Вокруг головы на иконах. Значение слова «нимб

||| ???
? Гало / Ореол / Мандорла / Сияние /
Лат.: облако.
Символ ауры, озаряющей, окружающей сверхчеловеческие личности и в первую очередь голову. Зона света, представленная обычно в виде круга, квадрата или треугольника. Эманация центральной духовной энергии, души. Окружает голову, а иногда всю фигуру божественных или святых персон, указывая на их величие.
Первоначально олицетворял силу Солнца и солнечный диск, - атрибут богов Солнца.
Божественное сияние; сила огня и энергии божества; сияние, исходящее от святости; духовная энергия и сила света; "круг славы" гения; доблесть; излучение жизненной силы (мудрости), идущей от головы; трансцендентный свет знаний.
Одновременно (в восточной иконографии) означает идентификацию с солнечным божеством, могущество и принадлежность к власти либо - духовную силу, в отличие от светской (корона).
Иногда употребляется как атрибут Феникса - символа солярной силы и бессмертия.
Нимб обычно золотой в христианском искусстве, красный в индийском и голубой у античных богов.
Может быть радужным.
Форма:
Круглый нимб (собственно гало):
o Близок к символике круга;
o В искусстве Византии - знак умерших, заслуживших примерной жизнью на земле милость небес;
o Нимб Девы Марии всегда круглый и часто изысканно украшен;
o Нимбы святых или других божественных персон обычно без орнаментов;
o Крестообразный нимб (крест внутри круга), - специфический символ Христа (Искупления и Распятия).
Ореол в форме эллипса символизирует духовный свет.
Квадратный (иногда шестиугольный):
o Указывает на живущего святого или отличает от святых обычных людей, например, жертвователей.
o Может символизировать цельность главы божества: три стороны - Троица, четвертая - глава как целое.
Треугольник:
o Три луча означают Триединого Бога или Святую Троицу.
o Треугольный нимб или ромб означает Бога Отца (см. выше о квадратом нимбе).
Многоугольные нимбы:
o Используются для изображений персон, символизирующих добродетели, или других аллегорических фигур.
o Шестиугольное гало указывает на большие достоинства или аллегорический характер изображения.
Двойной нимб, гало или лучи олицетворяют двойной аспект божества.
Буддизм
Красное гало Будды - показатель динамичной солярной активности.
Античность
В азиатском и позднеантичном искусстве эллинизма это - излюбленное средство передачи божественности, величия царей и обожествленных римских императоров на монетах.
Голубой нимб - атрибут Зевса и Юпитера (как бога Неба), Феба и Аполлона, Дионис и Вакх.
Индуизм
Шива с ободом пламени символизирует космос.
Митраизм
Указывает на свет Солнца и Митру как бога Солнца.
Психология
Солнечный венец.
Персия
В представлении персов символизировал могущество Ахура-Мазды. Золотой круг - разновидность солнечной короны - близок символике золота, иероглифу совершенного человека и его психической силы.
Христианство
Заимствован у языческих изображений богов солнца или правителей, особенно из иконографии митраизма, вытесненного христианством в Римской империи. В римских катакомбах Каликста появляется со 2 в. как увенчание головы Христа, позднее этим способом выделяются также Мария и ангелы. Не изображался широко до IV в., когда становится символом четырех евангелистов.
Означает святость; святого; Божественное происхождение и святость Троицы, Святого Семейства, ангелов.
Обычно используют стилизованные нимбы в виде сияющего обруча или круга.
Крестчатый нимб указывает на Христа.
В византийском искусстве Сатану иногда изображали с гало, означающим излучение силы.
Иллюстрации
Крестовый нимб Вседержителя (Пантократора) в византийской церкви в???афни, ок. 1100 г.


Нимбы, или гало, окружающие головы святых, символизирует исходящий от них Свет Божий. Изображенная в центре мандорла, или vesica piscis, окружает все тело персонажа.

Черновые материалы
В религиозном искусстве зона света, расположенная вокруг головы божественной или причисленной к лику святых личности. Иногда так изображались древние боги Индии и Китая. Он являлся атрибутом богов-солнце - Митры, Аполлона и Гелиоса (обычно в форме излучаемого света) и был принят в образах уже умерших римских императоров.
Ореол, по-видимому, появился в христианском искусстве около V века. Его использование поначалу ограничивалось тремя лицами Троицы и ангелами, но постепенно распространилось на апостолов, святых и других.
На Востоке нимб символизировал скорее силу, нежели святость, и по этой причине в византийском искусстве им нередко наделялся Сатана.
Нимб приобрел несколько очертаний.
Крестообразный нимб обычно является атрибутом Христа, хотя в некоторых изображениях Троицы он может быть у всех трех её лиц.
Треугольный нимб, символизирующий Троицу, принадлежит Богу-Отцу.
Квадратным нимбом наделяются живые (современные художнику) личности, такие, как папа, император и донаторы.
Богословские и основные добродетели и другие аллегорические фигуры имеют шестиугольные нимбы.
Известная круглая форма принадлежит главным образом Деве Марии, ангелам и святым.
В живописи позднего средневековья он изображался как плоская золотая пластинка, на которой (особенно в XIV веке) было начертано имя обладателя нимба. Художники раннего Возрождения свели это к простому кругу, который показывался в перспективе.
Но нимб вышел из употребления и в искусстве пост-Ренессанса использовался редко.
Термин "ореол" обозначает свечение, которое окружает всю фигуру, а не только голову. Это специфический атрибут божественности, и он остается только для Христа, особенно в Преображении -, и Девы Марии. По поводу стилизованного миндалевидного ореола см. Мандорла.
Нимб, сияние, гало или ореол - светящийся круг наподобие короны, которым древние наделяли своих божеств, а христиане - святых (8).
Визуальное выражение лучезарной сверхъестественной силы; или же, более упрощенно, интеллектуальной энергии в её мистическом аспекте. Подтверждением этому служит и тот факт, что античная традиция, как правило, приравнивала разум к свету.
Иногда ореол имеет сферическую форму; мусульмане, например, представляют рай в виде жемчужины и верят, что в раю праведники живут в жемчужинах, каждый со своей гурией. Ореол сравнивается с клеткой и, в особенности, со сферой как таковой (46).
Юргис Балтрушайтис в "Фантастическом Средневековье" собрал множество средневековых изображений существ, заключенных в прозрачные, очевидно, стеклянные сферы. В работах Иеронима Босха также часто встречаются подобные примеры. В этом случае ореол - просто визуальное выражение своего рода детерминизма, окутывающего каждого человека в его собственный образ жизни и его судьбу, как благоприятную и райски-счастливую, так и полную страданий и адских мук.
Изображение видимого лучистого сияния, используется в искусстве для обозначения людей с необыкновенной духовной силой или святых.
Ореолы бывают следующих форм:
гало - светящееся кольцо;
нимб - светящийся круг;
мандорла - стилизованный миндалевидный ореол.
Символизм ореола связан с сияющими божествами древнейших культов - Солнца и Огня.
Этимология слова "ореол" (произошло от латинского "aureola corona" - "золотая корона") показывает, что этот термин очень удачен для обозначения свечения в форме короны, сформированной из лучей света.
Ореол иногда окружает лишь голову, а иногда и всю фигуру.

Ореол - символ божественности, и следовательно, высшей силы.
Его использование предназначено для представления Бога: Отца, Сына и Святого Духа или для символов, служащих выражением ипостасей Троицы.
Кроме того, изображение ореола может распространяться на образы Пресвятой Девы.
Ореол состоит из поля света и величия, исходящего из всего тела.
В одних случаях ореол повторяет форму тела и, как бы обволакивая его, проявляется в виде световой оболочки. В других случаях ореол отделен от тела и представляет собой множество световых лучей, исходящих из некого центра. Иногда ореол заканчивается заостренными языками пламени или весь состоит из них. Он может быть оттенен цветами радуги.
В раннехристианской живописи ореолы были белыми, но в эпоху Возрождения, чтобы создать ощущение света, обычно использовалось золото.
Иногда можно увидеть голубой ореол, выражающий небесную славу.

ХРИСТИАНСТВО
Слава - сияющий свет, который объединяет в себе нимб вокруг головы и ореол вокруг тела. Она выражает самое высшее состояние божественности, и следовательно, является атрибутом Бога как Царя Небесного и Христа как Судьи.

Считается, что нимб может иметь различную форму и цветовую гамму. Чаще всего на иконах и картинах с ликом святых нимб имеет округлую форму, хотя встречаются нимбы треугольные, пятиконечные.

На некоторых изображениях Христа его нимб имеет вписанный внутри него крест, крещатым, такой тип написания нимба встречается на символических изображениях.

Знак величия

Нимб на изображениях святых стал известным атрибутом еще во времена античности, позднее получил широкое распространение в христианском . Исламское искусство тоже употребляет изображение нимба в различных миниатюрах, но в них он может принадлежать не только святым, но и обычным людям. В Византии было принято изображать с нимбом царских .

В привычном значении слово «нимб» появилось в русском языке еще в 19 веке и было заимствованно из немецкого. До этого на изображениях его было принято называть «окружком», производным от слова «круг». В то же время появилось и еще одно название – «венец», оно было ближе к католическому видению этого атрибута, который действительно, словно венчал голову.

Возникновения нимба

Версий о происхождении нимба довольно много, но вероятнее всего, его появление связано с верованиями , которые считали, что боги, появляясь в человеческом облике, испускают сияние, все их тело освещено сиянием от эфира. Сначала это усвоилось людьми при помощи литературных описаний, а после нашло отражение и скульптуре.

В то время было сложно изобразить на картине человека полностью окруженного священным сиянием, от того художники стали обозначать его условно, окружая им лишь пространство возле головы. Позднее изображение подобного сияния было заимствованно другими культурами, а также религиозными христианами. В нимб приобрел принадлежности изображенного к числу святых.

Нимб в религиях

В буддизме также присутствуют подобные изображения, зачастую они означают силу духа, власть духовную, отличную от власти светской. В буддизме изображенные нимбы могут иметь голубой или желтый цвет, а также радужную расцветку. Нимб Будды изображается красным.

«Корона Славы»
Дата публикации: 11.10.2007
Источник: ЗАО "Русский Антиквариат"

Религиозная символика всегда была важным ключом к прочтению замысла художника. Общий символ христианских святых, который является обязательным в их изображении, это нимб (лат.nimbus - туча, облако), или ореол (лат. corona aureolа - золотой венец). Различное изображение ореола, нимба для передачи идеи некой ауры в искусстве отражает взаимовлияние мировых цивилизаций и религий.

Каждое произведение искусства - это зашифрованное послание автора нам, зрителям. Особенно справедливо это замечание для произведений, посвященных тем или иным аспектам религии в целом и христианства в частности. Знание религиозной символики чрезвычайно важно для настоящего прочтения и оценки таких произведений. Не ограничивая себя рамками иконописи, в целях более широкого обзора возможных вариантов религиозной символики обратимся к наиболее яркому признаку святости в произведениях искусства.

В эпоху поздней античности создание культа христианских святых, разделяющих страхи и страдания мирян, явилось вкладом церкви в гуманизацию жизни тогдашнего общества. Святость при различных путях ее обретения всегда означает победу человека над злом в нем самом и в мире. В христианстве святые занимают очень важное место: за длительную историю церкви во имя христианской любви и благочестия было совершено немало ярких подвижничеств.

Нимб был известен во многих мировых религиях и мировом искусстве в целом как символ величия и власти. Известны изображения Будды с красным нимбом. Древние греки считали, что сияющий нимб - это частица эфира, который являет собой место пребывания богов. Ореол - атрибут античных солярных богов, таких как Митра, Гелиос, Аполлон. Верховное божество древних греков Зевс и его римский собрат Юпитер были обладателями голубых ореолов. Ореолом в теологии называют зону света, расположенную вокруг головы божества или причисленного к лику святых. Впервые такие нимбы появились на христианских изображениях IV века, во времена правления императора Константина I Великого (306–337). Нимб называют также «гало», божественным светом, по аналогии с сиянием, которое астрономы наблюдают вокруг солнца и других планет. Этот термин, ведущий свое происхождение от греческого «халос» (круглый настил из дерева, по которому шагал бык, вращавший жернова мельницы), был перенят теологами в XVI веке. Таким образным сопоставлением ими была обозначена «корона славы» над головами святых.

В Древнем Риме было принято воздвигать статуи умершим императорам с мениском - круглым металлическим горизонтальным кружком над головой, служившим защитой от непогоды и птиц. Для Востока нимб в первую очередь - это олицетворение силы, порой недоброй. Видимо, поэтому и в византийском искусстве сатана тоже имел над головой подобие нимба.

Первоначально в христианстве нимбы в качестве общих символов святости выглядели как золотой диск и использовались при изображении Троицы (Бог - Отец, Сын и Святой Дух) и ангелов. Постепенно нимб стал обязательным атрибутом апостолов и святых.

Менялась и форма нимба. С XII века появляется окантовка золотого диска орнаментальной каемкой, добавляются радиальные лучи света. К XVI веку диск упростился до известного ныне золотого круга, порой ограниченного тонкой линией различного цвета: красного, белого или черного. В живописи позднего европейского средневековья изображение круглого нимба переросло в изображение плоской золотой пластинки. На пластину наносилось имя обладателя знака святости.

В эпоху Возрождения нимб превратился в простой круг, изображение которого давалось в перспективе. К XVI веку в связи с распространением в Европе светского мировоззрения и идей гуманизма обязательность изображения нимба в западноевропейской живописи фактически была утрачена.

Если для искусства Западной Европы на определенном этапе (после Реформации) характерно игнорирование канонического изображения нимба как символа святости, то в русской иконописи, опирающейся на византийскую традицию, выдерживалось соблюдение канонов.

Как всякий другой символ, нимб, развиваясь, претерпевал определенную эволюцию. Сегодня можно говорить, что помимо традиционного (круг) нимб может иметь четыре варианта: квадрат, крест (или три луча), треугольник и мандорла (овал).

Современные художнику личности, такие как папа, император, донаторы, подвижники, почитавшиеся еще при жизни, наделялись квадратным нимбом. Нимбы такого типа встречаются в основном в средневековой западноевропейской живописи. Другой тип ореола - крест - форма нимба персонажей Троицы, в первую очередь Христа. Рассмотрим этот вариант нимба на примере русской иконографии.

В традиционной русской иконописи атрибутом Христа и других персонажей Троицы является крестообразный нимб, порой он имеет форму трех лучей. При этом принято в нарисованном над головой Христа кресте, на его рукавах располагать греческие буквы - первые буквы слов «Азъ есмь Сый» («Я есть сущий, истинный»). Так Господь Саваоф назвал себя, явившись Моисею в образе Неопалимой Купины, когда Моисей спросил: «…как Ему имя?» (Исход, 3:13–14). Такой нимб Христа называется «крестчатым» или «крестным» нимбом. С таким нимбом порой предстает и символическое изображение Христа в образе Доброго Пастыря и Агнца Божьего. Известно, что равносторонний треугольник является символом Троицы, единой божественной сущности; при этом все три ипостаси Троицы равны и, по христианскому учению, одинаково вечны. В католической иконографии в треугольный нимб вписано Всевидящее око, изображаемое в виде глаза. В сторону от него расходятся лучи света. Порой такое изображение Всевидящего ока может быть помещено в своде купола православного храма. Заимствованное у Запада, оно встречается в памятниках, датируемых не ранее чем XVIII веком. С треугольным нимбом иногда изображался и Святой Дух (в виде голубя).

Для русской иконописи характерно также изображение Бога-Отца с нимбом, состоящим из двух совмещенных квадратов, образующих восьмиконечную звезду, вписанную в круг. Таким Бог-Отец предстает на изображениях Новозаветной Троицы, включающей фигуры Бога-Отца, Бога-Сына и Духа Святого в образе голубя. Один квадрат ярко-красного (огненного) цвета, что отражает божественную сущность Отца. Синий (сине-зеленый) цвет второго квадрата обозначает непостижимость Божества. Подобное изображение Бога-отца установилось в русской иконописи только с XVIII века. Круглый нимб, украшенный диадемой, лучезарной короной или 12 звездами, использовался в католических странах в изображениях Богоматери и символов евангелистов - орла (Иоанн), ангела (Матфей), крылатых льва (Марк) и быка (Лука).

При изображении нимбов патриархов и пророков применялась серебряная краска, апостолов, мучеников и новозаветных святых - золотая, хотя были и иные варианты. Своеобразным нимбом является мандорла (итал. mandorla - «миндалина»). По-другому ее образно называют «рыбий пузырь» (лат. vesica piscis). Мандорла - овальный сияющий ореол, включающий в себя все божественное тело. Первоначально такой ореол символизировал облако, в котором Христос вознесся с Елеонской горы в присутствии апостолов на сороковой день после Воскресения. Позднее, с развитием христианства, это облако стало изображаться в виде ореола. Используется овальный ореол и при изображении образов Богоматери и Марии Магдалины. Мандорла может иметь форму круга, состоящую из нескольких кругов (или эллипсов) одного цвета, но разных тонов, от темного (в середине) до светлого. Подобный нимб называется «кругом славы», и помимо Христа и Богоматери в него помещают поясные изображения святых в настенной живописи.

Как редкий вариант можно выделить шестиугольный нимб, носителями которого в религиозном искусстве выступали персонификации богословских и мирских добродетелей, а также лик Бога-Отца, помещаемый в нимбе, состоящем из двух пересекающихся равносторонних треугольников.

На православной иконе поверх красочного слоя нимба (или его предполагаемого месторасположения) может быть закреплен аналог ореола. Подобное повторение нимба в виде накладного украшения известно как «венец» или «венчик».

Венец как часть оклада (накладного украшения иконы) может быть гладким или прорезным, выполненным из обработанного металла с использованием чеканки, черни, эмалевых накладок, ленточной или сканной перегородчатой эмали, фольги (рельефной и прорезной) и драгоценных камней в кастах (металлической оправе). Реже встречается венец из ткани, украшенной золотым или серебряным шитьем, унизанной жемчугом, стеклянным бисером или стразами. Порой такое украшение изготовлено из резной золоченой (по левкасу) древесины. Иногда венец завершается крупными зубцами, тогда он называется «городчатым венцом» или «короной». В подобном венце в иконографии изображаются пророки, библейские цари (Давид, Соломон), другие персоны царского звания.

Дмитрий Дрон,
старший научный сотрудник Государственного Музея истории религии

Нимб вокруг головы святого - весьма важная деталь в православной иконографии. О ее значимости говорит то, что традиционно, при написании иконы, определяют пространство, которое занимает нимб. От этого зависит дальнейшее построение композиции.

Нимб главной фигуры должен находиться в вершине равностороннего треугольника (символ Пресвятой Троицы), стороны которого совпадают, по размеру, со сторонами основы (симметричность иконы - символ правильности, совершенства изображаемого горнего мира).

Нимб на иконе Богородицы

История нимба

Изображение нимба, как атрибута небожителя, известно в различных религиях, и в буддизме , и у многих язычников , и появилось задолго до христианства.

Само слово «нимб» идет от латинского «nimbus», означающего «облако». Греки и римляне верили, что олимпийские боги, когда спускаются на землю, предстают перед людьми в лучистом сиянии, в облаке света. Это отразилось на их изображениях. Также в Древнем Риме нимбы могли быть на портретах императоров. Ведь правитель тоже считался богом, а власть священной.

Христиане переняли внешние формы этой традиции, но наполнили их своим, совсем новым смыслом.

Богословие нимба

Нимб - это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.

Об иконах в православии:

Нетварный Свет

«…Был человек некий, именем Иоанн… он не был Светом, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был же Свет Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир.«(от Иоанна,1, 6-8)

По сути, можно сказать, что любая икона - икона Христа. Даже если Он не изображен прямо, Он везде. Все золото на иконе: нимбы, сияющие блики на одеждах и ликах святых, весь золотистый фон - это образ всепроникающей Божественной благодати, в полноте явленной в Небесном Царстве. Все лучи света ведут к источнику света. Да и сам по себе святой человек, это тоже образ Христа.

«…И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать.» (Апок.22,5)

Нимб на иконе - наиболее светоносная область.

Если изображен святой, то, хотя сияние исходит от него, речь идет об отраженном свете. О том, что Бог освящает и преображает человеческую природу. И только на иконах Спасителя, мы видим Самого Светодавца.

Отдельно надо объяснить форму нимба. Почти всегда (об исключениях речь пойдет ниже), она выглядит как круг. Это образ вечности. В Царствии Божием времени нет.

Икона Умиление Божьей Матери

Итак, свет - это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного. Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.

Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый - свет Фавора, преображения. И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их.
Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.

Образы Спасителя

В целом, на иконах Христа нимб выглядит также как у святых, но имеет дополнительные детали. Это крест - главный символ христианства. Крестом спасен мир. Чтобы умереть на кресте, сюда пришел Господь. Через крестные страдания , Он возвращает отпавшую вселенную к Себе. Потому, не случайно, крест на Его нимбе имеет расширяющиеся концы. Он как бы распространяется в вечность, охватывает весь мир.

Кроме того, в круг нимба всегда вписаны три буквы - «ό ώ ν». Греческое слово όών означает «Сущий». Оно нужно, чтобы подчеркнуть, - Тот, Кто изображен здесь как человек, еще и Предвечный Бог, Причина всего бытия. Нимбы на некоторых (довольно редких) иконах Спасителя заключают внутри восьмиугольник. Два квадрата символизируют два мира и отличаются цветом.

Икона Иисус Христос

Красный, в иконографии, символ земли и мученической крови. В данном случае, той, которую пролил за наш мир Спаситель. Голубой - цвет неба, духовного мира ангелов. Восьмиконечная звезда, образованная четырехугольниками, - символ единства двух миров. Как образ власти Христа, Его владычества над видимым и невидимым, изображается эта звезда за Его головой. Но это только первый смысловой пласт. Та же звезда символизирует свойства Самого Бога.

Синий цвет в иконографии, как и черный («голубой - это как бы тончайшая мгла… Как желтый всегда приводит с собою свет, так же можно сказать, что голубой всегда приводит с собою нечто темное» П. Флоренский), может быть образом непостижимости Бога, Его непознаваемости и недоступности для нас.

Красный - цвет царя, символ всемогущества Христа.

Кроме того, существуют свои отличия в иконографии Бога Отца. Но, поскольку Его изображения были запрещены церковью, и появлялись только из-за богословской неграмотности, о них можно не упоминать.

Нимбы, отличной от круга формы

В Византийской иконописи, можно найти изображение квадратных нимбов. Они имели свое смысловое наполнение. Если круг - вечность, то квадрат - потусторонность, мир земли.

Святой, с четырехугольным нимбом изображен еще в своей земной жизни. И цвет такого нимба не золотой, а белый. То есть, это еще не данная в полноте Божественная благодать, как в мире горнем, а преображающая, постепенно открывающаяся на земле.

Другие традиции можно встретить у католиков . На католических иконах сияние часто образует как бы венец над головой святого. Свет нисходит на него сверху, извне. Тогда, как на православном изображении, благодать Божия освящает человека изнутри, пронизывает собой все созданное.

Почитаемые православные иконы:

Православная икона - это святыня. Она нужна, чтобы через образ верующему открывался Первообраз. Ее называют «молитвой в красках», «окном в Горний Мир». Такие задачи иконописи, как вида искусства, потребовали создания особого художественного языка. Его можно назвать символическим реализмом. Здесь нет натурализма, ведь речь идет об уже полностью преображенном мире, но нет и абстрактных символов или аллегорий.

Ведь это люди, реальные земные люди, должны преобразиться. Здесь материя сочетается с Духом, видимое с невидимым, человеческое с Божественным.

И вся икона в целом, и каждая ее часть: нимбы, одежда, предметы, цвета, линии, композиция, через символ ведут к Источнику бытия.


Аполлон с лучистым нимбом на римской мозаике (конец II века, Эль дием, Тунис).

"Матерь солнца свои крылья распускает и расчерчено тело её в середине, а над головой Ясуней Воинов света) сияние как венец Славы, как будто не чешут свои головы Ясуни (то есть у воинов света нимбы над головой). И берегут их до дней Кола бога (Коляды)..." Велесова Книга". Так что же из себя представляет свечение вокруг головы.

- Мы имеем дело с необыкновенным физическим явлением, - объясняет доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина Александр Журавлев.

У этого явления длинное название: спонтанное сверхслабое свечение внутренних органов животных и человека в видимой области спектра за счет окислительных процессов. Обнаружил его я с моими коллегами Борисом Тарусовым и Анатолием Поливодой.

- Александр Иванович, все люди светятся? Или только избранные?

Все светятся. Кто-то слабее, кто-то сильнее. Порождают излучение в видимом диапазоне химические - окислительные - реакции, в которые вовлечены так называемые свободные радикалы.

У нас во всех внутренних органах, тканях очень много жиров, ненасыщенных жирных кислот. На поверхности кожи - пот и жир. Эти вещества начинают окисляться даже при самых низких концентрациях кислорода. В результате образуются активные продукты - перекиси. Но светятся не они, а продукты их распада. И подобное явление свойственно всяким живым тварям. Включая нас с вами.

- Что-то я не вижу вокруг вас и меня сияния...

Свечение редко можно увидеть невооруженным глазом - чувствительности не всегда бывает достаточно. Цвет свечения белый, распространяется оно на расстояние от 380 до 1200 нанометров. Есть и невидимое излучение, которое можно зафиксировать только с помощью специальной аппаратуры для измерения сверхслабых световых потоков - фотоэлектронных умножителей.

- Как мне свою ауру увидеть?

Надо взять у вас кровь из пальца, поместить в пробирку, а ее саму - в фотоэлектронный умножитель. И увидите, как ваша кровь будет светиться.

А вот нимбы над головами некоторых людей… Их вроде бы видят окружающие. Это свечение то же самое - «спонтанное сверхслабое за счет окислительных процессов»? И действительно ли оно признак святости?

У некоторых людей возникает весьма редкое нарушение обмена веществ, когда выделяется патологический флюоресцирующий пот. Под влиянием внешнего света он сияет. И это свечение может достигать такого уровня, что оно становится заметным. Особенно в темноте. И если в давние времена наши предки увидели, как у одного святого засветилось вокруг головы, то этого факта для них было достаточно, чтобы впоследствии на всех иконах рисовать ауру-нимб вокруг их голов.

Будда с нимбом



Но, может, светящийся пот - это некий признак, свидетельствующий об особенном строении организма таких людей?

Нет, это скорее признак патологии или предпатологии, когда в организме производится много фосфора, да еще и выделяется с потом.

ЭФФЕКТ КИРЛИАНА - ОБМАН

Сейчас в любой «Лавке жизни» можно сделать фото своей ауры. Получаешь снимок с неким довольно ярким ореолом вокруг тела. Некоторые экстрасенсы по его цвету и толщине судят о состоянии человека. Что это за свечение?

Тут речь идет об эффекте Кирлиана. Он возникает тогда, когда предметы помещают в электромагнитное поле. Их действительно начинает окружать некий ореол. Но возникает он не в результате жизнедеятельности. Просто с поверхности - любой - отрываются электроны, которые ионизируют воздух. Это свечение и фиксирует фотопленка. Подобным образом светятся и живые тела, и трупы, и листья, и кирпичи. Картинка возникает красочная, дает возможность очаровывать и вводить в заблуждение всех несведущих и желающих заблуждаться.

А свечение, которое мы открыли, - это свечение наших внутренних органов. И к эффекту Кирлиана оно не имеет никакого отношения. Какую информацию несет свечение Кирлиана, науке неизвестно.

- Ваше открытие сейчас применяют?

Или когда при туберкулезе идет воспалительный процесс, то в легких резко усиливаются окислительные процессы, и мы видим, что свечение, например, сыворотки крови туберкулезного больного резко увеличивается. Таким образом, свечение позволяет выявить болезнь на ранних этапах.

Святая троица А. Рублева


- Когда такая чудо-диагностика появится в поликлиниках?

Когда создадут сверхчувствительные установки и подготовят специалистов по квантовым технологиям.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Самое интересное, что это открытие Журавлев и его коллеги сделали почти 50 лет назад. В 1961 году сенсационные результаты их исследований изучили в Академии наук СССР и... зарубили. В постановлении комиссии было сказано, что в представленной научной работе нет ни фундаментального значения, ни практического приложения.

А в 2009 году открытие советских биофизиков переоткрыли японцы из Университета Киото и Технологического института Тохоку. Исследователи помещали обнаженных по пояс людей в абсолютно темную комнату. Они сидели там по 20 минут. В это время добровольцев снимала камера высокой чувствительности, способная улавливать даже отдельные фотоны. Съемка повторялась каждые три часа с 10 утра до 10 вечера.

Обработка полученных изображений подтвердила: человеческое тело светится в видимом диапазоне. То есть испускает фотоны. Сияние это весьма призрачное и слабое - в тысячу раз менее интенсивное, чем способен уловить человеческий глаз. Но оно есть. О чем, собственно, и твердили наши ученые еще 50 лет назад.

Теперь японцы претендуют на Нобелевскую премию! И ведь, наверное, дадут.



Похожие публикации