Где горела свечка. « Заколдованное место Гоголь «Заколдованное место». Иллюстрация

Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви

Ей-Богу, уже надоело рассказывать! Да что вы думаете? Право, скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз. Да, вот вы говорили насчет того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи... Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-Богу, обморочит! Вот извольте видеть: нас всех у отца было четверо. Я тогда был еще дурень. Всего мне было лет одиннадцать; так нет же, не одиннадцать: я помню как теперь, когда раз побежал было на четвереньках и стал лаять по-собачьи, батько закричал на меня, покачав головою: «Эй, Фома, Фома! тебя женить пора, а ты дуреешь, как молодой лошак!» Дед был еще тогда жив и на ноги — пусть ему легко икнется на том свете — довольно крепок. Бывало, вздумает... Да что ж эдак рассказывать? Один выгребает из печки целый час уголь для своей трубки, другой зачем-то побежал за комору. Что, в самом деле!.. Добро бы поневоле, а то ведь сами же напросились. Слушать так слушать! Батько еще в начале весны повез в Крым на продажу табак. Не помню только, два или три воза снарядил он. Табак был тогда в цене. С собою взял он трехгодового брата — приучать заранее чумаковать. Нас осталось: дед, мать, я, да брат, да еще брат. Дед засеял баштан на самой дороге и перешел жить в курень; взял и нас с собою гонять воробьев и сорок с баштану. Нам это было нельзя сказать чтобы худо. Бывало, наешься в день столько огурцов, дынь, репы, цибули, гороху, что в животе, ей-Богу, как будто петухи кричат. Ну, оно притом же и прибыльно. Проезжие толкутся по дороге, всякому захочется полакомиться арбузом или дынею. Да из окрестных хуторов, бывало, нанесут на обмен кур, яиц, индеек. Житье было хорошее. Но деду более всего любо было то, что чумаков каждый день возов пятьдесят проедет. Народ, знаете, бывалый: пойдет рассказывать — только уши развешивай! А деду это все равно что голодному галушки. Иной раз, бывало, случится встреча с старыми знакомыми, — деда всякий уже знал, — можете посудить сами, что бывает, когда соберется старье: тара, тара, тогда-то да тогда-то, такое-то да такое-то было... ну, и разольются! вспомянут Бог знает когдашнее. Раз, — ну вот, право, как будто теперь случилось, — солнце стало уже садиться; дед ходил по баштану и снимал с кавунов листья, которыми прикрывал их днем, чтоб не попеклись на солнце. — Смотри, Остап! — говорю я брату, — вон чумаки едут! — Где чумаки? — сказал дед, положивши значок на большой дыне, чтобы на случай не съели хлопцы. По дороге тянулось точно возов шесть. Впереди шел чумак уже с сизыми усами. Не дошедши шагов — как бы вам сказать — на десять, он остановился. — Здорово, Максим! Вот привел Бог где увидеться! Дед прищурил глаза: — А! здорово, здорово! откуда Бог несет? И Болячка здесь? здорово, здорово, брат! Что за дьявол! да тут все: и Крутотрыщенко! и Печерыця и Ковелек! и Стецько! здорово! А, га, га! го, го!.. — И пошли целоваться. Волов распрягли и пустили пастись на траву. Возы оставили на дороге; а сами сели все в кружок впереди куреня и закурили люльки. Но куда уже тут до люлек? за россказнями да за раздобарами вряд ли и по одной досталось. После полдника стал дед потчевать гостей дынями. Вот каждый, взявши по дыне, обчистил ее чистенько ножиком (калачи все были тертые, мыкали немало, знали уже, как едят в свете; пожалуй, и за панский стол хоть сейчас готовы сесть), обчистивши хорошенько, проткнул каждый пальцем дырочку, выпил из нее кисель, стал резать по кусочкам и класть в рот. — Что ж вы, хлопцы, — сказал дед, — рты свои разинули? танцуйте, собачьи дети! Где, Остап, твоя сопилка? А ну-ка козачка! Фома, берись в боки! ну! вот так! гей, гоп! Я был тогда малый подвижной. Старость проклятая! теперь уже не пойду так; вместо всех выкрутасов ноги только спотыкаются. Долго глядел дед на нас, сидя с чумаками. Я замечаю, что у него ноги не постоят на месте: так, как будто их что-нибудь дергает. — Смотри, Фома, — сказал Остап, — если старый хрен не пойдет танцевать! Что ж вы думаете? не успел он сказать — не вытерпел старичина! захотелось, знаете, прихвастнуть пред чумаками. — Вишь, чертовы дети! разве так танцуют? Вот как танцуют! — сказал он, поднявшись на ноги, протянув руки и ударив каблуками. Ну, нечего сказать, танцевать-то он танцевал так, хоть бы и с гетьманшею. Мы посторонились, и пошел хрен вывертывать ногами по всему гладкому месту, которое было возле грядки с огурцами. Только что дошел, однако ж, до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку, — не подымаются ноги, да и только! Что за пропасть! Разогнался снова, дошел до середины — не берет! что хочь делай: не берет, да и не берет! ноги как деревянные стали! «Вишь, дьявольское место! вишь, сатанинское наваждение! впутается же Ирод, враг рода человеческого!» Ну, как наделать страму перед чумаками? Пустился снова и начал чесать дробно, мелко, любо глядеть; до середины — нет! не вытанцывается, да и полно! — А, шельмовский сатана! чтоб ты подавился гнилою дынею! чтоб еще маленьким издохнул, собачий сын! вот на старость наделал стыда какого!.. И в самом деле сзади кто-то засмеялся. Оглянулся: ни баштану, ни чумаков, ничего; назади, впереди, по сторонам — гладкое поле. — Э! ссс... вот тебе на! Начал прищуривать глаза — место, кажись, не совсем незнакомое: сбоку лес, из-за леса торчал какой-то шест и виделся прочь далеко в небе. Что за пропасть! да это голубятня, что у попа в огороде! С другой стороны тоже что-то сереет; вгляделся: гумно волостного писаря. Вот куда затащила нечистая сила! Поколесивши кругом, наткнулся он на дорожку. Месяца не было; белое пятно мелькало вместо него сквозь тучу. «Быть завтра большому ветру!» — подумал дед. Глядь, в стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка. — Вишь! — стал дед и руками подперся в боки, и глядит: свечка потухла; вдали и немного подалее загорелась другая. — Клад! — закричал дед. — Я ставлю Бог знает что, если не клад! — и уже поплевал было в руки, чтобы копать, да спохватился, что нет при нем ни заступа, ни лопаты. — Эх, жаль! ну, кто знает, может быть, стоит только поднять дерн, а он тут и лежит, голубчик! Нечего делать, назначить, по крайней мере, место, чтобы не позабыть после! Вот, перетянувши сломленную, видно вихрем, порядочную ветку дерева, навалил он ее на ту могилку, где горела свечка, и пошел по дорожке. Молодой дубовый лес стал редеть; мелькнул плетень. «Ну, так! не говорил ли я, — подумал дед, — что это попова левада? Вот и плетень его! теперь и версты нет до баштана». Поздненько, однако ж, пришел он домой и галушек не захотел есть. Разбудивши брата Остапа, спросил только, давно ли уехали чумаки, и завернулся в тулуп. И когда тот начал было спрашивать: — А куда тебя, дед, черти дели сегодня? — Не спрашивай, — сказал он, завертываясь еще крепче, — не спрашивай, Остап; не то поседеешь! — И захрапел так, что воробьи, которые забрались было на баштан, поподымались с перепугу на воздух. Но где уж там ему спалось! Нечего сказать, хитрая была бестия, дай Боже ему Царствие Небесное! — умел отделаться всегда. Иной раз такую запоет песню, что губы станешь кусать. На другой день, чуть только стало смеркаться в поле, дед надел свитку, подпоясался, взял под мышку заступ и лопату, надел на голову шапку, выпил кухоль сировцу, утер губы полою и пошел прямо к попову огороду. Вот минул и плетень, и низенький дубовый лес. Промеж деревьев вьется дорожка и выходит в поле. Кажись, та самая. Вышел и на поле — место точь-в-точь вчерашнее: вон и голубятня торчит; но гумна не видно. «Нет, это не то место. То, стало быть, подалее; нужно, видно, поворотить к гумну!» Поворотил назад, стал идти другою дорогою — гумно видно, а голубятни нет! Опять поворотил поближе к голубятне — гумно спряталось. В поле, как нарочно, стал накрапывать дождик. Побежал снова к гумну — голубятня пропала; к голубятне — гумно пропало. — А чтоб ты, проклятый сатана, не дождал детей своих видеть! А дождь пустился, как будто из ведра. Вот, скинувши новые сапоги и обернувши в хустку, чтобы не покоробились от дождя, задал он такого бегуна, как будто панский иноходец. Влез в курень, промокши насквозь, накрылся тулупом и принялся ворчать что-то сквозь зубы и приголубливать черта такими словами, каких я еще отроду не слыхивал. Признаюсь, я бы, верно, покраснел, если бы случилось это среди дня. На другой день проснулся, смотрю: уже дед ходит по баштану как ни в чем не бывало и прикрывает лопухом арбузы. За обедом опять старичина разговорился, стал пугать меньшего брата, что он обменяет его на кур вместо арбуза; а пообедавши, сделал сам из дерева пищик и начал на нем играть; и дал нам забавляться дыню, свернувшуюся в три погибели, словно змею, которую называл он турецкою. Теперь таких дынь я нигде и не видывал. Правда, семена ему что-то издалека достались. Ввечеру, уже повечерявши, дед пошел с заступом прокопать новую грядку для поздних тыкв. Стал проходить мимо того заколдованного места, не вытерпел, чтобы не проворчать сквозь зубы: «Проклятое место!» — взошел на середину, где не вытанцывалось позавчера, и ударил в сердцах заступом. Глядь, вокруг него опять то же самое поле: с одной стороны торчит голубятня, а с другой гумно. «Ну, хорошо, что догадался взять с собою заступ. Вон и дорожка! вон и могилка стоит! вон и ветка навалена! вон-вон горит и свечка! Как бы только не ошибиться». Потихоньку побежал он, поднявши заступ вверх, как будто бы хотел им попотчевать кабана, затесавшегося на баштан, и остановился перед могилкою. Свечка погасла; на могиле лежал камень, заросший травою. «Этот камень нужно поднять!» — подумал дед и начал обкапывать его со всех сторон. Велик проклятый камень! вот, однако ж, упершись крепко ногами в землю, пихнул он его с могилы. «Гу!» — пошло по долине. «Туда тебе и дорога! Теперь живее пойдет дело». Тут дед остановился, достал рожок, насыпал на кулак табаку и готовился было поднести к носу, как вдруг над головою его «чихи!» — чихнуло что-то так, что покачнулись деревья и деду забрызгало все лицо. — Отворотился хоть бы в сторону, когда хочешь чихнуть! — проговорил дед, протирая глаза. Осмотрелся — никого нет. — Нет, не любит, видно, черт табаку! — продолжал он, кладя рожок в пазуху и принимаясь за заступ. — Дурень же он, а такого табаку ни деду, ни отцу его не доводилось нюхать! Стал копать — земля мягкая, заступ так и уходит. Вот что-то звукнуло. Выкидавши землю, увидел он котел. — А, голубчик, вот где ты! — вскрикнул дед, подсовывая под него заступ. — А, голубчик, вот где ты! — запищал птичий нос, клюнувши котел. Посторонился дед и выпустил заступ. — А, голубчик, вот где ты! — заблеяла баранья голова с верхушки дерева. — А, голубчик, вот где ты! — заревел медведь, высунувши из-за дерева свое рыло. Дрожь проняла деда. — Да тут страшно слово сказать! — проворчал он про себя. — Тут страшно слово сказать! — пискнул птичий нос. — Страшно слово сказать! — заблеяла баранья голова. — Слово сказать! — ревнул медведь. — Гм... — сказал дед и сам перепугался. — Гм! — пропищал нос. — Гм! — проблеял баран. — Гум! — заревел медведь. Со страхом оборотился он: Боже ты мой, какая ночь! ни звезд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него! И чудится деду, что из-за нее мигает какая-то харя: у! у! нос — как мех в кузнице; ноздри — хоть по ведру воды влей в каждую! губы, ей-Богу, как две колоды! красные очи выкатились наверх, и еще и язык высунула и дразнит! — Черт с тобою! — сказал дед, бросив котел. — На тебе и клад твой! Экая мерзостная рожа! — и уже ударился было бежать, да огляделся и стал, увидевши, что все было по-прежнему. — Это только пугает нечистая сила! Принялся снова за котел — нет, тяжел! Что делать? Тут же не оставить! Вот, собравши все силы, ухватился он за него руками. — Ну, разом, разом! еще, еще! — и вытащил! — Ух! Теперь понюхать табаку! Достал рожок; прежде, однако ж, чем стал насыпать, осмотрелся хорошенько, нет ли кого: кажись, что нет; но вот чудится ему, что пень дерева пыхтит и дуется, показываются уши, наливаются красные глаза; ноздри раздулись, нос поморщился и вот так и собирается чихнуть. «Нет, не понюхаю табаку, — подумал дед, спрятавши рожок, — опять заплюет сатана очи». Схватил скорее котел и давай бежать, сколько доставало духу; только слышит, что сзади что-то так и чешет прутьями по ногам... «Ай! ай, ай!» — покрикивал только дед, ударив во всю мочь; и как добежал до попова огорода, тогда только перевел немного дух. «Куда это зашел дед?» — думали мы, дожидаясь часа три. Уже с хутора давно пришла мать и принесла горшок горячих галушек. Нет да и нет деда! Стали опять вечерять сами. После вечери вымыла мать горшок и искала глазами, куда бы вылить помои, потому что вокруг все были гряды; как видит, идет прямо к ней навстречу кухва. На небе было-таки темненько. Верно, кто-нибудь из хлопцев, шаля, спрятался сзади и подталкивает ее. — Вот кстати, сюда вылить помои! — сказала и вылила горячие помои. — Ай! — закричало басом. Глядь — дед. Ну, кто его знает! Ей-Богу, думали, что бочка лезет. Признаюсь, хоть оно и грешно немного, а, право, смешно показалось, когда седая голова деда вся была окутана в помои и обвешана корками с арбузов и дыней. — Вишь, чертова баба! — сказал дед, утирая голову полою, — как опарила! как будто свинью перед Рождеством! Ну, хлопцы, будет вам теперь на бублики! Будете, собачьи дети, ходить в золотых жупанах! Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес! — сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? ну, по малой мере, подумавши, хорошенько, а? золото? Вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое. Плюнул дед, кинул котел и руки после того вымыл. И с той поры заклял дед и нас верить когда-либо черту. — И не думайте! — говорил он часто нам, — все, что ни скажет враг Господа Христа, все солжет, собачий сын! У него правды и на копейку нет! И, бывало, чуть только услышит старик, что в ином месте неспокойно: — А ну-те, ребята, давайте крестить! — закричит к нам. — Так его! так его! хорошенько! — и начнет класть кресты. А то проклятое место, где не вытанцывалось, загородил плетнем, велел кидать все, что ни есть непотребного, весь бурьян и сор, который выгребал из баштана. Так вот как морочит нечистая сила человека! Я знаю хорошо эту землю: после того нанимали ее у батька под баштан соседние козаки. Земля славная! и Урожай всегда бывал на диво; но на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец... черт знает что такое!

« Заколдованное место».

(Комическое и трагическое в повести)

Цель: Знакомство с героями и сюжетом повести, сочетанием реального и фантастического, трагического и комического. Показать мастерство Гоголя в освоении народных сюжетов. Развитие культуры речи , обогащение лексики.

Оборудование: портрет, иллюстрации М. Клодта.

Записи на доске.

Гипербола-образное выражение содержащее преувеличение размера силы

Гротеск - изображение чего - либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.

I. На прошлом уроке мы обращались к словарю, составленному. Вернемся к некоторым из них.

(На доске группы слов). Нужно найти «лишнее» и обосновать ответ.(Это было домашнее задание)

1. Галушка, кухоль, сировец.

2. Цыбуля, кавул, дерн.

3. Гумно, левада, курень

4. Сопилка, рожок, жупан.

(Обоснование идет через текст)

Как вы думаете, почему Гоголь использовал так много малороссийских слов? (Они помогают передать жизнь, лексику жителей МалоРоссии, любовь к местным обычаям.

II. Беседа по содержанию повести:

Кто является рассказчиком в повести?

По каким приметам узнаем, что история, поведанная дьячком, случилась в прошлом?

Чем запомнился рассказчику дед?

\ Дед был интересный, общительный, гостей любил, танцевал хорошо, веселый, говорливый, любил послушать байки от проезжих.

Что в воспоминаниях выглядит как реальное событие, а что как фантастическая история?

\ Описание жизни деда – это реальное, а фрагменты о поисках клада-фантастика.

Сколько раз попадал дед на « загадочное место»? Что случилось в первый и во второй раз? Почему это место так притягивало?

\ (Дед попадал три раза)

Пересказ 1,2 ученика, фрагментов повести

Ребята, есть много легенд и быличек, родственных сюжету « Заколдованного места». Вот послушайте одну из них (Подготовленный ученик пересказывает « Золотую курушку»)

III. Выразительное чтение фрагмента « Третья ночь поиска клада»)стр. 158-161).

Что общего у фрагмента и былички?

Как использовал Гоголь в фрагменте гиперболу и гротеск?

В какой момент Гоголь возвращает нас к реальности и мы начинаем смеяться над кладоискателем((Ему достался котел с мусором вместо клада).

Подводим итоги урока.

Викторина-игра по содержанию

1. Какое любимое занятие было у деда?(Послушать разные байки от проезжих)

2. Что случилось однажды, как он пошел плясать?(На одном месте руки-ноги слушаться отказывались).

3. Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад).

4. Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах заступом по « Заколдованному месту» , где не плясалось).

5. Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз - не арбуз, тыква - не тыква, черт знает что такое!»)

Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

План пересказа

1. Рудый Панько вспоминает историю из своего детства.
2. Дед идет на баштан (на бахчу) с внуками гонять воробьев и сорок.
3. Приезд чумаков (крестьян, занимавшихся торговлей солью, рыбой).
4. Ребята и старый дед танцуют.
5. Герой попадает в заколдованное место, где, как он думает, находится клад.
6. Поиски заколдованного места на следующий день.
7. Встреча старика с нечистой силой.
8. Клад оказался обманом.
9. Дед решил больше никогда не верить черту.

Пересказ
Главный герой, Рудый Панько, известный рассказчик баек, начинает свое очередное повествование, подтверждающее поверье: если «захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит». Он вспоминает давнюю историю, случившуюся с его дедом.

Однажды дед взял их с братом, тогда еще мальчишек, гонять воробьев и сорок на баштане. Проезжали мимо знакомые чумаки. Стал их дед угощать дынями, а внуков попросил сплясать казачка. Да сам не усидел и пустился в пляс. И случилась здесь чертовщина какая-то. Только захотел дед «разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку — не подымаются ноги, да и только». Пустился снова, да не вытанцовывается, оглянулся, ничего знакомого не увидел, а только гладкое поле. Стал приглядываться, наткнулся на дорожку в темноте. В стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка. Решил он, что это клад, да копать было нечем. Чтобы не потерять это место, повалил большую ветку дерева.

На другой день, чуть стало смеркаться в поле, дед взял заступ и лопату и пошел искать клад. Но так и не нашел, только дождь его замочил. Обругал дед сатану и вернулся ни с чем. На следующий день дед, как ни в чем не бывало, пошел на баштан выкопать грядку для поздних тыкв. А когда проходил мимо того заколдованного места, зашел на его середину и ударил заступом в сердцах. И вдруг опять очутился в том же самом поле. Нашел тайник, отпихнул камень, да решил табаку понюхать. Вдруг кто-то чихнул сзади. Огляделся - никого. Стал копать, увидел котел. Тут нечисть начала его пугать: попеременно появлялись перед ним птичий нос, баранья голова и медведь. Страшно было так, что хотел уже дед все бросить, но жалко было расставаться с кладом. Схватил он кое-как котел и «давай бежать, сколько доставало духу; только слышит, что сзади что-то так и чешет прутьями по ногам...»

Уже давно с хутора пришла мать с горшком горячих галушек, все повечеряли, мать вымыла посуду, а деда все нет. Вымыла она горшок и вышла на кухню, а там дед оказался. Он расхвастался, открыл котел, а там: «Что ж бы, вы думали, такое там было? ну по малой мере, подумавши хорошенько, а? золото? Вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое».

С той поры дед и внукам наказал не верить черту: «И бывало, как услышит, что в ином месте неспокойно, сам крестится и нас заставляет. А место заколдованное плетнем загородил и весь бурьян и сор, который выгребал из баштана, бросал туда. Так на этом месте ничего доброго никогда и не выросло».

Наше краткое содержание «Заколдованного места» может быть использовано для читательского дневника. Ещё более краткий пересказ произведения есть в статье Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» . На нашем сайте вы может прочесть полный текст этой повести , а также полный текст сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» , в который она входит

«Заколдованное место» – четвёртая, заключительная повесть второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя . Её вновь рассказывает дьячок местной церкви, Фома Григорьевич. Главным героем рассказа является его дед, уже знакомый читателям из повести «Пропавшая грамота ».

В одно лето, когда Фома Григорьевич был ещё малым ребёнком, его дед посеял при дороге огород с дынями и арбузами и продавал плоды с него проезжавшим мимо торговцам. Однажды у огорода остановилось штук шесть возов, в которых ехали старые знакомые деда. Обрадованный встрече дед хорошо угостил своих давнишних друзей, а потом на радостях пустился танцевать. Выделывая, несмотря на старость, разные замысловатые коленца, он дошёл до одного места близ грядки с огурцами – и там ноги деда вдруг сделались как деревянные и перестали ему служить. Отойдя назад, он разогнался вновь, но на том же самом месте вновь стал, как заколдованный. Проклиная сатану, дед вдруг услышал, как сзади него кто-то засмеялся. Он оглянулся и увидел, что находится совсем не там, где стоял за миг до этого, а с другой стороны своего села. И на дворе был уже не день, а ночь.

Поодаль дед заметил могилку. На ней вдруг вспыхнула свечка, а за ней другая. По народному преданию, такие вещи происходили на местах, где были закопаны клады. Дед очень обрадовался, однако с собой у него не было ни заступа, ни лопаты. Заметив место с кладом большой веткой, дед вернулся домой.

На следующий день он с заступом пошёл рыть клад. Оказалось, однако, что замеченное им место выглядело не совсем так, как днём раньше. Вид на окрестности открывался другой, и оставленной вчера ветки дед найти не смог. Воротившись назад, он пошёл по огороду до заколдованного места, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом по земле – и вновь очутился на той же окраине села, где и за день до этого. Теперь она смотрелась, как тогда. Дед сразу увидел там и могилку и оставленную на ней ветку.

Дед стал копать в поисках клада и вскоре наткнулся в земле на котёл. «А, голубчик, вот где ты!» – вскрикнул дед, и эти его слова вдруг повторили человеческими голосами невесть откуда прилетевшая птица, свесившаяся с дерева баранья голова и зарычавший медведь. Из пня соседнего дерева показалась страшная харя, рядом вдруг почудился деду глубокий провал, а сзади – огромная гора. Кое-как превозмогая страх, он вытащил котёл с кладом из земли, схватил его и побежал что было мочи. Сзади кто-то хлестам прутьями ему по ногам…

Гоголь «Заколдованное место». Иллюстрация

Тем временем на огороде Фома, его братья и пришедшая кормить их ужином мать дивились: куда опять делся дед? Собрав после ужина в ведро помои, мать искала, куда их вылить, и вдруг увидела: навстречу к ней как бы сама собой движется кадка. Мать подумала, что это шутят парни и плеснула помои в кадку, но тут раздался крик, и вместо кадки она увидела перед собой облитого деда с большим котлом в руках. Однако вместо золота, которое чаял найти старик, в котле оказался сор и дрязг…

И сколько потом не засевали, пишет Гоголь, то заколдованное место посреди огорода, никогда не вырастало там ничего путного. Всходило на этом месте такое, что и разобрать нельзя: арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, огурец – не огурец... черт знает, что такое!


Урок литературы в 5 классе
Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести.
Ход урока
Сейчас прочёл «Вечера на
Хуторе близ Диканьки». Они
изумили меня. Вот настоящая
весёлость, искусность,
непринуждённость, без
жеманства, без чопорности. А
местами какая поэзия!
А.С. Пушкин
Организационный момент.
Мотивация, целеполагание.
Учитель обращается к эпиграфу и объявляет цель урока.
Формулировка темы урока учащимися.
Запись в тетрадях: Н.В. Гоголь «Заколдованное место».
Проверка д/з
Заранее подготовленный ученик кратко рассказывает об основных биографических данных Н.В. Гоголя (мультимедийная презентация), остальные делают пометки в тетрадях.
Слово учителя
1831 – 1 часть
1832 – 2 часть
-Откройте оглавление сборников. В какой части находится повесть, которую вы читали дома?
-Давайте подробнее познакомимся со сборником. В начале есть предисловие, и з которого мы узнаем о том, кто рассказчик (Рудый Панько), о каких героях пойдет речь и т.д. И далее составленный самим писателем словарь. Когда вы читали повесть, наверняка не все слова были понятны, поэтому сегодня будем обращаться за разъяснением к этому словарю.
6. Подготовка к восприятию повести
-Показался ли вам сюжет повести «Заколдованное место»
необычным? В чем?
(Он напоминает легенды, предания, сказки.)
- Послушайте одну из легенд со схожим сюжетом и ответьте на
вопросы.
Учитель рассказывает народную легенду о кладе «Золотая курушка».
- О чем эта легенда? (о заговоренном кладе)
- А какие легенды о кладах знаете вы?
(возможные ответы детей – Приложение 1)
Изучение повести
Запись в тетрадях: «Н.В. Гоголь «Заколдованное место».
- Легко ли было понимать прочитанное? Все ли слова были понятны?
У вас на столах лежат карточки (перед уроком положить каждому) со словами. Вы знаете их значение? Давайте найдем их толкование в СЛОВАРЕ в начале сборника. (Работа по цепочке)
Вывод. -Какова же одна из особенностей языка этой повести? (много уркаинских слов, выражений, свойственных украинскому народу)
-Как вы думаете, для чего? (чтобы более правдоподобно, достоверно показать героев, передать национальный колорит, Н.В. Гоголю эта культура близка, т.к. он сам родился в Украине, как сообщалось в начале урока).
8. Работа с иллюстрациями.
А сейчас по вопросам и иллюстрациям восстановим содержание произведения. Составим картинный план, используя предложенные к данному произведению иллюстрации, и прикрепим их на доску.
Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих.)
Чем решил развлечь дед знакомых чумаков? (танцами внуков)
А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков? (ноги неожиданно задергались, сами пустились в пляс)
Что необычного случилось с дедом во время его танца? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались, а потом очутился с гладком поле)
Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад)
Что задумал дед сделать наутро? (вернуться и выкопать клад, но не нашел это место в поле)
Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось)
Какой клад откопал дед? (Котел с мусором)
Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»)
Работа с текстом.
Выразительное чтение учеником фрагмента повести «Третья ночь поиска клада» (от слов «Стал копать - земля мягкая...» до слов «...тогда только перевел дух»)
Анализ прочитанного:
Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?
Когда он отправился на поиски? (поздно вечером, на месте оказался уже ночью)
Как думаете, что чувствует человек в темноте, один в малознакомом месте? Как вы можете объяснить страхи деда?
Найти строчки, которые помогли бы нам озвучить эту картинку?
Что это могло быть в действительности? Слышали ли вы когда-нибудь отзвуки собственного голоса в лесу, в большом помещении? (Эхо)
Что ему чудилось (виделось и слышалось)?
Что он в итоге выкопал?(Котел тяжелый)
Каким вам видится дед? Смешно наблюдать за ним или страшно? Прочитайте примеры?
Какое качество подвело его? (жадность)
Смешно или страшно было читать этот фрагмент?
Над кем смеется Гоголь? Почему?
Постановка проблемного вопроса урока. «Что в повести реальное, а что фантастическое?
Работа с понятиями «реальность» и «фантастика» (своими словами с корректировкой учителя).
Реальность – то, что действительно существует не в воображении.
Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.
Запись в тетрадях:
Составление таблицы «Фантастическое и реальное в повести» и заполнение ее примерами в ходе беседы.
Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое?(Украина)
О какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна)
От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц. Они реальные или фантастические?
А предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?
А одежда героев? Посмотрите нашу табличку?
Какие события описываются?
О каком месте рассказывает дьячок в этой повести?
Составление таблицы
Материал для сравнения Реальность Фантастика
Место действия Время Герои Быт и жизнь людей Одежда События Разделите иллюстрации на 2 части: описание реальных и фантастических событий.
Выводы: чего же больше в повести? Чему больше уделяет внимание Н.В,Гоголь? Почему? Обратите внимание на подзаголовок – «быль».
(Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль. Все события изображены реалистично и правдиво. Подробно даны описания одежды, быта и жизни людей.)
-Так для чего же писателю нужно было соединять в одном произведении быль и сказку? Подумаем.
-Закончите слова Пушкина: «Сказка – ложь…»(Возможно, Гоголь хочет нас чему-то важному научить, предупредить о чем-то)
Подведение итогов.
- Какой же урок дает нам Гоголь?
Запись под диктовку:
«Заколдованное место» - повесть, где автор говорит с читателями о призрачности нечистым путем добытого богатства. Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.
Рефлексия, объявление оценок
Чем запомнится вам сегодняшний урок?
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я понял… Мне было трудно … Мне понравилось… - Я доволен
- Чью работу на уроке вы хотите похвалить?
Моё настроение похоже на (выбирают карточку) : солнышко,солнышко с тучкой,тучкуДомашнее задание: приготовьте пересказ запомнившегося эпизода.
Приложение 1
Золотая курушкаНу вот, шла старушка одна из байны, и впереди ее бежит курушка, и вся такима золотыма копеечками. Она за курушкой этой вслед - и хотела ее поймать, а она от ней прочь - а она вслед. Такая золотая курушка бежит - и в черемушку. Она поглядела: потерялась в черемушке. Искала-искала, потом заходила, опеть снова ходили искать, не могли найти. Курушка так потерялась. Потом, которы люди знают, говорят: тут клад через Черемушки попал. И так найти не могли. <...> Да вот я и сама ходила искать, ладила найти... золота бы и получила, дак ничего не могла найти.
Носить - не выносить
<...> Он служил в армии. И вот один какой-то проезжающий говорит: - Вот в таком-то месте в Олонецкой губернии Каргопольского уезда есть камечник. Там есть клад: носить - не выносить и возить - не вывозить. А место: в камечнике в этом есть камень, и в камню есть родничок. И вот в этом месте есть клад. Дак вот никто не знает, что вот какой там есть клад: носить - не выносить и возить - не вывозить. Милицию бы туда направить, может, она бы нашла.
Вертится, а в руки не дается
Есть клад такой: горшок вертится, а в руки не дается. Это было в Великом Дворе, в Алмозере. Копали - он уже близко. Его бы уже взять только - а он опять загремит - да вниз. Копают глубже - опять он вниз. Надо ведь не торопиться, да слова знать, да с иконой подступать...
Барашек из-под пола
Жила одна семья спокойно, тихо. Большая была семья. Уходят родители в поле, детей оставляют дома. В одно прекрасное время приходят родители домой, дети жалуются, что с ними барашек играет. - Какой барашек? - спрашивают. - Да с-под пола, - отвечают дети. Просят дети достать барашка. Но кто поверит? И пошла легенда по селу. Под страхом деревня стала жить. Дети припухли, играть не стали. А барашек все вылазил и играл с детьми. Золотой шарик вылазил... то золотым человеком, то барашком вновь прикидывался. Так шли годы. Из бань стали выходить ведьмы. В пустых домах музыка играла, черти плясали. Молодежь отсиживалась по вечерам дома. И дошла эта весть до станичного атамана. Взял он добрых казаков и пришел в деревню проверить, насколько это правда. Пришли в эту семью и начали делать раскопки. И обнаружили на глубине трех метров саблю дамасской стали и корзину с золотом. И оказалось, что тот, кто ложил клад, сделал заклинание и что клад таким образом должен обнаружиться. И так в этом доме хозяин стал богатым купцом. Все это было завещано предками потомству.
Приложение 2
Словарь
коморачумаки
курень
цыбуляхутор
галушки
хлопец
курень
люлька
сопилкасвитка
хусткажупан



Похожие публикации