Брошенные города китая. Ордос — крупнейший город-призрак Китая (58 фото)

По планам властей здесь должно проживать около одного миллиона человек, однако город до сих пор остаётся практически незаселённым. Современные дома, широкие проспекты, площади и скверы проектировали лучшие архитекторы, но переезжать в новые жилища люди не хотят. Давайте узнаем о городе подробнее.

Ордос начался 20 лет назад, одновременно с великой монгольской угольной лихорадкой. Частные угольные компании открывали в монгольских степях шахты и копали залежи угля, фермеры продавали свои наделы угольным воротилам, их дети шли работать на шахты, конвои грузовиков с углем веретеном тянулись в развитые южные города Китая, светлое коммунистическое будущее было не за горами. Ордос начал расти на угольных деньгах.

Городские власти Ордоса решили: пришло их время. Был спланирован большой город на миллион жителей, по центру которого должна была появиться статуя Чингис-хана.

Построили огромный город с музеями, театрами, даже с гоночной трассой и большим стадионом. Но он до сих пор стоит пустым. Люди не поехали жить в Ордос.

Как вы знаете, сейчас в Китае идет активная урбанизация. В ближайшие два десятилетия до ста миллионов сельских жителей переселятся в города. Этот план потребует до 7 триллионов долларов!

Конечно, в такой ситуации не обходится и без непродуманного расходования бюджетных средств. Государственные банки по указке навыдавали кредитов, девелоперы отгрохали огромный город, а потом многие шахты в районе Ордоса оказались нерентабельными и закрылись, работы не стало, и искусственный город остался пустым.

Тем не менее, с точки зрения туризма город действительно если и не «самый лучший», то точно неплохой. По крайней мере, это самый известный среди многих в Китае городов-призраков.

Что поражает в городе – это его чистота. Вместо обычных пешеходов здесь встречаются только мунципальные служащие, чистящие тротуары. Абсурдная картина? Нет, это идеал российских муниципальных чиновников: город без населения!

В 21 век Китай вошел с экспортоориентированной экономикой. В стране преобладало сельское население, большинство производимых товаров на внутренний рынок даже не поступало до последнего времени. Кризис 2008 года довольно сильно ударил по Китаю. Тогда же было решено экономику немного трансформировать, внутреннее потребление повысить. Но как можно повышать потребление, когда у тебя 700 миллионов сельского населения, которое если что покупает, то новый плуг раз в 10 лет? Людей начали переселять в города!

Местный житель Чжан Хуэйминь переехал в Ордос из деревни, чтобы поступить в ордосское отделение пекинского института. Он рассказывает: «Мне нравится в Ордосе. Здесь можно многое сделать. Например, погулять с друзьями, сходить в библиотеку, сходить в пустой торговый центр»

В Ордосе не бывает пробок.

По улицам ходят пустые автобусы. На остановках нет людей…

Сколько людей живет в Ордосе? Официальных данных нет (видимо, потому что некому посчитать). Местные власти уклоняются от ответа на вопрос «Какое у вас население?», они отвечают: «Оно растет». Судя по последним подсчетам, не врут: за несколько лет население этого района выросло с 30 до 100 тысяч жителей.

В Ордосе есть «Монгольский Диснейленд», а также тематический парк «Ордосская свадьба», напичканный бесконечными статуями на романтическую тему. Есть даже Площадь супружеского долголетия, а также Зона культуры «Традиционная китайская любовь».

Здание местного партийного института…

Пустые кварталы…

Кстати, в Ордосе действует даже местное турбюро. «В основном мы в телефончики играем, ну там «Энгри Бёдз», «Тетрис», вот это все,» – рассказывает сотрудница турбюро Ван Лили, – «А чо, прикол, зарплату нам вовремя платят, не задерживают».

Местный житель Ли Юнсян рассказывает: «Раньше я вон там жил (показывает на застроенные районы), поля возделывал, картошку растил, редиску. Теперь у меня нет ни картошки, ни редиски, зато живу я теперь в шестиэтажке с отоплением!»

Очень странное место. Город без людей.

Здесь даже велопрокат сделали.

Какие-то здания стоят недостроенными.

Вам может показаться, что сейчас 5 утра и поэтому улицы пустые… Нет, это 2 часа дня.

Пустые дома, пустые улицы…

Главный мост в городе, здесь можно встретить первые машины.

Все очень ухожено, везде цветы, идеальные газоны, чистота… но нет жителей.

На берегу озера должны были стоять шикарные виллы…

Но их так и не достроили.

Художественный музей.

Строитель.

Еще одна огромная вилла.

Дома медленно разрушаются.

Никто их не вандалит, так как в городе-призраке нет даже вандалов

Многие дома так и бросили недостроенными, когда поняли, что жить здесь никто не будет.

Строительные краны убрали, рабочие поехали строить другие города-призраки. В Китае их немало. Кроме ставшего самым знаменитым Ордоса есть, например, Чэнгун, пустующий город-спутник 6-миллионного Куньмина. Туда перенесли многие государственные учреждения, включая куньминскую администрацию, но люди все равно не спешат переезжать в новостройки.

Или вот городок Цяндучен — китайцы пытались построить недалеко от Шанхая копию Парижа. Теперь этот пригород, рассчитанный на 100 тысяч человек, стоит незаселенным.

На карте Китая много таких точек. Циншуйхэ, Дунгуан, Сучжоу, Синьян… Китайцам, видимо, так нравится строить города-призраки, что они решили не ограничиваться собственной страной.

Нова-Сидад-де-Киламба (Новый Город Киламба), Ангола

Этот город возле столицы Анголы Луанды был спроектировала Международная китайская инвестиционная корпорация по управлению имуществом (CITIC). Он рассчитан на полмиллиона жителей, здесь есть готовая инфраструктура, но в этих разноцветных домах никто не живет.

Если китайцам лень возводить целый город-призрак или пристраивать к мегаполису район-призрак, они строят огромный торговый центр. Тоже призрак, само собой. Так в 2005 году в городе Дунгуане открылся New South China Mall, один из крупнейших торгово-развлекательных комплексов мира. Он уступает только знаменитому DubaiMall. Сооружение рассчитано на 2350 магазинов, но из-за ошибок, допущенных при строительстве (комплекс расположен на труднодоступной окраине) почти полностью пустует. Его нельзя назвать заброшенным: комплекс поддерживается в работоспособном состоянии. Вот только покупателей там нет, как и продавцов.

Вернемся во Внутреннюю Монголию. В Ордосе есть такой-же конь-наркоман, как и в столице внутренней Монголии Хух-Хото! Памятник сообщает, что Ордос — крупный центр туризма. Это, отчасти, правда. Туристы едут сюда, чтобы посмотреть на пустой город!

Тема коней здесь популярна, как и во всей внутренней Монголии.

Даже местная гоночная трасса сделана в форме лошади.

В торговом центре есть немного людей, но большая часть магазинов пустует. Даже свет не везде включают.

Дом-баян.

Здание правительства

Напротив стоит памятник Чингис-хану. Почему именно Чингис-хану? Да потому, что этот великий древний полководец в один прекрасный день скакал на своем коне по бескрайним равнинам где-то в районе Ордоса, который ему так понравился, что он назвал его «раем для тех, кто стар и млад». Благодарные потомки ему этого не забыли. Теперь здесь, по заветам Чингис-хана, висят плакаты «Самый лучший город для туризма».

Центральная площадь

В основном в Ордосе живут бывшие крестьяне. После того, как в начале 2010-х Ордос попал в заголовки китайских и мировых СМИ из-за своей пустоты, местное правительство пошло на решительный шаг: чиновники поехали в окрестные деревни уговаривать местных жителей перебраться в Ордос и стать городскими жителями за небольшую компенсацию.

Не всем крестьянам эта идея пришлась по душе. Мао Шивэнь говорит: «Тут (в деревне) я печку дровами топлю, водичку в колодце беру, а там какие-то башни стоят, непонятно, как с такой высоты ведро в колодец спускать!»

Но власти не сдавались. Иногда приходилось идти на уловки. Например, в города начали переносить школы и больницы, в результате чего жить в деревне становилось очень неудобным.

Самое необычное здание национального музея.

Красиво. Здесь куча народа (по меркам Ордоса). Это, наверное, самое популярное место у немногочисленных жителей города-призрака.

Здесь люди проводят свободное время.

Зайдем внутрь!

Почти все залы закрыты… музей пустой.

В центре стоит пластиковый динозавр.

Как я раньше писал, в каждом китайце живет колхозник. Можно пригласить хороших архитекторов, построить крутое здание, а потом поставить цветы в каких-то идиотских горшках, как в сельпо.

Стильный современный лифт тоже не понравился администрации музея, они решили добавить пластиковой травки и красивые урны-пепельницы.

Чтобы хоть как-то «оживить» скучный современный лифт, в него положили модный коврик.

В этом весь Китай.

Местный театр, где ничего не происходит.

Стадион, где ничего не происходит.

Здание стадиона уже начало разрушаться.

На поле сухая трава.

После того как многие жители деревень переехали в Ордос, это же пришлось сделать и самым упрямым колхозникам. Теперь перед властями встала новая проблема: как превратить вчерашних деревенщин в настоящих, стильных жителей новенького города.

иновница Лу Сяомэй рассказывает: «Конечно, мы не ставим себе задачу превратить их в хипстеров, зато вот брошюрку выпустили «Как не ссать на обочине, не плеваться на асфальт и не мыть голову в общественном туалете: 10 простых способов».

На заметку снобистским жителям российских городов: деревенщин в Ордосе учат не парковать свои телеги на тротуарах и не включать музыку громко, многим из вас такие курсы тоже не помешали бы.

Еще одно место скопления немногочисленных жителей — гигантская песчаная дюна. С нее катаются, как со снежной горки.

Ордос становится экспериментальной площадкой по масштабному переселению крестьян в города. Правительство Китая планирует в ближайшие два десятилетия переместить сотни миллионов крестьян в города: нужно еще посмотреть, как они там смогут адаптироваться.

Поднебесная – густонаселенное и самое большое по численности государство на земле. Перенаселение заставило властей прибегнуть к введению ограничений на рождаемость, которое зафиксировано федеральными законами. В Китае постоянно возводятся новые города и пункты. Они имеют внушительные размеры, продумано все до мелочей. Но в них никто не проживает. Это парадоксальный факт строительства. В статье будут рассмотрены города-призраки в Китае.

О каких пустующих городах Китая известно

Ознакомимся с наиболее интересными призрачными местностями Поднебесной.

  • В пригороде Дая существует город Сишуань, который расположен на территории свыше 20 кв. км. Его строили долгие годы, сформировав превосходную инфраструктуру. Но не один десяток лет около 70% площади пустует. Поэтому его называют городом-призраком. Стоимость на недвижимое имущество этого района в 4 раза ниже, нежели в соседнем Шэньчжэне. Китайцы приобрели недвижимость, но в качестве инвестирования в надежде, что через какое-то время цены на квартиры существенно взлетят вверх. Сами владельцы квартир туда жить не отправляются, только иногда заезжают проверить, все ли в порядке с их недвижимостью.

В последние годы цены взлетели почти вдвое. Один квадратный метр обойдется в 5000 юаней, что около 714 долларов. Местность похожа на район, переживший эпидемию, где в живых осталось незначительное число населения. Изредка в окнах высотных домов можно наблюдать свет.

  • В городе Шэньчжоу существует самый огромный район-призрак. Постройка началась в 2003 году. Занимаемая территория составляет 150 квадратных метров. Не первый год она заселена меньше чем на 40%.

«Данные просочились в средства массовой информации. Представитель местной власти опроверг эту информацию, сказав, что число жителей города составляет 300 тысяч. Что составляет 7,5% от планируемого числа к 2020 году. По проекту там должно проживать не менее 4 миллиона человек».

  • Кангбаши мог бы вместить в себя более миллиона жителей Китая. Планировалось, что он послужит зоной урбанизации для крестьян. Но, не имея никаких перспектив, китайцы переехали в другие районы. Когда будет заселен город, неизвестно.

  • Тяньдучэн содержит копию Эйфелевой башни. Но сделать Париж хотя бы отдаленно не получилось. Стоимость недвижимости большая. Инфраструктура отсутствует. Немногочисленные китайцы пытаются здесь выжить, засеивая плантации прямо рядом с памятниками.

  • Темза-Таун предназначался для того, чтобы расширить Шанхай. Но из-за ошибки проектировщика множество зданий построились одноэтажными. Это противоречило основной задумке властей, которые намеривались заселить в город большое количество жителей. Сейчас здесь заселено всего 10% площади. На фото местность выглядит однообразной.

Зачем создают мертвые города

Спутниковые тарелки ежегодно фиксируют возводимые города-призраки. Они включают в себя офисные, правительственные сооружения, стадионы, многоэтажные дома, башни, парки. Всех их связывает одно – отсутствие людей. По дорогам передвигаются только строительные бригады и чиновники. С первого взгляда ситуация напоминает атомную катастрофу Припяти, когда гражданам пришлось покинуть все дома. Но жить в этих пунктах можно. Здесь имеется все необходимая инфраструктура. Дома построены по современному дизайну и оснащены всем нужным для проживания.

Разработка проекта, постройка города обошлись в крупные суммы – миллиарды долларов. Выглядит подозрительным, что такие поселения расположены вдали от торговых путей, предприятий, в самых неблагоприятных и плохо освоенных районах Китайской Народной Республики.

Местные журналисты делятся информацией, что сейчас в стране 20 городов-призраков и 70 миллионов пустующих новых домов. Рассмотрим самые популярные версии, зачем Китай строит пустые города.

Одно из предположений – пункты созданы в качестве резервного фонда Китая на случай ядерной войны. Наносить удар будут по существующим жилым домам. Восстановить их потом сложно, проблематично и слишком дорого. Проще отстроить новые города со всеми удобствами заблаговременно и разместить туда людей в случае необходимости.

Жители Китая говорят, что строительство таких городов – ошибка местных властей в прогнозировании. Виной тому стала тотальная урбанизация. Государство предлагает выгодные условия, но почему население в своем большинстве несогласно туда переезжать, неизвестно.

Некоторые политологи уверены, что такие китайские города-призраки – часть грандиозного плана в будущем развитии страны. Численность жителей стремительно растет, поэтому власти решили строить жилые пункты на будущее. Эксперты говорят, что правительство страны выгодно вкладывает свои инвестиции – заботится о гражданах и в дальнейшем получит финансовую выгоду после продажи недвижимости.

Очередная версия указывает, что воздвижение городов является антикризисной мерой властей Китая. В 1930-е года Рузвельт спасал США от Великой Депрессии, отстраивая новые школы, дома, тюрьмы, больницы и дороги. Это помогло избежать безработицы и вывести страну из кризиса. Но китайцы не стали дожидаться бедственного положения.

В Китае проживает несколько десятков миллионов строителей, которым необходимо кормить свои семьи. ВВП страны прекращает расти, экономика держится на заемных средствах. Кризис может наступить в любой момент. Призрачные города станут объектами заселения жителей по тревоге.

Заброшенные города Китая

В стране повсеместно выстраивают новые города, где никто не проживает. Некоторые из них не достроены, другие готовы к заселению, но пустуют. Список призрачных городов:

  • Кангбаши расположен во Внутренней Монголии. Проект составляли с нуля, планировалось, что это будет самый крупный город. Сюда хотели заселить около миллиона китайцев. Но проживают около 5%.

Этот город – самый большой. Средств на его строительство не пожалели. Вложены огромные суммы, фантазия. Соорудили скверы, фонтаны, парки, музеи, 10 спальных районов, подземные дороги. Но почти везде господствует пустота и тишина.

  • Ордос потрясает своей чистотой. Вместо граждан встречаются дворники, которые убирают дороги, тротуары. Город был основан в 2001 году на территории, богатой полезными ископаемыми. Сейчас на нем проживает несколько тысяч граждан Китая. Мегаполис имеет множество пустых супермаркетов, библиотек, автобусов.

«Местный житель шутит: «А что если…это мечта чиновников. Город без людей»».

В этой местности не случается пробок. По дорогам проезжают автобусы, на остановках никого нет. О численности населения ничего не известно, официальных данных нет. В этом месте находится «Монгольский Диснейленд». Имеется туристическое бюро, в котором сотрудники играют в «Энгри Бердс» и получают зарплату.

  • В Чэнгуне расположена администрация города-миллионера Куньмина. Но местность мертвая. Жители Китая не хотят там жить.

  • Новый Город Киламба рассчитывался на 500 тысяч человек. Здесь развитая инфраструктура и интересные разноцветные дома. Но в них никто не проживает.

  • Новый Хеби был отстроен благодаря нахождению подземных угольных шахт. Но за несколько лет город так и стал заселенным.

  • Цаофэйдянь планировался стать сверхэкологичным городом. Его воздвигли всего в нескольких сотнях километров от столицы Китая. В пункте должны были использовать лишь возобновляемую энергию. Граждане должны показывать, как прекрасно проживать в местности с чистой экологией. В строительство вложили 90 миллиардов. Но он пустует до сих пор. В жилых домах пустые квартиры с черновой отделкой. В помещениях тепло, там включено отопление.

Заключение

Подытоживая вышесказанное, необходимо заметить, что во все заброшенные и пустующие города КНР были вложены огромные денежные средства, человеческие ресурсы. Поэтому заброшены они на непродолжительный отрезок времени. Угадать, что подвигнет жителей заселить эти места, сложно. Будет ли правительство строить другие города-призраки, предположительно да.

Снимки со спутников показывают города как огромные площадки для создания апокалиптических фильмов, где ядерная война, наводнение или другой катаклизм истребил всех жителей. Остались лишь высотки, стадионы, парки. Также на фото заметно, что автомобилей почти нет. Лишь припаркованные 100 штук около здания правительства. В КНР расположено около 64 миллиона незаселенных домов.

Бесконечные кварталы высотных домов, в которых никто никогда не жил, заброшенные парки развлечений, пустующие гигантские торговые моллы, безлюдные авангардные театры и музеи, широкие проспекты без автомобилей - за последнее десятилетие в Китае появилось сразу несколько новых городов и районов, где, создается такое впечатление, не ступала нога человека. Мы попытались разобраться в феномене китайских «городов-призраков» и понять, для чего они существуют.

На фото Google Earth – огромные пустые города связаны сетью пустых дорог. Некоторые города построены в самых суровых по погодным условиям районах Китая (Sishuan построен посреди пустыни во внутренней Монголии)!

Что это? Стратегическая ошибка властей страны, раздувших грандиозный «пузырь» на рынке недвижимости, или просчитанные на несколько лет вперед, известные только Китаю, тайные планы.

Все это выглядит как гигантская съёмочная площадка для съёмок фантастического фильма, в котором взрыв нейтронной бомбы или вирус полностью уничтожили людей! зато небоскрёбы, стадионы, парки и дороги остались совершенно нетронутыми.

С 2000 года Китай строит каждый год более 20 новых современных городов, но они остаются незаселенными! Сегодня это более 64 миллионов пустых домов (не квартир)!

В 2010 году китайские СМИ сообщили о том, что ГосЭлектросеть КНР проконтролировала за полгода потребление электричества в 660 городах, и обнаружила на электросчётчиках 65,4 млн. квартир нулевые показания – значит здесь никто не живет!

Этих квартир достаточно для проживания более 200 млн. человек.

C каждым годом Китай наращивает свой военный бюджет сейчас он равен 78 миллиардам долларов, а «скрытая его часть может составлять еще 30-40 процентов от этой суммы». Армия и флот КНР оснащены самым современным вооружением.

Под всеми этими городами построены подземные убежища, рассчитанные на прием сотен миллионов человек. Пекин дает понять всему миру, что он вполне готов к ядерной войне. Подземные убежища, как известно, являются наиболее эффективной защитой от ядерных взрывов и их поражающих факторов (ударной волны, проникающей радиации, светового излучения, радиоактивного заражения).

18 августа 2014 О городах-призраках в Китае сказано и написано много. Напомним: речь идет о построенных в разных, порой очень негостеприимных, регионах страны огромных комплексах, включающих в себя офисные небоскребы, административные здания, жилые башни, дома и прочее, что принято называть городской застройкой, вплоть до университетов. Все это связано дорогами, сетью коммуникаций, поддерживается в порядке, но… пустует.

По некоторым данным, в Китае сейчас более двадцати таких городов-призраков, а всего в стране, по некоторым оценкам, пустует около 64 миллионов домов. И это в Китае, где перенаселенность крупных городов давно уже стала общенациональной проблемой!

Почему в городах-призраках не живут (или почти не живут) люди - понять нетрудно. Трудолюбивым и деятельным китайцам просто нечего делать в странных городах, где отсутствуют промышленные объекты. А вот с какой целью такие города были спроектированы и построены – на этот вопрос четкого ответа обозреватели Интернета пока не нашли, хотя недостатка в версиях нет.

Высказывается, например, такое предположение: Китай готовится к мировому военному конфликту и новые города – своего рода «бомбоубежища», где будут спасаться жители мегаполисов. Критики такая версия не выдерживает – трудно представить себе десятки миллионов людей, заселяющих дорогое элитное жилье «по тревоге».

Есть и версии, выглядящие более правдоподобно. К примеру, предполагается, что жилье в городах-призраках выкуплено еще в ходе строительства, но хозяева живут в других городах и используют квартиры в качестве вложений капитала. Однако и эта, «рыночная версия», тоже не выдерживает серьезной критики. В Китае не так много богатых людей, как иногда считают, а дорогие элитные квартиры в пустых городах нужно охранять и поддерживать в порядке, что наверняка обойдется недешево. К тому же в городах-призраках, как можно видеть на многочисленных снимках в Интернете, построено не только жилье – там много государственных и муниципальных объектов.

Наиболее вероятной представляется следующая версия: строительство городов – предпринятая руководством Китая антикризисная мера. Вроде тех, что в 30-х годах прошлого века, в разгар «Великой депрессии», в США предпринимал президент Франклин Рузвельт. Его программа «общественных работ» - строительства дорог, школ, больниц, тюрем – помогла победить безработицу и вывела Америку из глубокого кризиса.

Разница лишь в том, что подобную меру в Поднебесной предпринимают, не дожидаясь кризиса или рецессии, а как бы «в упреждение».

К этому китайских руководителей могут подталкивать объективные причины: резервы индустриализации уже исчерпаны, темпы роста ВВП замедляются, и внутренний экономический кризис, при том, что экономика использует в огромных количествах заемные средства, может случиться в любой момент. Первыми жертвами, в результате социально-экономической напряженности, как это всегда бывает при кризисах, станут нынешние мегаполисы. Вот тогда и пригодятся «города-призраки» как новые инвестиционные площадки. Это тоже вариант «заселения по тревоге», только не военной, а экономической.

Сюжет о городах-призраках довольно популярен в интернете. Туда регулярно попадают такие города, как Припять и Детройт. Но с ними-то все понятно, а вот китайские города-призраки вызывают настоящее изумление. Кто и зачем строит эти огромные пустующие мегаполисы, почему в них почти никто не живет? Кстати таких мест в КНР немало, причем есть как целые города, так и районы в довольно оживленных мегаполисах. Давайте познакомимся с этим феноменом поближе.

Интересно, что за годы подъема китайской экономики в этой стране успели понастроить не только жилые кварталы. Воображение зарубежных журналистов поражают не только ровные ряды многоэтажек. Не менее впечатляюще выглядят многоэтажные гипермаркеты, обширные парки развлечений и потрясающие воображение театры и музеи, напоминающие кадры из фантастических фильмов о далеком будущем. Не менее странно выглядят огромные пустые площади, и прекрасные магистрали, где хорошо, если в день проедет с десяток авто.

Возникает подозрение, что власти страны просто решили пристроить десятки тысяч свободных пар рук, ведь, как известно, трудовые ресурсы в стране имеются в избытке. Или власть предержащие, таким образом, отхватывают куски от государственных субсидий? Также раздаются голоса, что это порождение грандиозного «пузыря» на рынке недвижимости, который уже начал серьезно тревожить Пекин. Правда есть и более позитивное мнение. Предполагается, что это просчитанное на много лет вперед инвестирование в жилую и деловую инфраструктуру, которое в будущем позволит Китаю поддерживать те же темпы роста экономики.

Все началось с закона, 15 лет назад позволившего гражданам КНР приобретать недвижимость в собственность. Рынок недвижимости начал расти практически сразу, породив немало миллионеров и миллиардеров. В стране началось не только активное строительство новых жилых районов в уже существующих населенных пунктах, но и появились совершенно новые города. Окраины больших городов уже не напоминают те «шанхаи», которые в Советском союзе служили синонимом трущоб. Сейчас это огромные, как у нас говорят «спальные районы» из типовых домов, где власти, в отличие от многих городов СНГ, не забывают о сопутствующей инфраструктуре. Здесь есть все – широкие проспекты, школы, больницы, административные здания и пр. Нельзя отрицать, что такое активное строительство не только помогало осваивать огромные средства, оно подняло смежные отрасли экономики, что в свою очередь тоже положительно сказалось на росте ВВП.

Однако столь щедрое инвестирование строительства привело и к ряду негативных последствий. Несмотря на то, что многие китайцы до сих пор живут в довольно стесненных условиях, в стране пустует огромное количество жилья. Дело в том, что, несмотря на низкие проценты по ипотеке во многих китайских мегаполисах сформировались целые пустующие районы, возводимые в расчете на рост спроса. Там пустуют не просто квартиры или коттеджи, а многоэтажные дома и целые улицы.

Но, Китай, имеющий огромные средства, все строит и строит. При этом, такие гетто, как для , скорее исключение, чем правило. Сейчас новые районы, это не только многоэтажки с благоустроенными квартирами, но и вся необходимая инфраструктура. Причем, не просто дороги, школы и больницы. Активно возводятся здания под вузы, новые крупномасштабные административные и общественные центры, включая правительственные здания, музеи, театры и огромные торговые моллы. Все это тоже стоит почти пустым, лишь изредка сюда наведываются жители соседних старых районов. Особенно впечатляюще выглядят центральная площадь и огромный супермаркет в Синьяне – из людей только уборщики, да редкая машина промчится по прекрасной дороге.

С 2005 года, то есть со дня открытия пустует New South China Mall торгово-развлекательный комплекс Дунгуана, города на юге КНР, по своим размерам, уступающий лишь Дубаи-Моллу – самому большому сооружению данного типа в мире. Этот комплекс рассчитан на 2350 магазинов, но работают здесь лишь несколько точек общепита и трасса для картинга, размещенная на никому не нужной парковке.

New South China Mall (фото)

Этот комплекс напоминает Лас-Вегас яркими копиями мировых архитектурных знаменитостей. Здесь есть сектор, стилизованный под Париж, маленький Амстердам, Египет, Венецию и т.д. Причина запустения в том, что торговый центр находится вдали от популярных автострад, хотя до сих пор поддерживается в рабочем состоянии. Вероятно, в надежде на то, что ситуация изменится.

То же самое можно увидеть и в новых микрорайонах Сучжоу — мегаполиса, расположенного в низовьях Янцзы. Также азиатский размах, хотя почему азиатский – советские градостроители тоже нарисовали немало подобных проектов, вот, правда, воплотили куда меньше. Или еще один яркий пример — комплекс аттракционов «Медовое озеро» под Шэньчжэнем, до жути напоминающий фотографии парка культуры и отдыха радиоактивной Припяти — одного из самых известных городов-призраков мира.

Под Шанхаем тоже есть пустующие районы, причем с довольно милой, стилизованной под европейскую архитектурой. К примеру, Цяндучен возведенный в 2007 году и рассчитанный на 100 тысячное население, является маленькой копией Парижа. Причем китайцы не поленились возвести здесь даже собственную Эйфелеву башню. Интересно, что до сих пор здесь почти нет жителей, и некоторое оживление наблюдается лишь благодаря молодоженам, фотографирующимся на фоне копии главной парижской достопримечательности. В Thames City – симпатичном английском городке, наблюдается та же ситуация.

Европа в Азии (фото)

Правда, районы, напоминающие пригороды европейских столиц, это скорее исключение. В основном в Стране возводят улицы из типовых многоэтажных домов. Классический пример – Чэнгун, спутник мегаполиса Куньмина с 6 миллионным населением. Здесь тоже пока мало кто живет, но администрация Куньмина и некоторые другие госучреждения уже переехали в новые здания.

Но самый известный город-призрак Китая, это наверно Канбаши, находящийся в провинции Внутренняя Монголия на севере КНР. Его строительство началось в 2003 году, и сразу было заявлено, что он рассчитан минимум на 1 миллион человек. В этот «Дубай северного Китая» превратился в грандиозную стройку, куда было вложена астрономическая сумма — порядка 161 млрд американских долларов.

При этом к настоящему времени построено жилье всего для 300 тысяч жителей, а реально в городе проживает около 100 тысяч. Такие затраты частично можно объяснить крупными вложениями в инфраструктуру, качеству которой можно только позавидовать. Здесь также чиновников заставили перебраться в новые административные здания. В данном случае это обязали сделать госучреждения городского округа Ордос из города Дуншэн. При этом семьи чиновников по-прежнему живут в обжитых районах и те каждый вечер возвращаются к ним в Дуншэн.

Новый город получил известность в интернете, не только из-за пустых улиц и магазинов, но и благодаря огромной площади Чингисхана с более чем внушительными скульптурами, напоминающими о прошлом региона. Стоит также отметить различные общественные здания, представляющие собой прекрасные образчики современной архитектуры. Например, оригинальный городской музей, национальный театр или библиотека, напоминающая стопку гигантских книг.

Что такое города-призраки Китая

Тех, кто попадает в эти сюрреалистические населенные (вернее не населенные) пункты в первую очередь задается вопросом – зачем их построили? Одни уверены, что это последствия «пузыря» на рынке недвижимости, появившегося благодаря инвестиционному буму, искусственно вызванному государством. Другие считают, что у городов вроде Канбаши вполне радужные перспективы. Правы скорее вторые, потому что планы Пекина по переселению в города 100 миллионов сельских жителей планомерно проводятся в жизнь и постепенно «города-призраки» обретают своих жителей. При этом надо отметить, что немалая часть квартир в пустующих домах уже давно нашла своих хозяев. Ведь многие китайцы активно инвестируют в недвижимость, приобретая и вторую и третью квартиру, а так как самое дешевое жилье находится именно в новостройках, то оно, скорее всего и находит своих покупателей. Сами владельцы при этом продолжают жить в старых районах. Многие граждане КНР, получив возможность приобретать недвижимость, сделали ее объектом инвестиций.

Китайское правительство, задавшее столь потрясающие темпы строительства, прекрасно понимает, что столь огромные объемы свободных финансовых средств нужно вкладывать в реальные дела, в том числе в инфраструктуру и недвижимость. Ведь со временем эти, на первый взгляд, бездумные расходы принесут свои дивиденды. Поэтому в Китае столь активно возводят не только новые городские районы и деловые кварталы, но и целые города. Строительство современных авто- и железных дорог, просто поражает воображение. Например, китайская часть трассы « », которая разрежет вдоль всю страну, а вы знаете, что средняя скорость поездов в Китае уже сейчас составляет 200 километров в час? Представляете подобную скорость на российских железных дорогах? Что-то об этом даже не заговаривают, хотя при наших расстояниях, это более чем необходимо.

Вернемся к Канбаши. Этот город однозначно через несколько лет превратится в очень оживленное место, потому что место для него выбирали не просто так. Он расположен возле богатейших месторождений природного газа и угля – ископаемых, в которых Китай крайне нуждается. Как только их начнут активно разрабатывать, тем активнее начнет заселяться Канбаши. Кроме того, пример Ордоса, самого богатого города Китая, где ВВП на душу населения вдвое выше, чем в столице страны Пекине, говорит о прекрасных перспективах Канбаши. Ведь он является спутником Ордоса.

В отличие от американских городов-призраков, вроде недавно обанкротившегося Детройта, китайские города-призраки ждет светлое будущее – рост населения, активная деловая и общественная жизнь.



Похожие публикации