Ассоциации по сходству. Значение ассоциация по сходству в медицинских терминах. Условие эффективности процесса запоминания

А., возникающая на основе внешнего сходства соответствующих объектов (самолет - орел).


Смотреть значение Ассоциация По Сходству в других словарях

Ассоциация — ж. франц. скоп, соединение, товарищество, братство, союз, общество, община, артель, сдружье, соглас для какой-либо общей цели.
Толковый словарь Даля

Ассоциация — ассоциации, ж. (от латин. associo - объединяю). 1. кого-чего. То же, что объединенный союз, общество, товарищество (в применении к нек-рым организациям). Российская ассоциация........
Толковый словарь Ушакова

Ассоциация — -и; ж. [от лат. associare - присоединять].
1. Объединение лиц или учреждений одного рода деятельности; союз. Краеведческая а. А. научных работников. Вступить в ассоциацию промышленных........
Толковый словарь Кузнецова

Ассоциация — (лат. associatio соединение) - общественное объединение.
Политический словарь

Ассоциация Государств Юго-восточной Азии (association Of South East Asian Nations - Asean) — - региональная межправительственная политико-экономическая организация. В российской политической лексике принято употреблять аббревиатуру АСЕАН. Создана в 1967 на........
Политический словарь

Американская Автомобильная Ассоциация — Год
основания: 1902. Штаб-
квартира: г. Хитроу (Heathrow),
штат Флорида (FL), США. Члены: индивидуальные члены входящих в
объединение автомобильных клубов.
Цели:........
Экономический словарь

Американская Ассоциация Агентов — Год
основания: 1980. Штаб-
квартира: г.Индианаполис: (Indianapolis),
штат Индиана (IN), США. Члены: страховые
агенты.
Цели:
защита интересов страховых агентов,........
Экономический словарь

Американская Ассоциация Адвокатов — AMERICAN BAR ASSOCIATION - ABAАВА - ведущее профессиональное объединение адвокатов в США, имеющее более 350 тыс. членов. АВА была основана в 1878 г. для содействия целям и работе правововедов,........
Экономический словарь

Американская Ассоциация Банкиров — ААБ(AMERICAN BANKERS ASSOCIATION - ABA). Нац. торговая ассоциация для амер. коммерческих банков всех размеров и типов. Основанная в 1875 г., ААБ способствует повышению роли коммерческих........
Экономический словарь

Американская Ассоциация Инвестиционных Банкиров — INVESTMENT BANKERS ASSOCIATION OF AMERICAПервоначально созданная в 1912 г., ААИБ в 1972 г. была слита с Ассоциацией маклерских фирм фондовой биржи (Association of Stock Exchange Firms), в результате чего возникла........
Экономический словарь

Американская Ассоциация Перестрахования — Год основания: 1968. Штаб-квартира: г. Вашингтон (Washington), округ Колумбия (D.C.), США. Члены: компании по перестрахованию рисков в области страхования имущества и от случайных........
Экономический словарь

Американская Ассоциация По Иностранному Страхованию — англ. American foreign insurance association, AFIA группа американских страховых компаний, занимающихся страхованием рисков вне территории США.
Экономический словарь

Американская Ассоциация Риск И Страхование — Год основания: 1932. Штаб-квартира: г. Орландо (Orlando), штат Флорида (FL), США. Члены: педагоги и другие специалисты по профессиональному образованию и проведению исследовательской........
Экономический словарь

Американская Ассоциация Страховых Услуг — Год
основания: 1936. Штаб-
квартира: г. Бенсенвилл (Bensenville),
штат Иллинойс (IL), США. (Прежнее наименование: Тарифное
бюро транспортного страхования.) Члены: компании........
Экономический словарь

Американская Ассоциация Частных Инвесторов — Расположенная в Чикаго некоммерческая организация, созданная для обучения частных инвесторов. Печатает материалы и проводит семинары по различным направлениям финансовых........
Экономический словарь

Американская Маркетинговая Ассоциация) Ама — - наиболее крупная среди зарубежных национальных маркетинговых ассоциаций (более 50 тыс. членов). Создана в 1937 г. для содействия сотрудничеству в области маркетинговой........
Экономический словарь

Американская Медицинская Ассоциация — См. Ассоциации медицинские
Экономический словарь

Американская Страховая Ассоциация — Год
основания: 1964. Штаб-
квартира: г. Вашингтон (Washington),
округ Колумбия (D.C.), США. Члены: страховые компании, специализирующиеся на страховании имущества, страховании........
Экономический словарь

Ассоциация — - добровольное
объединение юридических, физических лиц.
Экономический словарь

Ассоциация Аварийных Аджастеров Соединенных Штатов — Год основания: 1979. Штаб-квартира: г. Нью-Йорк (New York), штат Нью-Йорк (NY), США. Члены: аджастеры и страховщики морского страхования, юристы по делам морского страхования судов........
Экономический словарь

Ассоциация Андерайтеров Ллойда — Структурированная
часть страхового рынка
Ллойд. Профессиональная
ассоциация андерайтеров Ллойда, специализирующихся на размещении рисков морского страхования.........
Экономический словарь

Ассоциация Андеррайтеров Ллойда — часть корпорации Ллойда, специализирующаяся на размещении рисков морского страхования. Работает в непосредственном контакте с Институтом лондонских страховщиков........
Экономический словарь

Ассоциация Андеррайтеров По Страхованию Внутренних — Год основания: 1930. Штаб-квартира: г. Нью-Йорк (New York), штат Нью-Йорк (NY), США. Члены: страховщики, осуществляющие операции страхования внутренних перевозок на территории........
Экономический словарь

Ассоциация Аудиторов — -
общественная организация. объединяющая независимых дипломированных бухгалтеров, аудиторов, имеющих лицензию на
право заниматься аудиторской деятельностью.
Экономический словарь

Ассоциация Банковская — англ. bank association ассоциация коммерческих банков, создаваемая для защиты их коммерческих интересов. В Российской Федерации - Ассоциация российских банков (АРБ).
Экономический словарь

Ассоциация Банковских Карточек — англ. Bank Card Association организация объединяющая банки-эмитенты платежных карточек типа Виза, Европэй или Мастеркард. Ассоциация выполняет функции лицензирования, авторизации........
Экономический словарь

Ассоциация Британских Банкиров — англ. british bankers association организация объединяющая около 300 британских банков, создана в 1920 г. Членом организации может быть любой банк, учрежденный по британскому законодательству........
Экономический словарь

Ассоциация Британских Страховщиков — См. Блекбалси
Экономический словарь

Ассоциация Брокеров Ллойда — См. Ллойд, Брокер Ллойда
Экономический словарь

Ассоциация Бюро По Управлению Операциями Страхования Жизни — Год
основания: 1924. Штаб-
квартира: г. Атланта (Atlanta),
штат Джорджия (GA), США. Члены:
страховщики жизни и здоровья США и Канады. Ассоциированные члены: страховщики........
Экономический словарь

ассоциаций, предложенная К.Д. Ушинским: по месту, по времени, по

противоположности, сходству, «ассоциации рассудочные», «ассоциации по

сердечному чувству, «ассоциации развития». Влияние ассоциаций на

Оригинальность и яркость музыкальных образов.

Исследование музыкального восприятия в контексте психологии

бессознательного. «Коллективное бессознательное» (К.-Г. Юнг).

Преломление архетипичных

символов («дитя», «герой», «анима», «мать», «старик», «круг») в

Индивидуальном бессознательном восприятии музыки.

Законы музыкального восприятия. Проявление закона доминанты (А.А.

Ухтомский) в восприятии музыки. Константность музыкального

восприятия. "Закон перцепции" Н.Н. Ланге: смена фаз восприятия

Происходит от более общего характера к более частному,

Дифференцированному, диффузное представление о предмете сменяется

Более детальным.

Фазы художественного восприятия: впечатление, заражение, уподобление,

осмысление, сопоставление с исходным мироощущением, постижение "

Посредством этого сверхидеи произведения, обобщение впечатления.

Стадии контакта реципиента с музыкальным произведением: предком-

Муникативная, коммуникативная, посткоммуникативная. Стадии в

восприятии музыки: 1) слушание как физический и физиологический

Процесс; 2) понимание и переживание музыки; 3) ее интерпретация и

Оценка (А.Н. Сохор).

Апперцепция как актуализация ценностного и оценочного опыта,

Усвоенных критериев и шкал. Механизмы апперцепции и проблема

Адекватного постижения художественного произведения. Сопереживание,

Эмпатия в процессе художественного восприятия. Сотворчество

Реципиента. Проблемы понимания музыкального текста. Роль социального

Фактора в формировании способности к восприятию музыки. Влияние

Субкультуры, группового фона на музыкальное восприятие. Стадии в

развитии способности к восприятию музыки: 1) сенсомоторного научения;

Перцептивных действий; 3) стадия образования эстетических моделей;

Эвристическая.

Значение мнемических процессов в развитии музыкальной культуры

Личности. Музыкальная память как комплекс различных видов памяти.

Основные разновидности музыкальной памяти: эмоциональная,

Двигательная, зрительная, слуховая, логическая. Ведущая роль слухового

Компонента в музыкальной памяти. Методы развития музыкальной памяти.

Приемы работы по запоминанию музыкального текста (смысловая

группировка, смысловое оттеснение). Виды запоминания: произвольный,

Непроизвольный. Включение в работу всех анализаторов как необходимое

Условие эффективности процесса запоминания.

Способы работы по запоминанию, предложенные И. Гофманом: 1) работа с

Текстом произведения без инструмента; 2) работа с текстом произведения

За инструментом; 3) работа над произведением без текста (игра наизусть);

Работа без инструмента и без нот.

Процессы воображения в создании художественного произведения.

Индивидуальные особенности воображения, фантазии, интуиции,

Вдохновения в музыкальном творчестве.

Внимание и воля в системе музыкально-познавательных процессов. Учет в

Практике музыкального образования функций и свойств внимания.

Внимание экстериоризованное и интериоризованное в структуре

музыкального сознания. "Круги" внимания (К.С. Станиславский).

Тема 3. Особенности эмоционально-волевой сферы и психомоторных

Актов музыканта.

Раздел 1 Музыкально-познавательные процессы психики личности.

Раздел 2 Психологические особенности личности и музыкальной

Деятельности учащихся и учителя музыки.

Музыкальные способности и особенности из развития на различных

Возрастных этапах.

Проблема соотношения общих и специальных, врожденных и

приобретённых способностей в музыкальной психологии. Вклад Б.М.

Ассоциа́ция , в психологии - связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.); основное понятие ассоциативной психологии. Различают ассоциации по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. Термин введен Дж. Локком (1698).

Виды ассоциаций . По типу образования различают˸

Ассоциации по сходству;

Ассоциации по контрасту;

Ассоциации по смежности в пространстве или во времени;

Причинно-следственные ассоциации.

Всякое запоминание или заучивание предполагает установление соответствующих нервных связей, или ассоциаций. Это определение имеет важное значение для понимания и психологической природы ассоциаций. Состоя из ряда связанных указанным образом рефлексов, каждый из которых есть в то же время и ощущение (зрительное, слуховое и т. д.), сама ассоциация есть не что иное, как ʼʼнепрерывное ощущениеʼʼ. ʼʼАссоциация есть столько же цельное ощущение, как и любое чисто зрительное, чисто слуховое, только тянется обыкновенно дольше, да характер её беспрерывно меняетсяʼʼ (И. М. Сеченов). Как и всякое отдельное ощущение, ассоциация закрепляется и становится более отчетливой в результате повторения. По сравнению с отдельными ощущениями ассоциации являются сложным образованием. Благодаря повторению составляющие её нервные процессы настолько тесно связаны, что малейшее возбуждение части влечет за собой воспроизведение целой ассоциации. ʼʼЕсли дана, например, ассоциация зрительно-осязательно-слуховая, то при малейшем внешнем намеке на её часть, т. е. при самом слабом возбуждении зрительного, или слухового, или осязательного нерва формой или звуком, заключающимся в ассоциации, в сознании воспроизводится она целикомʼʼ (И. М. Сеченов). Раскрытые Сеченовым физиологические основы ассоциаций дают ясную картину физиологических механизмов, как процесса запоминания (заучивания), так и процесса воспроизведения. В психологии различают три вида ассоциаций˸ по смежности, по сходству и по контрасту. Когда мы запоминаем вольное гимнастическое упражнение, состоящее из 8-10 последовательно выполняемых элементов, между отдельными элементами этого упражнения устанавливаются связи, которые носят названия ассоциаций по смежности . Благодаря этим связям нервные процессы, обеспечивающие выполнение одного какого-нибудь, например третьего в данном ряде, элемента, вызывают действие нервных процессов, связанных с выполнением следующего, четвертого, элемента, и т. д., благодаря чему мы последовательно и без ошибок выполняем все упражнение в целом. Ассоциации по смежности имеют место также при запоминании словесного материала, например при заучивании наизусть стихотворения. Несколько инои̌ характер носят ассоциации по сходству ˸ с ними мы имеем дело в тех случаях, когда восприятие какого-нибудь предмета вызывает в памяти воспоминание сходного с ним предмета, хотя этот последний никогда не воспринимался нами совместно или рядом с первым. Например, вид стадиона ʼʼДинамоʼʼ в Москве может вызвать в нашей памяти воспоминание о когда-то виденном нами стадионе в Киеве. Восприятие прыжка на лыжах с трамплина, выполняемого одним спортсменом, может вызвать у нас воспоминание о том, как такой же прыжок на лыжах совершали другие спортсмены в других условиях. В этих случаях исходное раздражение и вызванное им воспоминание относятся к объектам, которые никогда раньше не воспринимались одновременно или в непосредственной смежности. И все же одно из них вызывает в нашей памяти другое. Ассоциации по сходству опираются на сходство нервных связей, которые вызываются двумя сходными объектами. Оба стадиона похожи друг на друга по своей общей структуре (наличие футбольного поля, беговой дорожки, трибун и т. д.), хотя и отличаются некоторыми частными архитектурными деталями. Оба прыжка тоже сходны по своему виду и стилю (наличие склона, по которому скатывается лыжник, одинаковая группировка в полете, сходные движения рук для сохранения равновесия в воздухе и т. д.), хотя и отличаются некоторыми своими особенностями (иная местность, другой лыжник и т. д.). Сходные моменты в этих разновременно воспринимающихся объектах вызывают сходные нервные связи, отражающие общие в том и другом объекте черты, благодаря чему возбуждение в коре головного мозга связей, относящихся к одному предмету, закономерно вызывает оживление связей, относящихся к другому. Ассоциации по сходству имеют огромное значение в любом учебном процессе. Благодаря им мы получаем возможность сравнивать изучаемые явления с уже изученными, находить в них общие и отдельные черты и таким образом лучше усваивать и запоминать необходимый материал. Близки по своей форме к ассоциациям по сходству ассоциации по контрасту , при которых восприятие какого-нибудь предмета вызывает в памяти воспоминание о другом предмете, отличающемся прямо противоположными признаками. Когда мы попадаем на плохо устроенный стадион, в нашей памяти может возникнуть представление о виденном нами ранее образцовом стадионе. Наблюдая неудачное выполнение какого-либо сложного физического упражнения, например прыжка с шестом, мы можем вспомнить, как известный мастер спорта отлично выполняет это упражнение. Ассоциации по контрасту представляют из себявременные связи, включающие представления о контрастирующих объектах в виде входящих в общее целое противоположных по своему характеру и значению членов. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (чистота и грязь, организованность и расхлябанность, здоровье и болезнь и т. д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей. Ассоциации могут иметь своим исходным моментом не только непосредственное восприятие первого члена такой временной связи, но и возникшее в сознании представление о нем, а также и словесные раздражители. Таким образом, законы ассоциаций приобретают очень огромное значение для всех процессов памяти и могут быть обнаружены в любом из этих процессов. В учебной работе, как правило, мы имеем дело с преднамеренным образованием ассоциаций в целях лучшего усвоения учебного материала. Все ассоциации имеют условно рефлекторную природу; физиологической основой их является замыкательная функция коры. В своем возникновении и течении они подчинены основным законам образования условных рефлексов. В соответствии с этими законами для быстрого и точного образования требуемых ассоциаций необходимо˸ а) правильно сочетать раздражения, т. е. предъявлять раздражение, которое мы хотели бы ассоциировать с уже известным, так, чтобы оно несколько предшествовало уже образовавшемуся представлению; б) организовать достаточное количество повторений для закрепления интересующей нас новой связи, опираясь при этом на уже установившиеся и закрепленные связи.

Ассоциация. Её основные виды. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Ассоциация. Её основные виды." 2015, 2017-2018.

6. Если возбужденное в нас представление есть вполне повторение прежнего, то оно только углубляет след прежнего и тем укореняет его в памяти. То же самое происходит, если новое представление хотя, собственно, и могло бы быть отличено от прежнего, но это отличие так слабо, что сознание не могло его уловить. Так, например, новое имя, сильно сходное с тем, которое мы уже помним, не запоминается нами, если мы не обратим особенного внимания на различие, между ними существующее. Но если в новом представлении есть несколько членов, которые были и в прежнем, а вместе с тем есть несколько и новых, которых в прежнем не было, тогда происходит совершенно другое явление: сходные следы, одинаковые члены ассоциаций, совпадают, усиливая друг друга и вместе с тем крепко связывая и то, что есть различного в новых представлениях. Это объясняется свойствами нервной системы, с которыми мы познакомились уже в главе о привычке. Усвоив какую-нибудь привычку, может быть, с большим трудом, нервы наши легко уже делают прибавление к этой привычке; так, человек, привыкший к игре на фортепиано, легко усваивает новую музыкальную пьесу и т. п. Новая ассоциация представлений, так сказать, срастаясь одной своей частью со старою, уже глубоко укоренившеюся, опирается новою своей частью на это прочное основание. На этом свойстве памяти основаны, например, все методы изучения иностранных языков, берущие свое начало от метода Жакото (методы Робертсона, Зейденштюкера и др.). Здесь трудны, собственно, только первые уроки; дальнейшие же все постепенно становятся легче и легче, если первые были выучены с величайшею точностью. Новые слова и обороты, беспрестанно перемешиваясь со старыми, укрепляются крепостью именно этих старых, твердо выученных; а старые хотя и сообщают свою крепость новым, но не теряют своей силы, потому что беспрестанно повторяются. В этом и заключается психологический секрет методы Жакото, так удивившей в свое время педагогов Европы. Казалось бы, что при таком беспрестанном повторении учение должно идти медленно, а выходит наоборот: оно идет медленно тогда, когда мы приобретаем все новое и новое, не повторяя старого и не сплавляя нового со старым.

7. Весьма естественно, что новое представление, сросшееся своими тождественными членами со старым, глубоко укоренившимся, ложится с ним рядом, от чего образуется новая ассоциация двух, трех, четырех представлений и т. д., связанных между собою общими для них звеньями. Понятно также, что эти ряды связанных между собою ассоциаций возникают в нашем сознании такою же цепью, какою легли в нашу память: одно звено этой цепи следов вытягивает за собою другое, за другим выходит третье и т. д. То есть простая привычка нервов мало-помалу разрастается в сложную привычку и простая идея - в сложную идею, и каждое звено из этого ряда или нервных привычек, или душевных идей влечет за собою деятельность другого звена, другое - третьего и т. д.

8. Теперь нам легко объяснить себе, почему человек, занимающийся преимущественно, например, историей, все легче и легче усваивает исторические события, а человек, занимающийся ботаникой, все легче и легче усваивает ботанические сведения; почему у различных людей формируются различные памяти - ботаническая, историческая, математическая и т. д. Новые исторические факты, входя в память, улегаются в ней тем легче и прочнее, чем более находят возможности образовать ассоциации с прежними, уже твердо залегшими в памяти фактами. Ботаник, например, легко замечает десятки и сотни растений, тогда как неботаник быстро забывает и те немногие, на которые случайно обратил свое внимание. Это происходит не только оттого, что ботаник знает, на что следует обратить внимание в растении, в чем собственно состоит его особенность, тогда как неботаник, смотря безразлично на все части растения, не различая случайного от существенного, не замечает прочно ничего, но также и оттого, что в памяти ботаника есть уже твердо укоренившейся представления множества растений, так что представление всякого нового растения сейчас же составляет в уме его множество ассоциаций со следами прочих и укореняется прочно силою уже укоренившихся прежде представлений. Тот же самый ботаник, занявшись изучением другого предмета, например языков или истории, оказывается часто беспамятным. Так, знаменитый Линней, обладая необъятною ботаническою памятью, был замечательно беспамятен в (отношении изучения языков. Прожив три года в Голландии, он не мог выучиться говорить по-голландски; даже латынь он знал плохо, хотя создал ботаническую номенклатуру на латинском языке *. "Люди, занимающиеся изучением какой-либо номенклатуры, - говорит г-жа де Соссюр, - могли заметить, что первые пять-шесть слов заучиваются с большим трудом и что потом удерживается без труда несравненно более. То же самое замечается при изучении иностранных языков, стихотворений и вообще при всяком упражнении памяти. Кажется, как будто при входе в каждую область знания стоит препона, которая, будучи снята раз, уже не представляется более" **. Однако же, принимая вместе с последователями Гербарта, что память есть нечто, приобретаемое человеком, есть ассоциация следов, мы не согласны видеть в этом всю способность памяти и всю причину различия этой способности у разных людей. Мы уже видели, как, с одной стороны, память находится вообще в зависимости от нервной системы, как она ослабевает с годами и подвергается влиянию болезненного состояния нервов; а с другой - как направление памяти может зависеть от прирожденных способностей организма: от различной силы, впечатлительности и разборчивости того или другого органа нервной системы у различных лиц.

______________________

* Erziehungs- und Unterrichtslehre, von Benecke. В. I. S. 92.

** L"education progressive, par m-me Necker-de-Saussure. 4 ed. T. II. P. 134.

______________________

9. Ассоциация представлений посредством частного сходства их имеет чрезвычайно важное значение для педагога. Привязывать к старому, уже твердо укоренившемуся все изучаемое вновь - это такое педагогическое правило, от которого, главным образом, зависит успех всякого учения. Хорошая школа, кажется, только и делает, что повторяет, а между тем знания учеников быстро растут; дурная школа только и делает, что все учит вновь или повторяет забытое, а между тем знания мало прибавляются. Хороший педагог, прежде чем сообщить какое-нибудь сведение ученикам, обдумает: какие ассоциации по противоположности или по сходству может оно составить со сведениями, уже укоренившимися в головах учеников, и, обратив внимание учащихся на сходство или различие нового сведения со старым, прочно вплетет новое звено в цепь старых, а потом нарочно подымет старые звенья вместе с новыми и тем самым укрепит прочно новые ассоциации. Беспрестанное передвижение в голове старых звеньев необходимо уже для того, чтобы придать им силу, укрепляющую новые звенья, и потому хороший педагог повторяет старое не для того, чтобы повторять забытое, а для того, чтобы этим старым прочнее укрепить новое. Понятно, что сила такой приобретенной памяти увеличивается новыми приобретениями.



Похожие публикации