение желудочного сока.

    Получение желчи проводят с помощью дуоденального зондирования.

    Для проведения дуоденального зондирования пациента укладывают на правый бок, подложив под правое подреберье грелку.

9. При исследовании желудочного сока беззондовым методом, используют пробу с ацидотестом.

10. При дуоденальном зондировании порция «В» является содержимым желчного пузыря.

    Для стимуляции желудка при фракционном зондировании используют 0,1% раствор гистамина.

    Для промывания желудка необходимо приготовить 10 – 12 литров воды.

    При появлении крови в процессе проведения любой зондовой процедуры, манипуляцию необходимо прекратить.

    Резиновые зонды дезинфицируют в 3 % растворе хлорамина.

    Для стимуляции при дуоденальном зондировании используют тёплый 33% раствор магния сульфата.

    Желудочный сок при фракционном зондировании извлекают через каждые 15 минут.

    Порция «С» - это содержимое печёночных протоков.

    Базальная секреция – это порции с 2 по 5

    Для промывания желудка используют толстый желудочный зонд.

    Предупредите пациента, что после введения гистамина у него может возникнуть гиперемия кожи, головокружение, тошнота.

    Задание

Верно: 2 Вариант


10. Ситуационные задачи

Задача № 1.

    Зонд попал в гортань или трахею.

    Быть здоровым, нормальном дыхании, нормальном сне, заниматься любимым делом

    Настоящие проблемы: кашель, нехватка воздуха, синюшность лица; Приоритетные проблемы: кашель, нехватка воздуха;

    Следует немедленно извлечь зонд.

Задача № 2.

    Аллергическая реакция на введенный парентеральный раздражитель.

    Быть здоровым, нормальном дыхании, поддержании личной безопасности, заниматься любимым делом.

Настоящие проблемы: почувствовал головокружение, чувство жара, тошноту, затруднение дыхания, АД 90/50.

Приоритетные проблемы: затруднение дыхания.

Потенциальные проблемы: асфиксия.

    Следует немедленно прекратить введение препарата, вызвать врача.

Задача № 3.

    Для устранения «боязни исследования» медицинской сестре следует объяснить пациенту цель исследования, его пользу, разговаривать вежливо, спокойно, доброжелательно от начала до конца процедуры.

Задача № 4.

    Скорее всего зонд завернулся или не введен до нужной отметки.

    Немного потянуть зонд назад, или чтобы удостовериться в этом необходимо, сделать снимок в рентгенологическом кабинете.

Задача № 5.

    Не открылся сфинктер Одди.

    Необходимо ввести пациенту 1,0 подкожно 0,1 % раствора атропина для снятия спазма сфинктера. Если это не поможет – зондирование прекратить.

Критерии оценок по различным видам работ

Фронтальный опрос:

    грамотный полный ответ на вопрос - 5 баллов

    попытка ответа с явными ошибками - 2 балла

    нет ответа - 0 баллов

    Терминологический диктант (10 вопросов)

    Определено не менее 14 терминов и понятий - 5 баллов

    Определено не менее 12 терминов и понятий - 4 балла

    Определено не менее 9 терминов и понятий - 3 балла

    Определено 8 и менее понятий - 2 балла

    Тестовый контроль на выбор правильного ответа (10 вопросов):

    До 10% - 2 ошибки – оценка «5»

    До 20% - 4 ошибки – оценка «4»

    До 30% - 6 ошибок – оценка «3»

    Больше 30% - более 6 ошибок – оценка «2»

    Решение кроссворда:

    Определено не менее 9 понятий - 5 баллов

    Определено не менее 8 понятий - 4 балла

    Определено не менее 7 понятий - 3 балла

    Определено 6 и менее понятий - 2 балла

    Алгоритм выполнения манипуляций:

    Алгоритм действий определён с неточностями - 4 балла

    Алгоритм действий определён с явными ошибками - 3 балла

    Алгоритм действий составлен не верно - 2 балла

    Решение ситуационных заданий:

    Правильное решение в соответствии с эталоном - 5 баллов

    Ситуационное задание решено с неточностями - 4 балла

    Ситуационное задание решено с явными ошибками - 3 балла

    Задание решено не верно - 2 балла

    Нет попыток решения задания - 0 баллов

    Тесты (10 вопросов):

    Определено не менее 18 терминов и понятий - 5 баллов

    Определено не менее 16 терминов и понятий - 4 балла

    Определено не менее 14 терминов и понятий - 3 балла

    Определено 12 и менее понятий - 2 балла

    Сравнительная характеристика дуоденального и фракционного зондирования:

    2 ошибки – оценка «5»

    4 ошибки – оценка «4»

    6 ошибок – оценка «3»

    более 6 ошибок – оценка «2»

    Задание:

    Правильный ответ - 5 баллов

    неполный ответ с незначительными поправками - 4 балла

    нет ответа - 2 балла

    Задание:

    полный ответ на вопрос - 5 баллов

    неполный ответ на вопрос с незначительными поправками - 4 балла

    неполный ответ на вопрос с незначительными поправками

преподавателя или студентов - 3 балла

    нет ответа - 2 балла

    Решение ситуационных задач:

    Правильное решение в соответствии с эталоном - 5 баллов

    Ситуационная задача решена с неточностями - 4 балла

    Ситуационная задача решена с явными ошибками - 3 балла

    Задача решена не верно - 2 балла

    Нет попыток решения задачи - 0 баллов

    Отработка практических навыков:

    Правильное выполнение манипуляции в соответствии

со стандартами - 5 баллов

    Манипуляция выполнена с незначительными ошибками - 4 балла

    Манипуляция выполнена с явными ошибками - 3 балла

    Манипуляция не выполнена, но были попытки это сделать - 2 балла

    Нет попыток выполнения манипуляции - 0 баллов

    Т. П. Обуховец «Основы сестринского дела» 2009г.

2. В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников «Основы сестринского дела» Москва «Медицина» 2010г.

3. Ю.Д. Елисеев. Справочник медсестры. Москва. 2008 г.

4. С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Общий уход за больными» М, Медицина, 1989г.

5. С.А. Мухина, Н.И. Тарновская Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». Учебник 1998г.

6. С.А. Мухина, Н.И. Тарновская «Атлас манипуляционной техники»

7. С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Теоретические основы сесринского дела» Москва 2001г.

8. Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела. Практикум» Ростов – на – Дону Феникс 2008г.

9. Н.В.Широкова «Сборник тестовых заданий по основам сестринского дела» Москва ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2006г.

10. Интернет-ресурсы.

Одним из современных методов исследования кислотообразующей и кислотонейтрализующей функций желудка является внутриполостная рh-метрия - определение рh содержимого различных отделов желудка и двенадцатиперстной кишки с помощью измерения электродвижущей силы, образуемой ионами водорода. Для этого исследования применяют специальный рh-метрический зонд


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Оренбургский институт путей сообщения – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет путей сообщения»

Оренбургский медицинский колледж

ПМ.04, ПМ.07 Выполнение работ по профессии

Младшая медицинская сестра

МДК 04.03, МДК 07.03

Решение проблем пациента посредством сестринского ухода.

По специальности 060501 Сестринское дело

По специальности 060101 Лечебное дело

Тема 3.10. «Зондовые манипуляции»

Лекция

Разработала

Преподаватель

Дрючина Н.В.

Согласовано

на заседании ЦМК

Протокол №_____

от «___»_______2014г.

Председатель ЦМК

Тупикова Н.Н.

Оренбург 2014 г.

Лекция

Тема 3.10. «Зондовые манипуляции»

Студент должен иметь представление: о видах желудочных и дуоденальных зондов.

Студент должен знать:

виды желудочных и дуоденальных зондов;

цели, противопоказания и возможные осложнения при проведении желудочного и дуоденального зондирования;

энтеральные и парентеральные раздражители желудочной секреции;

раздражители, применяемые при дуоденальном зондировании;

План лекции

1.Виды желудочных и дуоденальных зондов.

2.Энтеральные и парентеральные раздражители желудочной секреции.

3.Раздражители, применяемые при дуоденальном зондировании.

4.Цели, противопоказания и возможные осложнения при проведении желудочного и дуоденального зондирования.

Лекция

Тема 3.10. «Зондовые манипуляции»

1. Виды желудочных и дуоденальных зондов

Изучение секреторной активности желудка является важнейшим методом оценки его функционального состояния. С этой целью в настоящее время, как правило, используют различные зондовые методы исследования.

При зондовом методе исследования применяют тонкий желудочный зонд (многоразового или одноразового применения). Введя в желудок, зонд подсоединяют к шприцу или вакуумной установке для непрерывного извлечения желудочного сока. Вначале изучают содержимое желудка натощак, а затем так называемую стимулированную секрецию, полученную после введения различных веществ, усиливающих процессы секреции.

Для возбуждения желудочной секреции в последнее время применяют парентеральные и энтеральные раздражители. Какой из раздражителей использовать в конкретном случае, решает врач-лаборант. Все извлеченные порции желудочного сока отправляют в лабораторию, где определяют его количество, цвет, консистенцию, запах, наличие примесей (желчь, слизь и др)

Одним из современных методов исследования кислотообразующей и кислотонейтрализующей функций желудка является внутриполостная р h -метрия - определение р h содержимого различных отделов желудка и двенадцатиперстной кишки с помощью измерения электродвижущей силы, образуемой ионами водорода. Для этого исследования применяют специальный р h -метрический зонд. Измерение р h в просвете желудка, пищевода или двенадцатиперстной кишки, проводимое в течение суток с учетом межпищеварительной и ночной секреции кислоты — самой опасной при язвенной болезни — ставит этот метод в ряд наиболее информативных, точных, физиологически обоснованных.

РН желудочного содержимого определяют иногда и с помощью специальных «пилюль» (радиокапсул), снабженных миниатюрным радиодатчиком. После проглатывания такой радиокапсулы датчик передает информацию о р h , температуре и гидростатическом давлении в просвете желудка и двенадцатиперстной кишки, которая регистрируется принимающим устройством. Утром натощак пациент проглатывает радиокапсулу, укрепленную на тонкой шелковой нити или на зонде (чтобы удержать капсулу в нужном отделе пищеварительного тракта). Затем на пациента надевают пояс, в который предварительно вмонтирована гибкая антенна для приема сигналов радиокапсулы, и включают лентопротяжный механизм.

Радиотелеметрический метод исследования является наиболее физиологичным при изучении секреторной и двигательной функции желудка.

Для дуоденального зондирования применяется зонд с металлической оливой на конце.

2.Приготовление пробных завтраков (энтеральные раздражители)

1. Капустный отвар. 7 % - 21 грамм сухой капусты на 500 мл воды. Кипятить 30 – 40 мин., пока не останется 300 мл, затем процедить через два слоя марли. Хранить в холодильнике.

Если нет сухой капусты, можно взять свежую - 500 г. свежей капусты на литр воды. Кипятить 30 мин., затем процедить через два слоя марли. Хранить в холодильнике.

2. Хлебный завтрак. 50 г. белого хлеба разминается и помещается в 400 мл. тёплой воды. После набухания, медленно нагреть смесь до кипячения и оставить до утра. Утром процедить через два слоя марли.

3. Мясной бульон. 1 кг. тощего обезжиренного мяса варить в двух литрах воды до готовности. 200 мл. тёплого бульона ввести в желудок через зонд.

4. Кофеиновый завтрак. 0,2 г. кофеина или 2 мл. 20 % кофеина растворяют в 300 мл. кипячёной воды.

Примечание: Пробные завтраки готовит постовая сестра отделения накануне исследования.

Парентеральные раздражители, используемые при

фракционном исследовании желудка

  1. Гистамина дигидрохлорид – 0,008 мг/кг – п/к;
  2. Гистамина фосфат – 0,01 мг/кг – п/к;
  3. Пентагастрин – 0,006 мг/кг – п/к.

Парентеральные раздражители физиологичны, действуют сильнее энтеральных, точно дозируются, при их применении получаем чистый желудочный сок.

4. Раздражители, применяемые при дуоденальном зондировании.

1. 25 % сульфат магния 40 мл.

2. 40 % раствор глюкозы 40 мл.

3. 10 % спиртовой раствор сорбита или холецистокинина.

а) ВЗЯТИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА ФРАКЦИОННЫМ МЕТОДОМ.

(желудочное зондирование)

ЦЕЛЬ: Оценить секреторную и моторную функции желудка и по их нарушению распознать характер заболевания.

ПОКАЗАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВРАЧ.

Противопоказания: желудочное кровотечение, опухоли, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология.

ОСНАЩЕНИЕ: стерильный желудочный зонд (одноразовый или многоразового использования), диаметром 0,5-0,8 см., один из стимуляторов секреции, шприц для инъекции (если раздражитель парентеральный), спирт 70%, перчатки, градуированные флаконы, шприц для извлечения желудочного сока, почкообразный лоток, полотенец, стерильный лоток (рис 1а)

б) ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖИМОГО 12-ТИ ПЕРСТНОЙ КИШКИ

(дуоденальное зондирование)

ЦЕЛЬ: уточнение состава желчи для диагностики заболеваний желчного пузыря, желчных путей, для бактериологических исследований, для суждения о функциональном состоянии поджелудочной железы.

ПОКАЗАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВРАЧ

желудочное кровотечение, опухоли, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология.

ОСНАЩЕНИЕ: стерильный зонд с оливой, полотенце, шприц для введения стимулятора, почкообразный лоток, стимулятор (25 % сульфат магния 40 мл. или 40 % раствор глюкозы 40 мл. или 10 % спиртовой раствор сорбита или холецистокинина), валик, перчатки, штатив с пробирками, грелка, стерильный лоток, салфетки, направление. (рис 2-а)

Осложнения: желудочное кровотечение, обморок, коллапс.

1.Если в процессе любой зондовой манипуляции в полученном материале кровь - зондирование прекратить!

2.Если при введении зонда пациент начинает кашлять, задыхаться, лицо его становится синюшным, следует немедленно извлечь зонд, так как он попал в гортань или трахею, а не в пищевод.

3.В случае повышенного рвотного рефлекса у пациента корень языка обработать аэрозольным 10% раствором лидокаина.

4. При введении гистамина возможно возникновение аллергической реакции в виде головокружения, чувства жара, снижения АД, тошноты, затруднения дыхания и т.д. Тактика медсестры: срочно вызвать врача и приготовить к введению парентерально один из антигистаминных препаратов: димедрол, пипольфен. Пентагастрин побочных действий почти не вызывает.

5. Осложнение при подкожной инъекции – инфильтрат, абсцесс, оставление обломка иглы в мягких тканях, масляная эмболия, аллергические реакции, ошибочное введение под кожу другого медикамента вместо назначенного.

Вопросы для самоконтроля

1. Цели, противопоказания проведения зондовых процедур.

2. Оснащение зондовых процедур.

3. Тактика медсестры в случае: реакции на введение гистамина.

4. Виды желудочных и дуоденальных зондов.

5. Энтеральные и парентеральные раздражители желудочной секреции.

6. Раздражители, применяемые при дуоденальном зондировании.

7. Возможные осложнения при проведении желудочного и дуоденального зондирования.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник. – 2-е изд., исправл. И доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа 2013.512с: ил. - 271- 289с.

2.Лекция преподавателя.

3. Приказ от 31 мая 1996 г. N 222 «О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях Здравоохранения Российской Федерации. Положение о медицинской сестре отдела, отделения, кабинета эндоскопии».

Дополнительная:

1. Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» для студентов т. 1,2 под.ред.Шпирна А.И., Москва, ВУНМЦ 2003 г.- 582-598с.;

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по профессиональному модулю:

«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Раздел: ПМ3.Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий.

МДК 07.01.Технология оказания медицинских услуг.

Тема: «Технология выполнения зондовых манипуляций как одного из видов

медицинских услуг»

Специальность: 060101 Лечебное дело

(углублённой подготовки)

Специальности 060501 «Сестринское дело»

(базовой подготовки).

Купино

2014 г

Рассмотрена на заседании

Предметно-цикловой комиссии профессиональных модулей

Протокол №___ «__» ________________2014

Председатель

Скитович Н.В

Купино

2014г.

Пояснительная записка

к методической разработке по профессиональному модулю «выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по теме: ««Технология выполнения зондовых манипуляций как одного из видов медицинских услуг.

Методическое пособие разработано для самостоятельной работы студентов с целью формирования умений и знаний по теме: ««Технология выполнения зондовых манипуляций манипуляций как одного из видов медицинских услуг.

«Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к умениям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 060101 «Лечебное дело» (углубленной подготовки) специальности 060501 «Сестринское дело» (базовой подготовки).

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен

уметь:

    Собирать информацию о состоянии здоровья пациента.

    Определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья.

    Обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружение и персонала.

    Проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дез.средств.

знать:

    Технологии выполнения медицинских услуг.

    Факторы влияющие на безопасность пациента и персонала.

    Основы профилактики внутрибольничных инфекций.

Методическая разработка состоит из: Пояснительной записки, изложения нового материала, самостоятельной работы студентов.

Тема: Технология выполнения зондовых манипуляций как один из видов медицинских услуг.

Больного нужно жалеть, больного нужно холить,

Возле больного нужно трудиться.

Студент должен знать:

Виды зондов;

Цели зондовых процедур;

Виды раздражителей желудочной секреции;

Студент должен уметь:

Оказывать помощь пациенту при рвоте;

Промыть желудок пациенту;

Взять промывные воды желудка для исследования;

Провести желудочное и дуоденальное зондирование.

Диспепсия – расстройство пищеварения. Клинические признаки диспепсии: отрыжка, изжога, тошнота, рвота, дискомфорт в области живота. Рвота – сложный рефлекторный акт при возбуждении рвотного центра с последующим непроизвольным выбросом содержимого желудка через пищевод, глотку, иногда носовые ходы.

Рвота может быть центрального или периферического происхождения (отравления пищевые, химические, медикаментозные) приносит пациенту облегчение, а промывание желудка способствует детоксикации организма. В этом случае рвота – защитно-приспособительная реакция организма человека, вызванная разрежением слизистой оболочки желудка. Предвестником рвоты могут быть тошнота, чаще при заболеваниях желудка. У тяжелобольных и пациентов, находящихся в бессознательном состоянии, рвотные массы могут попасть в дыхательные пути, возможна угроза асфиксии и развитие воспаления легких.

Во время рвоты из желудка удаляются вредные для организма химические вещества или недоброкачественная пища, при этом человек испытывает облегчение. Рвотные массы содержат остатки непереваренной пищи, имеют кислотный запах.

Рвота центрального происхождения (расстройство мозгового кровообращения) или рефлекторного характера (инфаркт миокарда) не облегчает состояния пациента.

Рвота цвета «кофейной гущи » - признак желудочного кровотечения. Клинические признаки острой кровопотери: слабость, головокружение, потемнение в глазах, одышка, тошнота, жажда, обморок. У пациента отмечают бледность кожных покровов, конечности холодные, частый пульс, артериальное давление снижено. В этом случае сестра должна срочно вызвать врача. Независимые сестринские вмешательства: уложить пациента на спину, на область эпигастрия положить пузырь со льдом, исключить прием пищи и жидкости.

Сестринские вмешательства при рвоте.

Приготовить : не промокаемую салфетку / полотенце, перчатки, емкость для сбора рвотных масс, стакан с водой, контейнер с дезинфектантом.

Положение пациента: сидя.

Последовательность действий :

1. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

2. Положить на грудь пациента салфетку/полотенце.

3. Поставить таз на пол у ног пациента.

4. Придерживать лоб и плечи пациента.

5. Подать воду для полоскания рта после каждого акта рвоты.

6. Осушить лицо.

7. Оставить рвотные массы до прихода врача, при необходимости отправить в лабораторию.

8.Снять перчатки, сбросить в дезинфектант, вымыть и осушить руки.

9. Обеспечить пациенту комфортное положение.

Рис. 1 Уход за пациентом при рвоте:

а - положение пациента сидя;
б - положение пациента лёжа.

1. повернуть голову набок для профилактики аспирации рвотными массами дыхательных путей.

2. убрать подушку, снять зубные протезы.

3. положить пеленку на грудь.

4. подставить ко рту почкообразный лоток.

5. аспирировать грушей содержимое полости рта.

6. провести пациенту гигиену полости рта антисептиком (раствором соды, фурацилина).

Сестринские наблюдения за пациентом при рвоте требуют врачебной оценки клинической ситуации. При диагностики пищевого отравления сестра выполняет процедуру зондирования желудка.

Цели зондовых процедур:

    Лечебное – детоксикационная – прекращение всасывания ядовитых веществ и их удаление из желудка;

    Диагностическая – лабораторная –забор содержимого желудка/кишечника для исследования.

Лечебные зондовые процедуры

Зависимое сестринское вмешательство при отправлении недоброкачественной пищи, лекарствами, химическими вещества – это промывание желудка. Процедуру в лечебном учреждении проводят с помощью зонда.

Зондировать – значит выяснять, получать сведения о наличии или об отсутствии чего – либо при помощи предмета ухода – зонда.

Различают зонды по

Назначению

Виду материала

Диаметру

    Желудочные

    дуоденальные

    полимерные (одноразовые)

    резиновые (многоразовые)

    тонкие (желудочные, дуоденальные)

    средние

    толстые (желудочные)

Дуоденальный зонд в рабочем конце имеет оливу для преодоления привратника желудка при прохождении из желудка в двенадцатиперстную кишку во время процедуры зондирования.

Зондирование (франц. исследовать) – инструментальное исследование полых и трубчатых органов, каналов, ран с помощью зондов.

Противопоказания:

1) пищеводные и желудочные кровотечения

2) воспалительные заболевания с изъявлениями слизистой оболочки пищеварительного тракта

3) выраженная сердечно – сосудистая патология

Промывание желудка – удаление остатков пищи, газов, слизи или ядовитых веществ.

Показания определяет врач . Процедуру проводят зондовым и без зондовым способами.

Цель:

    лечебная – прекращение воздействия токсических веществ и их эвакуация из организма;

    диагностическая – обнаружение в промывных водах химических веществ, микроорганизмов и их токсинов.

Наиболее эффективен зондовый метод промывания по принципу сообщающих сосудов (метод сифона). В желудок многократно дробными порциями вводят жидкость по системе двух сообщающихся сосудов: желудка и воронки, соединенных наружным концом зонда. Процедуру повторяют до «чистой воды», пока все содержимое желудка не будет выведено из него с водой. Клинический диагноз подтверждают лабораторными исследованиями промывных вод желудка.

Система для промывания желудка: воронка емкостью 0,5 – 1 л, два толстых желудочных зонда, соединенных стеклянным переходников. Промывание проводят водой комнатной температуры (теплая вода усиливает всасывание).

Глубину введения зонда пациенту определяют:

    измерением расстояния: мочка уха – резцы – мечевидный отросток

    или по формуле: рост в см – 100 .

При введении зонда пациент делает глотательные движения. При позыве на тошноту/ рвоту следует пережать зонд зубами и делать глубокие вдохи для подавления рвотного рефлекса.

Особенности промывания желудка пациенту в бессознательном состоянии: сестра вводит пациенту назогостральный зонд после интубации трахеи, выполняемой врачом, и промывает полость желудка водой с помощью шприца Жане.

При затруднении введения зонда используют беззондовый способ промывания желудка.

Промывание желудка толстым зондом

Приготовить: лоток с системой для промывания желудка, емкость с водой комнатной температуры 8 – 10л, емкость для промывных вод, непромокаемые салфетки, перчатки, полотенце, контейнер с дезинфектантом.

Положение пациента : сидя. Обеспечить личную гигиену непромокаемые салфетки, у ног поставить емкость для промывания вод.

Последовательность действий:

1. вымыть и осушить руки.

2. прикрыть грудь пациента салфеткой.

3. надеть перчатки.

4. взять зонд, определить введения.

5. облить рабочий конец зонда кипяченой водой для обеспечения скольжения.

6. попросить пациента открыть рот, конец зонда завести за корень языка и предложить делать глотательные движения.

7. ввести зонд в желудок.

8. присоединить воронку к зонду, опустить до уровня желудка и держать слегка наклонно.

9. наполнить воронку водой и медленно поднять до достижения водой устья.

10. опустить воронку до уровня колен пациента, слить содержимое в подготовленную емкость. Промывание повторить несколько раз до «чистых вод».

11. отсоединить воронку, сбросить в дезинфектант.

12. обернуть зонд салфеткой и извлечь, поместить в контейнер.

13. обеспечить гигиену ротовой полости, лица.

14. снять перчатки, сбросить в дезинфектант, вымыть и осушить руки.

15. обеспечить комфортное положение пациенту.

1. собрать и отправить рвотные массы по назначению врача для лабораторной диагностики.

2. оформить направление в лабораторию.

Беззондовый способ промывания желудка

Вне стационара допустимо промывание желудка естественным способом. Готовят 2 – 3 литра воды. Побуждают рвотный рефлекс, раздражая механическим путем (шпателем, пальцем) корень языка. Процедуру повторяют несколько раз до «чистых промывных вод». Это способствует детоксикации – прекращению воздействия токсических веществ и их удалению из организма.

Диагностические зондовые процедуры

Исследование секреторной функции желудка

Зондирование желудка проводят с диагностической целью для оценки его секреторной и моторной функции. Показания определяет врач. Противопоказания: острые состояния ЖКТ, брюшной полости, сердца, дыхательных путей, мозга.

Желудочное содержимое извлекают сначала натощак, получают базальную секрецию, а затем после введения раздражителей желудочных желез – стимулированную.

Стимуляторы желудочной секреции :

    энтеральные – капустный отвар;

    парентеральные – 0,025% раствор пентагастрина;

    0,1% раствор гистамина.

За 2 – 3 дня до обследования:

    Исключить из рациона питания газообразующие и стимулирующие секрецию продукты.

    Подобрать журнал или книгу для отвлечения снятия эмоционального напряжения во время длительной процедуры (более 2 часов).

    Легкий ужин накануне исследования.

В день исследования :

    Проконтролировать физиологические отправления.

    Приготовить полотенце.

    Определить рост и массу тела для ориентира глубины введения зонда и определения дозы парентерального раздражителя.

    Исключить прием пищи и жидкости, лекарств, курение.

Учитывают наличие протезов (зубных, конечностей),возможные аллергические реакции.

Во время исследования объясняют, как дышать, быть активным помощником.

Исследование пациенту выполняют рано утром (в 7 – 8 ч) в состоянии натощак в кабинете функциональной диагностики.

Фракционное желудочное зондирование

Приготовить: тонкий желудочный зонд в упаковке, перчатки, раздражитель желудочной секреции (энтеральный, парентеральный), лабораторную посуду, шприц 20,0 для аспирации желудочного содержимого, лоток, шприц 2,0 для парентерального стимулятора секреции, шприц Жане с капустным отваром, зажим, салфетки, полотенце, кипяченую воду, контейнер с дезинфектантом, бланк направления в лабораторию.

Положение пациента: сидя.

Последовательность действий:

Метод Лепорского метод Веретенова

Новикова – мясоедова

    Вымыть, осушить руки.

    Вскрыть упаковку с зондом.

    Надеть перчатки.

    Извлечь из упаковки зонд, определить глубину введения.

    Облить кипяченной водой для обеспечения скольжения и ввести в желудок.

    Извлечь натощак желудочное содержимое в емкость шприцем 20,0 (порция 1).

    Ввести с помощью шприца Жане 200,0мл капустного отвара – энтеральный раздражитель (Т = 38С).

В течении 1 часа извлечь порции 2,3,4,5 с интервалом 15 минут между порциями (базальная секреция).

    Через 10 минут шприцем извлечь 10мл желудочного содержимого (порция 2).

Ввести подкожно парентеральный раздражитель с учетом массы тела.

    Через 15 минут – извлечь остаток содержимого пробного завтрака (порция 3).

    В течении 1 часа с интервалом 15минут извлечь последовательно порции 4, 5, 6, 7 (стимулированная секреция).

Извлечь в течении 1 часа через каждые 15 минут порции 6, 7, 8, 9 (стимулированная секреция).

    Отправить в лабораторию пять порций 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 (порции 2 и 3 содержат капустный отвар).

Отправить в лабораторию все 9 порций.

    Сбросить в контейнер.

    Вымыть, осушить руки.

    Обеспечить направление и отправить биоматериал в клиническую лабораторию.

Накладывать зажим на дистальный конец зонда с целью накопления желудочного содержимого в нужный временной интервал.

Страховая компания

страхового полиса

Отделение палата

Направление

в клиническую лабораторию

Петров Николай Иванович

Желудочный сок

Дата

Подпись

м/ с

Дуоденальное зондирование

Зондирования двенадцатиперстной кишки проводят с целью диагностики заболеваний 12-перстной кишки, желчного пузыря, желчевыводящих путей и поджелудочной железы.

Показания определяет врач.

    Порция А-содержимое 12-перстной кишки, поджелудочной железы, желчь.

    Порция В - содержимое желчного пузыря;

    Порция С – содержимое печеночных протоков.

В качестве раздражителей желчного пузыря и получения пузырного содержимого используют один из стимуляторов:

    25%,33% раствор сульфата магния,

    40% раствор глюкозы,

    В случае сахарного диабета - раствор сорбита или ксилита.

Выполнение дуоденального зондирования.

Подготовка пациента аналогично подготовки при фракционном зондировании желудка.

Приготовить: дуоденальный зонд в упаковке, раздражитель желчного пузыря (38С), штатив с маркированными пробирками, лоток, шприц 20,0, вспомогательную емкость, зажим, полотенце, грелку, валик, кипяченую воду, перчатки, контейнер с дезинфектантом, бланк направления в лабораторию.

Положение пациента: сидя.

Последовательность действий:

    Вымыть, осушить руки.

    На грудь пациента положить полотенце, слегка наклонить голову вперед.

    Вскрыть упаковку с зондом.

    Надеть перчатки.

    Извлечь из упаковки зонд, определить глубину введения:

1)мочку уха – резцы - мечевидный отросток – метка

1(уровень желудка);

2)мочка уха – резцы + расстояние до пупка – метка №2(уровень12 – перстной кишки).

    Облить зонд кипяченной водой и ввести в желудок до 1 – й метки.

    Наложить зажим на свободный конец.

    Уложить пациента на кушетку без подушки на правый бок, положить под область таза валик или подушку, под правое подреберье – грелку.

    Продолжить заглатывание зонда до 2 – й метки в течение 20-60 минут.

    Установить штатив с пробирками ниже уровня кушетки.

    Снять зажим, опустить свободный конец зонда в емкость для сбора мутного содержимого желудка.

    Поместить зонд в пробирку – появление золотисто – желтого содержимого щелочной реакции – дуоденальная порция А.

    Ввести шприцем через периферический конец зонда стимулятор сокращения желчного пузыря, наложим зажим.

    Переместить зонд в следующую пробирку.

    Снять зажим через 5 – 10 минут – поступление темно – оливкового содержимого – пузырной желчи – порция В.

    Переместить зонд в следующую пробирку, появление золотисто – желтого прозрачного секрета свидетельствует о содержимом печеночных протоков – порции С.

    Обернуть зонд салфеткой и медленно извлечь.

    Сбросить в контейнер.

    Снять перчатки, сбросить в дезинфектант.

    Вымыть и осушить руки.

    Обеспечить комфортное состояние пациенту.

    Оформить направление и отправить исследуемые порции (А, В, С,)в клиническую лабораторию.

    Документировать выполнение манипуляции.

    Во время заглатывания зонда в желудок пациент может не только сидеть, но и ходить.

    Дуоденальное содержимое каждой порции получают в несколько пробирок.

    В лабораторию отправляют по одной порции – наиболее достоверные.

    Соблюдать температурный режим (Т 38С) раздражителя желчной секреции.

    Прополоскать рот водой после извлечения зонда для избавления пациента от чувства горечи.

    Доставлять дуоденальные порции в клиническую лабораторию в теплом виде с целью выявления простейших (например, лямблий).

Существуют различные способы и методики взятия желудочного содержимого. Современные медицинские технологии отодвигают на второй план предложенные авторские методики Лепорского и Веретенова – Новикова – Мясоедова.

Эндоскопическое исследование желудка и двенадцатиперстной кишки – фиброгастродуоденоскопия (ФГДС) – позволяет врачу одномоментно оценить функциональную и секреторную активность желудка и двенадцатиперстной кишки, при необходимости выполнить биопсию и медикаментозное лечение.

Самостоятельная работа студентов.

Контрольные вопросы

    Определение понятия зондирования.

    Цели зондовых процедур.

    Характеристика рвоты периферического происхождения.

    Характеристика рвоты центрального происхождения.

    Клинические признаки острой кровопотери.

    Противопоказания для проведения зондовых манипуляций.

    Помощь пациенту при пищевом отравлении.

    Виды раздражителей желудочной секреции.

    Подготовка пациента к диагностическим зондовым процедурам.

    Порции дуоденального зондирования.

Глоссарий терминов

Аспирация – проникновение инородных тел в дыхательные пути.

Биопсия прицельная – взятие кусочка ткани органа во время проведения эндоскопического исследования.

Детоксикация – прекращение всасывания токсических веществ и их удаление из организма.

Изжога – чувство жжения за грудиной или в области эпигастрия.

Интубация трахеи – введение трубки в трахею с целью восстановления ее проходимости.

Назогастральный зонд – трубка, вводимая через носовой ход в желудок для выполнения диагностических и лечебных процедур.

Отрыжка – непроизвольное выделение из желудка в полость рта газов или небольшого количества желудочного содержимого.

Промывные воды – жидкость, получаемая в результате промывание какого-либо полого органа или полости тела; служат материалом для диагностического исследования.

Рвота – непроизвольное выбрасывание содержимого желудка через рот и нос.

Эпигастрий (надчревие) – область передней стенки живота, ограниченная сверху диафрагмой, снизу – уровнем десятых ребер.

Дополните правильный ответ

    Цель зондирования желудка в случае пищевого отравления: удаления газов, остатков ______ , слизи, _____ .

    В желудке реакция среды (рН) – _________________ .

    При тяжелом пищевом отравлении необходимо провести __________________ желудка.

    Диагностическое зондирование пациенту проводят всегда в состоянии ______________ .

    Скольжению зонда при введении способствует обработка рабочего конца ___________ .

    Глубину введения зонда при исследовании желудка определяют от ______ _______ до ______ ________ .

    Растворы пентагастрина и гистамина – _____________ стимуляторы желудочной секреции.

    Капустный отвар – ______________ стимулятор желудочной секреции.

    Первые порции желудочного сока при фракционном зондировании характеризуют __________________ секрецию.

    При подготовки к фракционному зондированию желудка из рациона питания исключают газообразующие и ___________________ желудочную секрецию продукты.

    Рвота – непроизвольное выбрасывание _________________ желудка через рот и нос.

    Объем воды для беззондового промывания желудка составляет ____ ____ .

    Объем воды для зондового промывания желудка составляет____ ____ литров.

    При пищевом отравлении желудочное содержимое направляют в _____________________ лабораторию.

    Состав рвотных масс констатирует __________________________ .

    Зондовое промывание желудка основано на методе ____________________ .

    После акта рвоты сестра помогает тяжелобольному обработать ________________ .

    Предвестник рвоты – ___________ .

    Рвотные массы цвета «кофейной гущи» - признак __________________________ .

    В процессе дуоденального зондирования получают три порции:

А – содержимое ________________________ .

В – содержимое ________________________ .

С – содержимое ________________________ .

Вариант I

    Показания для проведения промывания желудка

А) отравление алкоголем

Б) обезвоживание

В) отравление пищей

Г) отравление лекарствами

    Возможные примеси рвотных масс

А) кровь

Б) конкретным

В) пища

Г) желчь

    При рвоте цвета «кофейной гущи» пациенту создает

А) покой

Б) голод

В) тепло

Г) холод

    Противопоказания для промывания желудка

А) отравление грибами

Б) желудочное кровотечение

В) ожог пищевода

Г) острый живот

    Количество воды для беззондового промывания желудка, л

А) 0,5

Б) 2

В) 2,5

Г) 3

    Количество воды для зондового промывания желудка, л

А) 12

Б) 10

В) 8

Г) 3

    Температура воды для промывания желудка, °С

А) 20 – 22

Б) 22 – 24

В) 26 – 28

Г) 36 – 38

    Цель промывания желудка

А) лечебная

Б) профилактическая

В) реабилитационная

Г) диагностическая

    Клинические признаки диспепсии

А) отрыжка

Б) судороги

В) изжога

Г) тошнота

    Клинические проявления острой кровопотери

А) отрыжка

Б) слабость

В) головокружение

Г) тошнота

Вариант II

    Компоненты системы для промывания желудка человеку в сознании

А) желудочные зонды

Б) переходник

В) шприц Жане

Г) воронка

    Парентеральные стимуляторы желудочной секреции

А) гистамин

Б) глюкоза

В) сорбит

Г) пентагастрин

    Стимуляторы желчного пузыря

А) 40% раствор глюкозы

Б) 33% раствор сульфата магния

В) 25% раствор сульфата магния

Г) 5% раствор глюкозы

    Состав желудочного сока

А) лейкоциты

Б) слизь

В) соляная кислота

Г) пепсин

    Порции дуоденального зондирования

А) содержимое 12-типерстной кишки

Б) желудочный сок

В) пузырная желчь

Г) содержимое протоков печени

    Клиническую картину попадания зонда в дыхательные пути характеризуют

А) кашель

Б) посинение

В) затрудненное дыхание

Г) сердечные боли

    Кожные антисептики для обработки перчаток медсестры

А) хлоргексидин биглюконат

Б) этиловый спирт

В) фурацилин

Г) лизафин

    Утром, в день диагностического зондирования пациенту запрещено

А) принимать пищу

Б) пить воду

В) курить

Г) чистить зубы

    При дуоденальном зондировании проводят исследования

А) желудочного сока

Б) сока поджелудочной железы

В) сока 12-типерстной кишки

Г) содержимого печеночных протоков

    Температура стимулятора желчного пузыря, °С

А) 36

Б) 37

В) 38

Г) 39

Зондовые манипуляции

По горизонтали:

1. Что нужно сделать с зондом, при обнаружении препятствия введения зонда

3. Зондирование которое проводится с целью исследования желчного пузыря

4. Какие отношения устанавливают с пациентом, перед началом процедуры

9. На какой бок ложат пациента, при зондировании

13. Через что должен дышать пациент во время введения зонда

15. Как пациент должен приходить на зондирования

16. Исследования желудочной секреции в физиологических условиях

17. Затекание содержимого желудка в полость рта, с последующим затеканием в органы дыхания

По вертикали:

2. При уходе за рвотой, какие должны быть перчатки

5. Какой температуры должна быть вода для промывания желудка

6. Что одевают на пациента при промывании желудка

7. В какие пути не должен попасть зонд

8. Какой рукой берется зонд

10. Какие перчатки должны быть у мед. сестры

11. Что нужно присоединить к зонду во время промывания желудка

12. Что нужно провести с использованными предметами по окончанию процедуры

14. Какой покой нужно обеспечить пациенту после промывания желудка

18. До чего должен глотать зонд пациент



Похожие публикации