Себастьяна сальгадо. Себастио Сальгадо (Sebastiao Salgado). Экономист, ставший знаменитым фотографом

Себастьян Сальгадо (англ. Sebastiao Salgado , р. 1944) - бразильский фотограф, работающий в жанре социально-документальной фотографии.

Биография, творчество

Себастьян Сальгадо родился 8 февраля 1944 года в г. Айморес, Бразилия. Получил степень магистра по экономике в Университете Сан-Паулу в Бразилии, после чего работал в качестве экономиста в Международней кофейной организации (International Coffee Organization, ICO). По работе Себастьян Сальгадо был вынужден очень много путешествовать, особенно по странам Африки. Впервые начал фотографировать во время своих многочисленных командировок. В 1973 году Себастьян Сальгадо отказался от работы экономиста и начал уделять все свое время фотографии.

В середине 70-х годов (в первые творческие годы) Себастьян Сальгадо начал работать в качестве фотожурналиста и сотрудничал на непостоянной основе с такими агентствами как Гамма (Gamma) и Сигма (Sygma). В 1979 году он стал штатным фотографом в международном фотоагентстве Магнум Фото (Magnum Photos). В 1994 году Себастьян Сальгадо уволился из Магнума и вместе со своей женой Лейлой Ваник Сальгадо (Lelia Wanick Salgado) основал собственное фотоагентство Амазонас (Amazonas Images) с главным офисом в Париже.

Вместе с женой Сальгадо с 1990 года работал над восстановлением небольшой части Атлантического леса в Бразилии. В 1998 году удалось превратить эту землю в заповедник и создать фонд Instituto Terra. Миссией фонда является восстановление и сохранение лесов, а также экологическое образование населения Бразилии.

В 2001 году Себастьян Сальгадо стал послом доброй воли ЮНИСЕФ.

В 2004-11 гг. Себастьян Сальгадо работал над проектом "Genesis". Проект представляет из себя серию фотографий "незапятнанных" мест планеты. Фотограф снимал пейзажи дикой природы, а также человеческие сообщества, которые продолжают жить в соответствии с их исконными традициями и культурой. Концептуально Genesis это попытка наметить потенциальный путь к повторному открытию человечества самого по себе в природе.

В 2014 году вышел документальный фильм о жизни и творчестве Себастьяна Сальгадо "Соль Земли" (англ. The Salt of the Earth). Режиссерами в данной картине выступили Вим Вендерс и Джулиано Сальгадо, сын самого фотографа (Juliano Ribeiro Salgado). Фильм был удостоен специального приза Каннского кинофестиваля и был номинирован на Оскар-2015 в категории Лучший документальный фильм.

Над большинством своих проектов Себастьян Сальгадо работает вместе с женой. В 1967 году он женился на Лейле Ваник Делуз (Сальгадо). В браке родилось два сына. Старший сын Джулиано Сальгадо (р. 1974) известен как режиссер, писатель. Младший сын Родриго Сальгадо (р. 1979) родился с синдромом дауна и живет вместе с родителями.

«Моя жена купила фотоаппарат, когда изучала архитектуру в Париже. Я до этого никогда не фотографировал, но, взяв камеру в руки и посмотрев в видоискатель, получил огромное удовольствие». Именно так написал о рождении известного бразильского фотографа Себастио Сальгадо (Sebastiao Salgado) … он сам. Да-да… Ведь, как говорил известный фотограф из Венгрии Брассай, практически у каждого творческого человека два дня рождения, две даты. Первая - когда он младенцем появился на свет, и вторая - когда к человеку приходит понимание того, в чем заключается его истинное призвание. Примерно так же говорил о себе и Роберт Капа, тоже прославленный фотограф.

Второе, главное рождение Себастио Сальгадо как фотографа произошло намного позже рождения упомянутых мастеров фотоискусства, в конце шестидесятых - начале семидесятых прошлого века, вскоре после того как Себастио с женой переехали в Париж из Бразилии. Он тогда был занят подготовкой к защите докторской диссертации и планировал стать серьезным экономистом. В первой половине семидесятых семейство Сальгадо совершило несколько замечательных путешествий по Африке. Предприняли они это в рамках экономических программ Международного Банка. Устав пользоваться фотоаппаратом жены, Себастио обзаводится собственным. Покупает «Лейку» и не расстается с ней во время всех своих путешествий. Со временем фотография затягивает его всё сильнее и сильнее. И однажды, вернувшись из поездки, Себастио Сальгадо решает начать новую жизнь - жизнь фотографа. Удовольствие, получаемое им от занятий фотографией, было, как он сам потом говорил, просто огромным. И вообще слово «огромное» («enormous») он очень любил и часто его употреблял в сочетании со словом «фотография».

Хоть и жила семья Сальгадо в Париже, но дома Себастио было практически не застать. Он всегда был в центре важнейших мировых событий того времени. Снимал покушение на президента США Рональда Рейгана, делал репортажи с войн в Западной Сахаре и Анголе, освещал как фотокорреспондент известную «операцию Энтеббе» - освобождение израильских заложников, и множество других громких мировых конфликтов и происшествий. Снимки Сальгадо стали появляться в прессе. Вскоре они принесли ему мировую известность. И уже в 1979 году (До первой книги Себастио было еще далеко!) фотограф был приглашен на работу в «Magnum Photos», самое известное в мире на то время фотоагенство, знаменитое объединение фотографов-документалистов.

С 1977 по 1984 год - целых семь лет посвятил молодой еще тогда Сальгадо своему первому крупному проекту, в котором рассказал о Латинской Америке. Потом он писал, что это были годы его путешествий во времени, возвращение на семь веков назад. Себастио наблюдал, как перед ним в очень ленивом, медленном темпе, так, как течет время в этих краях, проходит поток схожих между собой культур, верований, связанных одной историей, историей страдания. Закончился этот проект в 1986 году выходом в свет книги «Другие Америки» («Other Americas»). До сих пор она является самым лучшим свидетельством о том, как сегодня живет коренное население и крестьяне этого уголка планеты, как бедственно положение этих народов.

Совсем скоро, всё в том же 1986 году, выходит вторая книга Себастио Сальгадо. Она называется «Сахель: Человек в Беде» («Sahel: Man in Distress»). Над ней автор работал в северных районах Африки, пострадавших от сильнейшей засухи в 1984-1985 годах. На фотографиях на страницах этой книги - не только лица жертв засухи и страшного голода, но и самоотверженность, мужество людей, пришедшим им на помощь. Это, в первую очередь, молодые медсестры и доктора из международной организации «Врачи без границ», рабочие, инженеры…Герои этой книги не кажутся нам чужими, незнакомыми. Лица страдающих африканцев, которые пронзительно кричат, не разжимая губ - уже не просто «чьи то» лица… Они становятся по настоящему близкими.

В конец восьмидесятых - начале девяностых Сальгадо увлекается темой рабочих. Сталевары, шахтеры, ткачихи, рыбаки, золотоискатели, строители - вот герои его снимков. Люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом, люди, зарабатывающие на хлеб своими руками. Сегодня такие люди практически «археологическая редкость». Встретить их можно разве что в странах «третьего мира», а совсем скоро и в этих странах рабочие могут остаться без работы в результате автоматизации и роботизации производства. Увенчал этот этап работы Себастио Сальгадо выход на восьми языках более чем стотысячным тиражом книги «Рабочие: Археология индустриальной эпохи» («Workers: an archeology of the industrial era»).

Для этой книги о рабочих Сальгадо делал фотографии в 23 странах мира. «Всего в 23 странах» - улыбаясь, говорил он. Следующий его проект охватил уже 47 стран. В нём он рассказал о массовой миграции населения, пожалуй, самой больной проблеме нашего времени. Одна из причин возникновения этой темы в работе Себастио Сальгадо - знание ее не понаслышке. Ведь он сам родился на маленькой бразильской ферме и в пятилетнем возрасте стал жить в крошечном городке. Когда ему исполнилось пятнадцать, он перебрался в другой, среднего размера город, в котором проживало 120 тысяч человек. В этом городе он впервые встретил свою будущую жену Лелию Делуиз Уаник, и в 1967 году семья Сальгадо переехала в Сан-Паулу. Но вскоре жизнь заставила их покинуть родину и бежать по политическим причинам во Францию. «Даже сегодня я иностранец, живущий в чужой стране» - писал позже Себастио Сальгадо. Работа над темой о миграции заняла шесть лет. В 2000 году увидели свет сразу две книги, созданных Сальгадо по итогам поездок и общения с мигрантами по всему миру: «Миграция: Человечество в движении» («Migrations: Humanity in Transition») и «Дети: беженцы и мигранты» («The Children: Refugees and Migrants»).

Имя фотографа и фотожурналиста Себастио Сальгадо стало известно всему миру уже после выхода первых двух его книг. Проекты, которые последовали за ними, всё больше и больше укрепляли его известность и значимость в мире журналистики. Но кроме таланта фотохроникера Себастио обладал еще и талантом фотохудожника. Тем не менее, интересно и то, что сам фотограф свои снимки считает просто работами документалиста, «Не фотографирующий, а фотографируемый делает фотографию» - говорит он. Автор не хочет, чтобы его снимки считали произведениями искусства. Тут остается лишь порадоваться тому, что вся дальнейшая жизнь произведения, после того, как оно покинуло мастерскую автора, уже не зависит от его воли. Несмотря на то, что на них порой изображены ужасные сцены из реальной жизни, фотографии Сальгадо потрясающе красивы и уже много лет живут своей собственной жизнью, украшая собой многочисленные фотовыставки и стены более ста музеев мира, они стали жемчужинами сотен личных коллекций. Про публикацию их в книгах и тиражирование фотографий Себастио Сальгадо в Интернете говорить и не приходится.

В 1994 году Себастио Сальгадо принимает решение разорвать отношения с «Magnum Photos». Вместе с женой они отрывают скорее всего самое маленькое фотоагентство в мире - «Amazonas Images». В него входит только один фотограф, собственно, сам Себастио. Кроме фотографической деятельности агентство занимается природоохранной работой. Вскоре в Бразилии супруги Сальгадо выкупили участок земли, на котором раньше стояла ферма отца Себастио, на которой родился и он сам, и открыли там «Институт Земли» («Instituto Terra»). Главная цель работы института - охрана лесов, а так же просветительская деятельность в этой сфере.

В 1998 году на месте рождения знаменитого фотографа его стараниями был учрежден заповедник и начались лесовосстановительные работы. Количество зеленых насаждений в этих местах, начиная с 1940 года, уменьшилось в 300 раз! За десять лет существования заповедника на его территории специалистами и волонтерами было посажено более миллиона саженцев деревьев! Но до полного восстановления природы этого края еще очень далеко.

Следующий проект Себастио Сальгадо связан с природоохранной деятельностью. Кто-то посчитал этот проект за кардинальную смену деятельности фотографа, но сам он так не считает. «Это продолжение уже начатых мною исследований» - говорит Себастио. Этим проектом Сальгадо решил показать всему миру уголки земли, неиспорченные цивилизацией, доказать людям, что эти уголки прекрасны. Фотограф надеется, что его новый проект поможет человечеству наконец-то понять, какое место оно занимает в окружающей среде. Этот проект он назвал Генезис, и призывает всех жителей Земли, насколько это возможно, вернуться к истокам жизни на нашей планете, к тому воздуху, той воде, тому огню, которые и породили на ней жизнь. К тем животным, которые до сих пор не приручены людьми, к тем отдаленным племенам, ведущим примитивную жизнь, остающуюся без изменений многие сотни лет, к самым ранним формам человеческих организаций и поселений.

Работу над этим проектом Себастио Сальгадо начал на Галапагосских островах, именно в тех местах, где в 1835 году Чарльз Дарвин первый раз задумался об эволюции. Впервые в своей фотографической практике Себастио снимал красивые пейзажи дикой природы, рассветы и закаты, черепах, птиц, огромных ящериц, которые казались ему маленькими драконами. Себастио было уже за шестьдесят, но он совсем по детски, по настоящему, радовался всему тому, что он видел вокруг себя. В своих записках он восторгался: «Это просто восхитительно! У меня есть даже фотография, где одна игуана обнимает другую!». После возвращения с Галапагосских островов жажда путешествий в Себастио не угасла. Он посетил Руанду, Патагонию, Камчатку и даже Антарктиду! В рамках этого проекта он много снимал в родной Бразилии. На завершение этого проекта фотограф и защитник природы планирует отвести восемь лет своей жизни. Хочется надеяться, что впереди у него еще много открытий, которыми он порадует всех нас.

Себастио Сальгадо - оптимист по своей натуре. Он полон жизненных сил. В 2007 году в одном из интервью он признался, что надеется фотографировать до самого конца своей жизни, а фотографы обычно живут до старости… Удовольствие, которое Себастио получил, когда впервые взял в руки фотоаппарат, не ушло никуда. Он получает его и сейчас. Поэтому хочется верить, что за проектом «Генезис» состоятся и другие проекты мастера.

Себастьян Сальгадо (Sebastião Ribeiro Salgado) - фотограф с бразильскими корнями, живущий в Париже, один из самых знаменитых фотожурналистов мира. По версии "PDN Magazine" от входит в тридцатку наиболее влиятельных фотографов последнего десятилетия. За годы его работы было создано огромное количество выдающихся снимков, прославивших его, как фотохудожника и фотожурналиста.

У Себастьян Сальгадо свой узнаваемый стиль.

Большое внимание фотограф уделяет простым людям, рабочим, а так же природе.

Начало биографии

Родился будущий фотограф 8 февраля 1944 года на маленькой ферме в Бразилии. Когда ему было пять лет, семья переехала в маленький городок, а когда исполнилось пятнадцать, они поселились в другом, более крупном городе. Здесь он встретился со своей будущей женой Лелией, а в 1967 году Сальгадо с семьей переехал в Сан-Паулу. В этом городе он поступил в университет на экономический факультет и даже не помышлял о фотографии. После окончания учебы по линии Всемирного банка был направлен в Африку.

Из книги «Сахель: человек в беде»

Первые шаги

На африканском континенте начинает фотографировать, используя для съемок фотоаппарат Лейка. Сначала это были любительские фото, а в 1973 году, увлекшись фотосъемкой, Сальгадо решает покончить с карьерой экономиста, и становится фоторепортером. По политическим причинам семья иммигрирует во Францию. В 1979 году его приглашают в одно из самых знаменитых объединений фотографов-документалистов «Magnum Photos». Первые годы фотограф занимается новостными репортажами и политическими обзорами, в скором времени его профессиональная деятельность начинает концентрироваться вокруг социальных проблем.

Отдельного внимания достойны портреты фотограф.

Из книги «Другие Америки»

Признание таланта

В поле зрения его репортажей - засуха и голод в Африке, бедные кварталы Латинской Америки. Он освещает войны в Анголе и в Испанской Сахаре, покушение на Рональда Рейгана, операцию Энтеббе и множество других известных происшествий. В 1986 году вышла его книга «Другие Америки», за ней последовала вторая, которая называлась «Сахель: человек в беде». Фотоальбомы принесли фотографу признание и мировую известность. Он показал себя не только как фотожурналист, но и как фотохудожник. Были и другие проекты, и фотоальбомы, посвященные тяжелому положению рабочих и проблемам международной миграции.

Природоохранные проекты

В 1994 году Сальгадо выходит из состава «Magnum Photos» и открывает собственное маленькое агентство «Amazonas Images» с одним фотографом, роль которого исполнял сам Себастьян. Вместе с женой они занимаются не только фотографической деятельностью, но и реализуют природоохранные проекты. На месте фермы, где родился фотограф, была создана общественная организация «Институт Земли». Главная цель проекта - просветительская деятельность и охрана лесов. В 1998 году, благодаря усилиям Сальгадо, на этих землях был открыт заповедник. На протяжении десяти последующих лет на территории заповедника было высажено более миллиона саженцев деревьев.

Проект Генезис

Новый проект, посвященный нетронутым цивилизацией местам, тоже имеет отношение к природоохранной деятельности. Работа над проектом началась на Галапагосских островах, продолжилась на Камчатке, в Антарктиде, Руанде, Патагонии и в родной Бразилии. На начало проекта фотографу исполнилось шестьдесят лет, он полон энергии и творческих сил. Так же о фотографе был снят документальный фильм «Соль Земли».

Показать html-код для вставки в блог

Фотограф Себастьян Сальгадо (Sebastião Ribeiro Salgado)

Себастьян Сальгадо (Sebastião Ribeiro Salgado) - фотограф с бразильскими корнями, живущий в Париже, один из самых знаменитых фотожурналистов мира. По версии "PDN Magazine" от входит в тридцатку наиболее влиятельных фотографов последнего десятилетия.

Читать подробнее

Включает 245 великолепных фотографий, отобранных из тысяч снимков, сделанных за восемь лет путешествий в 32 разных места. Выставка - это фотографическая экспедиция вокруг Земли, путешествие по тем местам на планете, где ее обитателям пока удалось избежать разрушительного воздействия современной цивилизации. Это свидетельство того, что на нашей планете до сих пор есть большие регионы, где правит величественная природа. «ГЕНЕЗИС» делится со зрителями этой красотой и обращает их внимание на то, что на планете еще сохранилось в неприкосновенности, что уже подвергается опасности исчезновения, и что еще можно спасти.

«ГЕНЕЗИС» был начат в 2004 году и завершен в 2011. За годы работы над проектом Сальгадо посетил пустыню Калахари, джунгли Индонезии, Галапагосские острова, Мадагаскар, Аляску, Антарктику и другие места, где красота нетронутой человеком, первозданной природы поражает эпическим великолепием и вдохновляет на то, чтобы ее сохранить для будущих поколений. Большая часть фотографий была сделана в России - на полуострове Камчатка и острове Врангеля.

В отличие от социально окрашенных фотопроектов, сделавших Сальгадо знаменитым («Другие Америки» 1986г., «Рабочие» 1993г., «Земля» 1997г., «Миграции и портреты» 2000г., «Африка» 2007г.), «ГЕНЕЗИС» эстетизирует величие планеты Земля, 46% территории которой до сих пор сохранили нетронутый вид.

Проект «ГЕНЕЗИС» уже увидели более 3 000 000 зрителей в 25 городах по всему миру, в том числе в таких институциях как:
Музей естественной истории // Лондон
Королевский музей Онтарио // Торонто
Музей Ара Пачис // Рим
Ботанический сад // Рио-де-Жанейро
Музей фотографии Fotografiska // Стокгольм
Европейский дом фотографии // Париж
Международный Центр Фотографии // Нью-Йорк
Национальный Музей Сингапура
Музей Естественной Истории // Шанхай

Себастио Сальгадо (р. 1944) - бразильский фотограф, фотожурналист, совместно с Лелией Ваник Сальгадо со-основатель агентства Amazonas Images в Париже, член престижного агентства Magnum Photo с 1979 по 1994г. Сальгадо является обладателем многочисленных наград за вклад в фотографию, дважды получал титул «Фотограф года» от Международного Центра Фотографии ICP (International Center of Photography, New York). С 2001 года носит титул посла доброй воли ЮНИСЕФ, почётного члена Американской академии искусств и наук, а также был награждён медалью столетия Королевского фотографического общества.

Работа Себастио Сальгадо стала материалом для документального фильма «Соль земли», снятого в 2014 году знаменитым режиссером Вимом Вендерсом совместно с сыном Сальгадо, Джулиано Рибейро Сальгадо. Картина была отмечена специальным призом на Кинофестивале в Каннах.

Себастьян Сальгадо (Sebastião Ribeiro Salgado) June 5th, 2013

Всё началось с нескольких фото, после чего я заинтересовался их автором.

Себастьян Сальгадо - доктор экономических наук, которого в возрасте более 40 лет неожиданно застигла страсть к фотографии. Его история заслуживает особого внимания и, как мне кажется, неотделима от его творчества.

Себастьян родился в 1944 году в Бразилии на ферме среди дождевых тропических лесов, где он каждый день был окружен буйством дикой природы. В возрасте около 15 лет он покинул свой дом, чтобы продолжить обучение в школе в ближайшем городке, который казался просто чудом урбанизации по сравнению с первозданными местами, где Себастьян вырос, ведь жители фермы сами потребляли все, что выращивали, и только раз в год отгоняли скот на рынок, покидая ферму.

В то время недовольство диктатурой охватывало Бразилию, и Себастьян Сальгадо был одним из множества молодых активистов левого движения. Однако молодые оппозиционеры должны были принять решение: остаться в стране, подвергаясь опасности, или покинуть её. Централизованным решением организации, к которой принадлежал Себастьян, стал отъезд его и многих других активистов, за границу. Себастьян переехал во францию со своей женой, где получил степень доктора наук и престижную должность в инвестиционном банке, его жена стала архитектором.

Прошли годы и уже не молодого Себастьяна охватила страсть к фотографии. Он бросил работу и все, чем занимался до этого, и стал принимать активное участие в различных проектах по всему миру. Он фотографировал все, что видел и в чем участвовал. Каждая его фотография - это взгляд на то, что окружало его.

Часто бывая в Африке и Латинской Америке Себастьян фотографировал жизнь людей. Это было страшное время для него. Вокруг умирали люди, тысячи людей от бедности и голода, ужасных условий труда. Чем дальше так продолжалось, тем больше становилось его разочарование в людях и фотографии.

Разочарование было настолько сильным, что здоровье Себастьяна стало стремительно ухудшаться. Он пошел к своему другу, врачу, и тот сказал ему, что необходимо прекратить такой образ жизни.

Тогда Себастьян поехал домой в Бразилию к своим постаревшим родителям. За полвека Бразилия прошла путь индустриализации, и от лесов, покрывавших половину его региона, осталась только половина процента. Ферма, стоявшая раньше среди первозданных лесов, была окружена всего лишь отдельными деревьями, а от тысяч голов скота осталось несколько сотен.

Родители передали ферму своему единственному сыну, но он не понимал, что ему теперь делать. Жена, видя все его страдания, предложила безумную идею возродить лес на том месте, где он был раньше. И они стали сажать деревья.

В это были вложены огромные средства, ведь чтобы возродить лес в этих местах требовалось посадить 2,5 миллиона деревьев. Многолетний труд стал приносить результаты, природа начала оживать. Такой вид приобрела ферма к 2011 году:

Видя, как пробуждается природа, Себастьян постепенно стал возвращаться к своему прежнему состоянию, и в 2004 году он снова начал фотографировать.

Тогда же стали появляться и необыкновенные фотографии первобытных людей, сделанные Себастьяном в глуши лесов Амазонки.

Фотографии, сделанные Себастьяном с 2004 года, объединяются в один большой проект с названием "Genesis". Эти фотографии - как бы презентация нашей планеты и должны напоминать нам, что у нас еще осталось и пока не поздно спасти.

Последним репортажем, завершающим проект Genesis, стала поездка Себастьяна в Сибирь и на Камчатку.

Фотографии Себастьяна Сальгадо - лучшее, что я видел за последнее время. И то, что его называют одним из лучших мастеров репортажа, звучит все равно слишком скромно и сдержанно.



Похожие публикации