Как появились домашние кошки

наталья григорова
Видеопрезентация «Как появились домашние животные?» (старший дошкольный возраст)

Давным-давно на Земле были только дикие животные , дикая природа и племена людей.

В далёкие времена первобытные люди только охотились на животных , чтобы добыть себе пропитание и сделать из шкур животных тёплую одежду .

Хорошо узнав повадки диких животных , древние люди сумели приручить их.

Древний человек выбирал наиболее полезные податливые признаки животных для одомашнивания .

Так появились ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ .

Мужчины иногда с охоты приносили детёнышей убитых животных . Они их выкармливали и приручали. Первым домашним животным стала собака .

Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они уже были не дикими, а домашними . Они

научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу.

Публикации по теме:

Капустные посиделки (старший дошкольный возраст) 1реб: Осень постучалась к нам золотым дождем, И скупым, неласковым солнечным лучом. Затянул печальную песню листопад И под эту песенку засыпает.

Цель:Развитие познавательного интереса к окружающему миру и накоплению знаний о многообразии диких животных. Задачи:Расширять знания детей.

КВН по ОБЖ (старший дошкольный возраст) Цель: выявление уровня знаний детей по ОБЖ на конец года. Задачи: закрепить с детьми правила поведения в опасных ситуациях; уточнить знания.

ЛЭПБУК «Вода» (старший дошкольный возраст)Лэпбук для дошкольников – удивительное и очень полезное пособие, которое обрело свою популярность.

Праздник «Юморина» (старший дошкольный возраст) Праздник «ЮМОРИНА» старший дошкольный возраст Звучит весёлая музыка. Дети входят в зал и садятся на стульчики. Реб. 1 Сегодня нас ждут.

Проект «Открытки» старший дошкольный возраст Проект «Открытки» Образовательная деятельность: социально-коммуникативное, познавательное развитие. Вид, тип проекта: групповой, информационный,.

Набор материала, необходимого для работы с экологическим календарем. 1. Пейзаж экологического букваря на стене. 2. Набор необходимых предметных.

Сценарий «Покровские посиделки» (старший дошкольный возраст) (Зал оформлен в стиле русской избы) (входит вед в русском сарафане- Арина-взрослый) Арина. Как у нас на Руси уж давно повелось, Чтобы весело.

Животный мир многообразен. Все существующие сейчас современные виды сельскохозяйственных животных произошли от диких предков.

Крупный рогатый скот. По своему происхождению крупный рогатый скот делится на два рода: быкообразные и буйволы. Быкообразные, в свою эчередь, подразделяются на четыре вида: собственно рогатый скот, индийские лобастые быки (бантенг, гаур, гаял), яки и бизоны. Большинство этих животных встречается как в диком, так и в одомашненном виде.

Диким предком крупного рогатого скота является тур (рис. 2), который был распространен главным образом в Европе.

Это очень крупное, мощное животное с сильно развитыми рогами, крупными конечностями, масть черно-бурая. Весил тур 800-1200 кг. Тур зымер, последняя самка тура пала в Польше в 1627 г. Ученые различают три вида тура: европейский, являющийся предком пород скота Европы, азиатский, от которого произошли породы крупного рогатого скота Азии

и африканский. Из ближайших сородичей крупного рогатого скота наи-большее хозяйственное значение имеют буйволы, зебу, яки. Предком буйвола ученые считают древнего индийского буйвола - арни, предком зебу-видного скота - одну из разновидностей бантенга. От индийского лобастого быка бантенга произошел домашний балийский скот, от гауров - скот под названием гаялы (одомашненная форма гаура).

Лошади. Семейство лошадиных состоит из четырех родов: ослов, полуослов, зебр и лошадей. Предком современных лошадей является сохранившаяся до наших дней дикая лошадь Пржевальского, которая была обнаружена русским ученым в восточной пустыне Гоби. В настоящее время эта лошадь водится в Монголии. Высота в холке 124-130 см; туловище короткое, широкое; шея толстая; череп массивный; имеет пять поясничных позвонков и каштаны на конечностях (рис. 3). Лошадь Пржевальского хорошо скрещивается с домашней лошадью. Сходство ее с лошадьми лесного типа и даже ослом позволило ученым видеть в ней одну из основных форм дикой лошади. Вторым диким предком современных лошадей считают тарпана, который обитал на юго-востоке России. Его рассматривают как родоначальника лошадей степного типа.

Рис. 3 Лошадь Пржевальского,

Овцы. Изучение происхождения овец очень затруднено вследствие отдаленности приручения их и множества диких предков. Предками домашних овец считаются муфлон, аргали (разновидность - архар), аркар, которые и сейчас встречаются в диком виде. Муфлон - наиболее мелкая форма диких овец, обитает на островах Средиземного моря (Корсика, Сардиния). Муфлон является предком северных короткохвостых овец (рис. 4). Дикий предок курдючных овец - горный баран - аргали. Длиннотощехвостые и жирнохвостые овцы произошли от аркара - обитателя степей Средней Азии. Африканский гривистый баран - родоначальник гривистых овец Африки.

У домашней овцы и муфлона одинаковый набор хромосом - 54, у аргали и архара - 56. Все дикие бараны при скрещивании с домашними

Ptrc. 4 Азиатский муфлон

овцами дают плодовитое потомство, что указывает на их близкое биологическое родство. М. Ф. Иванов, скрещивая муфлонов с домашними тонкорунными овцами, вывел новый тип овец, получивший название «горный меринос». Архары были использованы для скрещивания с мериносами. В результате такого скрещивания и дальнейшей племенной работы была создана порода тонкорунных овец - архаромеринос.

Козы. Происхождение их смешанное. Дикими предками современных коз считают безоарового козла Закавказья и гималайского винторогого козла - меркула.

Свиньи. Существуют три диких предка современных свиней: европейский дикий кабан, давший начало европейским, английским длинноухим и корот-коухим породам свиней; азиатский дикий кабан - родоначальник коренных пород свиней Азии. Средиземноморского дикого кабана считают прародителем пород свиней побережья Средиземного моря (неаполитанских, итальянских).

Другие виды животных. Предком домашнего северного оленя является дикий северный олень. Верблюды произошли от диких двугорбых и одногорбых верблюдов-бактрианов и дромадеров. Домашние кролики происходят от дикого землеройного кролика. Дикие кролики обитают в Северной Африке, Австралии, Южной Европе. Домашние куры произошли от диких банкивских, одомашненных в Индии. Домашние утки - от дикой кряковой и мускусной уток, домашние гуси - от диких серых гусей.

Так скажем, предками или предшественниками животных, тех, что мы знали по раскопкам археологов и тех животных, которые окружают нас, являлись микроорганизмы. Микроорганизмы питались веществами неорганического происхождения, минералами, которые были растворены в многочисленных водоёмах. Возможно, эта бытность продолжалась бы и до сих пор, пока не настал тот момент, когда необходимые микроорганизмам вещества в своём количестве в силу разных причин стали уменьшаться. По логике вещей, микроорганизмы просто должны были погибнуть. Но этого не случилось, так как появились животные? Коренным образом микроорганизмы перестроили способы существования, методы выживания. Часть микроорганизмов действительно погибла, а другая часть научилась поглощать энергию солнечных лучей, третья часть микроорганизмов приспособилась питаться теми микроорганизмами, которые поглощали энергию солнечных лучей и создавали в себе органические вещества, а пригодные для питания другой перестроившейся группы микроорганизмов. Так появились первые растения и первые простейшие животные, неразрывно связанные друг с другом группы живых существ на этой планете. Конечно же, мы, люди - неразрывное звено этой цепи связанных друг с другом обитателей Земли.

Появление беспозвоночных животных

Первые беспозвоночные животные появились, конечно же, невероятно давно. Началось всё с архейской эры, эпохи протерозоя. Тогда появились первые беспозвоночные животные - черви, морские водоросли, губки. Все животные той, бесконечно далёкой, поры не имели в строении своего тела хоть сколько-нибудь твёрдого основания, каркаса или спинного хребта - элемента, который сейчас мы называем позвоночником. При этом сказать о том, что беспозвоночные были настолько не защищены от влияния внешней среды нельзя. У одних был твёрдый хитиновый панцирь, у других, например у моллюсков, защищающая их тело раковина.

Появление позвоночных животных

Откуда появились животные, наиболее известные? Позвоночные. Процессы эволюции никто не отменял, особенно ярко её влияние было оказано на обитателей Земли, когда наша планета совсем ещё была молодой да ранней. Тяжёлое существование, конкуренция и постоянная, ежеминутная необходимость выживать вынуждала животных развиваться или же умирать. Кто избирал первый путь, чтобы выжить в непростом мире первобытной природе, должны были не просто питаться тем, что плохо лежит. Условия были таковы, что появилась необходимость добывать пищу, проводить целый день в её поисках. Для этого, конечно же, необходимо было двигаться. Необходимость в движении с каждым новым поколением животных провоцировала изменения в двигательной системе животных, результатом которых стали замена хорды на позвоночник, появление челюстей, усложнение пищеварительной и других систем. Такова последовательность появления животных на Земле.

Появление домашних животных

О том, как появились домашние животные,мы знаем не очень много. Долгое время животные и человек были соперниками, а в иных случаях даже врагами. Около 20 тысяч лет назад люди и животные усмотрели варианты взаимовыгодной жизнедеятельности. Так волки, поедавшие объедки людской пищи, вдруг стали предупреждать людей об опасности встречи с хищниками. Люди приручили их и стали развивать их качества защитников. Кошки приручены были людьми после спасения от нашествия крыс, а овцы и птицы изначально были украдены птенцами или телятами у убитых во время охоты родителей и держались в неволе на случай голода. Затем этих животных стали растить и постоянно держать в неволе.

Последовательность возникновения групп животных куда более сложный процесс, поэтому о нем лучше прочитать в энциклопедиях.

Одомашнивание или иначе доместикация — это процесс изменения диких животных или растений, при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору.

Процесс одомашнивания диких животных начинается с искусственной селекции отдельных индивидов для получения потомства с определенными признаками, необходимыми человеку. Индивиды, как правило, выбираются в соответствии с определённым желаемым характеристикам, включая снижение агрессивности по отношению к человеку и представителям собственного вида. В этом отношении принято говорить об укрощении дикого вида. Целью одомашнивания является использование животного в сельском хозяйстве в качестве сельскохозяйственного животного или в качестве домашнего питомца. Если эта цель достигнута, можно говорить об одомашненном животном. Одомашнивание животного коренным образом изменяет условия для дальнейшего развития вида. Естественное эволюционное развитие заменяется искусственной селекцией по критериям разведения. Таким образом, в рамках одомашнивания меняются генетические свойства вида.

Одним из первых одомашненных человеком животных стала собака. Произошло это по некоторым данным от 9 до 17 тысяч лет назад.

Изучение ископаемых останков древних собак началось в 1862 г., когда в Швейцарии были найдены черепа периода неолита. Эта собака была названа "торфяной", и позже ее останки находили в Европе повсеместно, в том числе на Ладожском озере, а также в Египте. Торфяная собака внешне не менялась в течение всего каменного века, останки ее найдены даже в отложениях римской эпохи. Прямым потомком торфяной считается шпицеобразная собака самоедов. Собаку с Ладожского озера, более крупную, чем типичная торфяная, относят к предкам догообразных, а иногда — лаек. С предками самой собаки ясности меньше. В качестве таковых называются: 1) волки — как наш серый тамбовский товарищ, так и индийский (самая распространенная гипотеза); 2) волки и шакалы; 3) ныне вымершая дикая "прасобака" — так считал еще Карл Линней, создатель первой классификации живых существ. По способу применения выделяют пять основных типов собак: мастиффы, волкообразные собаки, борзые, охотничьи пойнтероподобные и пастушьи собаки. С глубокой древности собак рисовали, высекали в камне, чеканили на монетах — это дает нам возможность проследить процесс развития "отношений" собаки и человека. В древнеегипетских гробницах были найдены изображения фараоновой собаки, обожествлявшейся египтянами: так, по свидетельству Геродота, в связи со смертью собаки в египетских домах объявлялся траур. На барельефах Вавилона и Ассирии мы видим мастиффов, использовавшихся для охоты и в качестве боевых псов. В Греции и Риме известно множество монет с изображением собак, древнейшие из которых датируются VII-VI вв. до н. э. Особым спросом пользовались боевые псы. В армии Александра Македонского они занимали почетное место. Ассиро-вавилонские собаки, известные под названием эпиров или молосских догов, были завезены в Древнюю Грецию и Рим, где также использовались в качестве боевых. Весьма ценились собаки охотничьих пород, борзые и гончие (в честь них названо созвездие Гончих псов, оставшихся на небе вместе со своим хозяином, Актеоном).

В Риме боевые собаки стали выступать как гладиаторы, в одиночку соперничая с быками,львами, слонами, медведями. Там же получили распространение и миниатюрные декоративные мелиты, которых потом стали называть мальтийскими болонками. Увлечение матрон собачками было так велико, что императоры неоднократно осуждали его, так как, по их мнению, это препятствовало благородным дамам обзаводиться детьми.

В I веке до н. э. появляется первый известный нам трактат о собаках. В энциклопедическом сочинении Марка Теренция Варрона "О сельском хозяйстве" он описывает различные типы собак, выбор щенка, собачий корм, размножение и способы дрессировки собак. Впрочем, еще раньше в Китае и Японии сохранились письменные упоминания о воспитании и разведении собак — им около четырех тысяч лет. Собаке, спасшей древнегреческий город Коринф, был поставлен памятник. А в засыпанных пеплом Помпеях был найден большой пес, прикрывавший собою тельце ребенка. Надпись на серебряном ошейнике гласила, что собака уже дважды спасла жизнь своего хозяина...

Следующей по времени одомашнивания, видимо, была коза. Произошло это от 9 до 12 тысяч лет назад на территории современного Ирана, Ирака, Палестины. Ее дикими предками были безоаровый и винторогий козлы. Козу уважали как кормилицу (по преданию, коза Амалфея вскормила младенца Зевса), а козья шкура относится к божественному одеянию Афины Паллады. Изображения коз есть и на фресках Древнего Египта. Не все последствия дружбы с козами были предсказуемы. Приручение коз дало человеку высококачественные молоко, шерсть, кожу, но также и навредило среде его обитания. Там, где долго пасутся стада коз, исчезает всякая растительность, и на цветущий край наступает пустыня. Козы не только начисто уничтожают побеги — они добираются даже до неглубоко лежащих семян, которые могли бы прорасти в ближайший дождливый сезон. Оголенная козами почва подвергается эрозии. Такая участь постигла и плоскогория Кастилии, и Малую Азию, и некогда знаменитые марокканские и ливанские кедровые рощи.

Примерно в это же время — 10-11 тысяч лет назад — на территории современного Ирана была одомашнена овца. Оттуда домашние овцы — потомки диких баранов аргали и муфлонов — попали сначала в Персию, потом в Месопотамию. Уже в ХХ в. до нашей эры в Месопотамии были разнообразные породы овец, одна из которых — тонкорунная овца с рогами, закрученными спиралью — широко распространилась: овцы-мериносы потом стали гордостью Испании. 7-12 тысяч лет назад рядом с человеком появилась кошка. Кошки, поселившиеся рядом с жильем человека по своей воле, — исключение среди домашних животных.

Принято считать единым предком домашней мурки североафриканскую и переднеазиатскую степную буланую кошку, одомашненную в Нубии около четырех тысяч лет назад. Отсюда домашняя кошка попала в Египет, в дальнейшем в Азии скрестившись с лесной бенгальской. В Европе пушистые пришельцы повстречались с местной, дикой лесной европейской кошкой. Итог скрещиваний — современное разнообразие пород и расцветок. Ископаемые останки кошек найдены в слоях неолита и бронзы Передней Азии и на Кавказе, в Иордании и городах Древней Индии. На росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 гг. до н. э.) кошка изображена с ошейником, а на фреске из Бени-Хасана — в доме, рядом с хозяйкой. В Египте кошки были на особом положении среди прочих обожествляемых животных. Их трупы бальзамировались и захоранивались в пышных гробницах на специальных кладбищах. Они считались воплощением Баст, богини луны и плодовитости, в чьем храме в Бубастисе на праздники собиралось порой до 700 тысяч верующих. Археологами обнаружено около 300 тысяч кошачьих мумий, относящихся к IV тысячелетию до н. э. В XIX веке один предприимчивый купец загрузил ими в Египте целый корабль и привез в Манчестер, думая продать на удобрение. Затея провалилась, и большинство мумий попало в научные коллекции. Закон также охранял священное животное: за убийство кошки грозило суровое наказание вплоть до смертной казни (о несчастном греке, по незнанию убившем кошку, рассказывает Геродот). Вывоз кошек за границу долгое время был запрещен. Лишь во втором тысячелетии до нашей эры домашние кошки появились в Вавилоне, потом — в Индии, Китае и Японии. Из Египта кошка на кораблях финикийских купцов попала во многие уголки Средиземноморья, но вплоть до начала н. э. она была редким и дорогим зверем. Спрос на кошек стал резко падать лишь с распространением христианства, воспринявшего их резко отрицательно. Если в эпоху раннего христианства кошки еще могли жить при монастырях (в ряде женских монастырей они были вообще единственными животными, которых разрешалось держать), то позже кошки (особенно черные) стали восприниматься как пособники ведьм, колдунов и лично дьявола. Невинные зверьки стали жертвами инквизиции, их вешали и сжигали как еретиков.

Во все христианские праздники несчастных животных сжигали живьем и закапывали в землю,жарили на железных прутах и в клетках с обрядовыми церемониями на глазах толп верующих. Во Фландрии, в городе Иперн, среда на второй неделе поста называлась "кошачьей" — в этот день кошек бросали с высокой башни. Обычай был введен графом Болдуином Фландрским в Х веке и просуществовал до 1868 г. Европейские кошки неизбежно были бы истреблены, но их спасло нашествие крыс, принесших с собой "черную смерть" — чуму, и кошки нашли себе достойное применение, а потом и уважение хозяев.

"Ровесниками" кошек — по времени приручения — являются гуси. Гуси были одомашнены первыми среди птиц: дикий серый вид — в Европе, нильский — в Северной Африке, сибирско-китайский — в Китае. Найдены рисунки нильского гуся, разводимого в Египте в 11 тысячелетии до н. э.

В историческое время гусей содержали практически во всех странах Европы, Азии и Северной Африки. В Древней Греции гуси были посвящены Афродите; в Риме же к ним стали весьма уважительно относиться после того, как, по преданию, в начале IV в. до н. э. чуткие птицы, подняв тревогу, помогли отбить нападение галлов. Семь тысяч лет назад в Месопотамии и Китае были одомашнены утки, потомки обычной кряквы.

Куры как домашняя птица впервые появились в Южной Азии. Диким их предком был банкивский петух. Кур разводили как для яиц и мяса, так и для поединков. Фемистокл, собираясь на войну с персами, включил в программу подготовки петушиные бои, чтобы солдаты, глядя на птиц, учились у них стойкости и отваге. От смелых задиристых птиц получили свое название народ галлов.

Буйволы — самые ценные домашние животные в странах Юго-Восточной Азии — были приручены около 9 тысяч лет назад. Удивительно неприхотливые в еде, неутомимые в работе и невосприимчивые ко многим болезням, губительным для другого домашнего скота, с завоеваниями ислама они были завезены арабами в Переднюю Азию и Северную Африку, из Египта — в Восточную. Арабы привезли буйволов на Сицилию и в Северную Италию, а турки — на Балканы.

Примерно 8,5 тысяч лет назад была одомашнена корова. Произошло это, по разным версиям, на территории современной Турции, в Испании, Южной Азии... Ее дикий предок тур был истреблен еще в средневековье, а корова, распространившаяся по свету еще в античности, повсеместно и была возведена в ранг священного животного. Этот статус сих пор сохраняется во многих индийских религиозных школах и в Африке. Священные крылатые быки, высеченные из камня, украшали храмы Ассирии и Персии. В Египте бык Апис был земным воплощением бога-покровителя Мемфиса, Птаха. На Крите, родине быкоглавого минотавра, быки участвовали в знаменитых бычьих играх — цирковых представлениях с религиозной подоплекой. И не зря один из эпитетов богини Геры — "волоокая"...Буйволы и быки широко использовались не только как источники молока, мяса, шкур, но и как тягловые животные. Они тащили за собой тяжелые телеги и рала, помогая человеку заниматься земледелием.

Их аналогом в Южной Америке стали лама и альпака, прирученные пять-семь тысяч лет назад на территории Перу. До прихода испанцев ламы были единственным транспортным животным у индейцев. По горным дорогам лама может нести груз в 50-60 килограммов, что совсем немало, если учесть, что сама она весит около ста. Альпаку же разводят ради прекрасной шерсти.

9000 лет назад в Китае и Юго-Восточной Азии были одомашнены свиньи, разводившиеся ради мяса и шкур. Несколько позже их изображения появляются на фресках Древнего Египта. Свиньи тех времен похожи не на привычных нам хрюшек, а на нынешних кабанов: жилистые, подвижные, по современным меркам очень худые.

В Европе свиней пасли на своеобразных угодьях — в дубовых рощах. Эти парнокопытные любят лакомиться желудями, хотя способны переваривать едва ли не любую органическую пищу. Вечно голодные свиньи были источником беды в средневековых городах. Обычное их преступление — детоубийство. К ним и относились как к преступникам — арестовывали, держали в городской тюрьме наравне с людьми, судили, приговаривали к повешенью... А детишек-поросят конфисковывали в пользу суда.

Первые очаги одомашнивания лошади возникли за 4 тысячи лет до н. э. Предположительно было одомашнено два типа дикой лошади: мелкие, широколобые степные лошадки, отдаленно похожие на тарпанов (вымерших в средние века диких европейских лошадей), и более крупные лесные лошади, с узким лбом, длинной лицевой частью головы и тонкими конечностями. Домашние лошади долго сохраняли признаки диких предков. Первыми стали совершенствовать лошадей народы Древнего Востока. В VII-VI вв. до н. э. лучшими в мире считались несейские лошади Персидского царства.

Коневодством славились области, примыкавшие к Каспийскому морю. В конце первого тысячелетия до н. э. славу несейских лошадей наследовали лошади Парфянского царства, образовавшегося на месте северных провинций Персии и Бактрии. Парфянские кони золотисто-рыжей масти были статными и для тех времен высокими (полтора метра), они становились желанной военной добычей любого государства. Совсем другим было в те времена коневодство лесной полосы Восточной Европы — здесь лошадей использовали в основном на мясо, их рост составлял всего 120-130 см. В XVII в до н. э. появились колесницы. Благодаря им гиксосы, пришлые племена, надолго покорили Египет. Значительно позже появилась конница — вооруженные всадники в крупных боевых соединениях (отдельные наездники были значительно раньше), это произошло в начале I тысячи лет до н. э. у ассирийцев. Интересно, что вначале у конного воина, как и в колесницах, был возница-правчий: в бою он управлял двумя конями (своим и своего воина), а у бойца при этом освобождались обе руки для стрельбы и метания дротиков.

5-6 тысяч лет назад был одомашнен африканский дикий осел. Домашние ослы долгое время были основным транспортным животным, особенно в тех странах, где лошадей не знали или по каким-либо причинам применение ослов было предпочтительней. У осла копыта гораздо крепче, чем у коня, и подковы им не нужны даже на каменистой и неровной горной почве. Ослы широко применялись как верховые и вьючные животные многие тысячелетия, они использовались при постройке египетских пирамид и даже в сражениях. Так, персидский царь Дарий однажды с помощью ослов разогнал войско скифов, которые никогда не видели этих животных и испугались.

В Европе и Азии были выведены сильные, рослые породы домашних ослов, такие как хомадские — в Иране, каталонские — в Испании, бухарские — в Средней Азии. В Греции осел посвящался богу виноделия Дионисию и входил вместе с силенами и сатирами в его хмельную свиту.

Возникнув около пяти тысяч лет назад в Индии, соколиная охота быстро покорила мир, а расцвета "спорт царей" достиг в раннее средневековье. В Европе соколиная охота носила массовый характер: она была увлечением как феодалов, так и простолюдинов. Существовал специальный табель о рангах, предписывающий, кому и с какой птицей охотиться. В Англии воровство или убийство чужого сокола каралось смертной казнью. Громадны и величественны были охоты Чингисхана с участием сотен птиц и тысяч собак. Многие сотни птиц держали при Иване Грозном — даже дорожную подать с купцов брали голубями для соколов.

Собственно голубей человек одомашнил около 6,5 тысяч лет назад (в Месопотамии). Голуби часто изображались на ассирийских барельефах. Во многих странах голуби были священными животными, посвященными богиням любви — Астарте, Афродите.

В Древнем Риме в специальных помещениях-колумбариях голубей разводили на мясо. Плиний Старший писал, что его современники "помешаны на жарком из голубей". Но главное предназначение голубя иное. Это единственная птица, которая верой и правдой служит воздушной почтой, благодаря своему умению находить путь к родным местам.

5000-6000 лет назад одомашнили верблюдов: в Аравии — одногорбого (дромадер), в Средней и Центральной Азии — двугорбого (бактриан). В Египте найдена статуэтка навьюченного дромадера, возраст которой более 5000 лет. Видимо, того же возраста рисунки, изображающие одногорбых верблюдов на скалах Асуана и Синая. В литературе оба верблюда упоминались начиная с 700-600 годов до н. э. Много писал о верблюдах Геродот в связи с большим значением этих животных для войн. "Корабли пустыни" славились способностью долго обходиться без воды и пищи.

Не остался без домашних животных и север. Две-три тысячи лет назад на Чукотке зародилось оленеводство. В довольно бедном мире тундры олень стал настоящим спасением северных народов. Туша животного использовалась полностью, а не только мясо и шкура. В пищу шло все, вплоть до молодых рогов, сухожилий, костного мозга и личинок подкожного овода!

Таким же спасением в горах, степях и полупустынях Тибета стал як, прирученный в первом тысячелетии до н. э. Из жирного — в два раза жирнее коровьего — молока, помимо обычных масла и сыра, делают специальный творог, который долго не портится и почти ничего не весит (что весьма удобно для путешествующих). Шерсть и шкура яков спасает от холода, а высушенный навоз зачастую оказывался единственным доступным топливом в горах.

Чуть позже — по разным оценкам, от 2300 до 5000 лет назад — люди начали одомашнивать пчел. Самое древнее изображение пчелы нашли в Аранской пещере (Испания) — рисунку периода палеолита более 15 тысяч лет. Планомерное разведение пчел начали древние египтяне, причем в Египте пчеловодство было кочевым: ульи на плотах, по мере цветения медон осных растений в северных провинциях Египта, медленно двигались вниз по Нилу. Со второго тысячелетия до нашей эры в Ассирии появился обычай покрывать тела умерших воском и погружать в мед. Продержался обычай долго — до Александра Македонского, тело которого тоже перевозили в гробу, доверху залитом медом, к месту его захоронения в Египет. Если судить по частоте упоминаний в литературе, пчелы были одним из самых популярных животных в античности: о них писали царь Соломон и Демокрит, Аристотель и Вергилий, Аристофан и Ксенофонт. В 950 г. по приказу императора Константина VII была составлена энциклопедия по пчеловодству — "Геопоника". Мед был практически единственным сырьем для приготовления сладких блюд до середины средних веков, а воск служил для изготовления свечей.

На противоположном конце Евразии нашли применение другому насекомому — бабочке-шелкопряду. Впервые упоминание о шелке встречается в древней китайской рукописи ок. 2600 г. до н. э. Более двадцати веков китайцы сохраняли монополию на производство шелка. По преданию, первая удачная попытка контрабанды гусеничных коконов была произведена в IV в. н. э. одной китайской принцессой, которая вышла замуж за короля Малой Бухары и принесла ему в дар "яйца шелковичного червя", спрятанные в прическе. Развести шелкопряда вне Китая не получилось. Удачнее оказался второй контрабандный провоз в 552 году, когда два монаха пронесли коконы в посохах и вручили их императору Юстиниану. С этого времени шелководство начало развиваться и вне Китая. Правда, потом на некоторое время оно заглохло, но возродилось после арабских завоеваний.

Кролика начали одомашнивать еще в Древнем Риме — там зверьки содержались в особых загонах- лепорариях. Как всем известно, кролик — "это не только ценный мех". Римляне стали откармливать их на мясо (гурманы особенно любили кроличьи эмбрионы и новорожденных крольчат). Ценились кролики и в средневековой Европе — так, в Англии начала XIV в. кролик стоил не меньше поросенка. И уже в античные времена кролик стал доставлять много хлопот. На Балеарском архипелаге от пары выпущенных на волю кроликов произошло столь многочисленное потомство, что местные жители стали просить императора Августа помочь им справиться с напастью и прислать солдат для борьбы с прожорливыми зверюшками. Судя по Австралии, "съеденной" кроликами уже в Новое время, эта история никого ничему не научила.

За несколько тысяч лет до н. э в Новом Свете началось одомашнивание морских свинок. Вполне вероятно, что эти зверьки в поисках защиты и тепла сами приходили в жилище человека. У инков свинки были жертвенными животными, которых приносили в дар богу Солнца, а также ели по праздникам. Особой популярностью пользовались свинки с пестрым коричневым или белым окрасом. В Европу их завезли в XVI в. "Морскими" называются они сейчас скорее по ошибке — куда более верно звать их "заморскими".

Страуса, ради перьев и яиц, одомашнили пять тысяч лет назад древние египтяне. Птиц содержали стадами и охраняли. Приручались молодые животные, которых после достижения зрелого возраста периодически ощипывали. Одомашниванием страусов занимались также в восточном Судане — там их содержали со стадами крупного рогатого скота и верблюдов. В Древнем Египте начали разводить и цесарок. Довольно долго цесарки в Греции и Риме были лишь жертвенными птицами. Так продолжалось до императора Калигулы, который постановил: в знак "божественного величия" приносить ему цесарок в жертву — то есть к столу.

В V в. н. э. из дикого сазана был выведен карп. В Европе карпы разводились главным образом в монастырских прудах. Первое упоминание о них есть в приказах, разосланных министром Кассиодором губернаторам провинций: министр требовал, чтобы ко столу короля Теодориха (456-526 гг.) регулярно поставлялись карпы.

С древности были и такие домашние питомцы, чьи функции сводились к сугубо декоративным. В Х в. до н. э. в Китае из карасей были выведены различные породы золотых рыбок, которые быстро распространились в Японии и Индонезии. А в средневековье (XV в.) была одомашнена канарейка. Сегодня мы с трудом можем представить в качестве домашних таких животных, как дрозды, куропатки, лебеди, аисты, журавли, пеликаны — в Египте их откармливали на мясо и использовали в качестве несушек. Ради мяса разводили и гиен (!), их же использовали в качестве сторожевых животных. В Древнем Риме сонь (мелких грызунов) содержали в особых горшках (долиях), где и откармливали орехами. Их мясо ценилось как большой деликатес. Издавна повелся обычай на пирах ставить на стол весы, взвешивать на них в присутствии нотариуса соню и заносить в протокол ее вес. Подавать наиболее упитанных сонь было делом престижа и гордости богачей. А в древнеримских прудах на радость гурманам разводились мурены.

На Древнем Востоке леопарды и львы содержались как священные и жертвенные животные (а также — ради престижа правителя). Со львами даже охотились, хотя в качестве охотников куда более популярны были гепарды. Кое-где с ними, а также с прирученными гораздо позже — 1000-2000 лет назад — каракалами (крупные дикие кошки) охотятся и сейчас. Сотни лет насчитывает использование прирученных бакланов — в Китае и Японии их используют как "живые удочки": на шею птице надевается железное кольцо, не позволяющее проглотить рыбу, после чего баклан выпускается на рыбалку. В последние два века были сделаны попытки одомашнить еще несколько животных: лосей, овцебыков, антилоп; а также декоративных животных — сирийских хомячков и многих аквариумных рыбок.

В процессе приручения, под влиянием новых условий среды и искусств, отбора у животных появились признаки, отличающие их от диких, причём тем более значительные, чем больше труда и времени затрачивал человек на получение животных с необходимыми ему свойствами. Величина и форма тела в наибольшей, степени изменились у животных, условия существования которых сильно отличаются от условий дикого обитания (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, лошади) и в меньшей у таких животных, как верблюд и северный олень, условия обитания которых в неволе близки к естественным. Исчезла так называемая защитная окраска; домашним животным свойственны разнообразные масти. По сравнению с дикими, у них более лёгкий скелет, менее прочные кости, более тонкая кожа. Претерпели изменения и внутренние органы. У многих домашних животных менее развиты лёгкие, сердце, почки, но лучше, чем у диких, функционируют млечные железы, органы размножения (домашние животные, как правило, более плодовиты), у многих из них исчезла сезонность в размножении. Для большинства одомашненных животных характерны уменьшение размеров мозга, падение реактивности нервной системы, упрощение поведенческих реакций, повышение гетерозиготности и высокая фенотипическая стабильность в изменяющихся условиях существования, изменение фенотипического выражения мутаций под влиянием изменённого генофонда, общее повышение изменчивости. Человечество развивалось бы иначе, если бы его путь не пересекся с дорогами братьев меньших. Сумели бы люди выжить и создать современную культуру без участия собак, коров, лошадей, овец? Даже отсутствие на Земле такого простого вида насекомых, как пчелы, сильно изменило бы образ жизни человека.

Кирилл Стасевич, биолог

У древних египтян были особые отношения с кошками: их почитали как священных животных; мумифицировали, подобно людям; изображали в скульптуре и на фресках. И самый первый кошачий «портрет» написали египтяне. Это была роспись в одной из гробниц к югу от Каира, сделанная около 1950 года до н. э., то есть почти четыре тысячи лет назад. На ней кошка пристально смотрит на приближающуюся крысу.

Рисунок: Larazoni / Wikimedia Commons.org.

Предок домашней коши - степной кот, имеющий «дикий» полосатый тип окраски. Фото: Sonelle at English/Wikipedia/CC BY-SA 3.0.

Мумии кошек. Экспонаты Британского музея. Фото: www.britishmuseum.org.

Баст, или Бастет. В Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, плодородия и домашнего очага. Изображалась в виде женщины с головой кошки. Рисунок: Gunkarta/ Wikimedia/ CC BY-SA 3.0.

Египетская мау - древняя порода, прошедшая естественный отбор. Внешность её не претерпела значительных изменений на протяжении 3000 лет. На фото: египетская мау серебристого окраса. Фото: Lil Shepherd/Wikipedia/CC BY 2.0.

Современная домашняя кошка дикого окраса. Фото: Jens Nietschmann/Wikipedia/CC BY-SA 3.0.

Домашняя кошка окраски биколор. Фото Екатерины Кричмарь.

Сиамский окрас. Лапы, хвост, голова и уши кошки обычно имеют более тёмную окраску. Фото Алексея Карпушина.

Трёхцветная кошка: белый, чёрный и рыжий окрас. Фото Марины Слюсарь.

Бенгальская кошка c характерным только для данной породы леопардовым рисунком на шерсти. Такую особенность это животное унаследовало от своих диких предков благодаря длительной селекции. Фото: steveheap/ ru.depositphotos.com .

Фото Алины Нестеровской.

Довольно долго считалось, что и приручили кошек египтяне. Однако в 2004 году на Кипре открыли захоронение возрастом 9500 лет до н. э., в котором вместе с человеком нашли кошку. Дикого зверя вряд ли положили бы в могилу. Выходило, что кошки жили с людьми задолго до того, как они появились в Египте. Родиной домашних кошек стали считать Ближний Восток и про Египет на некоторое время забыли. Но ненадолго: в 2008 году на юге Египта открыли захоронение, в котором нашли шесть кошек - самца, самку и четырёх котят. Хотя это захоронение было моложе кипрского (около 6000 лет), стало ясно, что в Египте кошек знали намного раньше, чем считалось до недавнего времени.

Известно, что предком домашней кошки был степной кот Felis silvestris lybica - он и сейчас обитает в степных, пустынных и отчасти горных районах Африки, Передней, Средней и Центральной Азии, в Северной Индии, Закавказье и Казахстане. В 2007 году удалось установить, что все современные кошки произошли именно от него.

Со временем у домашних кошек в геноме накапливались те или иные изменения, и, если по древним останкам животных проследить, как и когда такие изменения возникали, можно точно установить, где впервые появились домашние кошки и как они распространялись по земному шару.

Именно это попытались сделать Эва-Мария Гайгль и Тьерри Гранже из Института Жакоба Моно (Франция) вместе с коллегами из научных центров Австралии, Армении, Румынии, Германии и других стран. Они проанализировали более двухсот образцов ДНК, взятых из останков кошек возрастом от 100 до 9000 лет, которые нашли при археологических раскопках в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Для анализа использовали не обычную, ядерную, ДНК, а ту, которая содержится в митохондриях. Митохондриальная ДНК передаётся только по материнской линии, так как после оплодотворения у зародыша сохраняются лишь те митохондрии, которые были в яйцеклетке. По такой ДНК можно сравнительно легко восстановить женскую линию родословной, не отвлекаясь на отцовские гены.

У степного кота есть свой «митохондриальный портрет» - характерные особенности в ДНК митохондрий, которые отличают его от других родственных видов. В статье, опубликованной в журнале «Nature Ecology & Evolution», сообщается, что впервые домашние кошки, более всех похожие по митохондриальному геному на степного кота, появляются 9000 лет назад в захоронениях, раскопанных на территории современной Турции. И это вполне согласуется с «ближневосточной» гипотезой: именно в этих местах около 10 000 лет назад дикие кошки обнаружили, что вблизи запасов пищи, сделанных человеком, в изобилии водятся грызуны и что с людьми поэтому лучше дружить. Митохондриальный портрет таких кошек назвали «типом А». Примерно 4400 лет до н. э. кошки этого типа появляются на территории современной Болгарии, 3200 лет до н. э. - там, где сейчас Румыния, а далее они распространяются по остальной Европе, Азии и Африке. Поскольку кошкам свойственна территориальность и к долгим путешествиям они не склонны, быстро расселиться на всех континентах животные, очевидно, смогли только с помощью людей.

Но вернёмся в Египет. Оказалось, что у египетских кошачьих мумий митохондриальная ДНК отличается от ДНК кошек «типа А». «Египтянок» обозначили «типом С», и первые из них относятся примерно к 800 году до н. э. Возможно, кошки «типа С» появились в Египте и раньше, но извлечь необходимое для анализа количество ДНК из более древних захоронений не получилось.

Со временем египетские кошки стали очень популярны: к пятому веку нашей эры их можно было встретить во всей Европе и по всему Средиземноморью, а к концу первого тысячелетия в некоторых местах они полностью вытесняют кошек ближневосточного типа. Популярность кошек «типа С» можно объяснить пресловутым особым отношением египтян к этим животным: кошек в Египте становилось всё больше и больше, и здесь среди них, что особенно важно, отбирали не только хороших охотников, но и приятных «сожителей», избавившихся от дикой неуживчивости. Изменения, происходившие постепенно в египетских кошках, прослеживаются и в египетском искусстве: поначалу животных изображали за каким-нибудь полезным занятием, вроде ловли крыс, но потом кошки на росписях всё больше «одомашниваются» и становятся ближе к людям - они уже вместе с хозяевами ловят птиц, у них появляются ошейники, они сидят под стулом, пока люди заняты обедом, как на одной из фресок, датируемой около 1500 года до н. э.

Но откуда кошачий «тип С» появился в Египте? Можно предположить, что египтяне одомашнили кошек независимо от других народов, взяв за основу местную популяцию степных котов, чья митохондриальная ДНК после одомашнивания «с нуля» дала «тип С», - в этом случае местные домашние кошки именно здесь и возникли. Но могло быть и по-другому: вначале в Египте появляются ближневосточные кошки «типа А», которые позже в результате скрещивания с местными дикими котами превращаются в коша чий «тип С». И впоследствии египтяне держали дома именно таких домашних кошек с «дикими» генетическими добавками.

Как бы то ни было, все современные кошки - это смесь «типа А» и «типа С». И даже если египтяне сами никого не одомашнили, именно они сделали кошек всеобщими любимцами, научив их общению и ласке. Любопытно, что гены, контролирующие окраску, у домашних кошек очень долго оставались в неизменном виде, и только около XIV века н. э. появляются животные, у которых «дикая» полосатая окраска «расползается» в разнообразные пятна и «кляксы». Если взять для сравнения собак или лошадей, то они «переоделись в домашнее» довольно рано, а вот до внешнего вида кошек, вероятно, долго никому не было дела - главное, чтобы научились вести себя в доме.

В 2001 году во время раскопок в Центральном Китае, в местечке Цюаньхуцунь, где когда-то была ферма доисторических земледельцев, нашли несколько кошачьих костей возрастом 5300 лет. Анализ останков показал, что это были домашние кошки: они ели каких-то животных, которые, в свою очередь, питались злаками (то есть, очевидно, кошки охотились на мелких грызунов), и о них явно заботились люди (часть костей принадлежала довольно старому зверю, который, скорее всего, не дожил бы до такого возраста без человеческой помощи). Возник вопрос, откуда взялись эти животные: пришли с ближневосточными торговцами или их одомашнили прямо здесь? Исследователи из Сорбонны и Абердинского университета вместе с китайскими коллегами пришли к выводу, что все доисторические кошачьи кости, которые удалось найти на территории Китая, принадлежат бенгальской кошке - Prionailurus bengalensis. В статье, опубликованной в прошлом году в научном журнале «PLoS ONE», авторы приводят несколько доводов в пользу того, что это были не просто дикие животные, которые бродили рядом с поселением человека, а именно кошки, находящиеся на ранней стадии приручения. Перечислим эти доводы: некоторые останки принадлежали кошкам, которые были немного меньше диких особей (то есть процесс одомашнивания уже происходил), а одну из кошек похоронили целиком, что указывает на особые отношения между животным и человеком.

Однако «эксперимент» по приручению бенгальской кошки закончился ничем: со временем в Китае появились уже давно приручённые потомки степного кота, которые были более послушными, более полезными в хозяйстве и которые лучше знали, чего от них хотят люди, да и сами люди понимали, о чём мяукает их кошка.



Похожие публикации