Правильно утилизировать иконы. Куда девать старые иконы из дома

Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону, нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?

Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничится лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе). При подборе икон следите за тем, чтобы они были, единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость, как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6,3) отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь... (Лев. 20, 26)

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.
Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – тот, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет - доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочипгания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев учили: «...и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь воздаваемая образу преходит к первообразному, и поклоняющиейся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения...» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитве после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш...».

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице по зади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Как поступать с полиграфической продукцией православного содержания - не только открытками, но и газетами, брошюрами? А еще - с черновиками текстов с цитатами из Евангелия, конвертами с изображениями икон, да даже упаковками от шоколада с видами Киево-Печерской Лавры…

Подобные вопросы мы адресовали дежурному викарию Киевской Митрополии, которым в тот день оказался наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона.

Поздравьте лучше лично

– Владыка, ведь и Вы тоже получаете к праздникам множество поздравительных открыток, на которых изображены ангелы и святые, конверты с иконами Богородицы. Как правильно поступить с такой продукцией, ведь складывать и хранить всё это не всегда есть возможность?

– Во-первых, намного лучше, на мой взгляд, поздравлять с праздником родственников, друзей и знакомых лично. Если есть возможность, прийти в гости, если они далеко, то позвонить, связаться по скайпу. Всё-таки открытка - это некое поверхностное отношение к поздравлению, а суть в том, чтобы поговорить с человеком лично. Ведь ничто не заменит настоящего живого теплого слова.

Если же вы решили поздравлять открыткой или другим письменным образом, то, конечно же, было бы хорошо написать на красивом бланке или выбрать открытку, не имеющую никаких иконописных или иконографических изображений, чтобы потом у человека не было мучений, куда ее девать.

Как поступать с православной полиграфией?

По церковным правилам, священные изображения, которые пришли в негодность или не могут уже использоваться для молитвы, утилизируются методом сжигания. В макулатуру их лучше не сдавать, тем более, нельзя выбрасывать в обычный бытовой мусор. Лучше какое-то время их где-то хранить и раз в год сжигать - на даче или на природе.

Все-таки икона – это свидетельство о Боговоплощении, это тот образ, взирая на который, мы умом восходим к первообразу – тому, кто изображен. Когда иконы стали изготовлять полиграфическим способом, их высокое значение несколько утратилось. Это уже не тот священный предмет, который находится дома на особом месте, перед которым предстоят в благоговейной молитве. Икона перешла в разряд какого-то фетиша и сувенирных изделий. Это не хорошо и не правильно, и поэтому, в частности, лучше избегать использования иконописных изображений на открытках.

Не «коллекционируйте» просфорки

– Можно ли приносить полиграфическую продукцию для сжигания в храмы?

– Лучше не обременять приходские храмы своими проблемами.

У нас в монастыре, например, некоторые несознательные люди оставляют заплесневевшие просфорки. Просфора нужна для того, чтобы вкушать ее по окончании Божественной литургии. Брать домой ее допустимо только в том случае, если вы ее разрежете и будете хранить в сосуде, где она не испортится. Но хранить не бесконечно, а определенный период времени, вкушая каждое утро натощак со святой водой.

Тем более недопустимо коллекционирование просфорок из различных святых мест. Как мы знаем, у многих православных христиан, особенно у неофитов, дома собраны целые выставки: «это просфорки из Почаева, это - из Троице-Сергиевой Лавры, а вот это мне привезли из Дивеево».

Повторюсь: просфора – это священный хлеб, который предназначен для вкушения, а никак не для коллекционирования и длительного хранения.

То же касается и многочисленных других «святынь»: камушков, веточек, песочка, маслица и т.д. Мне кажется, лучше избегать привозить из паломничества вещи, которые будут хламиться, загромождать квартиру, в итоге – ничего не добавлять душе человеческой.

Господь сказал в Евангелии: «Сыне, даждь ми свое сердце». В первую очередь, Богу нужен дух сокрушен, сердце сокрушенно… Нужны наши молитвы, наши добрые дела. Вот это действительно то, что Господь приемлет и с любовью лобзает.

А православный фетишизм нужно стараться искоренять из нашей жизни.

Священные тексты нельзя утилизировать. А в остальном – смотреть по ситуации

– Что делать со старыми православными газетами, распечатками религиозных текстов из интернета? Их можно сдавать в макулатуру или тоже сжигать?

– Это уже начинается некое «отцеживание комара», иудаизм православного обряда…

Сейчас практически в любой газете могут встретиться цитаты из Священного Писания. Не станете же вы высматривать, где именно находится священный текст…

Нужно понимать, что есть Священное Писание, как средоточие текстов, предназначенных для того, чтобы человек назидался, приближался к Богу через знание Закона Божия, через стремление исполнения его. Пришедший в негодность напечатанный евангельский текст, конечно же, нельзя утилизировать обычным путем.

Но перерывать бумаги в поисках возможных цитат – тоже не совсем правильно. Все должно быть разумно.

– Макулатура – это ведь некий элемент сохранения окружающей среды. Что плохого в том, чтобы сдавать туда православные газеты и черновики?

– Сохранение среды, забота об экологии - это с одной стороны. Но почему мы избегаем выбрасывать в мусор церковные вещи? Потому что так они попадают в загрязненные, нечистые места, валяются там, попираются.

Сданные в макулатуру бумажные изделия, в том числе, православного содержания, используются впоследствии в самых различных формах - вплоть до туалетной бумаги. Если вас не смущает, что то, что вы несете сдавать в макулатуру, окажется потом в виде рулонов в туалетных комнатах, тогда смело несите.

Еще раз повторюсь, главное - это благоговейное отношение к святыне, к священным изображениям и иконам. Перед иконами нужно молиться, тексты нужно со вниманием читать. Вот об этом нужно в первую очередь радеть и беспокоиться.

Среди вопросов, задаваемых священнику, одни из наиболее часто повторяющихся - те, которые касаются обращения с предметами, имеющими сакральное значение: от иконы и нательного крестика до упаковки пасхального кулича с изображением собора на ней. Если вы, наш уважаемый читатель, человек давно воцерковленный и опытный в духовных вещах, эта статья едва ли что-то добавит к вашим знаниям. Но если вы только начинаете свой путь к Храму, и многое в повседневном христианском делании вам пока не совсем понятно - она для вас.

Отмахиваться от вопроса, как обращаться с предметами религиозного назначения - мол, благочестие подскажет - никак нельзя. Благочестие приходит с опытом духовной жизни, а вот предметов с изображением священных символов в нашей жизни с каждым новым годом появляется и со временем выходит из употребления всё больше и больше. Что поделаешь: массовое производство! Сколько у каждого человека дома сломавшихся крестиков, печатных иконок с поблекшим изображением- благословений с давнего освящения храма, треснувших лампад, ветхих газетных вырезок и портретов чтимых старцев из каких-то журналов - порой и не сосчитать. Все это можно довольно долго терпеливо складировать, но рано или поздно наступит день, когда придется от критической массы этих вещей избавляться.

Как это сделать правильно? Наилучший вариант - отнести в храм. На каждом приходе есть так называемое непопираемое место, где вышедшие из употребления предметы церковного обихода сперва сжигают в особой печи, а затем, уже в виде золы, закапывают в землю. Часто непопираемое место - это колодец или яма на подворье, куда сливают остатки освященной воды и высыпают золу от сожженных церковных предметов.

Но в храме у вас на утилизацию примут далеко не всё. Поэтому и проще, и быстрее решить этот вопрос самому. Разумеется, не нарушая при этом христианского благочестия. Однако благочестие - это особое состояние, трудно описываемое словами; попытаться формализовать его на все случаи жизни будет делом бессмысленным и даже вредным. Тем не менее, в интересующем нас вопросе кое-какие правила, самые общие, вывести все-таки можно.

Итак, бумажные иконы, вырезки, ветки вербы, и пучки травы, ветхую литературу, остатки просфор и все прочее, что может гореть, лучше всего предать огню. Не столь важно, где именно это сделать (хотя о правилах противопожарной безопасности забывать ни в коем случае не стоит), как то, в каком настроении и с какими мыслями. Ни образ святого, запечатленный на ветхой иконе, ни молитва ему, напечатанная на обратной стороне, от нашего действия никак не пострадают и не умалятся - мы сжигаем лишь материальный носитель, чтобы сама святыня каким-то случайным образом не подверглась попранию. То есть делаем именно то, что христианину делать не только можно, но и должно. Вот что говорит апостол о высоком достоинстве каждого христианина, обращаясь к верующим-мирянам: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас» (1 Пет. 2, 9).



Золу, оставшуюся после сожжения, лучше всего закопать, развеять по ветру или ссыпать в чистую проточную воду, призвав, образно говоря, на помощь в благом деле одну из природных стихий - или все четыре сразу. Можно зарыть золу дома, например, в цветочных горшках - и цветам польза, и проблема с оставшимся от утилизации решена. Скорлупу от пасхальных яиц, в изобилии остающуюся после празднования светлого Христова Воскресения, плотную упаковку, в которой выпекают куличи, а также другие органические материалы, сжечь которые в домашних условиях полностью невозможно, нужно хотя бы обжечь и также предать земле.

А как же быть с пластиком? Бутыли из-под святой воды и освященного масла, полиэтиленовые пакеты и прозрачные пластиковые коробки занимают весьма большой объем, поэтому их хранение дома может быстро стать настоящей проблемой. Во-первых, все эти уже не нужные вещи необходимо освободить от бумажных ярлыков и этикеток, на которых имеются священные символы и слова. Затем тщательно промыть их проточной водой и потом со спокойным сердцем отнести в мусорный бак. Лучше всего - в тот, который специально предназначен для пластика: сейчас такие есть во многих городах. Послужив святыне, такой пластик будет переработан и еще раз послужит людям. То же самое касается стеклянных флаконов и бутылок: их нужно освободить от этикеток, промыть и, по возможности, сдать - а в крайнем случае просто выбросить. А снятые ярлыки и этикетки - сжечь.

К сожалению, благоговения прошлых времен у ныне живущих поколений не наблюдается. На бутылках с вином, упаковках постного майонеза, посыпки для куличей и других товарах, предлагаемых нам в магазине, можно встретить изображения храмов, икон и даже символ креста. В случае, если мы такие товары приобрели, от священных символов и изображений их нужно освободить, после чего упаковку можно утилизировать в обычном порядке, как бытовые отходы. А вырезанное, опять же, сжечь.



Лампадное масло хорошего качества выгорает полностью, и никаких проблем с его утилизацией возникать не должно в принципе. А вот треснувшую лампаду или осколки от разбитого керамического подсвечника, стоявшего в красном углу, лучше всего будет отнести в храм. Если это по каким-то причинам представляет собой проблему - нужно, как уже было сказано, омыть их проточной водой и закопать вдалеке от мест, где ходят люди или животные. А вот нательные крестики или большие иконы в любом случае придется отнести в храм.

Николай Смирнов. Натюрморт

Заметим, что благочестивое отношение к иконам, освященным ветвям, духовной литературе необходимо не только и не столько во время их утилизации, как в тот период, когда мы ими пользуемся. Об аккуратном отношении к книгам представители старших поколений много слышали от своих родителей и бабушек с дедушками - к иконам же и другим освященным вещам это относится еще в большей степени. Бережное обращение с предметами религиозного обихода позволит им послужить намного дольше, существенно отдаляя момент, когда они, наконец, потребуют утилизации.

Коллекционирование икон, распятий, духовных книг может стать разновидностью страсти. Ничего благочестивого в подобном собирательстве нет, скорее даже наоборот. Вместо того, чтобы ощущать каждую икону, каждую книгу как нечто уникальное и единственное в своей жизни, как источник размышлений о горнем и окно в благодатный мир, человек, просто увлекается накопительством, которое, по большому счету, ничем не отличается от собирания модных гаджетов или красивой посуды - и духовному деланию в христианском понимании ровным счётом никакого отношения не имеет.

Если вам приходилось бывать в домах, от пола до потолка заставленных иконами и дорогими книгами, увешанных распятиями и лампадами, благословениями со святой земли и прочими вещами, вы, возможно, припомните необычное ощущение. Вместо излияния благодати, которое, казалось бы просто обязано произойти при такой концентрации святынь, вы вдруг чувствуете скованность, неудобство, смущение. В голову помимо вашей воли приходят мысли о том, как бы чего не задеть, не разбить, не огорчить хозяина невежественным вопросом о происхождении и назначении той или иной вещи… Дом христианина - это всё-таки не музей; жилище должно оставлять у гостей чувство уюта, комфорта, умиротворения. Да и жизнь наша земная не вечна: не станет хозяина - как распорядятся преемники всеми оставшимся после него предметами, большой вопрос.

И еще одна тема, подобная предыдущей. Относится она тоже к своего рода коллекционированию - однако в данном случае предметом собирательства выступают церковные просфоры. Эта из Почаева, эта из Киева, а эта из Троице-Сергиевой лавры. Некоторые люди из ложно понятого благочестия собирают целые экспозиции из просфор, чего делать, конечно же, нельзя: в лучшем случае все они превратятся в подобные камням сухари, в худшем же - покроются плесенью. Просфора предназначается для вкушения после церковной службы. Если она сохраняется дольше, чем на один день, то исключительно с целью употребления её по утрам натощак, вместе со святой водой. Однако в таком случае просфора должна хранится в особом сосуде, предотвращающем ее заплесневение и заветривание.

И вот о чём ещё, пожалуй, необходимо сказать. Почти на каждом приходе есть люди, лучше всех остальных осведомленные в вопросах утилизации предметов церковного обихода. В ироничном, разумеется, смысле: они не только досконально знают, как с чем нужно поступать, но и с пристрастием расспросят вас, как вы делали это до встречи с ними, и не без удовольствия обличат вас в неосведомлённости и греховных действиях.

Подобных разговоров лучше всего избегать. И самому не увлекаться чрезмерно внешней стороной этих действий: наше благочестие, повторимся, гораздо больше проявляется в сердечной, сосредоточенной молитве у иконы, чем во время её утилизации.

И напоследок - о вещах вроде бы и не церковных, продающихся в магазинах, ларьках и в отделениях почты - и, тем не менее, имеющих отношение к вере. Это открытки, конверты и календари - перекидные, отрывные и прочие, которых сегодня предлагается великое множество. Купленные в светском магазине или учреждении, освященными предметами они считаться не могут - ведь едва ли кто-то их освящал. Тем не менее на них изображены евангельские сюжеты, лики Спасителя, Богородицы и святых, нанесены тексты молитв, названия и перечисления церковных праздников. Поэтому такие вещи, когда они отслужили своё, лучше всего сжечь точно также, как предметы, приобретенные в лавке при храме. Некоторые люди, скопив немалое количество такого рода полиграфических изделий, после сдают их в макулатуру. Вроде бы логично: это же не из храма. Если не смущают мысли о том, что в переработанном виде такая полиграфия пойдет на производство чего угодно, вплоть до туалетной бумаги - можно поступить и так. Но лучше все-таки сжечь.

И напоследок важное уточнение, которое кому-то, возможно, покажется лишним, а кому-то прояснит пока не до конца понятное. Утилизируемые предметы сжигаются не как топливо - в печке или в мангале для шашлыка - а просто выводятся таким образом из употребления. Если от взаимодействия с ними человек получил хоть какую-то духовную или душевную пользу - значит, их производство, приобретение и пребывание в жилище были делом не напрасным.

В. Сергиенко

Количество записей: 327

Здравствуйте, благословите, отец Максим! Конечно, понять человека, которого знаешь только по переписке, очень сложно. Понимаю, что Вы очень занятой человек. Но у меня нет другой возможности рассеять свои сомнения, только жадно ловить каждый миг беседы со священником. Вы уж простите, что отнимаю у Вас время. Я не лукавлю, когда пишу, что самая грешная в приходе. Вот, приеду в Храм, исповедуюсь, причащусь. На душе становится радостно, словно ласточка в душу залетела. Выхожу из Храма, и столько грехов наделаю, что хоть плачь! А то вдруг нападает такое уныние, что и молитвы на ум не идут. Вы мне очень помогли, спасибо Вам и низкий поклон. У меня ещё есть просьбы к Вам. Посоветуйте, какие книги нужно почитать, что бы правильно выстроить свои взаимоотношения со священником? Я вдруг поняла, что верующие люди какие-то другие. Это новый и пока не понятный мне мир. Я этот мир хочу понять. Но как, не знаю. Вера у меня какая-то ещё поверхностная, молитвы не проникают в душу. Верую в Господа, но, каюсь, нет такой любви, что жизнь бы смогла отдать за веру. Можно, я буду к Вам иногда приставать с вопросами? К нам в приход для Храма принесли две старые иконы. Коробки икон поедены шершнем, это мы отреставрируем. Но вот нигде не могу найти фольгу, чтобы заменить облачения. Может быть, подскажете, где можно выписать фольгу? С низким поклоном к Вам,

Людмила

Разумеется, спрашивайте. Вы правильно отметили, что верующие - это другой мир. И это очень сложный мир, не только с добродетелями, но и со своими болезнями. Даже традиционное "спаси тебя Господи" могут сказать с разным смыслом. Я Вам дам смелый совет: почитайте таких авторов как Олеся Николаева (матушка о.Владимира Вигилянского). Это художественное православное чтиво. Можно почитать матушку Юлию Сысоеву (вдову убитого о.Даниила). Все это есть в интернете. Есть сайт "Русский журнал". Кое-что есть на нем. Например, "Мэне,текел, фарес" Николаевой. А фольга на иконах мне не нравится.

протоиерей Максим Хижий

Можна ли вешать Икону над головами где спим?

Людмила

Здравствуйте, Людмила. В принципе можно. Но, лучше расположить божницу в таком месте, где Вы будете только молиться, и куда удобно будет подойти.

Иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте!Моя дочь выходит замуж.Подскажите,пожалуйста,как следует родителям по православной традиции благословлять молодоженов и какой иконой?Какие молитвы можно читать матери за взрослую дочь и за молодую семью?Заранее благодарна за ответ.

Наталья

Вы можете благословить молодых иконой Богоматери, а родители жениха – иконой Спасителя и тогда эти иконы можно будет использовать на Венчании. Молитесь святым Петру и Февронии, блаженной Ксении Петербуржской.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте, игумен Никон! Две иконки св. мученика Трифона, они отличаются резко друг от друга, почему? Спасибо.

Татьяна

Это совершенно обычно, Татьяна, в этом нет ничего удивительного. Дело в том, что каждая икона – будь то образ праздника или святого – имеет определенную иконографию, то есть устоявшиеся способы изображения. Соответственно, и св. муч. Трифон отображается в нескольких видах, образах. Я не очень силен в иконографии, но насколько я могу судить, икона, где мученик изображен с птицей, тяготеет к афонскому письму примерно XVIII века, а другой образ – к более древней, византийской традиции.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! 1. Скажите можно ли в машине возить в бардачке икону своего святого? 2. Молитвы, переписанные с интернета на лист бумаги, где нужно хранить? 3.В квартире напротив входной двери можно на стену прикрепить икону Божией Матери "Умягчение злых сердец", или надо другую? 4.Я купил в церковной лавке, которая находится в продуктовом магазине, себе новый освящённый православный крестик. Который у меня был до этого крестик, можно его носить с собой в правах, или надо его положить дома в уголок, где иконы? 5.Можно самому брызгать святой водой вещи, мебель? 6 .Нужно ли следовать тому, что написано в Ветхом Завете? Или надо читать только Новый Завет? Вопрос - не читать и не следовать тому, что написано в Ветхом Завете? Например: не умничай много, чтобы сделать дело твоё; не хвали человека за красоту его; не всякого человека вводи в дом твой и т.д. 7. Подскажите, какую молитву читать священномученику Харалампию? 8. Прочитал, что милостыню, когда у тебя просят, нельзя давать деньгами, а надо, например, купить что-то из еды. Это правильно? Благодарю за ответы.

Александр

1. Александр, в бардачке иконы держать не следует, их нужно ставить на наиболее достойное место. Можно прикрепить иконку в машине так, чтобы она была перед глазами, тогда Вы сможете молиться, даже находясь в пути. 2. Молитвы нужно хранить вместе с молитвословом в том месте, где Вы обычно молитесь. Сам по себе листочек помочь не может, молитвы нужно читать. 3. Прежде всего, нужно освятить жилище. Икону перед входом можно поместить любую, лишь бы она служила Вам не для красоты, а для молитвы. 4. Крест должен находиться на груди. Если же у Вас их два, то один можно хранить в святом углу с иконами. 5. Можно кропить вещи святой водой с молитвой: «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь». На праздник Крещения Господня существует традиция кропить жилище и все в доме принесенной из храма освященной водой. Но это окропление не заменяет освящения дома или определенных предметов, которое может совершить только священник. 6. Нужно читать Ветхий Завет, так же как и Новый, вместе они составляют Библию, Священное Писание. Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». (Мф., 5;17). Однако Господь соделал закон более совершенным, поэтому не все ветхозаветные установления нужно исполнять. Например: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф., 5;43-44). 7. Молитва свщм. Харалампию: О пречудный священномучениче Харалампие, страстотерпче непреодоленный, священниче Божий, о всем мире ходатайствуяй! Призри на моление нас, почитающих святую память твою: испроси нам у Господа Бога прощение грехов наших, да не до конца прогневается на нас Господь: согрешихом бо и недостойни явихомся милосердия Божия: моли о нас Господа Бога, да низпослет мир на грады и веси наша, да избавит нас от нашествия иноплеменников, междоусобныя брани и всяких раздоров и нестроении: утверди, священномучениче, веру и благочестие во всех чадех православныя христианския церкве, и да избавит нас Господь Бог от ересей, расколов и всякаго суеверия. О милосердый мучениче! Молися за ны ко Господу, да сохранит от глада и всяких болезней, и да подаст нам изобилие плодов земных, скотов умножение на потребу человеком и вся нам полезная: наипаче же да сподобимся, молитвами твоими, Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже честь и поклонение подобает, со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 8. Милостыню нужно подавать по ситуации. Если Вы уверены, что человек страдает страстью винопития и потратит деньги на удовлетворение своей страсти, то лучше дать ему продукты или одежду – по потребности. Но бывают ситуации, когда действительно нужны деньги, например, на лекарства и т.п.

иерей Владимир Шлыков

ЗДРАВСТВУЙТЕ! СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, МОЖНО ЛИ ПРОДАВАТЬ СТАРИННУЮ ИКОНУ, КОТОРОЙ БЛАГОСЛОВЛЯЛИ БАБУШКУ, МАМУ, ПРАБАБУШКУ, ГРЕХ ЛИ ЭТО? ТЕТКА ГОВОРИТ, ЕСЛИ Я ЕЕ ПРОДАМ, ТО НАЛОЖУ ПРОКЛЯТЬЯ НА СВОИХ ДЕТЕЙ И РОД! ЕЙ НЕ ПОЛЬЗУЮСЬ, ОНА ЛЕЖИТ В ШКАФУ, НУЖНА РЕСТАВРАЦИЯ. ДРУГАЯ ТЕТКА ГОВОРИТ: ОТНЕСИ В ЦЕРКОВЬ, ОНА НЕ ДОЛЖНА У МЕНЯ ЛЕЖАТЬ, А ТО Я БУДУ ПРОЖИВАТЬ СУДЬБУ ТЕХ ЛЮДЕЙ, У КОТОРЫХ ОНА БЫЛА, ПРАВДА ЛИ ЭТО? ТЕПЕРЬ ПЕРЕЖИВАЮ, ВСЕ КА- ТО НЕ ЛАДИТСЯ. МОЖЕТ, ИЗ-ЗА ЭТОГО? КОГДА ОТЕЦ УМИРАЛ, СКАЗАЛ, ЧТОБЫ Я ЕЕ ЗАБРАЛА СЕБЕ, НЕ БУДЕТ ЛИ ЭТО ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ, ЕСЛИ Я ЕЕ ПРОДАМ? Я В ЗАМЕШАТЕЛЬСТВЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК БЫТЬ?

НАТАЛИЯ

Можно вопросик, Наталья? Представим, что Вы ее продали, а у Вас все равно все не ладится – на что кивать будете? На шкаф, в котором икона лежала? Тоже избавляться будем? Послушайте, откуда Вы набрались всей этой ереси? Кто Вам там советует такую чушь? Все это – абсолютная ерунда от первого звука до последнего. Советуйтесь лучше со священниками, а те "советчики" пусть молчат и не фантазируют, если не бельмеса не понимают! А что касается Вашей замечательной иконы – соберите деньги, отреставрируйте и оставьте дома. Такая святыня! Столько родов перед ней молилось! А Вы – «не пользуетесь». Стыдно пренебрегать такой великой святыней! Если сейчас не очень это чувствуете, то потом будете жалеть, что отдали.

игумен Никон (Головко)

Здравствуете, подскажите пожалуйста. Очень неприятно чувствую себя в квартире, хочу ее освятить. Купила сегодня икону Богородицы Виленской Острабрамской. Можно ли ее повесить в доме до того, как батюшка освятит квартиру? Или все-таки это лучше сделать после освящения?

Олеся

Вы приняли правильное решение, квартиру лучше освятить, а икону можно повесить уже сейчас.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте. Вот такой вопрос у меня. Хочу подарить дорогому человеку (парню) серебряный кулон (ангелок). Парень постоянно носит цепочку с крестиком. Можно ли носить на одной цепочке с крестиком этого ангелочка (если ангелочка освятить в церкви). Спасибо, за ответ.

Жанна

Жанна, заочно мне сложно ответить, так как не знаю, что за ангелка Вы хотите подарить, надо смотреть, можно ли вообще его носить. На одной веревочке с крестиком можно носить изображения святых. Покажите этого ангелочка в церкви священнику. Но могу точно сказать, что главное - это православный крест, его ничем заменять нельзя. Выше и сильнее креста ни ангел, ни святой быть не может.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! У меня стоят дома иконы на шкафу, мой отец, ударившись о дверцу шкафа, в порыве хлопнул ею, и на пол упала икона Божьей Матери. Я ее подняла, поцеловала и попросила помилования. Я так переживаю по этому поводу. Подскажите, не является ли это грехом или осквернением, или еще чем-либо? Ведь это случилось нечаянно.

Наталия

Наталия! Вы все сделали правильно. Впредь просто будьте внимательнее, а если совесть беспокоит, покайтесь на исповеди.

иерей Владимир Шлыков

Я вышила икону, обязательно ее освящать?

Виктория

Виктория, все иконы, написанные или вышитые, или иные, освящать в церкви нужно обязательно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Не могу найти именную икону для имени Ульяна. Такая икона есть или можно другую?

Оксана

Оксана, есть святая с именем Иулиания, это то же самое, что и Ульяна, только по-церковному. Если не найдете такую икону, то можно приобрести общую икону Всех Святых.

иеромонах Викторин (Асеев)

День добрый, батюшка! У меня есть икона, она в окладе, оклад стал облезать, краска старая, да и цвет не нравится мне. Позволительно ли мирянину покрасить этот оклад, если нет, то что с ней делать? Спасибо за ответ.

максим

Здравствуйте, Максим. Позволительно-то позволительно, но надо найти специалиста-реставратора, и пусть лучше он сделает, что нужно. Если пока такой возможности нет, можно снять оклад и аккуратно хранить до лучших времен, а потом отреставрировать и вернуть на икону. Самостоятельная реставрация всегда приводит к плачевному результату. Я очень не советую. Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов

Добрый день, батюшка. Недавно ко мне приезжала моя крестная дочь с семьей. До этого она очень серьезно болела, я молилась о ее выздоровлении. Она никогда не слышала о Святой Матронушке, которой я молилась, и я подарила ей иконку, которая стояла у меня. Она была очень рада этому и пообещала молиться Матронушке. Я через какое-то время купила себе точно такую иконку. А сегодня мой муж стал ругать меня за то, что я подарила свою иконку и сказал, что этого делать было нельзя. Подскажите, пожалуйста, права ли я.

Татьяна

Вы поступили правильно! Не надо искушаться!

протоиерей Максим Хижий

Добрый вечер! Помогите, пожалуйста, не могу найти ответы вот уже несколько лет. В нашей семье есть старая икона, принадлежавшая моей прабабушке. Хранится она в сундуке. Слышала, что так с иконами поступать нельзя. Но и достать ее не могу, так как моя бабушка (невестка прабабушки) не разрешала этого делать. Последний раз, когда мы ее попытались посмотреть с сестрой, бабушка была очень не довольна, а через неделю ее не стало... Не думаю, что смерть бабушки и икона как-то взаимосвязаны, но с тех пор страх перед этой иконой не отступает. Подскажите, что делать - хотелось бы ее оставить, это память, да и намолена она, или, может преподнести в дар церкви? Не могу ничего решить...

Юлия

Да что же Вы, Юлия, находитесь в таких недостойных страхах?! Достаньте икону немедленно, негоже ей валяться в темном сундуке. А о каких-то взаимосвязях между иконой и смертью бабушки не фантазируйте. Поставьте икону в красный угол и молитесь, как положено. Ваша бабушка, видно, боялась ее доставать потому, что времена раньше были опасные, только и всего. Не бойтесь, доставайте скорее, приведите в порядок и молитесь!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, у меня долго нет детей. Какую иконку надо иметь дома?

Марина

Марина, честно говоря, взглянув на Ваш электронный адрес, просто хочется перекреститься! Нет слов – сплошные слезы! А что касается вопроса, знаете ли, дело не в иконках – дело в человеке: Господь очень часто не дает детей до тех пор, пока родители сами не вырастут духовно настолько, что смогут дать что-то полезное своему ребенку. Короче говоря, до этого надо дорасти. А «демона» Вашего вы лучше «убейте» - с этого и начнем.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Расскажите, пожалуйста, куда девать календари или иную печатную продукцию с изображением икон? И еще вопрос: мой муж часто ездит по стране в связи с работой, и практически в каждый отъезд его мама дает ему маленькие бумажные иконки. У него уже все кошельки и документы забиты иконами. Можно ли часть их оставить в доме, часть отнести в церковь? Или как лучше поступить? И можно ли отказать маме в очередной раз брать иконки? Уже действительно некуда девать их. Спасибо!

Дом ни одной православной семьи не обходится без икон, это посредник между нами и святыми. Молитва перед иконой сильнее, так перед нами визуальный образ того, к кому мы обращаемся, что очень помогает сосредоточиться. Иконопись известна не одно тысячелетие, и за это время появилось огромное множество икон, но они не могут существовать в неименном состоянии вечно. Если образ сильно повредился, лик святого на нём не читаем, конечно, у её хозяев может появиться желание избавиться от иконы. Единственное правило, которое нужно запомнить навсегда это то, что иконы нельзя выбрасывать как обычный мусор.

Что делать с ветхой иконой?

Ветхие, старые иконы следует отнести в храм. Если образ совсем потерял свой вид, то её сожгут в церковной печи. Сжечь их можно и самим, но не вместе с мусором, а отдельно, в чистоте. Икона всегда остается иконой, в каком бы плачевном состоянии она не находилась. Немного потускневшую икону или с незначительными повреждениями, можно также отнести в храм, возможно, её заберет кто-то из прихожан. Недалеко от входа в храм обычно находится поминальный стол, куда прихожане приносят продукты, чтобы почтить память усопших. Икону можно оставить на поминальном столе, хорошо будет также принести продуктов, выражая тем самым любовь своим почившим родным. Ненужный образ можно отдать в церковную лавку. Не стоит отдавать кому-то икону в плохом состоянии, это будет неуважительно.

Очень старые иконы можно отреставрировать, иногда это оказывается выгоднее с экономической точки зрения, чем покупка новой.

Ведь нередко образ является семейной реликвией, передающийся из поколения в поколение, потерять которого, просто невыносимо для членов семьи.


Иконы бывших хозяев дома

Часто случается такое, что при покупке дома или квартиры, новые жильцы обнаруживают оставленные иконы. В таком случае, как и в любом другом, нельзя выкидывать иконы старых хозяев. Икона – это святыня, к ней нужно относиться с почтением. В том, что вы их оставите, нет ничего плохого. Но если вы сомневаетесь из-за неизвестной вам истории их пребывания в доме, иконы можно повторно освятить.

В родовых домах обычно хранятся иконы, принадлежавшие покойным родственникам, которые молодые не хотят оставлять. Опять же неновые иконы из вашего дома можно отнести в храм или подарить, если образы сохранили свой вид. Многие ошибочно считают, что дарить и принимать образы из чужих рук нельзя, но церковью считается, что дарить их - хорошая традиция. Икона не может причинить вам вреда, так как это священный предмет. Если вы сомневаетесь в её бывших владельцах, её можно принести в храм и попросить её освятить.

Иконы, принадлежавшие чужим людям

Иногда в домах остаются старые венчальные пары, иконы, которые вручают молодым во время таинства венчания, или иконы ангелов-хранителей покойных родственников или старых хозяев дома. Такие образы можно оставлять у себя. Икона – это не оберег, перед ней молятся святому, а потому совершенно неважно, кому раньше святыня принадлежала и по какому поводу появилась у прошлых хозяев. Венчальная пара обычно состоит из иконы Иисуса Христа «Господь Вседержитель» и Богородицы – «Казанская Божья Матерь». Эти изображения святых могут переходить от пары к паре или вовсе попасть к одинокому человеку, это допустимо.

Икона – это символ веры. В отличие от современных картин, святые образы несут в себе поучительный смысл. Каждая икона – произведение искусства, со своей историей и задумкой. Многие иконы очень достоверно передают события, описанные в Евангелие, сюжеты из которого очень часто используются иконописцами. Поэтому к ним следует относиться с уважением и трепетом, а не как с предметом интерьера. И даже, если вы решили проститься со старой иконой, сделать это нужно по правилам, чтобы не обидеть святого, лик которого изображен на иконе, и не навредить предосудительными действиями себе.



Похожие публикации