Математические игры для дошколят: подвижные, дидактические, настольные. Развитие логического мышления дошкольников средствами логико-математических игр

02.06.2016 Viktoria Soldatova

Приветствую всех родителей, заботящихся о развитии своих детей в интерактивной форме. Сегодня мы с вами обсудим математические игры для дошкольников. При этом затронем разные их варианты. Уже не раз говорилось, что все дети индивидуальны, именно поэтому вам уважаемые родители, нужно подобрать вид игры, который заинтересует вашего дошкольника. Ведь только увлеченность занятием даст стимул к развитию математических способностей.

  1. Дидактические
  2. Подвижные
  3. Настольные

Давайте с вами вспомним что такое игра и почему она так важна нашим детям. В ней участвуют два или более игроков, которые применяют смекалку, выстраивают стратегии, соблюдая при этом правила. Конечный результат зависит от поведения и применения знаний всех игроков в данных направлениях. Помимо развлекательного характера подобные забавы несут очень серьезную обучающую функцию. Во взрослой жизни математические игры находят применение в таких профессиях как экономист, политик, юрист. Очень советую почитать о теории игр на Википедии .

Организуя жизнь детей в игре, родители развивают многогранную личность дошкольника. Таким путем дети узнают новое, учатся сосредотачивать внимание, развивают память, творческие способности, логическое мышление, воображение.

Дидактические математические игры для дошкольников

Развивать математическое мышление можно с раннего детства. Для этого существует множество игровых способов, одним из которых являются дидактические игры. Они содержат в себе: поставленную задачу, действие по правилам, результат. Задания усложняются в соответствии с возрастом. Если в 2 года ребенку показываете логическую цепочку из 2 предметов, то старшему дошкольнику в 5 лет можно ее выстраивать из 4-5 предметов. Условия подобных игр – выполнение учебной цели и их проведение в интерактивной обстановке.

Дидактическая игра – Геометрическая мозаика

У нас она живет уже очень давно, но не теряет своей актуальности. Подобный материал можно подготовить самостоятельно, вам нужно будет вырезать из цветной бумаги множество разных геометрических фигур. Затем подготовить карточки с узнаваемыми ребенком объектами. То и другое заламинировать.

Поначалу ребенок просто копирует то что видит на готовом рисунке, при этом учится сопоставлять детали по форме и цвету, тренирует внимательность. Затем сам начинает фантазировать и уже может создать свои изображения без опоры на образец. Теперь включается воображение, наглядно-образное мышление. В обоих случаях развивается мелкая моторика.


Источник фото maam.ru

Наша дидактическая геометрическая мозаика покупная. Она хранится в удобном чемоданчике, все детали деревянные с магнитом на обратной стороне. Таким образом мой дошкольник может собирать сюжеты не только на стенках чемоданчика, но и на магнитной доске висящей и нас на стене. Прилагаются карточки с 50 изображениями разного уровня. Вот такую простую чашку можно собрать на начальном уровне.

На сегодняшний день моему сыну 5 лет 7 месяцев, и порой он все еще хочет работать по образцу, используя более сложные модели. Но чаще его можно застать за сборкой собственного рисунка. Прелесть подобного приобретения не только в компактности хранения и уверенности, что детали не потеряются. Но также в возможности принести собранное родителям и показать что получилось.

Если мама принимает непосредственное участие в занятиях, то в процессе ненавязчивого называния фигур, ребенок обязательно их усвоит. Вместе можно составлять сказку из получившихся персонажей. Более подробно об можно прочесть в отдельной статье. Со временем попробуйте поиграть в “Угадай что это”. Дошкольник самостоятельно собирает рисунок, а родитель должен угадать что на нем изображено. Создавайте шедевры поочередно. Еще интересней если пришли маленькие гости, тогда развлечение обеспечено всем.

Наш набор я приобрела в Амазон, он выпущен компанией Imaginets . Это действительно качественный продукт. Но если вы не проживаете за пределами России, можно посмотреть подобные мозаики в Интернет-магазинах. Обращайте внимание на разнообразность геометрических фигур и наличие карточек с образцами.

Дидактическая игра – Что неправильно?

В нее можно играть как с предыдущими магнитными фигурами, также и с объемными. Дидактическим материалом могут быть любые игрушки в наборе, счетные мишки разных цветов, природный материал – шишки и желуди, например. Играть лучше с несколькими детьми, чтобы присутствовал соревновательный эффект, тогда действительно получается весело. Игроки отворачиваются, родитель быстро расставляет логическую цепочку в которой нарушен ход. Это может быть фигура другого типа, другого цвета, ее отсутствие в логической цепочке или наоборот излишнее присутствие. По команде игроки поворачиваются и быстро произносят увиденную ошибку. Выигрывает тот, кто больше раз определил ее.

Лучше договориться заранее до какого счета играть, мы обычно соревнуемся до 10, а потом хочется повтора . Александр соревнуется с папой, а я устанавливаю логические цепочки. Что развивает эта детская дидактическая игра:

  • Внимательность;
  • быструю реакцию;
  • словарный запас (нужно точно выразить свою мысль);
  • знание точных названий геометрических фигур или цветов (в зависимости от выбранного варианта).

На моем блоге уже были описаны интереснейшие математические игры с дидактическими материалами, которые я делала своими руками, в статье .

Подвижные математические игры для дошкольников

Движение важно всем детям, но именно средним и старших дошколятам оно жизненно необходимо. И если девочки могут спокойно сидеть и собирать мозаику в течении 15-30 минут, то мальчикам это просто не дано природой. Поэтому, планируя математические игры для дошкольников я не могла обойти такой важный их вид как подвижные. Наблюдая за детьми, могу сказать, что подобные занятия приносят удовольствие и мальчикам, и девочкам.

Мои постоянные читатели уже знакомы с Эстеллой, подружкой Александра, которая по понедельникам приходит к нам в гости. Я всегда стараюсь организовать досуг ребятам и предлагаю им мои игры, когда вижу перерыв в их собственных. Дети с удовольствием воспринимают предложения поиграть, я в этих развлечениях участвую только как комментатор и арбитр.

Подвижная игра – Собери правильный предмет

Нам понадобилось:

  • 4 стула;
  • несколько видов геометрических фигур;
  • 2 емкости куда складывать.

Эту математическую подвижную игру я проводила на террасе. Четыре стула поставила попарно друг от друга на приличном расстоянии. В одном конце выложила геометрические фигуры, в другом поставила емкости для принесенных трофеев. Объяснила детям правила игры:

У каждого на стуле есть геометрические фигуры по 8 штук каждой. Взяла их в руки и мы назвали виды – это нужно сделать, чтобы убедиться, что все игроки их знают. Дети становятся около стульев с корзинками, на счет 3 бегут к стулу с фигурами и берут только одну из заданных. Возвращаются, чтобы положить ее в емкость и так до тех пор пока не соберут все 8 штук. Выигрывает тот кто собрал первый.

Итак, мною были подготовлены: квадраты, круги, цилиндры, треугольники, прямоугольники, кубы. Все предметы я выбрала из имеющихся игрушек, стараясь, чтобы геометрическая фигура была сразу узнаваемой. Три вида фигур положила на стул каждому ребенку. В первом раунде предлагалось перенести в корзинку Александра – квадрат и Эстеллы – треугольник. Во втором, круг и прямоугольник, а в конце оставшиеся цилиндр и куб. В завершении игрокам уже не нужно выбирать правильную фигуру, но азарт подвижной соревновательности продолжает присутствовать.

Если вы уверены, что ваши дошкольники знакомы с объемными геометрическими фигурами, то игру можно усложнить выбрав только их. Также можно подобрать предметы похожие на определенную форму. Например лопатка или пластмассовое деревцо напоминающие треугольник, мячик – шар, колба для экспериментов – цилиндр. Оглядитесь вокруг и уверена, что вы найдете подходящие предметы.

Подвижная игра – Соедини точки с цифрой

По стилю проведения она похожа на предыдущую. Но в этом случае игрокам нужно положить карточку с цифрой на карточку с таким же количеством точек. У нас все еще остался набор “Математика с пеленок” от компании Умница, именно им я и воспользовалась. Подобные карточки легко сделать самим, так как вам понадобится небольшое их количество. Точки можно проставить от руки или наклеив липкие кружочки, как на товарах со скидкой.

Подобные подвижные математические игры для дошкольников развивают знание цифр, их сопоставление с количеством, внимательность, соревновательность и стремление к победе. Эстелле был подготовлен набор карточек от 0 до 10, Александру от 20 до 30. Сразу стало понятно, что у девочки ноль вызвал затруднение, а мальчик не смог в быстром темпе определить на глаз большое количество точек. Объяснить понятие нуля не составило труда, а вот Александру мне пришлось заменить карточки от 11 до 21. Дети играли 4 раза, счет 2:2 .

Чтобы разместить большие карточки с точками, мы перешли в квартиру. Сдвинув обеденный стол в сторону, удалось получить 4 метра разбега . Описанные мною две математические игры, дали детям возможность не только подвигаться, но также было видно, что они воспринимаются ими как развлечение.

Настольные математические игры для дошкольников

Я опишу только несколько математических настольных игр, которые у нас есть в наличии и заслуживают внимания. Чем они хороши? Во-первых, настольные игры увлекают всех членов семьи, что имеет большую вероятность совместного времяпрепровождения. Во-вторых, их не нужно подготавливать, как те о которых я написала выше. В-третьих, они направлены на развитие разных аспектов: знания состава числа, умение складывать числа, развивают логику.

Чтобы завершить рассказ об играх детей у нас дома, напишу сразу о напольной игре. Хотя если у вас есть длинный стол, то она может стать и настольной . Richard Scarry’s Busytoun – такого ее название и конечно же она будет любима детьми, которые знакомы с книгами этого автора: Город добрых дел, Книжка про машинки , Книжка о хорошем поведении. Возрастная категория игроков 3+, с этим я абсолютно соглашусь, но и ребята старшего дошкольного возраста тоже с удовольствием в нее играют. Я приобретала ее в Амазон, если вы введете в русский поисковик название, то увидите эту математическую игру для детей на русском рынке.

Я бы сказала, что это первый шаг в счете, так как здесь игрокам после прокручивания стрелки, нужно сделать определенное количество шагов на пути к цели. Ребята развивают умение играть по правилам, соблюдать очередность, внимательность – это здесь один из главных факторов, знакомятся с песочными часами. Суть заключается в следующем:

Игроки выбирают себе персонажи из любимых книжек, всего их 4. По очереди крутят стрелку и в зависимости от ее остановки, применяют действия: отсчитывают шаги принимая решения по выбору дороги, ищут указанный объект. Персонажи двигаются к острову на котором расположен пикник с едой. На острове сидят поросята, которые как известно, очень прожорливы. Если стрелка остановилась на поросенке, то одно из блюд “съедается” противниками. Цель – прибыть на остров до того как поросята всё съедят.

Необычность игры в том, что проигравшего игрока здесь нет, так как играют против поросят. Это командный выигрыш или проигрыш. Вы наверное заметили уважаемые родители, что дошкольникам сложно дается проигрыш. Многие дети плачут и даже отказываются от участия. В данном случае подобное не происходит. Отмечу еще один плюс: когда стрелка выпадает на Золотого жука с лупой, нужно взять одну карточку из колоды, на которой изображен объект поиска. Переворачиваются песочные часы и дети начинают искать указанные предметы в городе. Это отлично развивает внимательность, а если вы изучаете английский язык, то послужит отличной практикой, так как рисунки на карточках подписаны на английском.

Продолжая тему деток, которые не любят проигрывать, расскажу об этой замечательной настольной игре. Она была куплена мною, когда ребенку было 4,5 года. Рекомендация 6+ меня не смутила, так как Александр уже давно усвоил счет в пределах десятка. До этого мы играли в несколько настольных игр и ни с одной не было подобной ситуации. Но в этой развивается не только сложение в пределах десятка, если быть точной до 9, а также быстрая реакция и внимательность. Ребенок не мог считать так быстро как я, а поддаваться не имеет воспитательного смысла. После нескольких проигрышей, он плакал и начал отказываться от участия. Пришлось выдержать паузу, затем объяснить, что если что-то не получается так как хотелось бы, то это можно улучшить только путем практики.

Наш вариант коробки сверху на фотографии и он абсолютно идентичен с русским. В итоге, через 2-3 месяца Александр вышел на фантастический уровень сложения в пределах 9 и стал меня обыгрывать! Прилагающийся звонок производит на детей завораживающее впечатление, мы стали использовать его и в наборе Фрукто 10, который будет описан ниже. Однозначно, говоря про математические игры для дошкольников, Халли Гали стоит на ведущем месте в практике на сложение, доведение его до автоматизма.

Очень похожа на предыдущую, но воспринимаются они совершенно по разному. Игроков может быть от 2 до 5, смысл сводится к тому же: как можно быстрее найти число 10 путем сложения. Допускаются варианты игры по цветам и по типу изображенных фруктов. Во Фрукто 10 не получается работать так быстро как в Халли Галли. Напряженная работа ума в этой игре идет не только на поиск цифр и их сложение, но и на сортировку фруктов по типу, а их на каждой картинке по 4. Чему научился мой дошкольник играя в эту настольную игру – получать 10 складывая несколько чисел. Например: 2+2+6 или 3+4+3. Подобные вычисления нужно произвести быстрее соперника и мой сын меня обыгрывает!

Даный набор выпущен компанией “Банда умников”. Проанализировав обе математические игры на сложение, я посоветую начать с Халли Галли и через время вводить . Которая хотя и рекомендуется детям 7+, но имеет множество вариантов, поэтому идеально подойдет старшим дошкольникам.

Настольная игра Калах семейства Манкала

Признаюсь, что в нашей семье ее называют просто Манкала. Это логико математическая игра на двух игроков, которая прекрасно подойдет дошкольникам и школьникам. Покупала я ее из-за деревянной коробки, представляя какие развивающие занятия смогу с ней организовать. Но придя домой и разобравшись с правилами, поняла, что ее применение будет по назначению. Она развивает логику, выстраивание стратегии, просчитывание ходов наперед. В ней нет случайных победителей, если ошибся с расчетом, то проиграл. Папа с Александром увлекаются ею очень часто – понравилась обоим. Муж видит потенциал и глубокий смысл игры.

Мне она чем-то напоминает Нарды, только кубики здесь бросать не нужно. Обязательно прочитайте об истории возникновения Манкалы , люди не могли ошибаться веками . Не советую приобретать пародии типа 2 в 1, берите именно классический Калах. Если не найдете в деревянной коробке, то есть еще картонный вариант , он будет в разы дешевле.

Ну что же дорогие друзья, надеюсь что описанные мною математические игры для дошкольников пригодятся вам в развитии детей. А настольные помогут провести совместное время с семьей весело и полезно. Напомню, что у меня уже описаны наши и игры с . Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями в соц. сетях. Прошу вас не копировать текст целиком, лучше воспользоваться кнопочками ниже.

Чтобы не пропустить новинки блога, подпишитесь!

Вас также может заинтересовать:

Комментарии

    Татьяна

    Июнь 3, 2016 в 05:17

    Надя и Лука

    Июнь 3, 2016 в 05:21

    Людмила Власова

    Июнь 3, 2016 в 06:57

    Katrin

    Июнь 3, 2016 в 07:14

    Елена

«Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра — это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности».

В. А. Сухомлинский

Развивающие игры способствуют развитию:

Ø - Внимания

Ø - Мышления

Ø - Памяти

Ø - Логике

Ø - Мыслительным процессам:

· Сравнение

· Классификацию

· Обобщение

· Синтез.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Используются логико-математические игры и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач - шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Логико - математические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки). Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико-математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно - печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному желанию. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Уголок занимательной математики - это специально отведенное, математически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент и помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие варианты для творчества имеются в играх «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Кубики и цвет», «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 - 3 наборов к игре; один и тот, же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр и творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграф с наборами фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составления фигур. Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи - головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи - шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол) .

Назначение загадок и задач - шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация. С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку? Игра - «Четвертый лишний». Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения.

Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по формированию умственных способностей и творческой активности в процессе игровой деятельности.

  • Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе.
  • Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.
  • Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Демонстрационный материал: Триз - игра "Волшебный поясок",

Логическая головоломка «Пентамино».

1. Вступительное слово:

Актуальность темы.

2. Ознакомление участников мастер-класса с основными методами и приемами по использованию игровой технологии.

3. Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию триз игры "Волшебный поясок".

4. Заключительное слово.

1. Вступительное слово:

Почемучка – двигатель прогресса.

Он взрослых изводил вопросом “Почему?”

Его прозвали “Маленький философ”.

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с той поры он больше никому

Не задает вопроса “Почему?”.

Не правда ли, обыкновенная история взаимоотношений взрослого и ребенка? Ребенок – маленький исследователь: он получает благодаря органам чувств разлиную информацию о мире и остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. А мы, как всегда, очень заняты… И все реже нам дети задают вопросы.

Парадоксально, но в дальнейшем перед родителями и педагогами встает задача научить малыша задавать такие вопросы, чтобы из ответов он мог получать исчерпывающую информацию о предмете.

Вопрос – показатель самостоятельности мышления. Многие открытия в науке и технике оказались возможными в результате ответов на правильно заданные вопросы. Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки, выдвигая собственные гипотезы и, в свою очередь, задавая вопросы Сократу. Результат бесед – блестящее образование.

А есть ли сегодня в арсенале педагогики игры, позволяющие “вытягивать” знания, научить задавать “сильные” вопросы и решать проблемы? Есть! И одна из таких игр “ДА-НЕТка”. Предлагаю вам версию “ДА-НЕТки” – игра “Волшебный поясок” – учит точно задавать вопросы и попутно развивает другие интеллектуальные умения.

Триз игры "Волшебный поясок"

Правила игры.

Ведущий задумывает один из предметов, изображенных на карточке. Другой участник (или участники) должен отгадать задуманный предмет, задавая вопросы, на которые ведущий может отвечать только “Да” или “Нет”.

Дополнительно правило: поясок можно делить меткой (прищепкой) на две части, сужая поле поиска и облегчая поиск задуманного предмета. Например, дети могут задать такой вопрос: “Картинка находится слева от метки”?

Игры с волшебным пояском.

“Волшебный поясок” можно использовать для систематизации знаний в любой области: математике, ознакомлении с окружающим миром, эклоги и т.д. Вот, например, как можно играть с волшебным пояском, используя комплект “Геометрические фигуры”.

Фигуры расставляем в пояске в любом порядке. Задумываем фигуру (пусть это будет круг). Ребенок, предположим, устанавливает метку посередине пояска.

И задает вопросы:

Эта фигура находится справа от метки? – Нет.

Это плоскостная фигура? – Да.

Это маленькая фигура? – Нет.

Это круг? – Да.

Теперь попробуем поиграть с комплектом картинок “Транспорт”, не пользуясь прищепкой-меткой:

Это наземный вид транспорта? – Нет.

Это воздушный вид транспорта? – Да.

Винт расположен горизонтально? – Да.

Это – самолет!

Часто дети неточно формулируют вопрос. Например: “Винт расположен горизонтально или вертикально?”. Тогда ведущий не дает ответа на такой вопрос. Он говорит: “Вопрос неточен. Повтори попытку”. Если опять неудача, предлагает варианты вопросов.

Варианты игр с волшебным пояском.

“Окрошка”.

В пояс вкладываются картинки различной тематики: мебель, животные, транспорт.

Тогда вопросы могут звучать так:

Это гриб? – Нет.

Это транспорт? – Да.

Затем уточняющие вопросы:

Это наземный транспорт? – Да.

Он перевозит грузы (специализация)? – Да.

Это – грузовая машина!

Возможны также следующие варианты “Окрошки” .

  1. “Угадай по части” (по подсистеме).

    Пример вопроса:

    У этого предмета есть руль? – Да.

    Ребенок догадывается, что речь идет о транспорте.

    У него есть шапочка? – Да.

    Это – гриб!

  2. “Угадай по функции”.

    В этой игре можно задавать только такие вопросы, которые обозначают, что делают с предметом или что предмет делает. Например:

    Его можно есть? – Нет.

    На нем можно ездить? – Да.

    Можно перевозить грузы? – Да.

    Это – грузовая машина!

  3. “Кто где живет?”

    В этой игре можно задавать вопросы, помогающие угадать предмет по надсистеме:

    Этот предмет живет в лесу?

    Его дом – аэродром?

    А затем уточняющие вопросы, сужающие поле поиска:

    Это животное?

    Это самолет?

Не только “ДА-НЕТки”.

  1. “Сколько”.

    Нужно придумать как можно больше вопросов, начинающихся со слова “Сколько”. Например: “Сколько в пояске геометрических фигур?”, “Сколько красного цвета?”, “Сколько квадратов?”, “Сколько кругов?”, “Сколько животных?” и др.

    За каждый придуманный вопрос – фишка. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

  2. “Молчанка”.

    В этой игре также угадываем задуманный предмет, но играем молча, используя невербальные формы общения (жесты, мимику). И вопрос, и ответ – молча. В пояске может быть 3-5 картинок.

  3. “Шестерка слуг”.

    Есть у меня шестерка слуг,

    Проворных, удалых,

    И все, что вижу я вокруг,

    Все знаю я от них,

    Они по зову моему являются в нужде,

    Зовут их Как и Почему, Кто, Что,

    Когда и Где.

    (С. Маршак.)

    В этой игре выигрывает тот, кто, рассматривая поясок с картинками, сумеет придумать как можно больше вопросов, начинающихся со слов “Как”, “Почему”, “Кто”, “Что”, “Когда” и “Где”. За каждый вопрос – фишка.

    Это достаточно азартная игра и ее хорошо использовать на различного рода КВН, с гостями, во время празднования дня рождения и т.д. Для проведения игры лучше разделится на команды.

“Чем больше, тем лучше”.

В этой игре в пояске только одна картинка. Можно придумывать самые разнообразные вопросы. Выигрывает тот, кто придумает больше вопросов к картинке.

Пентамино – это популярная логическая головоломка для детей и взрослых. Игра состоит из 12 плоских фигур. Все фигуры состоят из 5 квадратов. Каждый элемент обозначает латинскую букву, форму которой он напоминает. Многие уже давно знакомы с этой головоломкой по игре тетрис, которая основана на идее пентамино.

Из элементов головоломки складываются симметричные узоры, буквы, цифры, животные. Одной из самых распространенных задач пентамино - сложить прямоугольник из всех фигур. При этом фигуры не должны накладываться друг на друга и не должно быть пустот.

Пентамино развивает абстрактное мышление, воображение, воспитывает настойчивость и терпение, учит определять, создавать, анализировать. В пентамино фантазия может творить чудеса: из непонятных разной формы фигур может возникнуть фигура собаки, машины, дерева.

Ребенку 5-6 лет можно дать задание выложить фигуру по образцу или придумать самому. В результате получится плоскостное силуэтное изображение - схематичное, но понятное по основным характерным признакам предмета, пропорциональному соотношению частей, по форме.

Малышу можно показать, как сложить прямоугольник. Обратите внимание ребенка на то, как фигуры лежат, нечаянно поломайте прямоугольник, попросите ребенка повторить. Также научите складывать по образцу, как мозаику.

Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».

другие презентации о видах игр

«Развивающие игры для дошкольников» - Память. Влияние игр на развитие психических процессов. Рекомендации педагогам для работы с детьми по развитию памяти. Рекомендации педагогам по развитию восприятия. Внимание – избирательная направленность восприятия. Рекомендации педагогам для работы с детьми по развитию внимания. «Нелепицы». Развивающая игра «Кто где находится?».

«Логико-математические игры для дошкольников» - Интеллектуальное развитие дошкольников. Цифроград. Веселый человечек Палочкин. Вьетнамская игра. Рыба Кит. Сказочный человечек Геометрик. Задачи логико-математического развития. Принцесса Циферька. Авторское пособие. Город геометрических фигур. Реализация проекта. Вид проекта. Город веселых мастеров.

«Дидактические игры для дошкольников» - Времена года. Птички на ветках. Грибная полянка. Угадай правило. Ознакомление с природой. Лети листок. Игра “Кто где живёт”. Мастер-класс по подборке дидактических игр. Игра “Что в корзину мы берем”. Какое время года. Вершки и корешки.

«Пожарная безопасность для детей» - Игры бывают разными. «Разложи картинки по порядку». «Опасные предметы». Задачи дидактической игры. Дети и пожарная безопасность. Цель обучения. Дидактические игры по обучению дошкольников. Детям свойственна тяга к огню. «Четвертый лишний». «Хорошо – плохо». Что нужно для пожарного щита. Требования к дидактическим играм по пожарной безопасности.

«Игры при обучении грамоте дошкольников» - Отгадайте загадку. Закончи предложение. Зоя раскрыла. В белом сарафане стала на поляне. Брат с братом через дорожку живут. Придумать предложения по схеме к картинке. Назовите слова и место звука “З”. Сколько в слове слогов. Что общего. Назови первый звук в словах. Слова, в названии которых есть слог “ЗА”.

«Игры по обучению грамоте» - Занимательные карточки. Дружные пингвины. Прочитай по первым буквам. Узор звуков. Чтение. Логопедическое лото. Подбери схему. Дерево Ель. Подбери куклам одежду. Машины. Магазин. Дидактические игры по обучению грамоте.



















1 из 18

Презентация на тему: Логико-математические игры дошкольников

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) четырех цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой, маленький);г) двух видов толщины (толстый, тонкий). Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером,толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

№ слайда 4

Описание слайда:

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. + 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный.

№ слайда 5

Описание слайда:

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. * Развивать пространственные представления. * Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации). * Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам,объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. * Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. * Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. * Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. * Развивать речь.* Успешно овладеть основами математики и информатики.

№ слайда 6

Описание слайда:

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением: для развития умений выявлять и абстрагировать свойства; для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;для развития действий классификации и обобщения; для развития способности к логическим действиям и операциям.Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту

№ слайда 7

Описание слайда:

«КОДОВЫЙ ЗАМОК» или «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»На картонку выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя.За замком может быть что угодно: сюрприз, вход в комнату, дорога на прогулку… Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему.Например: Тут лишняя красная фигура. Потому что эти обе желтые. Нажимаем на красную фигурку!

№ слайда 8

Описание слайда:

«НАЙДИ КЛАД» или «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЩЕНОК» Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка или картинка – щенок.1 вариантКладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискательищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойств блоков. Например, ведущий спрашивает:- Клад под синим блоком?- Нет, - отвечает ребенок.- Под желтым?- Нет.- Под красным?- Да.- Под большим?- Да.- Под круглым?- Да.Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

«ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»Малыши прибыли в гости к Микки – Маусу! Посмотрите, какой это город фигур!Есть район больших и район маленьких домиков. В каждом районе есть улицы разного цвета. Домики имеют разную форму.Сережа ищет прямоугольный домик в районе маленьких домиков, на красной улице.А Катюша зашла в гости к кротику. И говорит всем деткам: «Кротик живет в квадратном домике на синей улице в районе маленьких домиков»! Четырехлетки с интересом гуляют по такому городу, выделяют между делом, сразу три свойства фигур. Что с трудом дается некоторым первоклашкам в программе «Школа 2100»!

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Есть игры и упражнения с блоками, которые предназначены для старших дошкольников. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. ЗАГАДКИ БЕЗ СЛОВ»Мы поможем ребенку научиться расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. На этом занятии – путешествии дети попали к домику фокусника. Надо сначала расколдовать его, а потом постучаться.Например: первая фигурка должна быть треугольной, желтой, маленькой и толстой.А вот вторая – круглая, красная, не толстая и не маленькая. Значит, мы будем искать красный, большой, тонкий круг. Замечательно, когда помогает смекалка! Теперь можно посмотреть и фокусы!

«РАЗДЕЛИ БЛОКИ»Игра научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые.Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогли нам разобраться – выяснить, где чьи подарки, кто чем может пользоваться на правах совместной собственности!

№ слайда 16

Описание слайда:

«Развивалки" на ходу. 1. Чаще считайте вместе с малышом все, чем вы пользуетесь в обыденной жизни: сколько стульев стоит возле обеденного стола, сколько пар носок вы положили в стиральную машину, сколько картошек надо почистить, чтобы приготовить ужин. Пересчитывайте ступеньки в подъезде, окна в квартире, - дети любят считать. 2. Измеряйте разные вещи – дома или на улице своими ладошками или ступнями. Помните мультик про 38 попугаев – отличный повод пересмотреть его и проверить, какой рост у мамы или папы, сколько ладошек «поместится» в любимом диване.3. Соберите несколько пустых коробок из-под обуви или подарков. Лучше всего делать это после дня рождения или Нового Года. Коробки можно купить и специально для этой цели: они не так дорого стоят. Желательно чтобы они укладывались друг в друга как матрешки. Разложите крышки отдельно, а коробки – отдельно. Попросите подобрать крышку к каждому контейнеру. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть коробок. Двухлетний малыш с удовольствием повозится с 4-5 коробками, а вот 10 для него будет слишком много.

№ слайда 17

Описание слайда:

4. Купите «липкие» цифры из пенки, наклейте их на пустой контейнер – от 0 до 5. Соберите разнообразные предметы: одну маленькую машинку или куклу, две больших пуговицы, три бусины, четыре ореха, пять прищепок. Попросите разложить их в контейнеры в соответствии с номером на крышке. 5. Сделайте карточки с цифрами из картона и наждачной бумаги или бархата. Проведите пальчиком малыша по этим цифрам и назовите их. Попросите показать вам 3, 2, 1. Теперь вытащите одну из карточек из коробки наугад и предложите ребенку принести столько предметов, сколько изображено на его карточке. Особенно интересно получить карточку с нулем, ведь ничто не сравнится с личным открытием. 6. Охота на геометрические фигуры. Предложите малышу поиграть в охоту. Пусть он попробует найти что-нибудь похожее на круг и показать вам. А теперь квадрат или прямоугольник. Играть в эту игру можно по дороге в детский сад7. Разложите на столе ложку, вилку и тарелку особым образом. Попросите малыша повторить вашу композицию. Когда у него будет хорошо получаться, поставьте какой-нибудь экран между вами и малышом или сядьте спиной друг к другу. Предложите ему разложить свои предметы, а затем объяснить вам, как он это сделал. Вы должны повторить его действия, следуя лишь устным инструкциям. Тоже неплохая игра для того, чтобы занять время ожидания приема в поликлинике

№ слайда 18

Описание слайда:

8.Когда малыш или малышка купается, выдайте ему набор разнообразных чашек – мерных чашек, пластиковых кувшинчиков, воронок, разноцветных стаканчиков. Пусть переливает воду на здоровье. Поговорите о том, где воды больше. По Пиаже, это возраст интересных открытий для родителей. Налейте воду в два одинаковых стаканчика и спросите кроху, одинаково ли воды в обоих сосудах? А теперь перелейте воду из одного стаканчика в высокий и тонкий стакан, а воду из другого стаканчика – в широкий и низкий стакан. Спросите, где больше? Скорее всего, ответ будет любопытным9. Поиграйте с ребенком в магазин. Купите игрушечные деньги или нарисуйте их сами. Рубли можно брать из экономических игр, вроде «Менеджера». 10. Чаще готовьте еду вместе с малышом. Показывайте, как вы готовите то или иное блюдо, сколько продуктов берете. Используйте мерные чашки, покажите, что для блинов нужно взять вот столько муки и вот столько сахара.



Похожие публикации