Может ли необоснованно высокий размер задатка являться нарушением конкуренции при проведении конкурса или аукциона на аренду государственного или муниципального имущества? Возвращается задаток или нет? Что такое задаток

  • Вопрос: №1403 от: 2015-01-08.

В силу п. 22 Приказа ФАС России № 67 от 10 февраля 2010 года организатором конкурса или аукциона может быть установлено требование о внесении задатка. При этом размер задатка определяется организатором конкурса или аукциона. В случае если организатором конкурса или аукциона установлено требование о внесении задатка, такое требование в равной мере распространяется на всех участников конкурса или аукциона и указывается в извещении о проведении конкурса или аукциона.

Согласно разъяснений ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и Приказа ФАС России № 67 от 10 февраля 2010 г. правилами проведения торгов не регулируется порядок определения размера задатка, поэтому при проведении конкурса, аукциона размер задатка и необходимость его внесения определяются организатором торгов.

Однако существует судебная практика, согласно которой при проведении торгов размер задатка должен соответствовать целям антимонопольного законодательства.

В частности, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 20 мая 2013 г. N Ф03-829/2013 указал, что установление размера задатка, в разы превышающего начальную цену аукциона, идет в противоречие с целями антимонопольного регулирования, поскольку фактически направлено на ограничение доступа к участию в аукционе.

Таким образом, определение задатка полностью относится к компетенции организатора торгов, вместе с тем, размер не должен быть необоснованно высоким, в том числе в разы превышать начальную цену торгов.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

1.Общие условия

Лицо, отвечающее признакам покупателя в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ и желающее приобрести федеральное имущество, выставляемое на аукцион (далее – претендент), обязано осуществить следующие действия:

внести задаток на указанный счет;

в установленном порядке подать заявку по установленной форме.

Ограничений участия отдельных категорий физических и юридических лиц, в том числе иностранных, не установлено.
2. Порядок внесения задатка и его возврата

2.1. Порядок внесения задатка

Настоящее информационное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме.

Задаток вносится в валюте Российской Федерации в размере, указанном в информационном сообщении, на счет территориального органа Федерального казначейства, на котором учитываются операции со средствами, поступающими во временное распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом либо его территориального органа по следующим реквизитам:

получатель - Управление федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (ТУ Росимущества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре л/с 05871W01100);

р/с 40302810100001000004;

банк: РКЦ Ханты-Мансийск, г. Ханты-Мансийск;

БИК 047162000;

Назначение платежа: задаток для участия в аукционе по продаже древесины, Лот № ____, без налога (НДС).

и должен поступить на указанный счет не позднее даты, указанной в информационном сообщении.

Задаток вносится единым платежом.

Документом, подтверждающим поступление задатка на счет продавца, является выписка с указанного лицевого счета.

2.2. Порядок возврата задатка

Возврат задатка производится продавцом по реквизитам платежного документа о поступлении задатка на счет продавца, указанный в пункте 2.1. настоящего информационного сообщения в следующих случаях:

1. В случае, если претенденту отказано в принятии заявки на участие в аукционе, продавец возвращает задаток претенденту в течение пяти дней с даты отказа в принятии заявки, проставленной продавцом на описи представленных претендентом документов.

2. В случае, если претендент не допущен к участию в аукционе, продавец обязуется возвратить задаток претенденту в течение пяти дней с даты подписания протокола о признании претендентов участниками аукциона.

3. В случае, если участник не признан победителем аукциона, продавец обязуется перечислить сумму задатка в течение пяти дней с даты подведения продавцом итогов аукциона.

4. В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки на участие в аукционе продавец обязуется возвратить задаток претенденту в следующем порядке:

Если претендент отозвал заявку до даты окончания приема заявок, задаток возвращается в течение пяти дней с даты получения продавцом письменного уведомления претендента об отзыве заявки;

Если заявка отозвана претендентом позднее даты окончания приема заявок, задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.

5. Задаток победителя аукциона подлежит перечислению в установленном порядке в федеральный бюджет в течение пяти дней с даты, установленной для заключения договора купли-продажи имущества, при этом:

В случае, если участник, признанный победителем аукциона, уклоняется или отказывается от заключения договора купли-продажи в течение пяти рабочих дней с даты подведения итогов аукциона, задаток претенденту не возвращается;

В случае если участник, признанный победителем аукциона заключил с продавцом договор купли-продажи в установленные сроки , задаток засчитывается продавцом в счет оплаты имущества;

В случае неисполнения обязанности по оплате имущества в соответствии с договором купли-продажи участником, признанным победителем аукциона и заключившим с продавцом договор купли-продажи, задаток ему не возвращается.

Кроме того, в случае неисполнения покупателем обязанности по оплате имущества, а так же в случае уклонения участником, признанным победителем аукциона от заключения Договора купли-продажи, с данного участника (покупателя) взимается штраф в пятикратном размере внесенного задатка.

6. В случае признания аукциона несостоявшимся, продавец обязуется возвратить задаток претенденту в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

7. В случае продления продавцом срока приема заявок, переноса срока определения участников и подведения итогов аукциона претендент вправе потребовать возврата задатка. В данном случае, продавец возвращает сумму задатка в течение пяти дней с даты поступления в адрес продавца письменного требования претендента о возврате суммы задатка в связи с продлением срока приема заявок, переноса срока определения участников и подведения итогов аукциона.

8. В случае отмены проведения аукциона продавец возвращает задатки претендентам в течение пяти дней с даты опубликования об этом информационного сообщения.
3. Порядок подачи заявок на участие в аукционе

Одно лицо имеет право подать только одну заявку.

Заявки подаются претендентом (лично или через своего полномочного представителя) по форме, утверждаемой продавцом, и принимаются продавцом в установленный в информационном сообщении срок одновременно с полным комплектом требуемых для участия в аукционе документов. Не допускается представление дополнительных документов к поданным ранее вместе с заявкой.

Заявки, поступившие по истечении срока их приема, возвращаются претенденту или его уполномоченному представителю под расписку вместе с описью, на которой делается отметка об отказе в принятии документов.

Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируется продавцом в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре заявки продавцом делается отметка о принятии заявки с указанием ее номера, даты и времени принятия продавцом

Претендент имеет право отозвать заявку на участие в аукционе путем вручения (лично или через своего полномочного представителя) соответствующего уведомления продавцу в порядке (время и место), установленном для подачи заявок.
4. Перечень требуемых для участия в аукционе документов
и требования к их оформлению

1. Заявка в двух экземплярах (каждый из которых распечатывается на одном листе с двух сторон) по установленной форме.

2. Доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени претендента, если заявка подается представителем претендента, оформленная в установленном порядке, или нотариально заверенная копия такой доверенности. В случае, если доверенность на осуществление действий от имени претендента подписана лицом, уполномоченным руководителем юридического лица, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия этого лица.

3. Претенденты - физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность, или представляют копии всех его листов.

Претенденты - юридические лица дополнительно представляют:

Заверенные копии учредительных документов;

Документ, который подтверждает полномочия руководителя юридического лица на осуществление действий от имени юридического лица (копия решения о назначении этого лица или о его избрании) и в соответствии с которым руководитель юридического лица обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности;

Документ, содержащий сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписка из него или заверенное печатью юридического лица и подписанное его руководителем письмо).

4. Опись представленных документов, подписанная претендентом или его уполномоченным представителем в двух экземплярах (каждый из которых распечатывается на одном листе, а в случае необходимости – на одном листе с двух сторон) по установленной форме.

Указанные документы (в том числе копии документов) в части их оформления, заверения и содержания должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации. Документы, представляемые иностранными лицами, должны быть легализованы в установленном порядке и иметь нотариально заверенный перевод на русский язык.

Заявки подаются одновременно с полным комплектом документов. Все листы документов, представляемых одновременно с заявкой, либо отдельные тома данных документов должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью претендента (для юридического лица) и подписаны претендентом или его представителем.

К данным документам (в том числе к каждому тому) также прилагается их опись. Заявка и такая опись составляются в двух экземплярах, один из которых остается у продавца, другой - у претендента.

Соблюдение претендентом указанных требований означает, что заявка и документы, представляемые одновременно с заявкой, поданы от имени претендента. При этом ненадлежащее исполнение претендентом требования о том, что все листы документов, представляемых одновременно с заявкой, или отдельные тома документов должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа претенденту в участии в продаже.

Не подлежат рассмотрению документы, исполненные карандашом, имеющие подчистки, приписки, иные неоговоренные в них исправления. Исправления, внесенные при необходимости, должны быть заверены подписью должностного лица и проставлением печати юридического лица, их совершивших. Если документ оформлен нотариально, соответствующие исправления должны быть также подтверждены нотариусом.


  1. Определение участников аукциона

В указанный в информационном сообщении день определения участников аукциона продавец рассматривает заявки и документы претендентов и устанавливает факт поступления на счет продавца установленных сумм задатков.

По результатам рассмотрения заявок и документов продавец принимает решение о признании претендентов участниками аукциона или об отказе в допуске претендентов к участию в аукционе.

Претендент не допускается к участию в аукционе, по следующим основаниям:

представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;

представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе);

оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;

заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.

Настоящий перечень оснований отказа претенденту на участие в аукционе является исчерпывающим.

Претенденты, признанные участниками аукциона, и претенденты, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются об этом в письменной форме не позднее следующего рабочего дня с даты оформления данного решения путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом.

Претендент, допущенный к участию в аукционе, приобретает статус участника аукциона с момента оформления продавцом протокола о признании претендентов участниками аукциона.


  1. Порядок проведения аукциона

Аукцион начинается в установленный в информационном сообщении день и час с объявления уполномоченным представителем продавца об открытии аукциона и приглашения участникам получить карточки участников аукциона с номером, присвоенным продавцом, и занять свои места в зале проведения аукциона.

Аукцион проводит аукционист в присутствии уполномоченного представителя продавца, который решает все организационные вопросы и обеспечивает порядок при проведении аукциона.

После получения участниками аукциона карточек и занятия мест в зале уполномоченный представитель продавца представляет аукциониста, который разъясняет правила и конкретные особенности проведения аукциона, оглашает наименование имущества, выставленного на аукцион, его основные характеристики, начальную цену продажи и шаг аукциона.

Шаг аукциона не изменяется в течение всего аукциона.

После оглашения аукционистом начальной цены участникам аукциона предлагается заявить эту цену путем поднятия карточек.

Если ни один из участников не заявит начальную цену путем поднятия карточки участника аукциона, аукционист повторяет предложение заявить начальную цену еще два раза. Если после троекратного объявления начальной цены продажи ни один из участников аукциона не поднял карточку, аукцион признается несостоявшимся.

После заявления участниками аукциона начальной цены аукционист предлагает участникам заявлять свои предложения по цене продажи, превышающей начальную цену. Каждая последующая цена, превышающая предыдущую цену на шаг аукциона, заявляется участниками путем поднятия карточек. В случае заявления цены, превышающей предыдущую цену больше, чем на шаг аукциона и кратной шагу аукциона, эта цена заявляется участником путем поднятия карточки и оглашения цены продажи.

Участники не вправе иными способами заявлять свои предложения по цене продажи.

Если названная цена меньше или равна предыдущей или не кратна шагу аукциона, она считается не заявленной.

Аукционист называет номер карточки участника, который первым заявил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и объявляет заявленную цену как цену продажи. При отсутствии предложений на повышение цены со стороны иных участников аукционист повторяет эту цену три раза. Если до третьего повторения заявленной цены ни один из участников аукциона не поднял карточку и не заявил последующую цену, аукцион завершается.

По завершении аукциона аукционист объявляет о продаже федерального имущества, называет цену его продажи и номер карточки победителя аукциона. Победителем аукциона признается участник, номер карточки которого и заявленная им цена были названы аукционистом последними.

Результаты аукциона оформляются протоколом об итогах аукциона, который является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества.

Уведомление о победе на аукционе одновременно с протоколом об итогах аукциона выдается победителю аукциона или его полномочному представителю под расписку в день подведения итогов аукциона.

При проведении аукциона продавцом может проводиться аудио- и видеозапись, материалы которых прилагаются к протоколу в установленном порядке и остаются у продавца.

В случае если в день проведения аукциона для участия в нем прибыл только один из признанных продавцом участников аукциона, аукционист и уполномоченный представитель продавца подписывают протокол о признании аукциона несостоявшимся.


  1. Порядок заключения договора купли-продажи
    по итогам аукциона

Договор купли-продажи федерального имущества заключается между продавцом и победителем аукциона в установленном законодательством порядке в течение пяти рабочих дней с даты подведения итогов аукциона.

При уклонении или отказе победителя от заключения в установленный срок договора купли-продажи, задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора купли-продажи. Результаты аукциона аннулируются продавцом.

Оплата имущества покупателем производится в порядке и сроки, установленные договором купли-продажи имущества, но не позднее тридцати рабочих дней со дня заключения договора купли-продажи.

Денежные средства в счет оплаты имущества подлежат перечислению (единовременно в безналичном порядке) победителем аукциона в федеральный бюджет на счет по следующим реквизитам:

ИНН 8601038677; КПП 860101001;

Получатель – Управление федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (ТУ Росимущества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре л/с 04871W01100);

Банк получателя – РКЦ Ханты-Мансийск г. Ханты-Мансийск,

БИК - 047162000,

р/с - 40101810900000010001;

в поле (104) расчетного документа – КБК 16711403013016000440

в поле (105) расчетного документа ОКТМО – 71871000.

Задаток, перечисленный покупателем для участия в аукционе, засчитывается в счет оплаты имущества.

Образец заполнения платежного поручения на оплату имущества по условиям договора купли-продажи приводится на официальном сайте в сети "Интернет" www.rosim.ru, сайте продавца государственного имущества в сети "Интернет" http://tu86.rosim.ru, официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru.

Все поля платежного поручения обязательны к заполнению.


  1. Переход права собственности на имущество

Право собственности на имущество переходит к покупателю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи после полной оплаты стоимости имущества. Факт оплаты подтверждается выпиской со счета о поступлении средств в размере и сроки, указанные в договоре купли-продажи.

Статья Закона

Номер судебного дела

1. Акт осмотра

№ 68/05-18.1-2014

2. Задаток оплачивается исходя из действующей цены продажи имущества в период предложения (т.е. с учетом пошагового ее уменьшения от начальной цены продажи)

№ А40-127620/12-158-984

3. Формировании лотов

57/05-18.1-2014 »

4. В сообщении о продаже предприятия должны содержаться

ст. 28 Закона о банкротстве

жалобе № 64/05-18.1-2015

5 . Не нарушены права заявителя и заявитель не являлся участником торгов

ч.2 ст. 18.1 Закон № 135-Ф3

Постановление

№ 17974/13 от 22.04.2014

жалобе № 64/05-18.1-2015 конкурсный управляющий ОАО «Новокузнецкая автобаза»

6. Тридцатидневный срок для размещения сообщения о продаже имущества должника путем публичного предложения не установлен.

п. 4 ст. 139 Закона п. 9 ст. 110

ст. ст. 110 и Закона о банкротстве. Процедура продажи имущества должника посредством публичного предложения заключается в реализации имущества должника, уже выставленного на торги, признанные несостоявшимися, и направлена на скорейшее завершение процедуры конкурсного производства. При этом содержание данной процедуры определяется периодом действия предложения, а не датой проведения торгов.

п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве

Постановление

Постановление

определении

7. Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя

8. Если конкурсный управляющий выполняет функцию организатора торов, то у антимонопольного органа имеются полномочия по рассмотрению жалоб на действия конкурсного управляющего при проведении торгов.

Постановление
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

9. Использование для внесения задатков расчетного счета организатора торгов, не противоречит действующему законодательству.

ст. 133

пункте 10 статьи 110

п. 10 ст. 110

постановление постановление

10. Конкурсный (внешний) управляющий в течение 5 дней с даты подписания протокола направляет победителю предложение заключить договор купли-продажи.

конкурсный управляющий - организатор торгов

11. Не возврат задатка, уплаченного заявителем для участия в торгах

12. Проведение Торгов не в электронной форме

форме , подлежат:

Недвижимое имущество;

Ценные бумаги;

Имущественные права;

Заложенное имущество;

превышает пятьсот тысяч рублей

Постановление

Кемеровское УФАС России является исполнителем по специализации «Практика и проблемные вопросы применения статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции». Эта статья определяет порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган проанализировал и обобщил нарушения, с которыми сталкивается управление при рассмотрении жалоб на организацию и проведение торгов в соответствии с Законом о банкротстве.

Специалисты подготовили обзор часто встречающихся нарушений с указанием квалификации нарушения и со ссылкой на судебную практику:

Содержание нарушений, доводов жалоб

Статья Закона

Номер судебного дела

1. Акт осмотра

В извещение о проведении торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, включено требование о том, что к участию в торгах допускаются юридические и физические лица, подтвердившие осмотр имущества. Также организатор торгов требует приложить к заявке акт осмотра.

Нарушение пп 11, 12 ст.110, п. 4 ст. 139, п. 2 ст. 111, п. 1 ст. 179 Закона о банкротстве

Постановление ФАС З-С округа по делу № А27-15972/2014

решение и предписание Кемеровского УФАС России оставлено в силе по жалобе № 68/05-18.1-2014

2. Задаток оплачивается исходя из действующей цены продажи имущества в период предложения (т.е. с учетом пошагового ее уменьшения от начальной цены продажи)

Иное толкование и исчисление сумм задатка на любом этапе торгов, исходя из начальной цены продажи имущества, не соответствует положениям действующего законодательства.

Согласно статьям 329, 380 Гражданского кодекса РФ задаток представляет собой один из способов обеспечения исполнения обязательства. Торги являются способом заключения договора. Обязанность участника торгов внести задаток установлена в целях обеспечения заключения договора между организатором торгов и лицом, выигравшим торги.

Следовательно, при установлении достаточно существенной суммы задатка по отношению к цене продаваемого имущества, в большей степени реализуется обеспечительная функция задатка, стимулирующая стороны к заключению основного договора.

Обоснованным и соответствующим требованиям законодательства является установление размера задатка, исходя из действующей начальной цены продажи имущества в соответствующий временной период.

Обязывание участника торгов внести задаток для участия в торгах посредством публичного предложения в размере большем, чем установленный процент от текущей начальной цены продажи имущества должника на определённом временном интервале, налагает на участника торгов помимо обеспечительных функций задатка дополнительные имущественные обременения, не предусмотренные действующим законодательством.

п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.

Определение ВАС РФ от 24.04.2014 № ВАС-2319/14 по делу № А65-9469/2013

Постановление ФАС Московского округа от 25.06.2013 по делу

№ А40-127620/12-158-984

3. Формировании лотов, повлекшие за собой продажу на торгах разными лотами объектов недвижимого имущества и неотделимых от них составных частей, что противоречит требованиям п.1 ст.133 Гражданского кодекса РФ.

Согласно п.1.1 ст.139 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложение о продаже имущества должника, включающее в себя сведения о составе этого имущества, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса, о форме представления предложений о цене этого имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже этого имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по рассмотрению жалоб на действия кредиторов, должника в рамках дел о банкротстве, а формирование лотов при продаже имущества должника в полномочия организатора торгов не входит.

Оценка законности формирования лотов с целью проведения в дальнейшем продажи имущества должника в рамках дел о банкротстве выходит за пределы компетенции Комиссии.

Решением Арбитражного суда Кемеровского области по делу № А27-16254/2014 решение Кемеровского УФАС России оставлено в силе по жалобе № 57/05-18.1-2014 заявитель ООО «ТД Флекс-Арт» организатор торгов ООО «Приоритет»

4. В сообщении о продаже предприятия должны содержаться: сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием.

Вышеуказанные сведения согласно ст. 28 Закона о банкротстве включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном распоряжением правительства РФ от 21.07.2008 № 1049-р «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» газета «Коммерсантъ»

В пп. 1 п. 10. ст. 110 Закона о банкротства

ст. 28 Закона о банкротстве

Постановление 7ААС дело № А27-19288/2015

Решение и предписание Кемеровского УФАС России оставлены в силе по жалобе № 64/05-18.1-2015 конкурсный управляющий ОАО «Новокузнецкая автобаза»

5. Не нарушены права заявителя и заявитель не являлся участником торгов

Заявителем может быть иным лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми порядками размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ не установлена обязанность антимонопольного органа в доказывании таких обстоятельств, что нарушение порядка проведения торгов непосредственно причинило реальный ущерб, поскольку любое нарушение установленных правил проведения торгов нарушает единообразие при проведении торгов, затрагивает права и законные интересы лиц, участников торгов, в том числе и потенциальных.

ч.2 ст. 18.1 Закон № 135-Ф3

Постановление
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
№ 17974/13 от 22.04.2014

Постановление 7ААС по делу № А27-19288/2015 Решение и предписание Кемеровского УФАС России оставлены в силе по жалобе № 64/05-18.1-2015 конкурсный управляющий ОАО «Новокузнецкая автобаза»

Подтверждены доводы постановлением 15ААС по делу № 15П-22524/2015

6. Тридцатидневный срок для размещения сообщения о продаже имущества должника путем публичного предложения не установлен.

п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве устанавливает особый порядок реализации имущества должника посредством публичного предложения в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов. Данные нормы Закона о банкротстве являются специальными по отношению к общим нормам, устанавливающим порядок проведения торгов в форме аукциона или конкурса, к которым относится и п. 9 ст. 110 Закона о банкротстве. Данными специальными нормами тридцатидневный срок для публикации о продаже имущества должника посредством публичного предложения не установлен.

Кроме этого, требование о соблюдении такого срока противоречит смыслу норм законодательства о несостоятельности (банкротстве), устанавливающих порядок продажи имущества должника, в частности ст. ст. 110 и 139 Закона о банкротстве. Процедура продажи имущества должника посредством публичного предложения заключается в реализации имущества должника, уже выставленного на торги, признанные несостоявшимися, и направлена на скорейшее завершение процедуры конкурсного производства. При этом содержание данной процедуры определяется периодом действия предложения, а не датой проведения торгов.

п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.12.2015 № Ф02-6149/2015 по делу № А19-6028/2015

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015

№18АП-12787/2015 по делу № А34-849/2015

определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2014 № ВАС-7402/14.

7. Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

п. 11 статьи 110 Закона о банкротстве

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.04.2014 г. по делу № А45-18226/2013

8. Если конкурсный управляющий выполняет функцию организатора торов, то у антимонопольного органа имеются полномочия по рассмотрению жалоб на действия конкурсного управляющего при проведении торгов.

Полномочия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества определены пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Федеральным законодательством предусмотрена возможность обращения в антимонопольный орган с жалобой на действия (бездействие) организатора торгов при проведении торгов, а также установлен порядок рассмотрения таких жалоб.

В случае если конкурсный управляющий не является организатором торгов, то у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по рассмотрению жалоб на действия конкурсного управляющего.

п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

П. 1 ч. 1, ч. 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции - по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов

Постановление
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
№ 17974/13 от 22.04.2014 по делу № А39-3314/2012 Ф01-11520/2013)

9. Использование для внесения задатков расчетного счета организатора торгов, не противоречит действующему законодательству.

Перечисление задатка для участия в торгах на счет организатора торгов не является нарушением ст. 133 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку положения данной статьи не содержат запрета на перечисление задатка при организации продажи имущества должника на расчетный счет организатора торгов.

В пункте 4.4. порядка продажи имущества должника, пункте 10 статьи 110 Закона о банкротстве, указано, что организатор торгов в сообщении о торгах указывает, в том числе, реквизиты для перечисления задатков.

п. 10 ст. 110, ст. 133 Закона о банкротстве

Верховный Суд Российской Федерации от 8.04.2016 г. № 310-ЭС16-2200 по делу № А08-3908/2014 (определение Арбитражного суда Белгородской области от 07.07.2015, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.12.2015 по делу № А08-3908/2014)

10. Конкурсный (внешний) управляющий в течение 5 дней с даты подписания протокола направляет победителю предложение заключить договор купли-продажи.

Не признается нарушением требований ст. 18.1 Закона о конкуренции в случае заключения конкурсным управляющим договора купли-продажи ранее чем через 10 дней со дня подведения итогов.

В уведомление о принятии жалобы согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции конкурсный управляющий - организатор торгов не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным. Организатору торгу нет смысла писать данную норму, так как не в его полномочиях заключение договора купли-продажи.

П.16 ст. 110 Закона о банкротстве

Нет полномочий у антимонопольного органа по ст. 18.1 Закона о конкуренции в отношении конкурсного управляющего, если он не выступает в роли организатора торгов.

Ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции

11. Не возврат задатка, уплаченного заявителем для участия в торгах

Суммы внесенных заявителями задатков возвращаются всем заявителям, за исключением победителя торгов, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов.

Антимонопольный орган наделен правом рассмотрения в указанном порядке жалоб, в том числе на действия организатора торгов и выдачи соответствующих решений и предписаний. Рассмотрение таких жалоб осуществляется антимонопольным органом в порядке реализации полномочий, предоставленных ему Федеральным законом №135-ФЗ и в целях защиты охраняемых этим законом правоотношений.

П. 15 ст. 110 Закона о банкротстве

Ст. 18.1 и ст. 23 Закона о защите конкуренции

Постановление от 25.09.2014 17 арбитражного апелляционного суда А60-22953/2014

12. Проведение Торгов не в электронной форме

Организатор торгов должен действовать в соответствии с требованиями п.3 ст.111, п.3 ст.139 Закона о банкротстве и согласно Положению кредиторов.

Согласно п.3 ст.111 Закона о банкротстве продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежат:

Недвижимое имущество;

Ценные бумаги;

Имущественные права;

Заложенное имущество;

Предметы, имеющие историческую или художественную ценность;

Вещь, рыночная стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, в том числе неделимая вещь, сложная вещь, главная вещь и вещь, связанная с ней общим назначением (принадлежность).

п.3 ст.111, п.3 ст.139, Закона о банкротстве

Определение Верховного Суда РФ от 17.03.2015 № 66-КГ14-11 подтвердило позицию, что торги должны проводится в электронной форме.

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2015

№ 18АП-14709/2014 по делу № А07-13542/2012

полная версия статьи

В результате изучения документов, представленных прокуратурой Черекского района КБР, выявлено, что в извещениях о проведении аукционов по продаже муниципального имущества Местной администрации села Бабугент Черекского муниципального района КБР, опубликованных в районной газете « », в нарушение статьи 18 Федерального закона от 21.12.2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного или муниципального имущества» был определен задаток в размере 20% от начальной стоимости имущества, в то время как законом установлен задаток в размере 10%.

О защите конкуренции

О защите конкуренции

В результате изучения документов, представленных прокуратурой Черекского района КБР, выявлено, что в извещениях о проведении аукционов по продаже муниципального имущества Местной администрации села Бабугент Черекского муниципального района КБР, опубликованных в районной газете «Черекские вести», в нарушение статьи 18 Федерального закона от 21.12.2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного или муниципального имущества» был определен задаток в размере 20% от начальной стоимости имущества, в то время как законом установлен задаток в размере 10%.

Публикация администрации с.п. Бабугент Черекского района КБР, связанная с проведением аукциона по продаже муниципального имущества, содержала признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», так как незаконное требование могло ограничить конкуренцию и снизить количество потенциальных участников аукциона.

В отношении местной администрации села Бабубент Черекского муниципального района КБР было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

15 марта, рассмотрев материалы дела, Комиссия управления ФАС России по КБР вынесла решение о признании в действиях местной администрации с.п.Бабугент Черекского муниципального района КБР нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении непредусмотренного законодательством размера задатка для участия в аукционе по продаже муниципального имущества.

В этой статье я остановлюсь на базовых моментах этого вопроса.Это очень простой вопрос, но как говорится в известном анекдоте «есть нюанс»...

Итак, если вы решили поучаствовать в каких-то торгах по банкротству, то в большинстве случаев вам нужно оплатить этот самый Задаток. Не залог, не аванс, не предоплату, а именно ЗАДАТОК. Не путаемся с терминологией. В вопросе передачи кому-то денег значение слов аванс и задаток имеет очень серьезный смысл. Есть редкие случаи, когда задаток вообще не требуется, но это, как говорится, повезло.

1. Кому платим?

Тут всего два варианта: или на счет предприятия банкрота или на счет организатора торгов. Второе предпочтительнее по той простой причине, что счет организатора не может подвергнуться нападкам со стороны налоговой инспекции, а вот счет банкрота очень даже может.

Поэтому грамотные конкурсные стараются принимать задатки или на счет организатора торгов или на специальный счет банкрота, который налоговая не сможет заблокировать.

Совет: если вы видите что задаток принимается на счет банкрота, уточните у КУ или организатора торгов нет ли у налоговой претензий к этому счету. Пусть он сам подумает над этим вопросом.

2. Как платим?

Определяем нужную нам сумму задатка (об этом в следующем письме) и идем в банк. Или не идем, если у вас есть банковский онлайн сервис вроде «Телебанка» от ВТБ 24 или «Сбербанк-онлайн» и вы можете оплатить задаток с любого устройства.

Если вы участвуете в торгах как ИП или ООО, ОАО и тп. для вас все предельно просто — безналичный перевод на р/с указанный в торговой процедуре и минимальные финансовые издержки за проводку одной платежки.

Все куда сложнее, если вы платите задаток как физ. лицо. Тут главная задача не попасть на всевозможные банковские комиссии. Хорошо если сумма задатка невелика, а если миллион?!

Совет: нужно изучить рынок, и выяснить какой банк в вашем населенном пункте самый не жадный в плане комиссий. В моем случает это ВТБ 24 и его система «Телебанк». Т.к. задатки у меня не маленькие.

ВТБ 24 может взять комиссию в 4% от суммы платежа, если вы переводите задаток без открытия у них счета и всего 0,2% если вы счет открыли. А теперь умножьте эти проценты на миллион рублей! Караул!!! Но у них есть предел — комиссия за перевод не превышает 1200 рублей за платеж. Те, кто пытался перевести задаток свыше 500 тысяч от физ. лица поймут насколько это мизерная комиссия.

3. Платежка — что с ней не так?

К пакету документов всегда необходимо прикреплять скан платежки из банка по оплате вами задатка или банковскую квитанцию.

Так вот, зачастую организаторы торгов пишут фразу типа «Платежный документ с отметкой банка о проведении платежа». Это значит, что на платежке должна быть синяя печать банка и подпись сотрудника. Конечно это формальность, ведь задаток то вы оплатили, но этот момент могут использовать против вас нерадивые организаторы.



Похожие публикации